У «Аэрофлота» рекордная выручка по итогам 2019 года, но инвесторы обеспокоены коронавирусом

У «Аэрофлота» рекордная выручка по итогам 2019 года, но инвесторы обеспокоены коронавирусом

3

Операционные показатели «Аэрофлота» в 2019 году, которые я рассматривал ранее, оказались весьма неоднозначными. Группа отчиталась о рекордном пассажиропотоке по итогам года, но это было связано с ростом количества рейсов. Загрузка самолетов снизилась как на внутренних, так и на международных рейсах.

3 марта «Аэрофлот» опубликовал финансовую отчетность по МСФО за 2019 год. Посмотрим, как операционные результаты повлияли на финансовые показатели группы.

Финансовые результаты

С 2019 года группа начала использовать в финансовой отчетности новые правила учета аренды — МСФО (IFRS) 16. Компания арендует самолеты, и теперь стоимость договоров аренды учитывается в балансовом отчете как обязательство, а раньше расходы по операционной аренде причислялись к операционным расходам в отчете о прибылях и убытках. Группа пересчитала все показатели 2018 года с учетом новых стандартов, что сильно изменило результаты и даже превратило чистую прибыль в убыток.

Выручка группы по итогам 2019 года выросла на 11%: с 611,6 до 677,9 млрд рублей. Это связано с ростом пассажиропотока и пассажирооборота до рекордных для компании уровней. Выручка от регулярных пассажирских рейсов увеличилась на 12% — с 496,5 до 557,1 млрд рублей — и составила более 82% от всей выручки группы. При этом выручка от чартерных рейсов, которые организуют туроператоры, даже незначительно снизилась — до 37,4 млрд рублей. Выручка от грузовых перевозок увеличилась на 2% — до 19,3 млрд рублей — благодаря росту грузооборота, а прочая выручка выросла на 10% — до 64 млрд рублей.

Источник: пресс-релиз «Аэрофлота» по результатам финансовой отчетности по МСФО за 2019 год

Операционные расходы в 2019 году выросли на 12%: с 550,8 до 617,2 млрд рублей. В основном это связано с увеличением расходов на оплату труда на 12% — до 92,4 млрд рублей — и ростом расходов на обслуживание воздушных судов на 21%, то есть до 131,8 млрд рублей. Еще выросли расходы на обслуживание пассажиров, авиационное топливо, связь, страхование, продукты питания и т. д.

Прибыль от операционной деятельности составила 60,7 млрд рублей. Это уровень 2018 года.

Чистая прибыль по итогу 2019 года составила 13,5 млрд рублей, и здесь мы впервые видим серьезные корректировки согласно новым правилам учета. Группа пересчитала итоговые результаты 2018 года по новым стандартам и вместо чистой прибыли в 5,7 млрд рублей получила чистый убыток в 55,7 млрд рублей.

Дело в том, что «Аэрофлот» отразил «бумажный» убыток от курсовых разниц в результате переоценки лизинговых контрактов за весь срок действия, а не в результатах конкретного года. С данными за 2019 год подобное искажение не произошло потому, что группа стала учитывать только курсовую разницу, которая относится к отчетному периоду.

Если привести расчет прибыли за последние два года к общему принципу учета курсовых разниц от переоценки лизинговых контрактов, то скорректированная прибыль по итогам 2019 года выросла на 56%: с 8,7 до 13,5 млрд рублей. Столь сильное влияние курсовых разниц объясняется тем, что большинство договоров аренды самолетов заключаются в долларах США.

Источник: годовые финансовые результаты «Аэрофлота»

Активы группы

Еще один показатель, на который серьезно повлияли новые правила учета, — это активы компании. Теперь в бухгалтерском балансе в качестве обязательств отражаются будущие платежи по договорам аренды. Группа пересчитала показатели за последние три года согласно новым стандартам.

Активы группы «Аэрофлот» сократились на 4%: с 967,8 до 933,3 млрд рублей. За год у компании стало меньше денег и их эквивалентов на счетах: 12,9 млрд рублей в 2019 году против 23,7 млрд рублей в 2018 году.

Дебиторская задолженность и предоплаты увеличились на 23% — до 96,5 млрд рублей. Основную долю в активах теперь занимают внеоборотные активы в форме права пользования — имущество сроком эксплуатации более года, которое группа использует на правах аренды. По итогам 2019 года подобные активы стоили 629,1 млрд рублей.

Эта статья могла быть у вас в почте
Подпишитесь на Инвестник — рассылку для инвесторов, и получайте письмо с главными новостями каждый понедельник

Капитал снова стал положительным, пусть и с не очень значительной суммой около 2 млрд рублей. При этом по новым правилам учета на конец 2018 года у группы был дефицит капитала в размере 61,6 млрд рублей. Ситуация улучшилась из-за сокращения нераспределенного убытка с 31,8 до 24 млрд рублей, а также изменения резервов по инструментам хеджирования с −33,9 до 20,2 млрд рублей благодаря накопленной прибыли от переоценки обязательств по аренде.

Обязательства группы сократились на 10%: с 1029,4 до 931,4 млрд рублей. Краткосрочные обязательства остались примерно на уровне 2018 года и равны 237,4 млрд рублей, а долгосрочные сократились на 13% — до 694 млрд рублей — из-за уменьшения размера обязательств по аренде с 577,4 до 486,3 млрд рублей.

Источник: годовые финансовые результаты «Аэрофлота»

Дивиденды

Действующую дивидендную политику группы утвердили в июле 2014 года. Она предполагает дивидендные выплаты на уровне 25% от чистой прибыли, рассчитанной по МСФО. При этом у компании должны быть приемлемая долговая нагрузка, которая рассчитывается по специальной формуле, и средства на инвестиции и погашение долга.

Но с 2016 года компания платит 50% от чистой прибыли по МСФО согласно требованиям правительства к дивидендам госкомпаний. Раз за 2019 год группа заработала 13,5 млрд рублей, а акций 1110,6 млн штук, размер выплат на одну обыкновенную акцию должен составить 6,08 ₽.

Источник: дивидендные выплаты «Аэрофлота»

Что в итоге

Компания оказалась в непростой ситуации: эпидемия коронавируса заставляет страны отменять или сокращать перелеты на самых опасных направлениях, где шансы заразиться выше всего. Но «Аэрофлот» — государственная компания, что дает ему дополнительное конкурентное преимущество. Основной собственник заинтересован в том, чтобы бизнес авиакомпании не слишком пострадал. Так, группа стала единственным авиаперевозчиком с рейсами в Китай.

Сокращение количества перелетов плохо повлияет на операционные и финансовые показатели компании в 2020 году. Но в долгосрочной перспективе эта ситуация может позволить «Аэрофлоту» увеличить долю на рынке авиаперелетов, если монопольное право на рейсы в Германию, Испанию, Италию и Францию надолго сохранится за компанией.

Низкие цены на нефть могут помочь «Аэрофлоту», поскольку существенная часть его расходов идет на авиационное топливо. Так, по итогам 2019 года эта статья расходов составила более 35% всех расходов компании без учета амортизации. За февраль авиационное топливо подешевело на 1,32%, и если цены упадут еще сильнее, то это может повысить рентабельность бизнеса.

Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

Не совсем понимаю как снижение цен на нефть поможет перевозчику,ведь судя по ценам на АЗС,цена на нефть никак не влияет на стоимость литра бензина!?

1

Игорь, 70% полетов за границу. Там стоимость ТС-1 рыночная. Выгода всё равно будет...

0

Игорь, это "В теории" )))))

0

Сообщество