«Черкизово» (MCX: GCHE) — один из лидеров российского рынка мясной продукции по объемам производства и продаж мяса курицы, индейки, свинины и колбасных изделий. Холдинг контролирует всю производственную цепочку: от выращивания сельхозпродукции и производства комбикормов до переработки мяса и выпуска готовой брендированной продукции для продаж в России и за рубежом.

Компания опубликовала консолидированную финансовую отчетность по итогам первого полугодия 2021 года, где отразила рекордную выручку и прибыль на фоне сильных операционных показателей. Напомню, что рост цен, который затронул практически все отрасли экономики в первом полугодии, не обошел стороной и мясной рынок: средние цены продажи курицы и колбасных изделий «Черкизово» достигли исторического максимума.

Кроме того, бизнес обновил рекорды по объемам продаж в сегментах птицеводства и мясопереработки, что также позитивно отразилось на финансовых результатах компании.

Дисклеймер: если мы пишем, что что-то выросло или упало на X%, то по умолчанию подразумеваем сравнение с данными отчета за аналогичный период прошлого года, если не указано другое.

Финансовые результаты

Благодаря росту цен и объемов продаж, выручка «Черкизово» выросла на 21% и достигла 73,1 млрд рублей. Продажи курицы в денежном выражении выросли на 30%, а индейки и продукции мясопереработки — на 26%. Только в сегменте свиноводства выручка сократилась на 10% из-за падения объемов производства.

В структуре выручки компании основная доля — птицеводческая продукция. Совокупно на продажи курицы и индейки пришлось около 67% всей выручки.

Себестоимость продаж выросла на 21%, до 55,4 млрд рублей. На это повлияло удорожание стоимости сырья и материалов, которые используются при производстве мясной продукции.

Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы также увеличились с 8 млрд до 9,2 млрд рублей. Компания потратила больше денег на зарплаты и расходы на пенсионное обеспечение, а еще выросли почти в два раза расходы на маркетинг и рекламу.

В итоге операционная прибыль выросла на 35% и достигла рекордных 14,8 млрд рублей. Однако с учетом корректировок на разовые и неденежные статьи, рост операционной прибыли составил лишь 7% — с 6,3 млрд до 6,7 млрд рублей.

Процентные расходы компании сократились на 28% и составили 1,6 млрд рублей. Основная причина — рост государственных субсидий с 0,5 млрд до 0,9 млрд рублей, которые компания получает с января 2017 года. Государство оказывает поддержку сельхозпроизводителям, субсидируя их деятельность через аккредитованные банки, которые предоставляют им кредиты по сниженной ставке.

В результате чистая прибыль холдинга выросла на 62% и достигла рекордных 13,4 млрд рублей. С учетом корректировок на разовые и неденежные статьи отчетности — на 48%, до 5,4 млрд рублей, что тоже максимально для данного периода.

Финансовые показатели за первое полугодие, млрд рублей

Выручка Операционная прибыль Скорректированная операционная прибыль Чистая прибыль Скорректированная чистая прибыль
2017 43,3 6,6 5,5 5,1 3,9
2018 44,5 10,5 3,5 8,7 2,6
2019 55,7 6,5 4,5 5,4 3,3
2020 60,6 11 6,3 8,3 3,6
2021 73,1 14,8 6,7 13,4 5,4
Выручка
2017
43,3
2018
44,5
2019
55,7
2020
60,6
2021
73,1
Операционная прибыль
2017
6,6
2018
10,5
2019
6,5
2020
11
2021
14,8
Скорректированная операционная прибыль
2017
5,5
2018
3,5
2019
4,5
2020
6,3
2021
6,7
Чистая прибыль
2017
5,1
2018
8,7
2019
5,4
2020
8,3
2021
13,4
Скорректированная чистая прибыль
2017
3,9
2018
2,6
2019
3,3
2020
3,6
2021
5,4

Структура выручки по сегментам без учета продаж внутри компании

Курица 61,3%
Индейка 5,7%
Свиноводство 14,3%
Мясопереработка 16,7%
Прочее 2%
Курица
61,3%
Индейка
5,7%
Свиноводство
14,3%
Мясопереработка
16,7%
Прочее
2%

Инвестиции, долги и дивиденды

Инвестиции. Капитальные вложения «Черкизово» значительно превысили аналогичные периоды прошлых лет. Рост вложений составил 77%.

В апреле холдинг приобрел компанию «Пит-Продукт» в Ленинградской области. В результате в холдинг вошли еще два мясоперерабатывающих комбината с оборотом 39 тысяч тонн колбас, сосисок и мясных деликатесов в год. Кроме того, в июне завершилась модернизация предприятия «Отечественный продукт», которое будет заниматься производством говяжьих котлет для бургеров: проектная мощность комплекса составляет 13 тысяч тонн продукции в год.

Долги. Чистый долг «Черкизово» вырос на 12%, до 71,8 млрд рублей, за счет роста краткосрочных кредитов и займов. Коэффициент «Чистый долг / скорректированная EBITDA» вырос с 2,4 до 2,6.

Дивиденды. Дивидендная политика компании предполагает, что компания выплачивает не менее 50% от скорректированной чистой прибыли, если коэффициент «чистый долг / скорректированная EBITDA» не превышает 2,5. То есть рост долговой нагрузки до 2,6 — веский повод снизить дивиденды, но исторически «Черкизово» выплачивала дивиденды по той же схеме и при более высоких коэффициентах долговой нагрузки.

7 августа совет директоров «Черкизово» рекомендовал направить на дивиденды по итогам первого полугодия 85,27 Р на одну обыкновенную акцию. Это около 3,5 млрд рублей, или 65% от скорректированной чистой прибыли по итогам первого полугодия. Утвердить это решение акционеры смогут на собрании, которое состоится 22 сентября.

Инвестиционные и долговые показатели за первое полугодие, млрд рублей

Капитальные затраты Чистый долг Размер дивидендов на акцию Коэффициент «Чистый долг / скорректированная EBITDA»
2017 4,6 48,7 134,89 Р 3,3×
2018 4,4 58,6 122,1 Р 2,9×
2019 4 61,2 109,71 Р 3,0×
2020 4,3 64 182,79 Р 2,4×
2021 7,7 71,785 85,27 Р 2,6×
Капитальные затраты
2017
4,6
2018
4,4
2019
4
2020
4,3
2021
7,7
Чистый долг
2017
48,7
2018
58,6
2019
61,2
2020
64
2021
71,785
Размер дивидендов на акцию
2017
134,89 Р
2018
122,1 Р
2019
109,71 Р
2020
182,79 Р
2021
85,27 Р
Коэффициент «Чистый долг / скорректированная EBITDA»
2017
3,3×
2018
2,9×
2019
3,0×
2020
2,4×
2021
2,6×

Что в итоге

Первое полугодие оказалось весьма успешным для «Черкизово». Рост производства и средних цен продажи позволили компании обновить рекорды по размерам выручки и чистой прибыли. Кроме того, компания находит средства как для того, чтобы существенно расширить объем инвестиций, так и для того, чтобы порадовать инвесторов щедрыми дивидендами. Хотя стоит отметить и рост долговой нагрузки, которая пока остается ниже средних уровней последних лет.

Судя по всему, рост цен на мясо продолжится и в третьем квартале. С 24 по 30 августа мясо вторую неделю подряд оказалось в числе наиболее дорожающих продуктов питания. С одной стороны, рост цен позитивно влияет на динамику выручки, с другой — может привести к росту себестоимости производства и снижению рентабельности продаж.

Однако «Черкизово», как вертикально-интегрированная компания, обладает конкурентным преимуществом перед теми мясопроизводителями, которые не контролируют всю производственную цепочку, а значит, сильнее страдают от всплеска инфляции и роста цен.