Неделю назад мы рассказывали о сервисе, который собрал портфель акций на основании отзывов бывших и действующих сотрудников разных компаний. За 11 лет такой портфель показал доходность 18,6% годовых против 12,3% индекса S&P 500. Если вы думаете, что это низкие доходности, то вы ошибаетесь.

Источник: исследование Glassdoor, стр. 14
Источник: исследование Glassdoor, стр. 14
Источник: исследование Glassdoor, стр. 14
Источник: исследование Glassdoor, стр. 14

Как собирали портфель

Сервис Glassdoor помогает найти работу, посмотреть уровень зарплат внутри компании, а также дает возможность анонимно рассказать о трудовых условиях компании и оценить ее и руководство.

На сайте есть профили компании, где указана ее оценка, процент людей, которые рекомендуют работу в ней друзьям, а также рейтинг одобрения действий генерального директора.

Источник: профиль компании Google на Glassdoor
Источник: профиль компании Google на Glassdoor

Сервис с рейтингами компаний запустили в июне 2008 года. В конце года компания объявила номинацию «Лучшие места для работы», в которую попали компании с высоким рейтингом. Из этих компаний сервис выбрал публично торгуемые на американских биржах и собрал портфель из их акций. За время ведения портфеля сервис приобрел акции 134 компаний из 253 номинированных, потому что чуть менее половины компаний не торговалось на бирже.

Номинацию проводили в декабре каждого года. Портфель собирали после объявления номинации 31 декабря и удерживали акции до 31 декабря следующего года, после чего собирали портфель из акций компаний, которые попали в номинацию «Лучшие места для работы» в этом году.

У всех акций разная цена, поэтому при составлении портфеля сервис старался вложить одинаковую сумму в каждую компанию. В учете доходности не считали дивиденды и налоги — учитывали только курсовое изменение цен акций.

Полученную доходность сравнивали с индексом S&P 500, в который входят около 500 крупных компаний, чьи акции торгуются на американских биржах. Это популярный ориентир среди исследователей, чтобы сравнить результаты портфеля с пассивными инвестициями в обычный индекс, который не требует от инвестора расходов на анализ ценных бумаг и отбор акций в портфель.

Наблюдения

Это не беспроигрышная инвестиционная схема. Этот метод отбора акций показал в 2011 году убыток в 7,4% против 0% у S&P 500. Ситуация повторилась в 2016 году: он показал результат хуже, чем у S&P 500.

В 2011 году акции некоторых компаний давали убыток 34—52% годовых. За 2016 год акции Vivint Solar, входящие в портфель Glassdoor, упали на 73%. Но результаты отдельных акций не влияли на доходность портфеля сильно, потому что он в зависимости от года состоял из 21—46 акций и у каждой был равный вес.

Портфель сильно сконцентрирован на двух отраслях. За всю историю ведения портфеля почти половина всех акций приходилась на отрасль ИТ и производства. Такой сильный перекос в сторону двух отраслей может сильно повлиять на будущую доходность портфеля, если произойдет существенное изменение в отрасли.

Источник: исследование Glassdoor, стр. 9
Источник: исследование Glassdoor, стр. 9
Источник: исследование Glassdoor, стр. 9
Источник: исследование Glassdoor, стр. 9

Повторить портфель и его доходность трудно. Сервис ориентирован прежде всего на американские компании. Через российских брокеров можно купить лишь ограниченный набор акций, торгующихся на американских биржах, если у вас нет статуса квалифицированного инвестора.

Например, собирая портфель акций за 2019 год, российский инвестор без статуса квала не смог бы купить 2 акции из 39 требуемых. В разные годы ситуация может изменяться в любую сторону. Чем сильнее будет расхождение в наборе ценных бумаг, тем сильнее будет разница с итоговой доходностью портфеля Glassdoor.

Если вы попробуете повторить портфель через иностранного брокера, то ваша доходность уменьшится из-за комиссий, которые обычно составляют 1 $ и более. Чем меньше портфель инвестора в денежном выражении, тем меньше выйдет итоговая доходность.

Довольный сотрудник — довольный клиент. Наибольшую доходность показали акции из сектора ретейла: продуктовые компании, магазины одежды и прочие торговые сети. Также сектора услуг для бизнеса и ИТ показали доходность выше, чем другие сектора.

Glassdoor указывает, что в одном из исследований они обнаружили тесную связь между удовлетворенностью клиентов и удовлетворенностью сотрудников. Прямой ссылки на исследование не дают, но, скорее всего, это материал компании Do Customers Care How Employees Are Treated.

Но там довольно странная методология исследования: участников просили оценить отели, которые они посещали за последние 12 месяцев. Затем им давали прочитать один случайно выбранный отзыв, оставленный сотрудником этого отеля, — он мог быть положительным, нейтральным или негативным. После этого спрашивали, порекомендуют ли они отель друзьям. Участники, которые прочитали негативные отзывы сотрудников, меньше рекомендовали бы друзьям такой отель. Но тут слишком много «бы», чтобы использовать такие данные для инвестиций.

Можно лишь выдвинуть гипотезу, что, чем теснее сотрудник влияет на продажу клиенту, тем сильнее связь рейтинга Glassdoor с ростом курсовой стоимости акций, потому что довольный клиент — это ресурс для повторных продаж и увеличения дохода компании.

Скорее всего, наихудшие результаты будут показывать компании, добывающие сырье. Потому что в таких компаниях важнее характеристики месторождений и цена на сырье, а не качества сотрудников.

Также можно предположить, что успешным компаниям требуются сильные специалисты, а для этого необходимо создать удобные условия труда и развития для сотрудника. Частично это учитывается в рейтинге компании, когда сотрудник оставляет отзыв через сервис.

Источник: исследование Glassdoor, стр. 16
Источник: исследование Glassdoor, стр. 16
Источник: исследование Glassdoor, стр. 16
Источник: исследование Glassdoor, стр. 16

Слишком маленький период исследования. На мой взгляд, хорошее исследование должно охватывать хотя бы 20 лет. Чем больше период, тем ценнее полученный результат, потому что методология может пройти несколько различных кризисов, фаз повышения и снижения процентных ставок и пережить аномальные события вроде войн. Но сервис запустился только в июне 2008 года, и никаких альтернатив методу нет.

Чем выше рейтинг, тем выше доходность. Связь положительная, но корреляция не слишком сильная, чтобы воспринимать этот тезис как правило. При этом наибольшую доходность показали акции компаний, которые попали в топ-30 премии.

Источник: исследование Glassdoor, стр. 21
Источник: исследование Glassdoor, стр. 21
Источник: исследование Glassdoor, стр. 21
Источник: исследование Glassdoor, стр. 21

Что дальше

Сервис Glassdoor можно использовать напрямую для формирования портфеля акций либо как один из источников сведений при принятии инвестиционного решения. Если вы хотите купить акции компании, которые напрямую связаны с клиентским сервисом или разработкой приложений для клиентов, то сервис может помочь оценить компанию. Анонимные отзывы сотрудников помогут увидеть преимущества и недостатки компании в бизнес-процессах и в отношениях с клиентами.

Любой метод отбора акций по-своему несовершенен. Например, по такому способу отбора не проходили бы акции Amazon, Tesla, Visa и многих других крупных и достаточно успешных компаний.

Если будете использовать сервис для принятия инвестиционного решения, то вот вам ориентир: последние 4 года в подборку «Лучшие места для работы» попадали компании с рейтингом не ниже 4,2.

Даже если не использовать сервис для принятия решения о покупке или продаже отдельных акций, можно использовать его как источник данных о компании. Например, можно узнать, насколько плох CEO в управлении компанией и что он вообще не имеет опыта в отрасли. Такая информация тоже полезна.