Заоблачные оценки облачных компаний и рост спроса на недвижимость

25
Заоблачные оценки облачных компаний и рост спроса на недвижимость
Аватар автора

Сергей Шаболкин

частный инвестор

Страница автора

Недавно в одной книжке я прочитал, что графики — это очень наглядно, поэтому в сегодняшнем обзоре рынка будет много графиков.

Поговорим о паре трендов: как ведут себя акции Zoom и других SaaS-компаний и что происходит с рынком недвижимости в США.

SaaS-компании на исторических пиках

SaaS-компании продают свои услуги по подписке через интернет. По такой модели работает Adobe, Cloudflare, Shopify, Slack, Zoom и часть других технологических компаний.

Все перевели бизнес-процессы на удаленку из-за коронавируса — и это спровоцировало рост спроса на сервисы. Благодаря этому SaaS-компании не просто нарастили выручку, но и показали результат выше прогнозов аналитиков — и повышенный спрос на облачные приложения привел к росту котировок акций SaaS-компаний.

Инвесторы быстро смекнули, что компании выиграют от кризиса. Но теперь акции SaaS-компаний оцениваются по самым исторически высоким мультипликаторам. Причем мультипликатор берет прогнозную выручку за следующие 12 месяцев. По факту может выйти так, что выручке будет меньше прогнозируемой, все же многие выходят с удаленки в офис. Тогда оцениваемая стоимость компаний станет еще больше.

Такая оценка может означать, что инвесторы ожидают продолжения роста выручки на прежнем уровне или даже выше.

Но Morgan Stanley провел опрос среди директоров ИТ-отделов, который показал падение расходов на ИТ-инфраструктуру на 4,4% год к году во 2 квартале 2020 года. Этот результат хуже любого квартала в 2009 году. Более 80% директоров из 100 опрошенных пересмотрели бюджет в сторону понижения.

Ежеквартальный опрос Morgan Stanley директоров по информационным технологиям: компании планируют снижать бюджет на ИТ⁠-⁠продукты. Источник: Gavin Baker со ссылкой на исследование Morgan Stanley
Ежеквартальный опрос Morgan Stanley директоров по информационным технологиям: компании планируют снижать бюджет на ИТ⁠-⁠продукты. Источник: Gavin Baker со ссылкой на исследование Morgan Stanley

При этом Morgan Stanley прогнозирует, что расходы конкретно на SaaS-сервисы у корпораций вырастут на 2,8% в 2020 году, что ниже роста в 5,9% в 2019 году. Но исторически пиковые рыночные мультипликаторы SaaS-компаний отражают противоположное мнение.

Естественно, есть исключения — сервисы, у которых основной клиент не корпорации, а малый и средний бизнес. Например, сервис для создания онлайн-магазинов Shopify с организованной доставкой товаров и прочими дополнениями.

Если все-таки есть желание инвестировать в SaaS-компании, то в текущей нестабильной ситуации стоит обратить внимание на показатель Net Revenue Retention, или Net Dollar Retention Rate, за последний квартал и в динамике.

NRR получают так: складывают полученную выручку за прошлый год, дополнительный доход от повышения цены на услуги — или переход пользователей на более дорогой тариф, приобретение дополнительной услуги, — вычитают доходы от пользователей, которые выбрали более дешевый тариф или отказались от услуг сервиса. Полученный результат сравнивают с выручкой прошлого года. Метрику можно трактовать так: чем больше значение, тем полезнее продукт компании для пользователей на данный момент.

Показатель ниже 100% означает, что старые пользователи постепенно перестают платить за сервис. Компании приходится тратить деньги на привлечение новых и возврат старых пользователей, а также удерживать текущих клиентов с помощью дополнительных скидок. В итоге падает маржинальность бизнеса.

Некоторые компании не раскрывают данные показателя либо, еще хуже, перестают раскрывать, когда он становится ниже 100%. Да-да, Dropbox, мы все видели!

Постепенное снижение показателя — нормальная ситуация, если компания наращивает выручку год от года. На рынок приходят конкуренты, он сужается, привлекать новых пользователей становится дороже. Но для компаний на фондовом рынке показатель около или меньше 100% — низкое значение.

Но долгосрочные перспективы SaaS-компаний выглядят потрясающими, если верить опросам Morgan Stanley. По прогнозам, сервисы по подписке будут отъедать долю рынка у других способов работы с ПО.

Пока только 25% рабочей нагрузки приходится на облачные приложения. Morgan Stanley прогнозирует увеличение доли рынка до 50% к 2023 году.

Net Revenue Retention SaaS-компаний. Темно-красным — компании, у которых заканчивается первый квартал в апреле, светло-красным — компании, у которых он заканчивается в марте. Это важное примечание в контексте коронавируса: наибольшее влияние на результаты компаний оказал апрель. Источник: Jamin Ball
Net Revenue Retention SaaS-компаний. Темно-красным — компании, у которых заканчивается первый квартал в апреле, светло-красным — компании, у которых он заканчивается в марте. Это важное примечание в контексте коронавируса: наибольшее влияние на результаты компаний оказал апрель. Источник: Jamin Ball
Опрос директоров по информационным технологиям американских компаний о типе используемых приложений в компании. On-premise — размещение программного обеспечения на серверах компании, hosted — размещение ПО на сервере или хостинге провайдера, public cloud — размещение ПО на облачном сервере. Источник: Baris Guzel
Опрос директоров по информационным технологиям американских компаний о типе используемых приложений в компании. On-premise — размещение программного обеспечения на серверах компании, hosted — размещение ПО на сервере или хостинге провайдера, public cloud — размещение ПО на облачном сервере. Источник: Baris Guzel

Американцы раскупают недвижимость

Сервис Zillow проанализировал свою и внешнюю базу данных недвижимости. Американцы усиленно скупают дома, из-за чего количество недвижимости в продаже сократилось на 22,4% год к году в июле 2020 года.

Ажиотаж помогает продавцам поддерживать цены на недвижимость. Только для 4,1% активных объявлений в июле 2020 года снизили цену — рекордно низкий показатель относительно 2018 и 2019 годов. Также 35 крупнейших агломераций США имеют наименьшее количество объявлений со сниженной ценой.

Скорее всего, повышенный спрос сформировался благодаря исторически низким фиксированным ставкам по ипотеке.

Если вы убеждены, что ситуация с повышенным спросом на недвижимость продолжится, то у нас есть несколько инвестиционных идей. Можно вкладываться напрямую в строителей и продавцов домов:

Или инвестировать в компании, которые выиграют от строительного бума и спроса на недвижимость:

Еще один способ покупать акции

Один сервис решил собрать портфель. Для этого он опросил бывших и действующих сотрудников: какие компании они считают самыми крутыми и где бы мечтали работать. В результате сервис купил акции тех компаний из рейтинга, которые доступны на бирже.

За период с 2008 по 2019 год такой портфель показал доходность в 18,6% годовых против 12,3% индекса S&P 500, набора акций 500 крупнейших компаний, торгуемых на американских фондовых рынках.

Если хотите узнать подробности исследования — дайте знак в комментариях. Через неделю выпустим разбор.

Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество