ЖКХ
48K

За безопасность лифтов в домах теперь отвечает Ростехнадзор: что изменится

59
За безопасность лифтов в домах теперь отвечает Ростехнадзор: что изменится
Аватар автора

Ирина Половодова

юрист

Страница автора

Правительство вернуло Ростехнадзору полномочия по контролю за эксплуатацией лифтов.

Новый порядок действует с 1 марта 2023 года. Расскажем, как все будет работать и куда теперь жаловаться на неисправный лифт.

Кто должен обслуживать лифт

Когда в здании установили новый лифт, монтажная организация должна заказать выезд аккредитованной испытательной лаборатории. Эксперт из лаборатории проверяет документы и сам лифт: пробует различные режимы работы, смотрит, как ведет себя механизм.

Окончательное решение о вводе в эксплуатацию до 1 марта 2023 года принимал Ростехнадзор. Он вносил лифт в реестр и по бумагам следил, чтобы его вовремя модернизировали или меняли.

Когда лифт запущен, за него отвечает УК или ТСЖ. Управляющая организация должна организовать диспетчерский контроль, осмотры, техническое обслуживание и ремонт лифта. Для этого заключают договор на обслуживание и ремонт со специализированными организациями.

УК раз в год обязана приглашать для технического освидетельствования лифта аккредитованную организацию. Это может быть та же организация, что обслуживает лифт постоянно, а может и другая компания. Если при освидетельствовании найдут серьезные проблемы, лифт могут остановить — пока УК не разберется с ремонтом.

Неисправность лифта УК должна устранить в течение суток, если только речь не идет о капитальном ремонте. Тогда срок можно не соблюдать, а ответственность за ремонт возлагается на фонд капитального ремонта, куда жильцы платят взносы. И даже может потребоваться дополнительный сбор денег — если ясно, что взносы не покроют стоимость ремонта.

Кто контролирует управляющую компанию

На практике сломанные лифты иногда останавливают на несколько месяцев, и люди все это время вынуждены преодолевать лестницы пешком. Управляющая компания ссылается на то, что нет запчастей, денег, специалистов или на то, что не удается найти поломку. А бывает и наоборот: УК не останавливает и не ремонтирует лифт, а он скрежещет при движении, двери еле открываются, а кабина каждый день останавливается по непонятным причинам.

Раньше за всеми опасными техническими устройствами, в том числе лифтами, следил Ростехнадзор. Но 1 июля 2021 года нормативную базу поменяли, а полномочия Ростехнадзора урезали. Это ведомство стало заниматься только бюрократическими процедурами: принимать лифты в эксплуатацию, вести реестр и по документам следить, чтобы их вовремя меняли или модернизировали.

Жаловаться в Ростехнадзор было бесполезно. Если лифт по документам числится исправным, а срок его замены не подошел, значит, для Ростехнадзора нарушений нет.

Квалифицировать поломку лифта как ненадлежащее исполнение обязанностей со стороны УК или ТСЖ было хлопотно. Все списывали на то, что лифты — это сложное оборудование, и даже если их вовремя проверять, они все равно могут сломаться.

Наиболее упертые жильцы пытались решить вопрос в прокуратуре или суде.

  • В одном из домов Кирова лифт вышел из строя, и фонд капитального ремонта выбрал подрядчика для замены. Подрядчик растянул дело на 125 дней, все это время жильцы дома ходили по лестнице. Один из них, инвалид-чернобылец, написал жалобу в прокуратуру. Потребовал взыскать с фонда компенсацию морального вреда — 300 000 ₽.

  • Дело дошло до суда, но судья назначил компенсацию лишь в 20 000 ₽.
  • В Самаре была похожая история: лифт регулярно отключали то на полгода, то на месяц — и так три года. Жительница с шестого этажа пошла в суд и потребовала от УК компенсацию морального вреда — 100 000 ₽.

  • Представитель УК в суде сказал, что они же уже сделали перерасчет — вернули 133 ₽ платы за пользование лифтом. Также он заявил, что УК нанимает подрядчиков на ремонт и обслуживание лифта, но сделать ничего не удается, к тому же запчасти надо возить из других городов. А в последний раз лифт и вовсе ломался из-за грозы — это обстоятельство непреодолимой силы.
  • Суд обязал УК выплатить женщине 2000 ₽.

Что изменится

С 1 марта 2023 года Ростехнадзор сможет проводить полноценные проверки оборудования: выезжать для оценки состояния лифтов и выдавать предписания управляющим компаниям. У жителей будет больше шансов, что жалоба в Ростехнадзор возымеет действие.

В то же время с 1 марта 2023 года упростилась процедура ввода лифтов в эксплуатацию. Ввели уведомительный порядок, то есть Ростехнадзор больше не выдает разрешений. Ведомство просто получает документы от собственника лифта и на этом основании делает запись в реестре о запуске.

Помимо Ростехнадзора остается возможность жаловаться на неисправный лифт в государственную жилищную инспекцию — ГЖИ. В каждом регионе у нее есть отделение, которое принимает обращения.

ГЖИ имеет право проверить, как содержат лифт УК или ТСЖ. Инспекция тоже может выдавать предписания, но, в отличие от Ростехнадзора, сотрудники ГЖИ выезжают для проверки оборудования только по жалобам, а Ростехнадзор будет проводить проверки и без них.

Вот как можно подать жалобу в ГЖИ:

  1. лично отнести в отделение инспекции;
  2. через электронную приемную инспекции или региональный портал госуслуг;
  3. через личный кабинет ГИС ЖКХ.

Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal.

Ирина ПоловодоваКак дела с лифтом в вашем доме? Часто ломается?
  • Ол СенУ семи нянек дитя без глаза7
  • Максим БушуевУ нас был красивый лифт, когда меняли, темно синий внутри и с блестками, как будто заходил, а вокруг ночное небо Но конечно же каким-то не хорошим людям захотелось изгадить красоту и вскоре все гадство решили не смыть, а закрасить серой краской... класс2
  • МироЛюди прочитали статью, но жалобу всервно пишут не туда куда нужно, а сюда в комментах🤦‍♂️1
  • ЮлияМаксим, серая краска – это оружие коммунальщиков.1
  • ТоварищьТак себе,не очень.На девятый этаж пешком 1 в месяц точно хожу:((0
  • user2460286Ужасно работают лифты, большее время стоят в нерабочее состоянии, то сразу два выходят из строя, то по одному, два раза на дню ломается лифт пассажирский или грузовой. У нас многоэтажный, однаподъездный дом, 14 этажей, г. Хабаровск ул Ленина 52А. Звоним постоянно с лифтовую службу что лифт не работает, толку нет, то придёт мастер сделает а через полчаса лифт опять стоит поломан, то вообще мастер не приезжает делать лифт.1
  • Майр Матаев16 этажный новый дом по реновации , всего лишь год как все переехали ! Но весь год почти Каждый день ломаются оба лифта и грузовой и маленький ! Застревают и старики и школьники !1
  • Никита Горшковв прошлом году раз в неделю, сейчас каждый день то маленький то большой0
  • Никита Горшковв прошлом году раз в неделю, сейчас каждый день один из двух не работает0
  • Татьяна ГущинаУ нас в обоих лифтах темно. На панели управления всего 4 лк, а должно быть не меньше 50 лк по ГОСТу.0
  • Марина ЗломноваПонятно написано куда писать жалобы, кто принимает, кто серчает... а чинить кто будет - ни слова...1
  • Валентина Данильченкода! В наших лифтах люди несколько раз"летели"0
  • user2593307Постоянно выходит из строя Приходят ,чинят и теперь стало ремонта хватать на один день0
  • user2612504татьянаЧерез фонд ,,кап.ремонта".. нам поставили новый лифт,которые выпускает московский завод..! Стоимость лифта 2 миллиона..Проработал три дня..ремонт шестерёнок...плюс ещё неделя..соскочил тросик ... Почему такие неприятности..и н кто не пишит притензию заводу..!!0
  • ♕ ღ♥ღ♥ Nadezda Emelianova♥ღ♥уже 7 дней ходим на 10 этаж пешком. продукты поднять с больными ногами не могу , что делать подскажите? УК находит отговорки , то запчасть не ту купили ,то мастера нет а нам что делать ?0
  • Кузнецова НатальяВ прследнее время очень часто ломаются лифты.Писали в Ростехнадзор.В итоге, спустили в Жилинспекцию.От них пришел ответ ,что лифты в отличном состоянии.А это не соответствует действительности.Почему сам Ростехнадзор не проверяет?2
  • user2747203Москва. Сумская ул. д8к2 в 11 и 12 подъезде отключили лифты 4 и 3 октября 2023 года. Администрация сообщает, что они не будут работать до 15 декабря 2023 года. До сегодняшнего дня по наблюдениям пенсионеров и других жильцов никакие работы не проводятся. Серьезные трудности испытывают пенсионеры, инвалиды, жильцы выводящие маленьких и грудных детей и малоподвижные жильцы Ремонт никто не контролирует. С какой целью организовано издевательство на жителями нашего дома. Мы просим принять меры к нормальной организаци ремонтных работ. С уважением, жители дома по ул. Сумская дом 8 кор 2.2
  • user2786928Новостройка ТОПХИЛС 2-ой корпус , дом сдан, застройщик предлагает заселение. Однако лифты не работают. Как проверить введены ли лифты в эксплуатацию и как быть?0
  • Евгений КочетковУстановка новых ливтов по адресу Джона Рида дом 9 (БЮДЖЕТНЫЙ КОЛХОЗ)0
  • Евгений КочетковУстановка новых лифтов по адресу Джона Рида дом 9 (БЮДЖЕТНЫЙ КОЛХОЗ)0
  • ИринаЧасто, не то слово, пассажирский ноаый так и не приняли в эксплуатацию, а грузовой ,новый, четвёртый день починить не могут, а дом 15 этажей0
  • Субботина Ольга ВасильевнаЛифт в доме 121 по ул. Воровского 1 подъезд постоянно ломается- заходишь в лифт на первом этаже, а двери откроются-закроются, лифт не едет на нужный этаж и так что-то подремонтируют, увозит часто не на тот этаж который нужен, несколько раз уже жильцы застревали на 50 минут, пока достанут. Вообщем страшно ездить. При этом УК Камри утверждает, что по результатам проверки (просим показать документы результатов проверки, отвечают, что у них их нету) у нас в 1 подъезде все нормально, а вот в 3 подъезде, где ничего подобного не происходит собираются менять такую же запчасть, как поломка была летом в 4 подъезде (лебедку стоимостью более 300 тыс. руб). Хочется знать реальное состояние наших лифтов по результатам проверки 2023 г. Субботина О.В. тел.8 909 138 02 86 - 1 подъезд выше упомянутого дома. Может сможете чем -то нам помочь. Спасибо.0
  • toma.roma76Очень часто ломается. Сегодня стоит весь день и пассажирский и грузовой. С утра вызывали несколько раз бригаду, но игнорируют до сих пор.0
  • Алла ГенераловаЛомается грузовой лифт 2-3 раза в неделю. Пассажирский лифт ездит со страшным скрежетом. Лифтер приходит , грубит консъержкам,, через пять минут уходит, лифт после его манипуляций начинает работать, а через 2-3 дня все повторяется. Бибиревская улица, дом, подъезд 10
  • АртёмУ нас нет дел с лифтом в нашем доме, т.к. по нескольку раз на дню ломается.0
  • ЕленаДому более года, новостройка и лифт ломается очень часто, чуть ли не каждую неделю0
  • Сергей Тюриндобрый день! лифт не работает каждый , иногда по два раза в день.0
  • ii.inshakovС 1 апреля 2023 по 1 февраля 2024 в сумме не рабоиал более 3 месяцев0
  • Ольга ВыдышкоА если лифт сломался в производственном помещении и сидишь ждешь механика более двух часов, куда жаловаться и как быть0
  • Марина КузьминаМосква, ЮВАО Волгоградский проспект 110-3, 3 под. Лифты стоят через день. Жалобы игнорируют везде. Народ в панике0
  • Боря БольшойЛифт работал , но его выключили на кап ремонт . Все как вы выше описывали так и есть , ходим пешком и жалобы нечего не решают . Геноцид одним словом .0
  • Эль-Мира ДорошДобрый день. 1-3 раза в месяц бывают поломки лифта. Лифту 18 лет. Пока только пытаемся заменить полы в обоих лифтах на рифленый аллюмин. лист за счет накопл средств на текущий ремонт.0
  • Каменецкий константин2 раза в неделю . дом 18 этажнй0
  • Каменецкий константин2 раза в неделю0
  • владимирuser3169389в нашем доме уже полгода включили режим управления двумя лифтами --индивидуально и жители всегда вызывают оба лифта что часто приводит к лишним пробегам а значит повышенному износу .разъясните-правильно ли такой режим. я думаю что это нарушение тех. регламента0
  • владимирuser3169389на шувалова 15 в мурино включили индивидуальный вызов лифтов что ведет к повышенному износу механизмов и соответственно к уменьшению безопасности Поясните эту ситуацию0
  • Лиляудивительно, но у меня в доме недавно поменяли лифт0
  • user3186758Камова 1 к 1 подъезд 4 часто ломается лифт , обращение пишем звоним только нет , что нам делать ? Скорую не можем вызвать , у меня астма я задыхаюсь , после суток оооочень тяжело подниматься верх.... Помогите пожалуйста че нам делать!0
  • владимирuser3169389изменили схему управления двух лифтов те каждый лифт вызывать надо индивидуально а это лишние пробеги и лишние остановки т.к. люди всегда вызывают оба лифта в надежде который быстрее думаю что это противоречит рациональному использованию лифтов и приведет к быстрому износу как быть куда обратится0
  • Андрей ПанинДва раза в день.Утром пешком спускался,вечером и спускался и поднимался.Со старым лифтом такого не было.Бульвар Победы 25 подьезд2.0
  • Татьяна КунцДобрый день. В нашем доме лифт заменили за счёт средств кап ремонта, но по документам выданным на лифт он не оборудование блоком для диспетчерищации. Фонд Кап ремонта говорит что УК обязаны купить моноблок и подключить его. Законно ли это. Ведь лифт получается недоукомплектован. Понятно что УК вводит его в эксплуатацию, заключает договор с организацией по обслуживанию лифтов. Но чтобы покупать на лифт отдельные элементы... Законно ли это?0
  • Лобанов ЮрийВопрос: Кому передаются старые запчасти после ремонта лифта в МКД?0
  • Виктор КорыбкоСегодня 26.05. были отключены все лифты во всех 9-ти этажках (15 домов),, по причине окончания срока действия договора о предоставлении услуг по техническому обслуживанию лифтов. Так работает УК "Зодчие" и в том числе глава города Нариманов, Астраханской области.0
  • Виктор КорыбкоБывало иногда и один раз в неделю и один раз в пол года, а весной отключали несколько раз на два дня из-за того что крыша протекала и вода попадала на лифтовое оборудование в тех.помещении.0
  • Наталья ТумаеваХитро придумано. Теперь за лифты Ростехнадзор вообще не отвечает.0
  • Оксана КоваленкоГурьева 9А дом новый, а лифт часто ломается. Сегодня застрял мой ребёнок, которому 8 лет, испугался и плакал, был один в лифте. Лифт часто застревает. Страшно пользоваться им0
  • user3392249Застряла сидела 40 минут,пока ехал мастер.Владивосток Окатовая 18.Лифт так и ходит,написала жалобы,но Яждут наверное новых застрявших.Одним словом бардак и жизнь и здоровье людей ни чего не стоят.0
  • ЛикаКаждый день из 3 лифтов работает 1 и то со скрипом и тряской.0
  • Шураков Владимир АнатольевичНаш лифт находится по адресу Владимирская обл. г. Ковров ул. Запольная дом 30. Второй подъезд. Третий месяц скрепит, скрежечит , дергается до 5 этажа .Переодически выключается. Последнее время мы с супругой и нашим питимцем каждый третий день стали застревать вызаваем механика тот приезжает через 20-30 минут в тихую спускает лифт и неотключая его незаметно ракируется повидимому через соседний подезд. По громкой связи мне пришлось выслушать такую ахинею; как " зачем и почему мы так позно едим влифте, всели кнопки мы нажали". В прошлом я имел удостоверение на обслуживание и ремонт грузовых и пассажирских лифтов. И с овсей увереностью утверждаю, что экспплуатация лифта в таком состояние категорически зипрещена. Прошу посодействовать в сложившейся сетуации.0
  • ОльгаПостоянно ломается(чаще раза в месяц!) обслуживает СП Практика, на жалобу отвечают, что у них нет вышестоящей организации и "жалуйтесь куда хотите"; до ук "жилищник" ломоносовского р-на г.мМосквы дозвониться не возможно. Куда жаловаться?0