«Лента» заработала 5,1 млрд рублей за полугодие. Стоит ли инвестировать
«Лента» выпустила финансовый отчет за 1 полугодие 2018 года. А до этого — операционный отчет за 2 квартал 2018 года. Из финансового отчета мы узнаем, что у компании с расходами, прибылью и долгами, а из операционного — результаты работы магазинов: выручку и показатели открытых магазинов. Вместе все сложится в полноценную картину. Посмотрим.
Выручка и торговая площадь
«Лента» увеличила выручку на 18% по сравнению с 1 полугодием 2017 года: с 163,5 до 193,2 млрд рублей. В операционных отчетах компания раскрывает квартальные показатели выручки: выручка растет за счет роста торговой площади.
Выручка «Ленты» по кварталам в миллионах рублей. Цветом — рост к показателю год назад
Период | 1 квартал | 2 квартал | 3 квартал | 4 квартал |
---|---|---|---|---|
2016 | 66 525 +22% | 73 562 +22% | 75 419 +20% | 90 846 +21% |
2017 | 77 900 +17% | 85 587 +16% | 89 555 +19% | 112 090 +23% |
2018 | 93 400 +20% | 99 775 +17% | — | — |
Выручка «Ленты» по кварталам в миллионах рублей. Цветом — рост к показателю год назад
1 квартал | |
2016 | 66 525 (+22%) |
2017 | 77 900 (+17%) |
2018 | 93 400 (+20%) |
2 квартал | |
2016 | 73 562 (+22%) |
2017 | 85 587 (+16%) |
2018 | 99 775 (+17%) |
3 квартал | |
2016 | 75 419 (+20%) |
2017 | 89 555 (+19%) |
4 квартал | |
2016 | 90 846 (+21%) |
2017 | 112 090 (+23%) |
Торговая площадь увеличилась на 17% по сравнению с 1 полугодием 2017 года: с 1,2 до 1,4 млн м². Руководство «Ленты» изменило начальные планы по расширению: изначально за 2018 год хотели открыть 20 гипермаркетов и 50 супермаркетов, теперь планируют открыть 18 гипермаркетов и 40 супермаркетов. Расходы на инвестиции снизятся на 5—10 млрд рублей. Пока непонятно, почему решили сократить инвестиции, компания ведь не платит дивиденды.
Торговая площадь «Ленты» в миллионах квадратных метров
Период | 1 квартал | 2 квартал | 3 квартал | 4 квартал |
---|---|---|---|---|
2016 | 0,896 +23% | 0,923 +23% | 0,963 +22% | 1,146 +30% |
2017 | 1,168 +30% | 1,203 +30% | 1,382 +43% | 1,393 +22% |
2018 | 1,173 0% | 1,403 +17% | — | — |
Торговая площадь «Ленты» в миллионах квадратных метров
1 квартал | |
2016 | 0,896 (+23%) |
2017 | 1,168 (+30%) |
2018 | 1,173 (0%) |
2 квартал | |
2016 | 0,923 (+23%) |
2017 | 1,203 (+30%) |
2018 | 1,403 (+17%) |
3 квартал | |
2016 | 0,963 (+22%) |
2017 | 1,382 (+43%) |
4 квартал | |
2016 | 1,146 (+30%) |
2017 | 1,393 (+22%) |
Выручка на квадратный метр показывает, насколько эффективно используется торговая площадь компании. Интересно: «Лента» увеличила торговую площадь в 2017 году, но выручка на м² падала сильнее, чем в предыдущие годы. Возможно, руководство «Ленты» учло неэффективность инвестиций в 2017 году и поэтому сократило расширение в 2018.
Выручка «Ленты» на квадратный метр
Период | 1 квартал | 2 квартал | 3 квартал | 4 квартал |
---|---|---|---|---|
2016 | 74 241 −1% | 79 710 −1% | 78 287 −2% | 79 262 −7% |
2017 | 66 718 −10% | 71 153 −11% | 64 796 −17% | 80 468 +2% |
2018 | 79 597 +19% | 71 108 0% | — | — |
Выручка «Ленты» на квадратный метр
1 квартал | |
2016 | 74 241 (−1%) |
2017 | 66 718 (−10%) |
2018 | 79 597 (+19%) |
2 квартал | |
2016 | 79 710 (−1%) |
2017 | 71 153 (−11%) |
2018 | 71 108 (0%) |
3 квартал | |
2016 | 78 287 (−2%) |
2017 | 64 796 (−17%) |
4 квартал | |
2016 | 79 262 (−7%) |
2017 | 80 468 (+2%) |
Сопоставимые показатели
Магазины считают сопоставимые показатели — like-for-like (LFL). По ним сравнивают результаты только тех магазинов, которые открыты до отчетного периода. Показатель нужен, чтобы понять, за счет чего растет компания: за счет открытия новых магазинов или повышения эффективности старых. Главный показатель — продажи. Средний чек и трафик помогают увидеть, за счет чего выросли продажи.
Сопоставимые показатели «Ленты»
Период | 3 кв. 2017 | 4 кв. 2017 | 1 кв. 2018 | 2 кв. 2018 |
---|---|---|---|---|
Продажи | 0,7% | 5,2% | 6,1% | 3,5% |
Средний чек | 2,2% | 4,6% | 5,5% | 2,0% |
Трафик | −1,5% | 0,6% | 0,6% | 1,5% |
Сопоставимые показатели «Ленты»
Продажи | |
3 кв. 2017 | 0,7% |
4 кв. 2017 | 5,2% |
1 кв. 2018 | 6,1% |
2 кв. 2018 | 3,5% |
Средний чек | |
3 кв. 2017 | 2,2% |
4 кв. 2017 | 4,6% |
1 кв. 2018 | 5,5% |
2 кв. 2018 | 2,0% |
Трафик | |
3 кв. 2017 | −1,5% |
4 кв. 2017 | 0,6% |
1 кв. 2018 | 0,6% |
2 кв. 2018 | 1,5% |
Чистая прибыль
«Лента» увеличила чистую прибыль на 15% по сравнению с 1 полугодием 2017 года: с 4,5 до 5,2 млрд рублей. Но у компании наблюдается и не очень хорошая тенденция: расходы на бизнес выросли на 27% — до 33,2 млрд рублей.
Сильно выросли расходы на зарплату и аренду помещений. Это понятно: компания расширяется. Но рост выручки и торговой площади идет медленнее, чем рост расходов, — это плохо. Может получиться, что некоторые магазины перестанут приносить прибыль. В погоне за «Магнитом» и X5 компания спешно расширяется, а эффективность снижается.
«Лента» не платит дивиденды и пока не планирует. Свободные деньги вкладывает в расширение бизнеса.
Считаем мультипликаторы
Показатель | P / E | EV / EBITDA | Чистый долг / EBITDA | Рост выручки |
---|---|---|---|---|
«Лента» | 10,1 | 6,6 | 2,8 | 18% |
«Магнит» | 12,7 | 6,9 | 1,4 | 7% |
X5 | 15,8 | 6,4 | 2,2 | 20% |
P / E | |
«Лента» | 10,1 |
«Магнит» | 12,7 |
X5 | 15,8 |
EV / EBITDA | |
«Лента» | 6,6 |
«Магнит» | 6,9 |
X5 | 6,4 |
Чистый долг / EBITDA | |
«Лента» | 2,8 |
«Магнит» | 1,4 |
X5 | 2,2 |
Рост выручки | |
«Лента» | 18% |
«Магнит» | 7% |
X5 | 20% |
Стоит ли инвестировать
«Лента» активно расширяется, но расходы растут быстрее, чем выручка и торговая площадь. Рано или поздно придется оптимизировать расходы — часть магазинов переделают или закроют. Это скажется на выручке и прибыли.
В отличие от «Магнита» и X5 «Лента» не платит дивиденды. Раз не платят — должны инвестировать в бизнес. «Лента» инвестирует, но с большим ростом расходов. Мне не нравится, что компания гонится за другими ретейлерами. Опыт «Магнита» показал: неэффективную площадь придется закрыть или модернизировать, а это новые расходы и падение прибыли.
На этой неделе Т—Ж будет разбирать отчетность российских ретейлеров. Будем определять, стоит ли инвестировать в компании этого сектора. Но вы можете не ждать нас и выбирать компании для инвестиций самостоятельно: