Финансовые результаты «Магнита» за 2017 год: прибыль за год упала на 35%
26 января «Магнит» на официальном сайте для инвесторов опубликовал пресс-релиз с финансовыми результатами за 2017 год: прибыль упала на 35% по сравнению с 2016. Но выручка выросла на 6,4%, а расходы в пресс-релизе не указали — сейчас непонятно, что произошло.
Если вы следили за «Магнитом» в 2017 году, то знаете: компания показала в пресс-релизе за третий квартал падение чистой прибыли на 54%. Тогда цена акций упала на 12%.
Финансовый директор объяснил: мы делали редизайн магазинов и их пришлось временно закрывать — прибыль недополучили. А еще открыли новые магазины и запустили комплекс по выращиванию грибов.
Можно было пройти мимо и сказать: ну разовые расходы, потом будет лучше. Но руководство сделало публичный прогноз: поднимем выручку на 9—11%. А вышло 6%. И здесь что-то пошло не так — разбираемся.
Магазинов больше, выручки меньше
Главный актив «Магнита» — магазины. Но за каждый магазин приходится оплачивать аренду на землю и ЖКХ. Больше площадь — больше трат.
Поэтому эффективность торговли «Магнита» можно вывести в формулу: чем больше выручки зарабатывается на 1 квадратный метр магазина, тем лучше. Соберем данные и посчитаем — возьмем пресс-релиз за 2015 год, чтобы посмотреть динамику за несколько лет.
Переносим данные в таблицу.
Выручка «Магнита» с 1 м² магазина
Год | Выручка, млн ₽ | Площадь, млн м² | Выручили на м² |
---|---|---|---|
2014 | 763 527 | 3,59 | 212 681 ₽ |
2015 | 950 613 | 4,41 | 215 558 ₽ |
2016 | 1 074 811 | 5,06 | 212 413 ₽ |
2017 | 1 143 290 | 5,75 | 198 833 ₽ |
Выручка «Магнита» с 1 м² магазина
2014 | |
Выручка | 763 527 млн ₽ |
Площадь | 3,59 млн м² |
Выручили на м² | 212 681 ₽ |
2015 | |
Выручка | 950 613 млн ₽ |
Площадь | 4,41 млн м² |
Выручили на м² | 215 558 ₽ |
2016 | |
Выручка | 1 074 811 млн ₽ |
Площадь | 5,06 млн м² |
Выручили на м² | 212 413 ₽ |
2017 | |
Выручка | 1 143 290 млн ₽ |
Площадь | 5,75 млн м² |
Выручили на м² | 198 833 ₽ |
Если бы мы не посчитали выручку на один квадратный метр, то у нас сложилось бы ложное мнение: выручка растет, а прибыли нет из-за редизайна и грибного завода. А тут очевидно: выручка на квадратный метр падает с 2016 года.
Открывать новые магазины «Магнит» будет. Если они смогут найти прибыльные места, выручка будет расти — мы это увидим в показателе выручки на квадратный метр.
Средний чек вырос
Розничные магазины ведут статистику like-for-like — результаты магазинов, которые были в прошлом и текущем отчетных периодах. У магазинов, открытых еще до 2017 года, падение среднего чека и выручки:
Мы посчитали за вас средний чек для всех магазинов «Магнита» — по нашим данным средний чек вырос на 0,3%, но за счет новых магазинов. У нас уже есть выручка — осталось собрать количество покупателей.
Переносим данные в таблицу. Для интереса добавим данные о продуктовой инфляции, которые опубликовал Банк России. Думаем так: продукты стоят дороже, покупателям приходится от чего-то отказываться — нужно узнать, как с этим справляется «Магнит».
Средний чек в «Магните»
Год | Выручка, млн ₽ | Покупателей, млн чел. | Средний чек, ₽ | Продуктовая инфляция |
---|---|---|---|---|
2014 | 763 527 | 3376 | 226 | 15,4% |
2015 | 950 613 | 2944 | 323 | 14,0% |
2016 | 1 074 811 | 3817 | 282 | 4,6% |
2017 | 1 143 290 | 4040 | 283 | 1,1% |
Средний чек в «Магните»
2014 | |
Выручка | 763 527 млн ₽ |
Покупателей | 3376 млн чел. |
Средний чек | 226 ₽ |
Продуктовая инфляция | 15,4% |
2015 | |
Выручка | 950 613 млн ₽ |
Покупателей | 2944 млн чел. |
Средний чек | 323 ₽ |
Продуктовая инфляция | 14,0% |
2016 | |
Выручка | 1 074 811 млн ₽ |
Покупателей | 3817 млн чел. |
Средний чек | 282 ₽ |
Продуктовая инфляция | 4,6% |
2017 | |
Выручка | 1 143 290 млн ₽ |
Покупателей | 4040 млн чел. |
Средний чек | 283 ₽ |
Продуктовая инфляция | 1,1% |
В 2016 году продуктовая инфляция упала в два раза и средний чек «Магнита» тоже — компания работает неэффективно. Рост в 2017 году на 0,3% по сравнению с 2016 слишком слабый при падающей продуктовой инфляции.
Считайте средний чек в 2018 году — «Магнит» все сам понимает, поэтому привлек дополнительные 45,5 млрд рублей на развитие бизнеса.
Что делать дальше
23 марта «Магнит» опубликует аудированную финансовую отчетность компании. Посчитаете мультипликаторы, сравните с «Лентой» и X5 Retail Group и примете решение. «Магнит» ведь не один в России торгует — есть и другие компании, и они тоже подчиняются общим тенденциям в экономике. Узнаете, что со средним чеком у других компаний.
Если готовы тратить время на квартальные отчеты и пресс-релизы, то сверяйте результаты с прогнозом руководства на 2018 год.
А пока почитайте саксесс стори из США:
- IBM показали рост выручки, впервые за 23 квартала
- «Нетфликс» получил прибыль от международных подписчиков