Ранее я делал обзор финансовой отчетности «Норникеля» за 2019 год: компания получила рекордную выручку и прибыль. Но в 1 квартале 2020 года возникли непредвиденные риски, связанные с пандемией коронавируса, резким ухудшением состояния мировой экономики и потенциальным падением спроса на продукцию «Норникеля».

21 апреля топ-менеджмент «Норникеля» опубликовал на сайте презентацию, в которой рассказал, как пандемия коронавируса влияет на бизнес и что изменится в планах компании в связи с новыми обстоятельствами.

Бизнес продолжает работу

Предприятия «Норникеля» продолжают работать в полном объеме. Тех сотрудников, кто может работать из дома, перевели на удаленную работу. Для остальных ввели дополнительные меры защиты и профилактики заражения. Руководство создало специальную группу, которая координирует работу бизнеса и реагирует на изменение ситуации, чтобы снизить возможные угрозы.

На борьбу с пандемией «Норникель» выделил 10,5 млрд рублей. Деньги потратят на лекарства, средства защиты и медицинское оборудование, а также на социальную поддержку людей и бизнеса на территории присутствия компании.

Эта статья могла быть у вас в почте
Подпишитесь на Инвестник — рассылку для инвесторов, и получайте письмо с главными новостями каждый понедельник

Производственные планы

Компания заявляет, что ситуация пока не влияет как-то заметно на ее работу, если не считать несущественных переносов сроков или отмены контрактов на поставки никеля и палладия. Пока проблем с поставками и логистикой не наблюдается, поскольку почти 90% материалов и сырья поступает из местных источников.

Менеджмент подтвердил свои производственные цели на 2020 год, обозначенные в презентации по финансовым результатам 2019 года. Пока компания не планирует серьезного снижения производства, а по некоторым продуктам его могут даже увеличить:

  1. Производство никеля должно составить 225—235 тысяч тонн. В 2019 году произвели 229 тысяч тонн.
  2. Объем выпуска меди с учетом ввода новых мощностей на Быстринском ГОК может достигнуть 475—505 тысяч тонн. В прошлом году произвели 499 тысяч тонн.
  3. Производство палладия планируется снизить до 2,648—2,777 млн унций. В 2019 году было 2,922 млн унций.
  4. Объем производства платины должен быть на уровне 611—675 тысяч унций. В 2019 году произвели 702 тысячи унций.

Ожидания менеджмента

В качестве базового сценария компания рассматривает V-образный отскок, когда после резкого снижения спроса происходит быстрое восстановление сырьевого рынка. Также ожидается, что мировые темпы роста ВВП в 2021 году окажутся выше докризисных.

Ключевой потребитель продукции «Норникеля» — автомобилестроительная отрасль — будет находиться под серьезным давлением со стороны покупателей из-за резкого снижения спроса на легковые автомобили. Кроме того, многие заводы, особенно в Европе и Северной Америке, были закрыты или значительно снизили объемы производства в первом квартале 2020 года.

Компания пересмотрела свой прогноз на 2020 год числа продаж легковых автомобилей в мире в сторону снижения на 21% — с 90 до 71 млн единиц, — а в стрессовом сценарии предполагает падение на треть, до 60 млн единиц. Это должно существенно снизить спрос на металлургическую продукцию «Норникеля».

В последние три года продажи палладия занимали первое место в структуре выручки «Норникеля» благодаря росту производства и удачной рыночной конъюнктуре, когда спрос на палладий в мире превышал предложение. В 2020 году рынок палладия впервые за долгое время может столкнуться с профицитом из-за резкого сокращения спроса, что может привести к снижению мировых цен.

Еще более серьезное падение спроса и рост профицита будет наблюдаться на рынке никеля, который занимает второе место в структуре выручки компании.

Объемы реализации прочей продукции компании, в том числе платины и меди, также окажутся под серьезным давлением из-за сократившегося спроса со стороны основных потребителей.

Что в итоге

Сохранение объемов производства на уровне 2019 года при резком снижении спроса на продукцию «Норникеля», скорее всего, приведет к сокращению продаж и росту складских запасов. Это будет продолжаться до тех пор, пока баланс на рынке не восстановится.

За 2019 год компания получила 95% выручки в валюте, потому что экспортирует продукцию в Европу, Азию и Америку. Это поможет «Норникелю» компенсировать падение продаж и мировых цен в пересчете на рубли.

Ранее «Норникель» планировал расходы на реализацию инвестиционной программы в размере 2,2—2,5 млрд долларов, но теперь менеджмент предполагает, что объем капитальных вложений может снизиться с учетом новых обстоятельств.

Напомню, что 7 апреля 2020 года совет директоров компании рекомендовал выплатить акционерам финальные дивиденды за 2019 год в размере 557,2 Р на акцию.