Обязательная продажа валютной выручки и кассовые проверки: что ждет бизнес в марте
Экспортеров обязали в трехдневный срок продавать 80% своей валютной выручки. Плановых «кассовых» проверок больше не будет.
Ушли в небытие и бумажные выписки из реестра лицензий. В Москве снова отменили обязательную удаленку. Те, кто занимается грузовыми автоперевозками, должны использовать новую форму транспортной накладной.
Но это еще не все новости: вот что ждет бизнес начиная с марта.
Основные изменения
- Резкое повышение ключевой ставки ЦБ до 20%
- Обязательная продажа валютной выручки
- Проверки ККТ: теперь только внеплановые
- Новые обязанности работодателей по охране труда
- Упрощение лицензирования
- Отмена обязательной удаленки в Москве
- Новая форма транспортной накладной
- Новые требования по обращению с отходами
- Изменения в обязательной маркировке различных товаров
- Новое в контроле за подозрительными операциями
Ключевая ставка ЦБ взлетела до 20%
Выше она была лишь в феврале 2003 года — 21%. Т—Ж уже написал, чем чревато повышение ключевой ставки для обычных граждан.
Вот какие основные последствия будут для бизнеса:
- Подорожают не только ипотечные и потребительские кредиты, но и коммерческие. А значит, те компании и ИП, которые развивают бизнес с помощью заемных средств, будут вынуждены поднять стоимость на свои товары и услуги. Как следствие, на них может снизиться спрос.
- Если вовремя не перечислить налоги и страховые взносы, начисленные пени по ним будут гораздо выше, чем раньше. То же самое с задержкой выплаты зарплаты. Размер компенсации, положенной в этом случае работникам, теперь сильно подрос. А все потому, что ключевая ставка участвует и в расчете пеней, и в расчете компенсации.
- Компании, которые выдали займы своим работникам или взаимозависимым лицам меньше чем под 13,3%, должны теперь рассчитывать материальную выгоду от экономии на процентах и исчислять с нее НДФЛ по ставке 35% — для резидентов, 30% — для нерезидентов.
- Автоматически вырастут проценты за пользование чужими деньгами. Это, например, когда поставщик получил от покупателя аванс, но затягивает с поставкой товара. Дело в том, что когда в договоре не прописан размер этих процентов, их считают по ключевой ставке за период пользования чужими средствами. То есть было 9,5%, а стало 20%.
Экспортеры обязаны продавать 50% валютной выручки
Компании и ИП, которые получают за свои товары или услуги оплату в валюте, с 28 февраля 2022 года обязаны были продавать 80% валютной выручки. 23 мая Минфин РФ сократил объем обязательной продажи до 50%.
Сроки продажи тоже поменялись. Сначала продавать нужно было в течение 3 рабочих дней, но 19 апреля ЦБ увеличил срок продажи — до 60 рабочих дней.
Обязательная продажа валютной выручки — экстренная мера, с помощью которой ЦБ хочет поддержать курс рубля. Власти не прибегали к ней 16 лет — с мая 2006 года.
Эта мера может доставить неприятности тем экспортерам, которые не только продают, но и закупают часть сырья и материалов за рубежом. Учитывая сильную волатильность рубля, не исключено, что им придется покупать валюту для оплаты по встречному импортному контракту дороже, чем они ее продали.
С 1 марта введены и другие меры, цель которых — не допустить вывод валюты из РФ. Так, российским компаниям и гражданам запретили:
- выдавать валютные займы иностранным лицам. Запрет касается только новых займов, а не обслуживания текущего долга, разъяснил ЦБ;
- переводить валюту из России на свои счета, открытые в заграничных банках.
Проверять ККТ будут только внепланово
Начиная с марта 2022 года плановые проверки применения онлайн-касс больше не проводятся. Налоговики будут приходить только с внеплановыми проверками.
Их можно проводить по месту нахождения владельца кассы либо по месту ее установки, в том числе в жилых помещениях. Проведение таких проверок теперь регулируется новым ФЗ о госконтроле.
Заранее предупреждать бизнесменов о внеплановой выездной проверке не будут. Однако на момент ее начала информация о проверке должна быть размещена в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий. Иначе проверка считается незаконной.
Также с 1 марта действуют:
- новые формы документов по регистрации ККТ — теперь в них нужно ставить отметку о применении кассы для продажи маркированных товаров;
- обновленный порядок использования личного кабинета ККТ. Кардинальное изменение одно — сведения и документы о регистрации, перерегистрации и снятии ККТ с учета можно подать налоговикам только электронно.
У работодателей появились новые обязанности по охране труда
С 1 марта действуют обновленные нормы трудового кодекса об охране труда. Общий посыл поправок — лучше предупреждать потенциальные опасности и тем самым минимизировать уровень травматизма среди работников, чем потом иметь неприятности. Естественно, в связи с поправками у работодателей появились новые обязанности.
Так, теперь они обязаны информировать сотрудников об условиях и охране труда на их рабочих местах, о существующих профессиональных рисках и их уровнях, о мерах по защите от вредных и опасных производственных факторов. Минтруд рассказал, какие есть способы информирования.
Также все работодатели обязаны соблюдать требования к организации безопасного рабочего места. Например, у сотрудника в процессе работы должна быть возможность сменить позу.
О других обязанностях работодателей по охране труда, действующих с 1 марта, Т—Ж уже писал.
Упростили правила лицензирования
С 1 марта действуют поправки в законе о лицензировании, которые упростили ранее действовавшие правила. Расскажу о самых важных из них.
- Если фирма или предприниматель не полностью отвечают лицензионным требованиям к конкретной деятельности, а лишь частично, они все равно могут получить лицензию. Просто она будет распространяться только на определенные работы или услуги. Просьбу об этом нужно указать в заявлении о выдаче лицензии либо подать ходатайство уже в период, когда заявление будет рассматриваться.
- Теперь лицензию могут приостановить частично — не на всю деятельность, а на определенные работы и услуги. Раньше такого не было.
- Если у обладателя лицензии изменился контактный номер телефона или имейл, он может сам внести исправления в соответствующий реестр лицензий. Подавать какое-то заявление для этого и платить госпошлину не надо.
- Раньше, если у лицензиата менялись название, адрес, перечень выполняемых работ или услуг, либо компания с лицензией как-то преобразовывалась, надо было переоформлять лицензию. Теперь нужно просто подать заявление о внесении изменений в реестр. А через год, с 1 марта 2023 года, ряд сведений, к примеру название и адрес, будут обновляться автоматически.
- Больше не надо платить 3000 ₽ госпошлины за выдачу бумажной выписки из реестра лицензий. Сама выписка станет только электронной.
- Появилась новая обязательная процедура — периодическое подтверждение соответствия требованиям. Ее нужно будет проходить каждые 3 года.
Но не всем лицензиатам, а лишь тем, кто занимается определенной деятельностью, в частности:
- производством лекарств;
- монтажом, техобслуживанием и ремонтом средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
- картографией.
Эта процедура заменит плановые проверки соблюдения лицензионных требований компанией либо ИП.
Отмена обязательной удаленки в Москве
С 28 февраля московские работодатели больше не должны выполнять требование о переводе минимум 30% непривитых сотрудников на удаленку. Теперь это не обязанность, а лишь рекомендация, говорится в указе мэра Москвы. Работодатели сами решают, сохранять им дистанционный формат или нет.
То есть столичным компаниям и ИП больше не нужно подавать электронные отчеты о сотрудниках, переведенных и не переведенных на дистанционную работу, если изменилось их соотношение.
Раньше за неподачу такого отчета грозил штраф: для фирм — от 100 000 до 300 000 ₽, для ИП — от 30 000 до 50 000 ₽.
Кстати, если переведенные на удаленку сотрудники не горят желанием вернуться в офис и работодателя этот формат тоже устраивает, можно заключить с ними допсоглашение к трудовому договору, чтобы сделать дистанционную работу бессрочной.
Если же работники не хотят трудиться удаленно или их возвращение в офис нужно работодателю, тогда достаточно просто отменить приказ о переводе на дистанционку по требованию властей.
Новая форма транспортной накладной
С 1 марта нужно использовать новую форму транспортной накладной. Она будет действовать до 1 сентября 2026 года. Транспортная накладная — это документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза автомобильным транспортом. Кроме того, она подтверждает транспортные расходы для налоговых целей.
В новой форме накладной стало меньше разделов — 12 вместо 17. Кроме того, появился новый раздел «Стоимость перевозки груза (установленная плата) в рублях (при необходимости)». Его надо заполнять, если накладная будет использоваться как первичный документ. Также в этом случае надо составлять не три, а четыре оригинальных экземпляра накладной на бумаге.
Кроме того, в накладную добавили графы, где указывают должности, основания полномочий представителей грузоотправителя и перевозчика, даты подписания.
Напомним, что с января транспортную накладную можно оформить в электронном виде, если никто из сторон не возражает.
Новые требования к обращению с отходами
С 1 марта появилась новая обязанность для компаний и ИП, в чьей деятельности образуются такие отходы:
- батареи и аккумуляторы, отходы электролитов;
- минеральные и синтетические масла;
- компьютеры, электронное и оптическое оборудование;
- шины, покрышки, камеры.
В течение 11 месяцев со дня их образования эти отходы нужно передавать специализированным организациям, у которых есть лицензия на их обработку и утилизацию. В противном случае возможен штраф от Росприроднадзора: для компаний — от 100 000 до 250 000 ₽, для ИП — от 30 000 до 50 000 ₽. Либо могут приостановить деятельность на срок до 90 суток.
Изменения в обязательной маркировке различных товаров
С 1 марта вводится обязательная маркировка упакованной питьевой воды — природной, купажированной, искусственно минерализованной либо обработанной. Ее производителям с 1 марта нужно наносить на продукцию маркировочный код и передавать в систему «Честный знак» сведения о вводе товара в оборот.
Для природной минеральной воды маркировка обязательна с 1 декабря 2021 года.
Также с 1 марта должны маркироваться стики для электронных испарителей и курительные смеси для кальянов.
При маркировке наборов, составленных из фототоваров, товаров легкой промышленности либо парфюмерии, штрихкод нужно наносить только на упаковку или на этикетку на ней. Товары, входящие в набор, отдельно маркировать не надо, при условии, что упаковку сформировали на производстве и ее нельзя вскрыть без повреждения.
Если набор расформировали, то до выкладки товара нужно сделать перемаркировку и нанести код на каждый товар, который входит в набор.
С 31 марта продавцы молочной продукции, в том числе сыров, сроком хранения до 40 суток, должны передавать сведения о розничной продаже в систему «Честный знак». Это требование не касается товаров, у которых несколько сроков годности и минимальный из них не превышает 40 суток. Для них передача сведений станет обязательной с 1 июня.
Новое в контроле за подозрительными операциями
С 1 марта в законе о противодействии отмыванию доходов появилось новое понятие — «подозрительные действия клиента, его представителя». О таких действиях, как и о подозрительных денежных операциях, банки, МФО и ряд других бизнесов, например страховые и лизинговые компании, должны сообщать в Росфинмониторинг независимо от суммы и предмета платежа.
Пока что нет разъяснений от Центробанка, какие действия клиента расцениваются как подозрительные. Это нужно прописать самостоятельно в правилах внутреннего контроля компании.