Как будут проводить контрольные закупки с 1 декабря

1

Правительство утвердило правила для контрольных закупок. Постановление об этом уже официально опубликовано и вступило в силу 1 декабря. Правила касаются всех, кто что-нибудь продает любым способом или оказывает услуги. Теперь к любому бизнесмену, независимо от вида деятельности и доходов, может прийти клиент, который на самом деле окажется проверяющим.

Мы изучили новый порядок для таких проверок, чтобы вы знали, как это работает, к чему нужно готовиться и какие есть шансы оспорить штраф.

Что такое контрольная закупка?

Контрольная закупка — это вид внеплановой проверки. Но если при обычной внеплановой проверке приходят и говорят: «Мы завтра придем к вам с проверкой, попросим вот это и будем искать вот это», — то при контрольной закупке проверяющие ничего не говорят. Они сначала проверяют, а потом уже показывают документы и признаются, что прикинулись клиентами.

Аватар автора

Екатерина Мирошкина

экономист

Страница автора

Кого это касается?

Правила контрольных закупок касаются всех, кто ведет какой угодно бизнес: торгует оптом и в розницу, оказывает услуги, выполняет работы или продает что-нибудь через интернет. Это относится и к крупным компаниям, и к малому бизнесу с двумя удаленными сотрудниками.

И хотя такие проверки проводят без предупреждения, это не значит, что контролеры могут делать что захотят. Для контрольных закупок теперь есть внятные правила. Если их не соблюдали — это повод оспорить результаты проверки и отменить штраф.

Кто может проводить контрольные закупки?

Контрольные закупки проводят разные госорганы, которые по закону обязаны что-то контролировать. Налоговая так проверяет использование онлайн-касс, Роспотребнадзор контролирует соблюдение прав потребителей, Росздравнадзор, Росалкогольрегулирование, санэпиднадзор и антимонопольная служба следят за своими сферами. Еще есть проверочные закупки, но это другой вид контроля.

В каких случаях бизнес проверяют именно таким способом?

Контрольные закупки проводят не когда угодно. Налоговый инспектор или сотрудник Роспотребнадзора не может просто так идти мимо магазина или сидеть в интернете и решить: «А сделаю-ка я контрольную закупку». Он даже не может прийти к руководству со словами: «Давайте проведем вот в этом интернет-магазине контрольную закупку, подпишите приказ».

В правилах написано, что контрольную закупку можно проводить, только если по-другому проверить соблюдение закона никак нельзя. То есть если другие формы контроля не помогут убедиться, что бизнес работает по правилам. Но больше никакой конкретики. Используйте это с выгодой для себя, если захотите оспорить результаты проверки: пусть контролеры докажут, что это был единственный способ оценки требований закона. А если не докажут, контрольную закупку можно признать незаконной вместе с ее результатами.

Вот какие нарушения можно установить только с помощью контрольной закупки:

  1. Магазин обвешивает покупателей.
  2. Кассир не пробивает чек или указывает там не все.
  3. Покупателям не додают сдачу, ссылаясь на отсутствие разменных купюр.
  4. Алкоголь продают без паспорта или ночью, а лекарства — без рецепта.
  5. Вместе с полисом ОСАГО навязывают страхование жизни, а ипотеку выдают только при заказе правовой экспертизы.
  6. Услуги называют образовательными, но обучают без лицензии.
  7. На сайте указана одна цена, а при оплате требуют больше денег или выдвигают дополнительные условия.
  8. В кафе включают в счет музыку, хотя посетитель ее не заказывал.

Необходимость контрольной закупки нужно обосновать руководству ведомства и прокуратуре. Разрешение прокуратуры нужно не всегда, но уведомляют ее о проверке в любом случае. При этом поводом для такого вида проверки может стать обычная жалоба потребителя, что якобы нарушены его права. И тогда уже проверку не нужно согласовывать с прокуратурой.

Если бизнес можно проверить без контрольной закупки

Тогда нужно назначать внеплановую проверку. Это тоже неприятно, но там хотя бы понятно, что это пришла проверка. Пока руководство изучает документы, менеджеры и продавцы могут навести порядок, предупредить кассиров, убрать лишние документы и прикрепить маркировку на все шубы.

О внеплановой проверке обычно предупреждают за сутки, и это может быть запрос документов. О контрольной закупке не предупреждают вообще, и там гораздо проще найти и доказать нарушение.

Как проводят контрольную закупку

Проверяющие делают то же самое, что сделал бы обычный покупатель или заказчик. Они берут товар, идут на кассу и отдают деньги. Или добавляют товар в корзину и ждут звонка от менеджера интернет-магазина. Или приходят в офис, заказывают услугу и смотрят, будут ли им навязывать еще что-то. При проверке могут сразу купить товар, а могут задавать вопросы по поводу гарантии, сроков возврата или сертификации.

На стороне бизнеса обнаружить проверяющих сложно. В обычных магазинах еще есть небольшой шанс это сделать, если наблюдать за поведением посетителей: например, кто-то ведет видеосъемку или переписывает цифры с ценников. Или вместо одного человека по магазину ходит странная группа, непохожая на семью, — это может быть проверяющий и два свидетеля. При заказах по телефону и в интернете обнаружить проверку почти невозможно.

Для контрольной закупки должен быть приказ. Его подписывает руководитель органа или его зам. В приказе пишут, что за орган проверяет, кто конкретно из людей это делает, кого именно нужно проверить, по какому адресу или на каком сайте. Там даже должно быть написано, какие товары нужно купить, в какой день и нужно ли проводить при этом съемку. Нет приказа — нет и закупки.

Полный список реквизитов приказа — в пункте 8 правил. Если не найдете хотя бы одного, это повод оспорить результаты. Даже если вы и правда что-то нарушили, проверяющие обязаны оформлять документы как положено.

Контрольную закупку сделали. Что дальше?

Допустим, сотрудник Роспотребнадзора купил молоко или шубу. И это была контрольная закупка: у него есть приказ. После этого он сразу предъявляет удостоверение и говорит, что это была проверка. Приказ он тоже показывает, а копию отдает сотруднику магазина под подпись.

По итогам проверки составляют акт — на это есть максимум три часа или один рабочий день, если покупали через интернет. Акт тоже нужно составлять по правилам, а не как захочется. Любое нарушение при оформлении акта — повод оспорить штраф. Полный список реквизитов акта — в пункте 15 правил.

Обязательно проверяйте, что именно покупали, были ли два свидетеля, велась ли видеосъемка. Пусть проверяющий покажет документы — сверьте его данные с приказом. Пишите, с чем не согласны. Вообще не подписывать акт — не вариант, от штрафа это не спасет. Второй экземпляр акта берите себе.

А товар вернут?

Да, товар после контрольной закупки вернут. Взамен придется вернуть проверяющим деньги. Причем это нужно сделать сразу: отдать наличные или оформить возврат по карте.

Не отдать товар могут, только если его забирают на проверку. Но тогда и деньги можно не отдавать. Еще проверяющий мог заказать услугу, которую вы уже оказали. Например, он поел в кафе. Тогда возвращать деньги за обед тоже не придется.

Особенности при дистанционных проверках

Дистанционные проверки — это когда покупают не в магазине, а заказывают через интернет, по почте, телефону или в мессенджере.

Если контрольную закупку провели дистанционно, тогда есть такие нюансы:

  1. В приказе должен быть указан способ закупки: с номером телефона, адресом сайта или еще какой-то идентификацией. То есть должно быть понятно, что проверяют именно ваш сайт, а не вообще все сайты этой тематики.
  2. После закупки вам не скажут сразу, что это была проверка. И приказ моментально не покажут. Его отправят на следующий день.
  3. Акт о результатах проверки тоже направят не позднее следующего рабочего дня. Получить его вы можете гораздо позже.
  4. Возвращать деньги нужно тем же способом, как делали бы это обычному покупателю, — и только после возврата товара, а не по требованию проверяющего.

Если нашли нарушение

Если выяснилось, что предприниматель что-то нарушил, могут назначить внеплановую проверку или сразу возбудить дело об административном правонарушении. Дополнительную проверку назначат, когда нужны еще доказательства или не все понятно: например, нужно изучить документы, опросить сотрудников, проверить склад.

А если все ясно и нарушение налицо, нужно готовиться к обжалованию, суду или штрафу. Суммы зависят от вида нарушения.

Что нужно делать с этими правилами прямо сейчас?

Распечатайте списки с обязательными реквизитами приказов и актов. Пусть они всегда будут в доступе у сотрудников.

Проинструктируйте кассиров, продавцов и менеджеров на случай контрольной закупки. Они должны знать, что подписывать, как проверять документы и в каких случаях можно не возвращать деньги.

Сделайте так, чтобы о конфликтах с потребителями стало известно до того, как они обратятся в Роспотребнадзор. В страхе потерять 500 рублей менеджер интернет-магазина может отказаться принимать две лишние упаковки ламината от покупательницы. Хотя обязан это сделать в течение семи дней после заказа. Пусть он знает, что жалоба покупательницы грозит контрольной закупкой и большими проблемами: лучше решить вопрос мирно и до такого не доводить.

Или продавцы могут требовать доплату при расчетах картой. Это очевидный повод для жалоб, проверки и штрафа. Руководитель бизнеса о таком может даже не знать, но штраф платить именно ему.

Не бойтесь обжаловать результаты контрольной закупки. Даже если есть повод для штрафа, его можно уменьшить или заменить предупреждением. Но тут лучше найти хорошего юриста.