Booking — американский поисковик-агрегатор, позволяющий бронировать места в ресторанах, отелях, арендовать авто и т. д. Компания зарабатывает на комиссиях с поставщиков услуг в этих сферах.

Коронавирусный кризис не похоронил бизнес компании, но ситуация все равно очень тяжелая.

Что тут происходит

Читатели давно просили нас начать разбирать отчетность и фундамент бизнеса иностранных эмитентов. Обзор Booking предложила наша читательница Анна Кашкова в комментариях к разбору Amazon. Предлагайте в комментариях компании, разбор которых вам хотелось бы прочитать.

На чем зарабатывают

Это изначально голландская, а сейчас американская компания, которой принадлежат следующие сервисы:

  1. Booking — бронирование путешествий.
  2. Rentalcars — сервис аренды автомобилей и заказа такси из аэропорта.
  3. KAYAK — метапоисковик, позволяющий сравнивать цены на туры и аренду авто в разных сервисах.
  4. Priceline — бронирование дисконтных путешествий с фокусом на Северной Америке.
  5. Agoda — бронирование путешествий в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
  6. OpenTable — бронирование мест в ресторанах, а также ПО для управления организациями в сфере общепита.

Согласно годовому отчету, выручка компании разделяется на следующие сегменты:

  1. Агентское вознаграждение. Это то, что Booking берет с туроператоров и отелей после того, как клиент совершил путешествие благодаря Booking.
  2. Торговая комиссия. Это комиссии, которые Booking собирает при бронировании отелей и авто с компаний, предоставляющих такие услуги.
  3. Реклама и другие источники выручки. Реклама — это KAYAK, а «другое» — это выручка с OpenTable в виде комиссий за бронирование столика и за подписку ресторанов на управленческое ПО OpenTable.

К сожалению, мы не знаем, сколько компании приносят разные сервисы и какова их рентабельность. Но примерно 87% выручки связано именно с размещением людей в отелях.

Точно определить, сколько компания зарабатывает за пределами США, довольно сложно. Дело в том, что сайт Booking изначально был голландский и, соответственно, сервера там голландские. В итоге, когда клиент в США заказывает отель в другом городе США, то это считается как международная выручка, потому что операции проходят через голландский сайт Booking.

Источник: годовой отчет компании, стр. 45 (47)
Источник: годовой отчет компании, стр. 45 (47)
Источник: годовой отчет компании, стр. 45 (47)
Источник: годовой отчет компании, стр. 45 (47)
Выручка и прибыль за последние 12 месяцев в миллиардах долларов, итоговая маржа в процентах от выручки. Источник: Macrotrends
Выручка и прибыль за последние 12 месяцев в миллиардах долларов, итоговая маржа в процентах от выручки. Источник: Macrotrends

COVID-19 вредит не только здоровью

Весь бизнес Booking основан на свободном перемещении людей, а с этим в 2020 году были большие проблемы.

Во втором квартале 2020 выручка Booking упала в 6 с лишним раз, а операционная прибыль — в 4 с лишним раза. Booking избежала убытков только благодаря операциям с акциями: продала имеющиеся у нее ценные бумаги и заработала на этом. Но по итогам полугодия из-за колоссальных убытков в первом квартале компания все равно в минусе.

Впрочем, учитывая масштабы погрома в туристической отрасли США, могло быть еще хуже. В целом ситуация в отрасли выглядит безблагодатно. И судя по данным американских аэропортов, в третьем квартале дела в сфере гостеприимства в США были лишь чуть лучше, чем в кошмарном втором квартале 2020.

Источник: Bloomberg
Источник: Bloomberg
Источник: Bloomberg
Источник: Bloomberg
Источник: Visual Capitalist
Источник: Visual Capitalist
Источник: Visual Capitalist
Источник: Visual Capitalist
Источник: Daily Shot
Источник: Daily Shot
Источник: Daily Shot
Источник: Daily Shot
Источник: Bloomberg
Источник: Bloomberg
Источник: Bloomberg
Источник: Bloomberg

Утешительные призы

Есть, конечно, и признаки восстановления.

Трафик пассажиров в США сейчас раза в полтора-два выше, чем во втором квартале. В некоторых других странах ситуация тоже стала лучше. Возможно, третий квартал окажется для Booking лучше второго, хотя и значительно хуже, чем третий квартал 2019.

Далее, в некоторых странах активно развивается внутренний туризм. И хотя доля Booking в этом нам неизвестна из-за того, что в отчетности не разделены данные по регионам и типам путешествий, мы можем осторожно надеяться, что Booking от этого тоже перепадет.

При этом у Booking, согласно последнему отчету, почти 10,4 млрд долларов только в деньгах и эквивалентах. А с долгами все нормально: их на 16,9 млрд долларов, из которых только 3,9 млрд нужно погасить в течение 12 месяцев. Таким образом, у компании неплохой запас денег, что радует само по себе. А еще его можно использовать для ряда точечных инвестиций в сфере внутреннего туризма за пределами США, что может дать бизнесу Booking ускорение.

Наконец, в странах Европы количество бронирований в ресторанах растет заметно быстрее, чем в США, что позволяет нам надеяться и на восстановление туризма в Европе. Хотя свежая порция коронавирусных ограничений в странах Западной Европы может порушить все эти достижения.

В общем, доводы в пользу Booking есть. Но они выглядят очень шаткими и не перевешивают всех рисков.

Источник: Wall Street Journal
Источник: Wall Street Journal
Источник: Wall Street Journal
Источник: Wall Street Journal
Источник: Daily Shot
Источник: Daily Shot
Источник: Daily Shot
Источник: Daily Shot

Резюме

5 ноября у компании выходит отчет за третий квартал. Очень возможно, что он будет лучше, чем отчет за второй. Но, прямо скажем, планка успеха здесь невысока: второй квартал 2020 был так ужасен, что почти что угодно будет лучше него.

Сейчас компания зарабатывает гораздо меньше, чем год назад, а если бы не операции с акциями, то она уже была бы убыточной. При этом акции за минувшие 12 месяцев упали всего лишь на 15%. Значит, сохраняется высокий риск падения этих акций в момент, когда у инвесторов случится очередной приступ паники. Обстановка располагает к этому: сфера гостеприимства сильно просела во всем мире.