Dexcom (NASDAQ: DXCM) — компания — разработчик систем непрерывного мониторинга глюкозы (continuous glucose monitoring, CGM) для людей с сахарным диабетом. У Dexcom высокие темпы роста, а с 2019 года она стала прибыльной — хороший повод разобрать компанию подробнее.

Принцип работы и преимущества CGM

Перед погружением в финансовую отчетность стоит познакомиться с продуктом компании. Актуальная модель системы Dexcom G6 состоит из трех основных частей.

Аппликатор. С его помощью пользователь устанавливает небольшой сенсор на определенном участке тела. В сенсоре есть тонкая игла, которая проникает в подкожный слой и измеряет уровень глюкозы. Сенсор Dexcom G6 служит до десяти дней, потом его меняют.

Трансмиттер (передатчик). Небольшое устройство, которое подключается к сенсору и передает информацию по беспроводной сети ресиверу. Работает на батарейках три месяца. Заменить батарейки в трансмиттере нельзя.

Ресивер (приемник). Устройство для отображения информации. Это отдельный гаджет размером с сотовый телефон, который выводит данные в удобном для пользователя виде. В современных CGM ресивером может быть смартфон или смарт-часы.

После установки CGM каждые пять минут измеряет уровень глюкозы и выводит результат в режиме реального времени. Можно установить диапазон уровня сахара, при выходе за который пользователь будет получать уведомления. Данные сохраняются в облаке, поэтому близкие люди тоже могут следить за состоянием больного. Это актуально для родителей, которые хотят контролировать здоровье ребенка, когда он вне дома.

Владельцы классических глюкометров во время измерений вынуждены каждый раз прокалывать пальцы. Это доставляет дискомфорт, поэтому часто измерять уровень сахара не получится. Нужно просыпаться ночью, чтобы узнать о состоянии здоровья во время сна. CGM лишен этих недостатков: он круглосуточно и безболезненно дает всю необходимую информацию.

Система непрерывного мониторинга глюкозы Dexcom G6. Источник: Dexcom
Система непрерывного мониторинга глюкозы Dexcom G6. Источник: Dexcom

Структура выручки

11 февраля Dexcom отчиталась за 2020 год. Свою выручку компания разделяет по двум сегментам. Сенсоры — 81%, трансмиттеры и ресиверы — 19%. Сенсоры — это дорогостоящие расходные материалы, которые нужно часто менять. Неудивительно, что этот сегмент приносит большую часть выручки.

В отчете Dexcom выделяет два рынка продаж: США — 78% от общей выручки и остальные страны, которые приносят 22%. Основная доля выручки приходится на домашний регион, но компания активно расширяется и выходит на рынки других стран.

Динамика продаж, млн долларов

Динамика продаж по сегментам, млн долларов

По сегментам 2018 Δ 2019 Δ 2020 Δ
Сенсоры 758,1 47% 1149,0 52% 1561,4 36%
Трансмиттеры и ресиверы 273,5 35% 327,0 20% 365,3 12%
Всего 1031,6 44% 1476,0 43% 1926,7 31%
Сенсоры
2018
758,1
Δ
47%
2019
1149,0
Δ
52%
2020
1561,4
Δ
36%
Трансмиттеры и ресиверы
2018
273,5
Δ
35%
2019
327,0
Δ
20%
2020
365,3
Δ
12%
Всего
2018
1031,6
Δ
44%
2019
1476,0
Δ
43%
2020
1926,7
Δ
31%

Динамика продаж по регионам, млн долларов

По регионам 2018 Δ 2019 Δ 2020 Δ
США 818,4 37% 1161,5 42% 1509,5 30%
Остальные страны 213,2 74% 314,5 48% 417,2 33%
Всего 1031,6 44% 1476,0 43% 1926,7 31%
США
2018
818,4
Δ
37%
2019
1161,5
Δ
42%
2020
1509,5
Δ
30%
Остальные страны
2018
213,2
Δ
74%
2019
314,5
Δ
48%
2020
417,2
Δ
33%
Всего
2018
1031,6
Δ
44%
2019
1476,0
Δ
43%
2020
1926,7
Δ
31%

Пространство для роста

Компания продает свои товары в США, Канаде, Западной Европе, Австралии, Новой Зеландии, Японии и Южной Корее. Целевая аудитория — больные, которые находятся на инсулиновой терапии. Это люди с диабетом первого типа и часть больных с диабетом второго типа.

Число инсулинозависимых людей в странах, где представлена Dexcom, составляет 10 млн человек. Из них только каждый четвертый пользуется CGM — компании есть куда расти на уже занятых рынках. К концу 2023 года целевая аудитория может увеличиться на 13 млн человек за счет расширения географии продаж, но экспансия может оказаться неудачной.

Emerging markets

Сегодня Dexcom работает только в развитых странах. Валюты таких стран относительно стабильны, а уровень располагаемых доходов населения высок. С выходом на развивающиеся рынки компания может столкнуться со слабым потребительским спросом.

В России в 2020 году медианная зарплата была на уровне 35 тысяч рублей. Стоимость набора из трех сенсоров Dexcom, которого хватит на месяц, начинается от 18 тысяч рублей. Медианный россиян, вероятно, будет пользоваться обычным глюкометром и прокалывать пальцы, но вряд ли станет тратить половину зарплаты на сенсоры.

Еще один лев в этой клетке

Abbott Laboratories (NYSE: ABT) — гигант из индустрии медицинских приборов и ночной кошмар Dexcom. В 2020 году у Abbott Laboratories продажи устройств для больных диабетом составили 3,3 млрд долларов, или 9,5% от общей выручки, — это намного больше, чем годовая выручка Dexcom.

Линейка CGM от Abbott называется FreeStyle Libre. В прошлом году объем продаж Freestyle Libre 1 вырос на 43%.

Летом 2020 года FDA выдало разрешение на использование FreeStyle Libre 2 в США. В обновленной версии можно получать уведомления и использовать смартфон в качестве приемника. Следом европейский регулятор одобрил FreeStyle Libre 3. Размер сенсора в последней CGM уменьшен на 70%.

Сделать выбор между Dexcom и Abbott по отзывам в сети сложно: каждый пользователь хвалит свою систему.

По словам консультантов, выгоднее использовать FreeStyle Libre 2. Необходимый минимум — сенсоры. Один сенсор стоит 6953 Р. Он служит 14 дней. Ридер покупать не обязательно: можно пользоваться приложением на смартфоне с поддержкой NFC.

Для работы Dexcom G6 нужны сенсоры и трансмиттер. Сенсор стоит 6129 Р и работает 10 дней. Стоимость трансмиттера — 15 806 Р, а срок службы — 3 месяца. Система FreeStyle Libre 2 популярнее, так как она дешевле.

Ценные бумаги

Из-за высоких темпов роста Dexcom не осталась без внимания инвесторов: компания стоит 75 прибылей и 18 выручек. Сегодня коэффициент P / E, равный 75, не выглядит фантастическим, особенно с учетом чистой маржинальности в 26%. Но такие показатели могут ввести в заблуждение.

В прошлом году компания получила прибыль в 494 млн долларов. Из них 269 млн — налоговый вычет. Без учета налогового актива P / E вырастет до 156, а чистая маржа опустится ниже 12%. Это не самые привлекательные показатели на фоне замедляющихся темпов роста выручки.

В последние десять лет продажи Dexcom прибавляли в среднем по 44% в год. К 2025 году руководство планирует удвоить выручку, то есть наращивать продажи на 15% ежегодно. Это все еще много, но, кажется, самые яркие дни роста остались позади.

С середины 2019 года, когда Dexcom начала стабильно получать прибыль, акции компании обгоняют индексы S&P 500 и Nasdaq. Сейчас бумаги торгуются по 419 $ — на 8% ниже максимумов. Аналитики ждут роста акций в течение года на 11% — до отметки в 466 $. На мой взгляд, сегодня Dexcom переоценена и добавлять ее в свой портфель стоит только на относительно небольшой процент.

Источник: презентация компании, стр. 7
Источник: презентация компании, стр. 7
Источник: презентация компании, стр. 7
Источник: презентация компании, стр. 7
Источник: годовой отчет, стр. 67
Источник: годовой отчет, стр. 67
Источник: годовой отчет, стр. 67
Источник: годовой отчет, стр. 67
Источник: TradingView
Источник: TradingView
Источник: TradingView
Источник: TradingView

Вывод

Dexcom создает качественный, высокотехнологичный, но дорогой продукт. Из-за этого спрос на устройства компании в развивающихся странах может оказаться невысоким. Важно, что продукция Dexcom не уникальна. Главный конкурент, Abbott Laboratories, быстро сокращает технологическое отставание и начинает выходить вперед.

Темпы роста выручки Dexcom начинают снижаться: компания собрала наиболее низко висящие плоды и расширяться дальше будет сложнее. Маловероятно, что акции эмитента продолжат расти прежними темпами.

Если хочется инвестировать в растущий рынок медицинских устройств для больных диабетом, то лучше обратить внимание на компанию Уоллеса Эбботта. Кроме диабета у Abbott много других перспективных направлений, она платит дивиденды и не так переоценена.