Walt Disney (NYSE: DIS) — американская компания с кучей разных бизнесов. 2020 год проехался по ней паровым катком. Но ее менеджмент не теряет присутствия духа и даже планирует развивать стриминг.

Что тут происходит

Читатели давно просили нас начать разбирать отчетность и фундамент бизнеса американских эмитентов. Предлагайте в комментариях компании, разбор которых вам хотелось бы прочитать.

В обзорах много скриншотов с таблицами из отчетов. Чтобы было удобнее ими пользоваться, мы перенесли их в гугл-таблицы и перевели на русский язык. Обратите внимание: там несколько листов. А еще имейте в виду, что компании округляют некоторые числа в отчетах, поэтому итоговые суммы в графиках и таблицах могут не сходиться.


Скачать таблицы из отчетов

На чем зарабатывают

Медиасети. Это как каналы бренда Disney, так и спортивные каналы ESPN, научно-познавательный National Geographic, сеть ABC и — с недавних пор — великий канал FX с хитами «Щит», «Сыны анархии», «Американская история ужасов». Ключевой здесь — спортивный канал ESPN — это примерно 11,4 млрд долларов выручки в нормальный год.

Парки, развлечения и товары. Разнообразные Диснейленды, отели, а также продажи товаров, связанных с интеллектуальной собственностью компании. Игрушки франшизы «Звездные войны» здесь тоже считаются.

Студийные развлечения. Доходы от кино, музыки, театральных постановок и шоу-бизнеса в целом.

Прямой доступ к потребителю и международные продажи. Стриминговые сервисы Disney+ и Hotstar. Компания зачем-то стала учитывать здесь определенные международные продажи — что характерно, в других сегментах тоже учитываются международные продажи. Ведь, как говорят в сериале «Мандалорец», «таков путь». Здесь также учитываются доли компании в других медиапредприятиях.

К сожалению, выручка компании считается по регионам, поэтому мы точно не знаем, сколько приносит США, а сколько — Мексика.

Выручка компании в миллионах долларов

2019 2020
Медиасети 24 827 28 393
Парки, развлечения и товары 26 225 16 502
Студийные развлечения 11 127 9636
Прямой доступ к потребителю и международные продажи 9386 16 967
Корпоративные взаиморасчеты −1958 −6110
Выручка в общем 69 607 65 388
Медиасети
2019
24 827
2020
28 393
Парки, развлечения и товары
2019
26 225
2020
16 502
Студийные развлечения
2019
11 127
2020
9636
Прямой доступ к потребителю и международные продажи
2019
9386
2020
16 967
Корпоративные взаиморасчеты
2019
−1958
2020
−6110
Выручка в общем
2019
69 607
2020
65 388

Операционная прибыль компании в миллионах долларов

2019 2020
Медиасети 7479 9022
Парки, развлечения и товары 6758 −81
Студийные развлечения 2686 2501
Прямой доступ к потребителю и международные продажи −1835 −2806
Корпоративные взаиморасчеты −241 −528
Выручка в общем 14 847 8108
Медиасети
2019
7479
2020
9022
Парки, развлечения и товары
2019
6758
2020
−81
Студийные развлечения
2019
2686
2020
2501
Прямой доступ к потребителю и международные продажи
2019
−1835
2020
−2806
Корпоративные взаиморасчеты
2019
−241
2020
−528
Выручка в общем
2019
14 847
2020
8108
Выручка компании по сегментам и видам в 2020 и 2019 в миллионах долларов. Источник: годовой отчет компании, стр. 94 (97)
Выручка компании по сегментам и видам в 2020 и 2019 в миллионах долларов. Источник: годовой отчет компании, стр. 94 (97)
Финансовые показатели в 2020 и 2019 по регионам в миллионах долларов. Источник: годовой отчет компании, стр. 95 (98)
Финансовые показатели в 2020 и 2019 по регионам в миллионах долларов. Источник: годовой отчет компании, стр. 95 (98)

Чуть лучше, чем думали

Бизнес, полагающийся на парки развлечений и трансляцию спортивных мероприятий, не мог не пострадать от пандемии самым жестоким образом. Это наглядно показано в таблице со сравнением результатов 2020 и 2019. От вышедшего на прошлой неделе отчета за 1 квартал 2021 года никто не ожидал ничего особенного: аналитики готовились к убыткам. Но вышло иначе: Disney заработала 17 млн долларов. Это совсем немного, буквально 1 цент на акцию, и на 99% меньше, чем за аналогичный период годом ранее, — но все же лучше, чем убытки. Выручка тоже оказалась чуть получше ожиданий: 16,25 млрд долларов вместо ожидавшихся 15,9 млрд.

Результаты компании за первые кварталы, окончившиеся 02.01.2021 и 28.12.2019, в миллионах долларов. Источник: сайт компании
Результаты компании за первые кварталы, окончившиеся 02.01.2021 и 28.12.2019, в миллионах долларов. Источник: сайт компании

E to the S to the P to the N is all I watch cause I’m the man

Из-за отмены крупных спортивных мероприятий спортивные каналы компании стали куда менее привлекательными для аудитории. И, судя по последним данным отрасли, проблемы здесь еще не закончились.

Стабильный отток подписчиков кабельного ESPN — это проблема компании в последние годы. Disney пытается компенсировать их потерю притоком подписчиков на стриминговый сервис ESPN+ — и в принципе это удается.

Но не стоит забывать о том, что стриминговый ESPN только недавно перешагнул отметку 12 млн пользователей, а кабельный ESPN — это свыше 80 млн подписчиков. Есть немалая вероятность того, что скоро убытки от отписок от кабельного начнут перевешивать прибыль от притока в стриминг.

Дело тут обстоит так: чтобы ESPN+ приносил прибыли столько же, сколько его кабельный собрат, подписка на него должна стоить около 45 $ в месяц вместо нынешних 4,54 $. А ведь от кабельного потребители отказываются именно из-за высокой стоимости.

Главная беда тут — смена поколений: молодежь в США меньше заинтересована в наблюдении за профессиональными спортсменами по сравнению со старшим поколением.

Если смотреть шире, то количество кабельных подписчиков у Disney падает уже давно во всех сегментах — в основном из-за перехода потребителей на стриминговую модель.

Крупные спортивные мероприятия в США, изменения в количестве зрителей по сравнению с прошлым годом

2019 против 2018 2020 против 2019
NFL в день благодарения (поздний полдень) 7% −7%
NFL в день благодарения (ранний полдень) 2% −14%
Бейсбольная Мировая серия −2% −30%
Конные скачки в Кентукки 10% −43%
Финал NBA −14% −49%
Футбольные соревнования между армией и флотом −4% −36%
Открытый чемпионат США по гольфу 43% −56%
Хоккейный Кубок Стэнли 11% −60%
Открытый чемпионат США по теннису 23% −45%
NFL в день благодарения (поздний полдень)
2019 против 2018
7%
2020 против 2019
−7%
NFL в день благодарения (ранний полдень)
2019 против 2018
2%
2020 против 2019
−14%
Бейсбольная Мировая серия
2019 против 2018
−2%
2020 против 2019
−30%
Конные скачки в Кентукки
2019 против 2018
10%
2020 против 2019
−43%
Финал NBA
2019 против 2018
−14%
2020 против 2019
−49%
Футбольные соревнования между армией и флотом
2019 против 2018
−4%
2020 против 2019
−36%
Открытый чемпионат США по гольфу
2019 против 2018
43%
2020 против 2019
−56%
Хоккейный Кубок Стэнли
2019 против 2018
11%
2020 против 2019
−60%
Открытый чемпионат США по теннису
2019 против 2018
23%
2020 против 2019
−45%
Источник: Daily Shot
Источник: Daily Shot
Источник: Daily Shot
Источник: Daily Shot
Источник: Daily Shot
Источник: Daily Shot
Источник: Daily Shot
Источник: Daily Shot

Сколько американцев считают себя фанатом или активным зрителем спорта

Все взрослые Поколение Z
Американский футбол — NFL 59% 49%
Баскетбол — NBA 45% 47%
Студенческий американский футбол 48% 37%
Киберспорт 19% 35%
Студенческий баскетбол 41% 33%
Главная лига бейсбола США 50% 32%
Бои — UFC 29% 29%
Гонки — NASCAR 35% 26%
Хоккей — NHL 38% 25%
Женский баскетбол — WNBA 21% 17%
Американский футбол — NFL
Все взрослые
59%
Поколение Z
49%
Баскетбол — NBA
Все взрослые
45%
Поколение Z
47%
Студенческий американский футбол
Все взрослые
48%
Поколение Z
37%
Киберспорт
Все взрослые
19%
Поколение Z
35%
Студенческий баскетбол 
Все взрослые
41%
Поколение Z
33%
Главная лига бейсбола США
Все взрослые
50%
Поколение Z
32%
Бои — UFC
Все взрослые
29%
Поколение Z
29%
Гонки — NASCAR
Все взрослые
35%
Поколение Z
26%
Хоккей — NHL
Все взрослые
38%
Поколение Z
25%
Женский баскетбол — WNBA
Все взрослые
21%
Поколение Z
17%

Как часто американцы смотрят спортивные трансляции

Все взрослые Миллениалы Поколение Z
Смотрю почти каждый день 13% 15% 8%
Смотрю хотя бы раз в неделю 42% 50% 24%
Никогда не смотрю 28% 20% 39%
Смотрю почти каждый день
Все взрослые
13%
Миллениалы
15%
Поколение Z
8%
Смотрю хотя бы раз в неделю
Все взрослые
42%
Миллениалы
50%
Поколение Z
24%
Никогда не смотрю
Все взрослые
28%
Миллениалы
20%
Поколение Z
39%
Источник: Financial Times
Источник: Financial Times
Источник: Financial Times
Источник: Financial Times

Стриминг как самоцель

Мы подошли к главному — повороту компании к стримингу. Этому предшествовали весьма карнавальные события: инвестор-активист Дэн Лоэб в октябре 2020 призвал компанию отказаться от дивидендов, чтобы на сэкономленные деньги развивать стриминговый бизнес — главным образом Disney+, который должен стать конкурентом Netflix. Собственно, это компания через некоторое время и сделала, назвав развитие стриминга своим приоритетом. Руководство Disney ожидает, что к 2024 году у их стримингового сервиса будет около 300 млн подписчиков. С текущим планом постепенного увеличения стоимости подписки к 2024 году стриминг, включая ESPN+ и другие инвестиции компании вроде сервиса Hulu, может стать крупнейшим источником выручки компании.

И действительно, количество пользователей Disney+ растет. С другой стороны, стриминговый сегмент компании все еще убыточен, хотя убытки эти сокращаются.

Но стриминговый рынок нынче очень конкурентный, а наиболее зримая угроза — Netflix. Правда, доля Disney c учетом Hulu, 67% которой принадлежит Disney, на рынке стриминга примерно равна доле Netflix. Но в том, что касается оригинального контента, Disney пока позади.

По тратам Netflix сильно обгоняет конкурента. Disney+ потратил на производство контента около 1,75 млрд долларов в 2020, ну еще Hulu тратит 3 млрд долларов в год на эти цели — ощутимо меньше нетфликсовских 16 млрд.

К 2024 году бюджет Disney+ может вырасти до 8—9 млрд долларов, но это все равно будет меньше нынешнего бюджета Netflix, который к 2024 году тоже наверняка вырастет.

Если смотреть статистику просмотров в США, то пока лидирует Netflix. Но есть одно важное уточнение: самые популярные сериалы на платформе Netflix — это чужой контент, который скоро исчезнет с платформы или уже исчез, как сериал «Офис».

Может показаться, что компании Микки Мауса не победить Netflix, — но на самом деле у Netflix куча проблем, например лицензирование контента. Речь о том, что Disney предстоит трудный бой: согласно оценкам компании, Disney+ не будет прибыльным до 2023 года как минимум.

Количество платных подписчиков компании на ее стриминговых сервисах в миллионах человек

28 дек 2019 2 янв 2021 Изменение
Disney+ 26,5 94,9 > 100%
ESPN+ 6,6 12,1 83%
Hulu: подписка 27,2 35,4 30%
Hulu: телетрансляция и подписка 4,0 3,2 25%
Hulu в общем 30,4 39,4 30%
Disney+
28 дек 2019
26,5
2 янв 2021
94,9
Изменение
> 100%
ESPN+
28 дек 2019
6,6
2 янв 2021
12,1
Изменение
83%
Hulu: подписка
28 дек 2019
27,2
2 янв 2021
35,4
Изменение
30%
Hulu: телетрансляция и подписка
28 дек 2019
4,0
2 янв 2021
3,2
Изменение
25%
Hulu в общем
28 дек 2019
30,4
2 янв 2021
39,4
Изменение
30%

Средние показатели месячной выручки на одного платного подписчика на стриминговых сервисах Disney в долларах

28 дек 2019 2 янв 2021 Изменение
Disney+ 5,56 4,03 −28%
ESPN+ 4,44 4,48 1%
Hulu: подписка 13,15 13,51 3%
Hulu: телетрансляция и подписка 59,47 75,11 26%
Disney+
28 дек 2019
5,56
2 янв 2021
4,03
Изменение
−28%
ESPN+
28 дек 2019
4,44
2 янв 2021
4,48
Изменение
1%
Hulu: подписка
28 дек 2019
13,15
2 янв 2021
13,51
Изменение
3%
Hulu: телетрансляция и подписка
28 дек 2019
59,47
2 янв 2021
75,11
Изменение
26%
Финансовые результаты компании за кварталы, окончившиеся 02.01.2021 и 28.12.2019, в миллионах долларов. Источник: сайт компании
Финансовые результаты компании за кварталы, окончившиеся 02.01.2021 и 28.12.2019, в миллионах долларов. Источник: сайт компании

Доли разных игроков на рынке стриминга

Сентябрь 2019 Сентябрь 2020 Декабрь 2019 Декабрь 2020
Netflix 56% 47% 48% 45%
Hulu 36% 28% 29% 28%
Disney+ 17% 18% 17%
YouTube TV 1% 4% 1% 5%
CBS All Access 2% 2% 2% 2%
Netflix
Сентябрь 2019
56%
Сентябрь 2020
47%
Декабрь 2019
48%
Декабрь 2020
45%
Hulu
Сентябрь 2019
36%
Сентябрь 2020
28%
Декабрь 2019
29%
Декабрь 2020
28%
Disney+
Сентябрь 2019
Сентябрь 2020
17%
Декабрь 2019
18%
Декабрь 2020
17%
YouTube TV
Сентябрь 2019
1%
Сентябрь 2020
4%
Декабрь 2019
1%
Декабрь 2020
5%
CBS All Access
Сентябрь 2019
2%
Сентябрь 2020
2%
Декабрь 2019
2%
Декабрь 2020
2%
Источник: Cardify
Источник: Cardify
Источник: Cardify
Источник: Cardify

Какой из стриминговых сервисов зрители назвали любимым

Netflix 64%
Hulu 17%
HBO 9%
Disney 7%
Другой 4%
Netflix
64%
Hulu
17%
HBO
9%
Disney
7%
Другой
4%

За что зрители любят перечисленные выше стриминговые сервисы

Большая библиотека кино и сериалов 41%
Эксклюзивные кино и сериалы 28%
Новые фильмы и сериалы появляются часто 19%
Персонализированные рекомендации 5%
Цена 5%
Другое 5%
Большая библиотека кино и сериалов
41%
Эксклюзивные кино и сериалы
28%
Новые фильмы и сериалы появляются часто
19%
Персонализированные рекомендации
5%
Цена
5%
Другое
5%

Вероятность того, что зрители сменят один стриминговый сервис на другой в течение года

Весьма маловероятно 12%
Скорее нет, чем да 22%
Не думал об этом 35%
Вероятно 21%
Очень вероятно 10%
Весьма маловероятно
12%
Скорее нет, чем да
22%
Не думал об этом
35%
Вероятно
21%
Очень вероятно
10%

Самые просматриваемые на стриминговых сервисах сериалы в США в 2020 в миллионах часов

Netflix «Офис» 952
Netflix «Анатомия Грея» 657
Netflix «Мыслить как преступник» 590
Netflix «Озарк» (оригинальный) 508
Netflix «Морская полиция: спецотдел» 469
Netflix «Шиттс Крик» 396
Netflix «Сверхъестественное» 339
Netflix «Люцифер» (оригинальный) 316
Netflix «Бесстыжие» 304
Netflix «Корона» 271
Netflix «Король тигров» (оригинальный) 260
Netflix «Новенькая» 242
Disney «Мандалорец» 242
Netflix «Черный список» 241
Netflix «Дневники вампира» 235
Netflix
«Офис»
952
«Анатомия Грея»
657
«Мыслить как преступник»
590
«Озарк» (оригинальный)
508
«Морская полиция: спецотдел»
469
«Шиттс Крик»
396
«Сверхъестественное»
339
«Люцифер» (оригинальный)
316
«Бесстыжие»
304
«Корона»
271
«Король тигров» (оригинальный)
260
«Новенькая»
242
Disney
«Мандалорец»
242
Netflix
«Черный список»
241
«Дневники вампира»
235

Факты и их интерпретация

С точки зрения беспристрастного анализа Disney вызывает противоречивые чувства. Еще бы: компания по итогам 2020 из прибыльной стала убыточной и отменила дивиденды, но акции все равно выросли почти на 35%. И все это исключительно благодаря стримингу.

Здесь сложно сказать, когда этот пузырь лопнет. Может быть, это случится очень скоро, когда инвесторы поймут, что стриминг — это сильная конкуренция и огромные траты, и, может быть, Disney уже никогда не будет такой же прибыльной, как в эпоху до коронавируса. Меж тем неясно, когда парки развлечений у Disney заработают в полную силу — да и заработают ли вообще.

А с другой стороны, все это может длиться бесконечно долго: инвесторы падки на все «перспективное», иначе бы акции неприбыльных технологических компаний не росли бы так нагло. Disney из-за стриминговой ориентации, очевидно, воспринимается инвесторами как «технологический» бизнес, хотя таковым он быть не может из-за своей офлайновой составляющей.

Еще у компании есть почти 100 млрд долларов задолженностей при 31,1 млрд долларов в ее распоряжении — но это все уже не так важно, как то, что ее бизнес хромает на обе ноги.

А еще компания идет на поводу у нынешнего леволиберального истеблишмента, что может помочь ей в дальнейшем, когда ангажированные инвесторы будут искать «этичные компании». Это, конечно, не основной бонус Disney — но этот факт, скорее всего, сыграет свою роль в будущем.

Источник: The Economist
Источник: The Economist
Источник: The Economist
Источник: The Economist
Источник: Daily Shot
Источник: Daily Shot
Источник: Daily Shot
Источник: Daily Shot

Резюме

С учетом всех проблем Disney выглядит неоправданно дорого. Основной бизнес компании в кризисе из-за пандемии, а свою судьбу она связывает со стримингом, который пока вообще ей денег не приносит.

Disney сейчас — это чрезвычайно перекупленная компания, которая уступает более «чистым» стриминговым предприятиям типа Roku и Netflix. У неблагожелательно настроенного наблюдателя может даже сложиться впечатление, что активный пиар стримингового бизнеса — это в меньшей степени стратегический план и в большей — попытка, выражаясь словами Беранже, «навеять сон золотой» инвесторам, маскируя реальный кризис бизнеса, который не может вернуться к прежним показателям в условиях пандемии. Хотя, конечно, хотелось бы ошибиться.