IPO Fix Price: дискаунтер надеется повторить успех Ozon
10 марта сеть магазинов фиксированных цен Fix Price планирует провести IPO на Лондонской фондовой бирже, а глобальные депозитарные расписки компании начнут торговаться на Московской бирже.
О компании
Fix Price (LSE, MCX: FIXP) — крупный дискаунтер, работающий в формате магазинов фиксированных цен. Компания основана в 2007 году. Сеть активно растет, у нее около 4 тысяч магазинов, находящихся в 75 регионах России и странах СНГ. Большая часть магазинов собственные, но есть и те, что работают по франшизе.
На Московской бирже будут торговаться глобальные депозитарные расписки на акции головной структуры холдинга — компании Fix Price Group, зарегистрированной на Британских Виргинских Островах.
Количество магазинов сети по странам на 31 декабря 2020 года
Собственные | Франшиза | |
---|---|---|
Россия | 3507 | 384 |
Беларусь | 143 | 9 |
Казахстан | 77 | 12 |
Узбекистан | 15 | 0 |
Латвия | 0 | 14 |
Грузия | 0 | 4 |
Киргизия | 0 | 2 |
Всего | 3742 | 425 |
Количество магазинов сети по странам на 31 декабря 2020 года
Россия | |
Собственные | 3507 |
Франшиза | 384 |
Беларусь | |
Собственные | 143 |
Франшиза | 9 |
Казахстан | |
Собственные | 77 |
Франшиза | 12 |
Узбекистан | |
Собственные | 15 |
Франшиза | 0 |
Латвия | |
Собственные | 0 |
Франшиза | 14 |
Грузия | |
Собственные | 0 |
Франшиза | 4 |
Киргизия | |
Собственные | 0 |
Франшиза | 2 |
Всего | |
Собственные | 3742 |
Франшиза | 425 |
Количество магазинов сети по годам
Собственные | Франшиза | |
---|---|---|
2012 | 502 | 98 |
2013 | 929 | 215 |
2014 | 1333 | 339 |
2015 | 1681 | 397 |
2016 | 1967 | 324 |
2017 | 2141 | 336 |
2018 | 2642 | 299 |
2019 | 3072 | 440 |
2020 | 3742 | 425 |
Количество магазинов сети по годам
Собственные | |
2012 | 502 |
2013 | 929 |
2014 | 1333 |
2015 | 1681 |
2016 | 1967 |
2017 | 2141 |
2018 | 2642 |
2019 | 3072 |
2020 | 3742 |
Франшиза | |
2012 | 98 |
2013 | 215 |
2014 | 339 |
2015 | 397 |
2016 | 324 |
2017 | 336 |
2018 | 299 |
2019 | 440 |
2020 | 425 |
Лидер рынка магазинов фиксированных цен
Fix Price позиционирует себя не просто как дискаунтера, а именно как представителя отдельной рыночной ниши — магазинов фиксированных цен. В проспекте эмиссии компания приводит данные отраслевого исследования Oliver Wyman, согласно которому она занимает 93% данной рыночной ниши в России.
Магазины фиксированных цен — это ретейлеры с товарами, продающимися по одной или нескольким фиксированным ценам. В Fix Price товары продаются по 50, 55, 77, 99, 149 и 199 ₽, а в начале февраля этого года добавили еще одну ценовую категорию — 249 ₽. При этом по итогам 2020 года около 80% ассортимента продавалось в ценовых категориях ниже 100 ₽.
Ценовых категорий у ретейлера немного, но ассортимент обширен: 1800 товарных позиций в 20 категориях товаров — от одежды и товаров для дома до продуктов питания и напитков. При этом примерно в равной пропорции продаются брендированные, небрендированные товары и товары собственных торговых марок.
Компания каждую неделю добавляет 40—60 новых позиций в зависимости от сезона и тенденций в ретейле, в целом обновляется около 60% ассортимента до 6 раз в год.
У Fix Price довольно обширная программа лояльности: 12 млн зарегистрированных пользователей, которые дают более трети выручки.
Для того чтобы сохранять низкие цены и при этом работать в плюс, Fix Price активно работает с себестоимостью: все магазины стандартизированы, договорные отношения налажены напрямую с поставщиками, компания участвует в разработке товаров, сокращая себестоимость, например, за счет упаковки. Также у Fix Price централизованная логистическая инфраструктура — восемь распределительных центров.
Продажи по категориям товаров по итогам 2020 года
Еда и напитки | 25% |
Товары для дома | 20% |
Косметика и средства гигиены | 16% |
Бытовая химия | 7% |
Книги и канцтовары | 6% |
Одежда | 6% |
Игрушки | 5% |
Товары для вечеринок | 5% |
Аксессуары | 3% |
Другое | 6% |
Продажи по категориям товаров по итогам 2020 года
Еда и напитки | 25% |
Товары для дома | 20% |
Косметика и средства гигиены | 16% |
Бытовая химия | 7% |
Книги и канцтовары | 6% |
Одежда | 6% |
Игрушки | 5% |
Товары для вечеринок | 5% |
Аксессуары | 3% |
Другое | 6% |
Финансовые показатели
У Fix Price впечатляющие финансовые показатели: выручка и прибыль растут отличными темпами, низкий уровень долга, средний рост сопоставимых продаж (LFL) за 16 кварталов на конец 2020 года — аж 19%.
Выручка, чистая прибыль и чистый долг по годам в миллиардах рублей
Выручка | Чистая прибыль | Чистый долг | |
---|---|---|---|
2018 | 108,7 | 9,1 | −5,4 |
2019 | 142,9 | 13,2 | 6,0 |
2020 | 190,1 | 17,6 | 23,0 |
Выручка, чистая прибыль и чистый долг по годам в миллиардах рублей
Выручка | |
2018 | 108,7 |
2019 | 142,9 |
2020 | 190,1 |
Чистая прибыль | |
2018 | 9,1 |
2019 | 13,2 |
2020 | 17,6 |
Чистый долг | |
2018 | −5,4 |
2019 | 6,0 |
2020 | 23,0 |
Акционерный капитал
У Fix Price, скажем так, любопытный состав акционеров: кроме легко ожидаемых основателей и топ-менеджеров, здесь присутствует Marathon Group, инвестиционная компания — крупный акционер «Магнита», и инвестиционный банк Goldman Sachs.
Структура акционерного капитала до IPO
Акционер | Бенефициары | Доля |
---|---|---|
Luncor Overseas | Сооснователь Артем Хачатрян | 41,55% |
SBP Foundation | Сооснователь Сергей Ломакин | 26,51% |
LF Group DMCC | Сооснователь Сергей Ломакин | 15,05% |
Eristelon Holdings | Сооснователи Артем Хачатрян и Сергей Ломакин | 0,2% |
Samonico Holdings | Marathon Group | 9,94% |
GLQ International Holdings | Goldman Sachs | 4,0% |
Дмитрий Кирсанов | CEO Fix Price Дмитрий Кирсанов | 1,52% |
Топ-менеджеры | Топ-менеджеры, не включая Дмитрия Кирсанова | 0,82% |
Другие акционеры | Другие акционеры, включая бывших сотрудников | 0,41% |
Структура акционерного капитала до IPO
Luncor Overseas | |
Бенефициары | Сооснователь Артем Хачатрян |
Доля | 41,55% |
SBP Foundation | |
Бенефициары | Сооснователь Сергей Ломакин |
Доля | 26,51% |
LF Group DMCC | |
Бенефициары | Сооснователь Сергей Ломакин |
Доля | 15,05% |
Eristelon Holdings | |
Бенефициары | Сооснователи Артем Хачатрян и Сергей Ломакин |
Доля | 0,2% |
Samonico Holdings | |
Бенефициары | Marathon Group |
Доля | 9,94% |
GLQ International Holdings | |
Бенефициары | Goldman Sachs |
Доля | 4,0% |
Дмитрий Кирсанов | |
Бенефициары | CEO Fix Price Дмитрий Кирсанов |
Доля | 1,52% |
Топ-менеджеры | |
Бенефициары | Топ-менеджеры, не включая Дмитрия Кирсанова |
Доля | 0,82% |
Другие акционеры | |
Бенефициары | Другие акционеры, включая бывших сотрудников |
Доля | 0,41% |
Действия в преддверии IPO
1 марта компания объявила о начале формирования книги заявок — ее закрыли за день из-за большого спроса.
Акционеры планируют продать до 170 млн ГДР по 8,75—9,75 $ за штуку. Таким образом, общее предложение будет в диапазоне 1,5—1,7 млрд долларов, а общая капитализация компании составит 7,4—8,3 млрд долларов. При этом Fix Price заключила отдельные соглашения с крупными фондами под управлением BlackRock, GIC, с Катарским суверенным фондом (QIA), которые будут выступать якорными инвесторами и обязуются при определенных условиях купить ценных бумаг компании суммарно на 475 млн долларов. Продавать ценные бумаги будут именно действующие акционеры, а не сама компания — похоже, эти деньги не пойдут на развитие Fix Price. Также компания указывает, что некоторые из продающих акционеров могут предоставить опцион для дополнительного размещения еще 15% от продаваемого в рамках IPO объема ГДР.
К сожалению, компания не объявляет, какие доли останутся у акционеров после IPO, ограничиваясь общей фразой про то, что основатели компании продолжат владеть значительной долей.
Также хочется обратить внимание на то, что в соответствии с лучшими практиками корпоративного управления Fix Price планирует после IPO включить в состав совета директоров трех известных в бизнес-среде независимых директоров: основателя «М-видео» и бывшего члена совета директоров X5 Retail Group Александра Тынкована, бывшего финансового директора KPMG в России и СНГ, а также действующего члена совета директоров «Магнита», «Группы ПИК» и банка «Ак Барс» Грегора Мовата и работавшую в Goldman Sachs, Morgan Stanley и UBS Елену Титову, которая также выступает действующим членом совета директоров банков «Открытие», «Траст» и компании Qiwi.
Почему акции могут вырасти после IPO
Бурно растущий бизнес в растущем сегменте. Показатели Fix Price действительно растут очень хорошими темпами. Вполне вероятно, что рост бизнеса продолжится.
В отраслевом исследовании Oliver Wyman приводится вывод, что сегмент магазинов фиксированных цен в России занимает слишком малую долю в общем рынке ретейла по сравнению с развитыми странами, поэтому ему есть куда расти — как по размеру доли рынка, так и по количеству магазинов.
Пандемия коронавируса и последовавший за нею кризис не лучшим образом сказались на благосостоянии россиян: Росстат подсчитал, что за 2020 год реальные располагаемые доходы населения упали на 3,5%. А инфляция при этом достигла пятилетнего максимума, по итогам 2020 года достигнув 4,9%, что даже превышает ключевую ставку ЦБ РФ. Такие печальные тенденции способствуют росту популярности дискаунтеров и, в частности, магазинов фиксированных цен.
Прибыльный и слабо закредитованный бизнес. По нынешним временам это практически редкость, но Fix Price не только показывает прекрасный рост выручки, но при этом прибылен и слабо закредитован, в отличие от того же Ozon.
Успешное IPO Ozon. Несмотря на убыточность и закредитованность, IPO Ozon прошло очень успешно и цена его ценных бумаг значительно выросла с тех пор. Это может подстегнуть инвесторов, особенно рассчитывающих на короткую и среднюю перспективу, активно покупать ГДР Fix Price в надежде на аналогичную историю роста.
Дивиденды и дивидендная политика. Кроме всего прочего, Fix Price умудряется еще и платить дивиденды, а также наращивать их вслед за ростом чистой прибыли. Компания планирует продолжать выплачивать дивиденды и после IPO, при этом в соответствии с лучшими практиками она предполагает платить их дважды в год из расчета минимум 50% чистой прибыли по МСФО при значении мультипликатора net debt / EBITDA меньше 1.
Солидные акционеры и совет директоров. Не так много российских компаний могут похвастаться участием в их капитале самого Goldman Sachs. Это что-то да значит. А новые лица в совете директоров — действительно люди с многолетним опытом на руководящих должностях и в советах директоров крупных успешных компаний, которые могут помочь Fix Price достигнуть новых успехов в бизнесе.
Доля рынка магазинов фиксированных цен в ретейле в разных странах по итогам 2019 года
Великобритания | 3,9% |
Канада | 3,6% |
США | 2,4% |
Нидерланды | 2,3% |
Евросоюз | 1,5% |
Германия | 0,7% |
Россия | 0,5% |
Доля рынка магазинов фиксированных цен в ретейле в разных странах по итогам 2019 года
Великобритания | 3,9% |
Канада | 3,6% |
США | 2,4% |
Нидерланды | 2,3% |
Евросоюз | 1,5% |
Германия | 0,7% |
Россия | 0,5% |
Количество магазинов фиксированных цен, потенциальное количество и процент насыщения рынка в основных странах присутствия Fix Price по итогам 3 квартала 2020 года
Реальное | Потенциальное | Насыщение рынка | |
---|---|---|---|
Россия | 4091 | 11 698 | 35,0% |
Беларусь | 361 | 781 | 46,2% |
Казахстан | 93 | 1793 | 5,2% |
Узбекистан | 21 | 1267 | 1,7% |
Количество магазинов фиксированных цен, потенциальное количество и процент насыщения рынка в основных странах присутствия Fix Price по итогам 3 квартала 2020 года
Россия | |
Реальное | 4091 |
Потенциальное | 11 698 |
Насыщение рынка | 35,0% |
Беларусь | |
Реальное | 361 |
Потенциальное | 781 |
Насыщение рынка | 46,2% |
Казахстан | |
Реальное | 93 |
Потенциальное | 1793 |
Насыщение рынка | 5,2% |
Узбекистан | |
Реальное | 21 |
Потенциальное | 1267 |
Насыщение рынка | 1,7% |
Доля рынка магазинов фиксированных цен в ретейле в России, начиная с 2020 года данные прогнозные
2018 | 0,4% |
2019 | 0,5% |
2020 | 0,6% |
2021 | 0,7% |
2022 | 0,8% |
2023 | 1,0% |
2024 | 1,1% |
2025 | 1,2% |
2026 | 1,3% |
2027 | 1,4% |
Доля рынка магазинов фиксированных цен в ретейле в России, начиная с 2020 года данные прогнозные
2018 | 0,4% |
2019 | 0,5% |
2020 | 0,6% |
2021 | 0,7% |
2022 | 0,8% |
2023 | 1,0% |
2024 | 1,1% |
2025 | 1,2% |
2026 | 1,3% |
2027 | 1,4% |
Дивиденды по годам в миллиардах рублей
2018 | 6,6 |
2019 | 13,7 |
2020 | 32,6 |
Дивиденды по годам в миллиардах рублей
2018 | 6,6 |
2019 | 13,7 |
2020 | 32,6 |
Почему акции могут упасть после IPO
Дорогая оценка. Видимо, на фоне успешного IPO Ozon Fix Price оценила себя откровенно дорого: по мультипликаторам P / E и EV / EBITDA Fix Price значительно превышает средние мультипликаторы публичных ретейлеров, а капитализация грозит превысить капитализацию значительно более крупного «Магнита», а, возможно, даже и X5 Retail Group.
Высококонкурентный сектор. Хотя Fix Price позиционирует себя как представителя отдельного сегмента ретейла, это не избавляет компанию от конкуренции со стороны остальных ретейлеров. А этот сектор очень конкурентен, что мы уже рассматривали в статьях про Ozon и «Окей». К тому же именно сейчас конкуренция среди дискаунтеров выходит на новый уровень: «Светофор» еще по итогам 2019 года вошел в десятку крупнейших продуктовых ретейлеров, «Окей» уже несколько лет успешно развивает сеть «Да!», X5 Retail Group запустила сеть «Чижик», «Магнит» — магазины «Моя цена», а «Лента» — «365+».
С дивидендами не все однозначно. Положительные стороны дивидендов есть, но существует и некоторый негатив: с такой дорогой оценкой бизнеса дивидендная доходность вряд ли будет высокой — возможно, около 2%. По меркам российского фондового рынка это немного. А еще в последние два года компания выплачивала объем дивидендов больше чистой прибыли, что в итоге привело к тому, что собственный капитал ушел в отрицательную зону, и это немного затруднит дальнейшую выплату дивидендов.
Все же не Ozon. Стоит учитывать, что успешное IPO и дальнейший рост котировок ценных бумаг Ozon во многом обусловлены тем, что его образ бурно растущей технологической компании, занимающейся цифровизацией традиционного бизнеса, считается очень модным по нынешним временам. Fix Price же с этой точки зрения, наоборот, выступает традиционным, «скучным» бизнесом, так что вряд ли будет будоражить умы инвесторов.
Мультипликаторы Fix Price и крупнейших публичных продуктовых ретейлеров за 2020 год
P / E | Net debt / EBITDA | EV / EBITDA | ROE | |
---|---|---|---|---|
X5 Retail Group | 32,5 | 0,83 | 3,37 | 18,2% |
«Магнит» | 15,7 | 1,1 | 3,59 | 12,0% |
«Лента» | 7,8 | 2,04 | 4,90 | 17,5% |
Fix Price | 31—35 | 0,6 | 16—18 | — (отрицательный собственный капитал) |
Мультипликаторы Fix Price и крупнейших публичных продуктовых ретейлеров за 2020 год
X5 Retail Group | |
P / E | 32,5 |
Net debt / EBITDA | 0,83 |
EV / EBITDA | 3,37 |
ROE | 18,2% |
«Магнит» | |
P / E | 15,7 |
Net debt / EBITDA | 1,1 |
EV / EBITDA | 3,59 |
ROE | 12,0% |
«Лента» | |
P / E | 7,8 |
Net debt / EBITDA | 2,04 |
EV / EBITDA | 4,90 |
ROE | 17,5% |
Fix Price | |
P / E | 31—35 |
Net debt / EBITDA | 0,6 |
EV / EBITDA | 16—18 |
ROE | — (отрицательный собственный капитал) |
В итоге
Fix Price — очень интересный эмитент. Кажется, у компании получается совмещать несовместимое: бурно расти, быть прибыльной, слабо закредитованной и платить дивиденды. Из-за этого и еще, возможно, из-за успешного IPO Ozon нынешние акционеры хотят продать акции компании по очень значительной цене.
При этом у цены есть как множество предпосылок вырасти еще сильнее, так и множество предпосылок упасть, так что перед инвесторами, задумывающимися над инвестициями в Fix Price, стоит довольно сложный выбор.