General Motors (NYSE: GM) — легендарный американский автопроизводитель.

10 февраля компания выпустила отчет за минувший квартал и 2020 год.

По сравнению с четвертым кварталом 2019 года выручка выросла аж на 22%. Выросла и прибыль, но все эти достижения по итогам года были смазаны результатами жесткого карантина в первом полугодии 2020. Так что по итогам года и выручка, и прибыль оказались меньше, чем в 2019 году.

Компания все же сохранила прибыльность бизнеса и смогла наладить производство в условиях пандемии, а это дорогого стоит. А еще менеджмент компании строит амбициозные планы по полному переходу на производство машин, работающих без дизеля и бензина.

Что тут происходит

Читатели давно просили нас начать разбирать отчетность и фундамент бизнеса американских эмитентов. Разобрать отчет GM предложил наш читатель Андрей Осипов в комментариях к обзору Netflix. Предлагайте в комментариях компании, разбор которых вам хотелось бы прочитать.

В обзорах много скриншотов с таблицами из отчетов. Чтобы было удобнее ими пользоваться, мы перенесли их в гугл-таблицы и перевели на русский язык. Обратите внимание: там несколько листов. А еще имейте в виду, что компании округляют некоторые числа в отчетах, поэтому итоговые суммы в графиках и таблицах могут не сходиться.


Скачать таблицы из отчетов

На чем зарабатывают

Основной источник выручки для компании — продажа произведенных ею автомобилей, но весьма заметный процент приходится на оказание финансовых услуг клиентам компании: лизинг, автозаймы.

2020 год дал компании и стимулы для роста, и достаточные препятствия на этом пути. Исход населения из крупных городов спровоцировал спрос на приобретение личного автомобиля. И в то же время пандемия парализовала производство в первой половине года и сильно увеличила издержки на производство. Поэтому стремительный рост продаж во втором полугодии для компании был сбалансирован мощным падением в начале года.

С другой стороны, нельзя не подивиться тому, насколько хорошо настроены производственные процессы компании: нужно сказать, что GM смогла быстро переориентироваться на работу в условиях пандемии без чудовищных потерь, — итоговый результат компании за 2020 год все-таки оказался сильно лучше того, что можно было бы ожидать.

Выручка компании за последние 12 месяцев в млрд долларов, выручка компании поквартально в млрд долларов, рост выручки за квартал в процентах по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Источник: Macrotrends
Выручка компании за последние 12 месяцев в млрд долларов, выручка компании поквартально в млрд долларов, рост выручки за квартал в процентах по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Источник: Macrotrends
Прибыль компании: за 12 месяцев, поквартально, рост или падение в процентах по сравнению с аналогичным кварталом годом ранее. Источник: Macrotrends
Прибыль компании: за 12 месяцев, поквартально, рост или падение в процентах по сравнению с аналогичным кварталом годом ранее. Источник: Macrotrends

Финансовые показатели компании по сегментам в млн долларов

2019 2020
General Motors в Северной Америке 106 366 96 733
Международные продажи 16 111 11 586
Корпоративные расчеты 220 350
Автомобили 122 697 108 669
Беспилотные автомобили Cruise 100 103
Финансовый отдел 14 554 13 831
Перерасчеты −114 −118
Общие продажи и выручка 137 237 122 485
General Motors в Северной Америке
2019
106 366
2020
96 733
Международные продажи
2019
16 111
2020
11 586
Корпоративные расчеты
2019
220
2020
350
Автомобили
2019
122 697
2020
108 669
Беспилотные автомобили Cruise
2019
100
2020
103
Финансовый отдел
2019
14 554
2020
13 831
Перерасчеты
2019
−114
2020
−118
Общие продажи и выручка
2019
137 237
2020
122 485
Финансовые показатели компании по сегментам в млн долларов. Источник: годовой отчет компании, стр. 51 (54)
Финансовые показатели компании по сегментам в млн долларов. Источник: годовой отчет компании, стр. 51 (54)
Финансовый результат компании и стоимость ее активов в млн долларов. Источник: годовой отчет компании, стр. 98 (101)
Финансовый результат компании и стоимость ее активов в млн долларов. Источник: годовой отчет компании, стр. 98 (101)

Результаты международного подразделения General Motors в млн долларов

2019 2020
Выручка в целом 16 111 11 586
Скорректированная прибыль до налогов −202 −528
Маржа скорректированной прибыли до налогов в процентах от выручки −1,3% −4,6%
Доход от инвестиций в автомобильные предприятия в Китае 1132 512
Прибыль до налогов без учета китайских инвестиций −1334 −1040
Количество проданных автомобилей, в тысячах штук 995 663
Выручка в целом
2019
16 111
2020
11 586
Скорректированная прибыль до налогов
2019
−202
2020
−528
Маржа скорректированной прибыли до налогов в процентах от выручки
2019
−1,3%
2020
−4,6%
Доход от инвестиций в автомобильные предприятия в Китае
2019
1132
2020
512
Прибыль до налогов без учета китайских инвестиций
2019
−1334
2020
−1040
Количество проданных автомобилей, в тысячах штук
2019
995
2020
663
Результаты компании по видам товаров и услуг в млн долларов. Источник: годовой отчет компании, стр. 62 (65)
Результаты компании по видам товаров и услуг в млн долларов. Источник: годовой отчет компании, стр. 62 (65)
Продажи машин в тысячах штук. Источник: годовой отчет компании, стр. 2 (5)
Продажи машин в тысячах штук. Источник: годовой отчет компании, стр. 2 (5)

Продажи машин GM по видам в тысячах штук

2019 2020
Кроссоверы 972 964
Крупные авто 288 275
Спортивно-утилитарные автомобили 108 92
Легковые автомобили 238 140
Итого 1606 1471
Кроссоверы
2019
972
2020
964
Крупные авто
2019
288
2020
275
Спортивно-утилитарные автомобили
2019
108
2020
92
Легковые автомобили
2019
238
2020
140
Итого
2019
1606
2020
1471

How did you like it, Elon Musk?

В январе компания объявила о том, что планирует к 2035 году полностью отказаться от производства машин, работающих на бензине и дизеле, и делать машины, которые будут ездить на чистом топливе и электричестве. Это ожидаемое решение: в инвестидее по Tesla мы говорили, что компания Маска — это спекулятивный пузырь, великое историческое предназначение которого состоит в том, чтобы мотивировать нормальных крупных производителей авто, таких как GM, Ford и прочих, переходить на производство электрокаров. Это сделает внедрение такого рода машин по-настоящему массовым, поскольку у традиционных автопроизводителей уже налажено массовое конвейерное производство и есть достаточные ресурсы для осуществления такого перехода.

С точки зрения самой GM решение перейти на чистые авто имеет некоторый смысл по двум причинам.

Электрокары очень хорошо продаются, несмотря на пандемию. Конечно, большой вопрос, насколько массовым будет переход на такие машины. Но пока на них спрос есть, и он во время рецессии парадоксальным образом растет.

Инвесторы легко ведутся на все яркое и блестящее, в том числе и электрокары. В случае автомобилестроения это означает солидную прибавку к стоимости акций безотносительно к количеству проданных машин. Капитализация «электрокаровых» компаний непомерно раздута, если учесть, что они продают машин гораздо меньше, чем нормальные автопроизводители.

Однако в этом переходе есть несколько тонких моментов. Затея такого рода — это очень затратное дело. Volkswagen, например, потратила 5 лет и 50 млрд долларов на то, чтобы обогнать Tesla по количеству произведенных автомобилей, но пока не преуспела по причинам логистического и управленческого характера.

В конце концов, сама Tesla — это, по существу, убыточный бизнес: прибыль там получается только за счет продажи квот на выбросы, продажи электрокаров пока убыточны. Впрочем, GM тут может преуспеть больше Tesla: кажется, что многие проблемы компании Маска вызваны именно недостатками в управлении производственными процессами. Здесь GM покажет себя с лучшей стороны, ибо даже в лихую кризисную годину компания не скатилась в убытки.

Акционеры, судя по всему, одобряют этот переход: невзирая на заметное падение выручки и прибыли, а также отмену дивидендов, акции GM за год выросли почти на 50%. Когда компания начнет показывать первые заметные успехи с электрокарами, то акции вырастут еще больше.

Производителей электрокаров нынче как грязи, и это может сильно повлиять на стоимость соответствующих ресурсов, спрос на которые в течение следующих 10 лет вырастет во много раз.

Источник: Daily Shot
Источник: Daily Shot
Источник: Daily Shot
Источник: Daily Shot
Источник: Statista
Источник: Statista
Источник: Statista
Источник: Statista
Источник: Bloomberg
Источник: Bloomberg
Источник: Bloomberg
Источник: Bloomberg
Источник: Daily Shot
Источник: Daily Shot
Источник: Daily Shot
Источник: Daily Shot
Источник: Daily Shot
Источник: Daily Shot
Источник: Daily Shot
Источник: Daily Shot
Источник: Bloomberg
Источник: Bloomberg
Источник: Bloomberg
Источник: Bloomberg

Прибавка к рыночной капитализации компании за каждую проданную машину

Компания Прибавка
Производители электрокаров XPeng 1 700 000 $
NIO 1 600 000 $
Tesla 1 100 000 $
LiAuto 1 000 000 $
Обычные автопроизводители Daimler 33 000 $
BMW 26 000 $
Toyota 25 000 $
Honda 11 000 $
VW 10 000 $
Ford 10 000 $
GM 9000 $
Производители электрокаров
NIO
1 600 000 $
Tesla
1 100 000 $
LiAuto
1 000 000 $
Обычные автопроизводители
Daimler
33 000 $
BMW
26 000 $
Toyota
25 000 $
Honda
11 000 $
VW
10 000 $
Ford
10 000 $
GM
9000 $
Источник: Wall Street Journal
Источник: Wall Street Journal
Источник: Wall Street Journal
Источник: Wall Street Journal

Во сколько раз в 2030 году вырастет спрос на определенные материалы для электрокаров

Никель в 14 раз
Алюминий в 14 раз
Фосфор в 13 раз
Железо в 13 раз
Медь в 10 раз
Графит в 10 раз
Литий в 9 раз
Кобальт в 3 раза
Марганец в 3 раза
Никель
в 14 раз
Алюминий
в 14 раз
Фосфор
в 13 раз
Железо
в 13 раз
Медь
в 10 раз
Графит
в 10 раз
Литий
в 9 раз
Кобальт
в 3 раза
Марганец
в 3 раза

Пряности и радости

В целом у бизнеса компании скорее благоприятная конъюнктура: растет спрос как на электрокары, так и на нормальные машины. Но есть один нюанс.

Нынче в мире дефицит полупроводников, и, поскольку современные машины не могут обойтись без большой дозы электронных компонентов, производство терпит значительные издержки. В случае автопроизводителей по всему миру речь идет о многомиллиардных потерях, и стоит быть готовыми к тому, что в следующем квартале мы увидим последствия этих нарушений в отчетности GM, что может привести к падению акций.

Не следует забывать, что у компании, согласно последнему отчету, задолженностей на 185,5 млрд долларов, из которых 79,91 млрд нужно закрывать в течение года, а денег в ее распоряжении примерно 28 млрд. Нового банкротства компании — предыдущее было в 2009 году — нельзя совсем исключать, хотя, скорее всего, компания сможет перекредитоваться и получить заем под вменяемый процент.

Ожидаемые потери автопроизводителей в разных регионах мира в 2021 году из-за нехватки полупроводников

Северная Америка 2,5 млрд
Япония и Южная Корея 7,3 млрд
Южная Азия 9,3 млрд
Европейский союз 13,4 млрд
Китай 25,5 млрд
Северная Америка
2,5 млрд
Япония и Южная Корея
7,3 млрд
Южная Азия
9,3 млрд
Европейский союз
13,4 млрд
Китай
25,5 млрд

Резюме

У GM вменяемая цена, P / E = 12, которая даже с учетом возможных проблем в этом году выглядит очень привлекательно. Поэтому, если хотите поставить на электрификацию автопарка в США, это очень неплохой вариант для инвестирования на долгий срок — 10—15 лет.