Фешен-ретейлер Henderson провел IPO: какие перспективы у компании

И почему она устойчива к экспансии маркетплейсов

2
Фешен-ретейлер Henderson провел IPO: какие перспективы у компании
Аватар автора

Александр Левкин

не носит галстуки, но присмотрится к акциям

Страница автора

Фешен-ретейлер Henderson 2 ноября провел первое публичное размещение (IPO). Оно стало пятым IPO на Мосбирже в 2023 году и первым среди игроков российского рынка модной одежды за всю историю биржевых торгов.

В ходе IPO Henderson привлек 3,8 млрд рублей. Цену предложения определил совет директоров в размере 675 ₽ за обыкновенную акцию, что соответствует верхней границе ценового диапазона, сообщили в компании.

Henderson привлек более 40 тысяч новых инвесторов в структуру акционерного капитала. Доля акций группы в свободном обращении (free-float) — 13,9% от увеличенного акционерного капитала.

Торги акциями на Мосбирже под тикером HNFG стартовали в 16:00 по московскому времени. Акции включили во второй уровень листинга Мосбиржи. Рыночная капитализация компании на момент начала торгов составила 27,3 млрд рублей.

В первую минуту торгов акции Henderson подорожали на 8,88%, до 735 ₽. Затем начали дешеветь и в первый день торгов достигали минимального значения в 617 ₽. К 18:00 ценные бумаги ретейлера стоили 640 ₽.

Эксперты полагают, что инвестиции могут быть нужны Henderson для увеличения площади магазинов, и в этом случае ему стоит поторопиться, чтобы успеть занять качественные торговые площади.

В прошлом году компания успешно разместила облигации на 2 млрд рублей. Это вселяет в аналитиков оптимизм: рынок так же хорошо может встретить акции.

Мы попросили экспертов оценить перспективы IPO компании и выяснили, что она собой представляет.

Как Henderson стал лидером рынка «доступный люкс»

Согласно официальной истории компании, бренд одежды Henderson создала польская компания LPP в 1993 году. Через три года она появилась в России. Его официальным дистрибьютором стала компания «Henderson Россия», основанная предпринимателем Рубеном Арутюняном. С владельцами LPP он познакомился, когда торговал одеждой Fruit of the Loom. В то время бизнесмен также занимался поставками игрушек Matchbox.

Развитие бренда в России. По словам Арутюняна, он не просто перепродавал одежду, а участвовал в развитии бренда: формировал коллекцию, выбирал материал, цвета и фасоны. В 2003 году бизнесмен выкупил у LPP права на торговую марку Henderson. Позже он вспоминал, что этому предшествовало недовольство поляков: им не нравилось, что Арутюнян постоянно улучшал качество одежды, так как «дорогие товары труднее продавать».

По словам тогдашнего вице-президента LPP Александра Мороза, Henderson продали российскому дистрибьютору «за символические деньги». Сейчас польская компания владеет брендами молодежной одежды Reserved, House, Cropp, Mohito и Sinsay.

«Из бренда, который производил только рубашки и нижнее белье для мужчин, мы решили создать самостоятельный бренд модной одежды», — вспоминал Арутюнян в начале 2023 года. Марка «пережила серьезный апгрейд», в ее линейке кроме рубашек появились костюмы, пальто и поло, рассказывал Мороз в 2007 году.

Тогда развитием бренда Henderson занималась группа компаний «Биайна». Она самостоятельно разрабатывала дизайн моделей и размещала заказы на производство одежды на фабриках в Италии, Испании, Португалии, Гонконге и Шанхае. Кроме деловых классических костюмов, галстуков, рубашек, обуви и пальто под брендом Henderson компания начала выпускать одежду в стиле кэжуал под брендом Hayas.

В 2010 году совладельцем Henderson стал инвестиционный фонд Aton Capital Partners (ACP). По информации Forbes, сумма сделки могла составить порядка 10 млн долларов. Представитель фонда рассказал изданию, что инвесторов заинтересовала бизнес-модель компании и предпринимательский талант ее основателя. На тот момент в стране работало 60 магазинов под вывеской Henderson. Но через четыре года, когда точек было уже 150, АСP вышел из капитала компании.

В целом 2010-е годы были периодом активного развития Henderson. Компания не только открывала новые магазины, но и шила одежду для хоккеистов национальной сборной, футболистов клуба «Спартак», актеров МХТ имени Чехова и солистов оркестра «Виртуозы Москвы». Лицами бренда стали актер Константин Хабенский, хоккеист Илья Ковальчук, комик Гарик Мартиросян.

По итогам 2018 года выручка Henderson была на уровне 7 млрд рублей, а у российского представительства Hugo Boss вдвое меньше — порядка 3,85 млрд рублей. В тот год объем российского рынка мужской одежды, по оценке Euromonitor International, составлял 8,91 млрд долларов, а значит, Henderson тогда занимал долю в 1,3%.

Henderson сегодня. Сейчас компания позиционирует себя как крупнейшую в России сеть салонов, специализирующихся на разработке, производстве и продаже мужской одежды, обуви, парфюмерии и аксессуаров в сегменте «доступный люкс».

По данным на конец 1 полугодия 2023 года, под вывеской Henderson работает 159 магазинов, общая площадь которых составляет почти 43 тысячи квадратных метров — это на 10% больше, если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года.

Магазины Henderson работают в более чем 60 городах России. В конце 2022 года компания открыла первую точку за пределами страны — в Армении. Продукцию марки также можно купить в собственном интернет-магазине компании и на российских маркетплейсах.

Управляющий партнер «INFOLine-аналитики» Михаил Бурмистров в комментарии Тинькофф Журналу оценил Henderson как «безоговорочного лидера среди монобрендовых специализированных сетей по продажам мужской одежды».

Финансовые показатели Henderson

По данным РБК, сейчас компанией управляет ООО «Тами и КО»  . По информации сервиса проверки контрагентов Rusprofile, выручка этого юрлица по итогам 2022 года выросла на 30% и превысила 12 млрд рублей. Прибыль в прошлом году составила 1,5 млрд рублей — против 577 млн рублей в 2021 году.

Роста прибыли удается добиться, кроме всего прочего, благодаря работе по снижению себестоимости. Для оптимизации затрат компания в последние годы переводила производство одежды в страны с более дешевой рабочей силой, такие как Вьетнам, Индия и Бразилия.

Источник: Rusprofile
Источник: Rusprofile

За 1 половину 2023 года, согласно предоставленным компанией данным, выручка Henderson составила 7 млрд рублей — это на 32% больше, чем годом ранее. Президент Henderson Рубен Арутюнян объясняет сильные финансовые результаты ростом продаж, достигнутых, кроме всего прочего, благодаря стратегии переоткрытия магазинов  .

Владелец Henderson также выступает учредителем ЗАО «Эрлитонс». Это юрлицо управляет расположенным в подмосковных Химках бизнес-центром Helios Country, его выручка в 2022 году составила 215 млн рублей, а прибыль — 50 млн рублей.

Перспективы Henderson на бирже

Сейчас на Московской бирже нет похожих на Henderson розничных продавцов одежды. Поэтому, как отмечает анонимный собеседник РБК, организаторы сделки ориентируются на Fix Price, чей мультипликатор EV / EBITDA составляет 6×.

Оценка компании. Так как показатель EBITDA у Henderson составляет 6,5 млрд рублей, стоимость всей компании за вычетом долга может достигать 30—35 млрд. С учетом дисконта оценку на бирже могут снизить до 25—27 млрд рублей.

Схожие расчеты в беседе с Тинькофф Журналом привел Михаил Бурмистров: «По текущим мультипликаторам с учетом результатов 1 полугодия 2023 года и ожидаемой позитивной динамики 2 полугодия стоимость компании составит не менее 30 млрд рублей. Это уже стоимость актива с учетом имеющихся долговых обязательств». Эксперт ожидает, что IPO будет успешным.

Зачем нужно IPO. Инвестиции нужны Henderson для увеличения площади магазинов в связи с расширением ассортимента, которое началось несколько лет назад, считает Олег Баландин, эксперт рынка ретейла, директор по стратегии Fashion Rebels  . При этом розничной сети надо действовать быстро: рынок не стоит на месте, несмотря на уход некоторых игроков, поэтому качественных свободных площадей остается не так много, как предупреждает эксперт.

Прогнозы размещения. Внушительный рост компании по итогам 2022 года говорит о привлекательности актива, отмечает Баландин. Это показатель того, что она успешно преодолела последствия ковидных ограничений и достойно прошла прошлогодние стрессы. «Я никогда не смотрел на Henderson с точки зрения покупки акций, но, наблюдая за компанией 20 лет, могу сказать, что в мужской одежде с ними немногие могут посоперничать. Покупатели акций должны играть вдолгую и тогда смогут оценить покупку в полной мере.

Магазин Henderson привлекателен для инвесторов благодаря своему уникальному положению на рынке, успешной истории, широкому ассортименту товаров, активным маркетинговым стратегиям и стремлению к постоянному инновационному развитию, включая привлечение молодого поколения с помощью специально разработанных молодежных коллекций», — говорит эксперт.

Бурмистров считает Henderson перспективным еще и потому, что сегмент мужской деловой одежды характеризуется очень высоким уровнем устойчивости к проникновению маркетплейсов. «Мужской костюм нужно выбрать, померить, а это сложно сделать в онлайне. Плюс компания предлагает сервис пошива и подгонки по фигуре. Это делает бизнес-модель Henderson перспективной и устойчивой в среднесрочной и долгосрочной перспективе в условиях высокого уровня конкуренции с маркетплейсами», — рассуждает представитель «INFOLine-аналитики».

Он также отмечает, что, несмотря на эмиграцию из страны части мужчин, ситуация для сегмента премиальной мужской одежды сейчас скорее позитивная. Некоторые люксовые бренды ушли из России, а их поставки по параллельному импорту ведут к удорожанию продукции и сокращению ассортимента. Плюс сильно сократилось количество поездок россиян за границу, где они могли покупать дорогую одежду.

О хороших перспективах Henderson говорит и независимый эксперт по инновациям в ретейле, автор телеграм-канала «Магазин 4.0» Борис Агатов. «Факторов для успешного IPO [компании Henderson] много оттого, что розничным инвесторам, по сути, некуда вкладываться, а также из-за избытка денег на рынке и довольно устойчивого состояния российского ретейла после ухода зарубежных конкурентов», — рассказал он Тинькофф Журналу.

При этом эксперт обращает внимание на то, что Henderson — очень нишевой бренд: премиальный сегмент и только мужская одежда. Это может не вызвать ажиотажа среди тех инвесторов, кто не знаком с ним. Немного смазать размещение может и то, что большинство покинувших российский рынок брендов уже вернулось через параллельный импорт, что усиливает конкуренцию, отмечает Агатов.

IPO модных брендов как общемировой тренд. IPO Henderson привлечет инвесторов, которые стремятся диверсифицировать свои вложения, уверена старший партнер группы «Деловой профиль» Ксения Архипова. В разговоре с Тинькофф Журналом она отметила, что российский фешен-рынок начал восстанавливаться, вопреки санкциям, и поэтому интерес к бумагам Henderson должен быть высоким.

«[Интерес] также будет подпитывать возобновившаяся после 18 месяцев затишья активность модных брендов, выходящих с IPO на ведущие фондовые площадки мира», — считает Архипова. К таким IPO она относит выход на NASDAQ израильского производителя косметики Oddity Tech. Кроме того, ожидается размещение немецкого производителя обуви Birkenstock на Нью-Йоркской фондовой бирже, за которым могут последовать IPO бренда Ким Кардашьян Skims  и китайского фешен-ретейлера Shein.

Вместе с тем эксперт указывает, что санкции практически обособили российский фондовый рынок, где раньше 80% объемов торговли приходилось на иностранный капитал, а сегодня биржевая активность обеспечивается преимущественно отечественными инвесторами. «Поэтому, несмотря на высокий интерес к IPO, компания Henderson может не получить той суммы, на которую рассчитывает, — полагает Архипова. — Хотя успешное размещение облигаций на 2 млрд рублей, проведенное компанией в прошлом году, вселяет оптимизм и позволяет надеяться, что акции компании будут также хорошо встречены рынком».

Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique

Возьмете себе в портфель, если дойдут до биржи?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество