Обзор HeadHunter: компания роста на российском рынке

6
Обзор HeadHunter: компания роста на российском рынке

HeadHunter (MOEX: HHRU) — это ведущая онлайн-платформа по подбору персонала в России и странах СНГ со средней ежемесячной аудиторией в 2022 году более чем 25 млн человек. Согласно данным Similarweb, российская компания также числится второй в рейтинге веб-сайтов о работе и трудоустройстве в мире.

Бизнес компании

Основная деятельность HeadHunter связана с онлайн-платформой, которая предлагает потенциальным работодателям и рекрутам платный доступ к обширной базе данных резюме и порталу объявлений о вакансиях. Кроме этого, компания постоянно работает над дальнейшей интеграцией собственных дополнительных услуг в свои основные продукты, чтобы повысить эффективность всего процесса найма.

У HeadHunter очень диверсифицированная клиентская база. Она представляет большинство отраслей, действующих в российской экономике. И база эта еще и растет: количество платежеспособных клиентов за последние три года выросло на 33% — до 428 тысяч, а общая база резюме прибавила 33% и увеличилась до 48,2 млн штук. Все это позитивно сказалось на среднем ежемесячном трафике. По данным LiveInternet, количество ежемесячных посещений выросло с 20 млн человек в 2018 году до 21,9 млн в 2019 и 22,5 млн в 2020, текущее значение декабря 2022 года — 30 млн человек.

Получить доступ к онлайн-платформе HeadHunter клиенты могут при помощи компьютеров и мобильных устройств. В основном пользователи используют десктопную версию, так как она предоставляет расширенную функциональность, но тенденция последних лет указывает на то, что все чаще стали обращаться к более легкому мобильному приложению.

Если переходить к доходам компании, то их структуру можно разделить на следующие части:

  1. По видам услуг.
  2. По географии клиентов.
  3. По типам клиентов.

Доходы по видам услуг. Состоят из четырех сегментов:

  1. Объявления о вакансиях. Клиенты HeadHunter: юрлица, физлица, ИП, государственные структуры и другие — покупают право разместить на онлайн-платформе определенное количество объявлений о своих вакансиях на некий срок.
  2. Комплексные подписки. Компания предоставляет доступ к своей базе резюме и разрешает клиентам размещать объявления о вакансиях на своем сайте на основе подписки в течение определенного периода — от одного дня до двенадцати месяцев.
  3. Доступ к базе резюме. HeadHunter предоставляет доступ к своей базе резюме на основе подписки на срок от одного дня до двенадцати месяцев.
  4. Другие услуги. Данное направление представляет собой продукты, направленные на повышение эффективности основных услуг подбора персонала, включая медийную рекламу, HR-брендинг, HR-аналитику, lead generation, офлайн-мероприятия в сфере HR и премиум-услуги для соискателей.

Доходы по географии клиентов. Делятся на три подразделения:

  1. Москва и Санкт-Петербург.
  2. Другие регионы России.
  3. Прочее. Данное направление состоит из иностранных клиентов в России и остальных клиентов в других странах.

Доходы по типу клиентов. Состоят из трех сегментов:

  1. Ключевые клиенты — это клиенты, которые когда-либо одновременно размещали более 10 вакансий у HeadHunter или пользовались подпиской на 180 или более дней.
  2. Средние и малые счета — это небольшие компании, штат которых в основном состоит из менее чем 100 работников.
  3. Прочее. Данное направление состоит из иностранных клиентов в России и остальных клиентов в других странах.

Динамика доходов, млрд рублей

Виды услуг20182019202020219м2022
Объявления о вакансиях2,2283,1123,3426,9635,669
Комплексные подписки1,9462,2242,3724,1303,726
Доступ к базе резюме1,4021,7621,8123,2602,450
Другие услуги0,5420,6910,7551,6141,301

Динамика доходов, млрд рублей

Динамика доходов по видам услуг, млрд рублей

Объявления о вакансиях
20182,228
20193,112
20203,342
20216,963
9м20225,669
Комплексные подписки
20181,946
20192,224
20202,372
20214,130
9м20223,726
Доступ к базе резюме
20181,402
20191,762
20201,812
20213,260
9м20222,450
Другие услуги
20180,542
20190,691
20200,755
20211,614
9м20221,301

География клиентов20182019202020219м2022
Москва и Санкт-Петербург3,8474,5614,6838,7507,090
Другие регионы России1,5842,2792,6415,4584,563
Прочее0,6870,9480,9591,7601,494

Динамика доходов по географии клиентов, млрд рублей

Москва и Санкт-Петербург
20183,847
20194,561
20204,683
20218,750
9м20227,090
Другие регионы России
20181,584
20192,279
20202,641
20215,458
9м20224,563
Прочее
20180,687
20190,948
20200,959
20211,760
9м20221,494

Типы клиентов20182019202020219м2022
Ключевые клиенты2,2442,6472,9725,2904,435
Средние и малые счета3,1874,1944,3528,9177,218
Прочее0,6870,9480,9591,7601,494

Динамика доходов по типу клиентов, млрд рублей

Ключевые клиенты
20182,244
20192,647
20202,972
20215,290
9м20224,435
Средние и малые счета
20183,187
20194,194
20204,352
20218,917
9м20227,218
Прочее
20180,687
20190,948
20200,959
20211,760
9м20221,494

В чем фишка компании

У HeadHunter есть две уникальные особенности: быстрый рост и высокая рентабельность.

Быстрый рост. HeadHunter — лидер своего сегмента и растет быстрее остальных конкурентов: выручка онлайн-платформы за последние пять лет, с 2017 года по 2021 год, увеличилась в 3 раза — с 4,734 млрд до 15,967 млрд рублей — на фоне роста рынка рекрутинговых услуг в России всего на 73%.

В 2022 году рост HeadHunter существенно замедлился на фоне ухода большого числа зарубежных фирм из России после введения новых санкций. Тем не менее онлайн-платформе даже в такой ситуации удалось сохранить положительные темпы роста — выручка компании по итогам 9 месяцев 2022 года увеличилась почти на 15%, ранее этот показатель в среднем рос на 27% каждый год.

Высокая рентабельность. HeadHunter — один из лидеров российского онлайн-рынка по показателям рентабельности по EBITDA и по чистой прибыли. Эти два значения демонстрируют эффективность компании — сколько она получит «EBITDA / чистой прибыли» на единицу выручки.

Рентабельность компаний из разных секторов

EBITDAЧистая прибыль
HeadHunter55%38%
«Яндекс»15%4%
VK Group41%4%
Qiwi43%36%
Whoosh61%40%
Циан24%17%
Группа «Позитив»55%48%
МТС44%9%
«Ростелеком»29%0

Рентабельность компаний из разных секторов

EBITDA
HeadHunter55%
«Яндекс»15%
VK Group41%
Qiwi43%
Whoosh61%
Циан24%
Группа «Позитив»55%
МТС44%
«Ростелеком»29%
Чистая прибыль
HeadHunter38%
«Яндекс»4%
VK Group4%
Qiwi36%
Whoosh40%
Циан17%
Группа «Позитив»48%
МТС9%
«Ростелеком»0

Акционерный капитал

Главные корпоративные события HeadHunter:

  1. 9 мая 2019 года компания провела IPO на Nasdaq, продав 18 750 000 АДР по цене 13,5 $.
  2. 14 апреля 2020 года Санкт-Петербургская биржа допустила расписки онлайн-платформы к торгам.
  3. 15 июля 2020 года Goldman Sachs Group через свою структуру ELQ Investors VIII Limited продала 5 млн акций компании по цене 20,25 $.
  4. 25 сентября 2020 года Московская биржа допустила бумаги HeadHunter к торгам.
  5. 24 ноября 2020 года компания подписала соглашение о покупке сервиса «Зарплата-ру» за 3,5 млрд рублей. «Зарплата-ру» — один из крупнейших сервисов для поиска работы на Урале и в Сибири.
  6. 31 мая 2021 года онлайн-платформа увеличила свою долю до 65% в другом сервисе — Skillaz.
  7. 7 июня 2021 года Goldman Sachs Group через свою структуру ELQ Investors VIII Limited и компания Elbrus Capital Fund продали 4 500 000 акций HeadHunter по цене 37 $.
  8. 28 июня 2021 года онлайн-платформа увеличила свою долю до 75% в другом сервисе — Skillaz.
  9. 28 февраля 2022 года Nasdaq приостановила торги акциями HeadHunter.
  10. 11 января 2023 года Kismet Capital купила у Elbrus Capital 22,68% бумаг HeadHunter и стала крупнейшим акционером компании. Более подробно об этом можно прочитать в отдельной статье.
  11. 30 января 2023 года Goldman Sachs в рамках реструктуризации российских активов продали 2,8% акций HeadHunter.

Отдельно хочется выделить ситуацию с Nasdaq. В конце февраля 2022 года все американские биржи остановили торги российскими бумагами, аргументируя это западными санкциями и проблемами с регулированием. На сегодняшний день ситуация нисколько не изменилась — торги все так же остановлены, и непонятно, будут ли они когда-то запущены снова.

Структура акционеров

Kismet Capital22,7%
Elbrus Capital9,3%
Goldman Sachs Group5,9%
Free float62,1%

Структура акционеров

Kismet Capital22,7%
Elbrus Capital9,3%
Goldman Sachs Group5,9%
Free float62,1%

Дивидендная политика

У HeadHunter нет большой истории дивидендных выплат, однако менеджмент до 2022 года старался придерживаться своей дивидендной политики, которая подразумевает распределение не менее 50% скорректированной чистой прибыли. В 2022 году компании пришлось совсем отказаться от выплат на фоне санкций ЕС против НРД.

Данное европейское ограничение не позволяет всем российским эмитентам распределять на свои депозитарные расписки дивиденды и другие купонные выплаты, так как эти переводы блокируются и замораживаются. Чтобы решить эту проблему, HeadHunter нужно будет выполнить перерегистрацию и уйти из Республики Кипр в другую, более дружественную юрисдикцию.

После перерегистрации компания снова сможет вернуться к практике выплат дивидендов. На конец 2022 года на счетах онлайн-платформы скопилось около 5,5 млрд рублей свободных денежных средств, которые менеджмент способен распределить своим акционерам. В пересчете на одну акцию это дает выплату в размере почти 109 ₽, что соответствует 7,5% дивдоходности.

Динамика дивидендных выплат

2018201920202021
Дивиденд0,36 $0,5 $0,55 $0,84 $
Процент от скорректированной чистой прибыли75%75%75%53%

Динамика дивидендных выплат

Дивиденд
20180,36 $
20190,5 $
20200,55 $
20210,84 $
Процент от скорректированной чистой прибыли
201875%
201975%
202075%
202153%

Результаты

HeadHunter — это быстрорастущая российская ИТ-компания, которая кратно увеличила свои финансовые результаты за последние несколько лет. 2022 год для онлайн-платформы оказался непростым на фоне оттока зарубежных клиентов из России. Однако ситуация постепенно нормализуется, что позволяет акционерам компании надеяться на скорое возвращение прежних темпов роста.

Основными будущими драйверами быстрого восстановления будут сильная бизнес-модель HeadHunter на основе подписки, постепенный выход из кризиса отечественной экономики и радикальная трансформация поведения населения, которое из офлайна перешло в онлайн-каналы поиска работы.

Финансовые результаты за последние 5 лет, млрд рублей

2016201720182019202020219м2022
Выручка3,2864,7346,1187,7898,28215,96713,148
Скорректированная EBITDA1,6702,2572,8553,9314,1878,6536,569
Скорректированная чистая прибыль0,1130,0761,5382,4092,7336,1674,175
Чистый долг4,5845,4213,5773,0404,9091,2141,623

Финансовые результаты за последние 5 лет, млрд рублей

Выручка
20163,286
20174,734
20186,118
20197,789
20208,282
202115,967
9м202213,148
Скорректированная EBITDA
20161,670
20172,257
20182,855
20193,931
20204,187
20218,653
9м20226,569
Скорректированная чистая прибыль
20160,113
20170,076
20181,538
20192,409
20202,733
20216,167
9м20224,175
Чистый долг
20164,584
20175,421
20183,577
20193,040
20204,909
20211,214
9м20221,623

Аргументы за

Быстрые темпы роста. За последние 5 лет выручка онлайн-платформы в среднем увеличивалась на 27% в год. В 2022 году ее темпы временно замедлились из-за финансового кризиса, однако уже во второй половине 2023 можно ожидать восстановления прежней динамики на фоне прогнозируемого роста российского ВВП.

Высокая рентабельность. Компания показывает отличные результаты: рентабельность по EBITDA — 55%, рентабельность по чистой прибыли — 38%, которые позволяют ей доказывать свою инвестиционную привлекательность. Даже в кризисное время HeadHunter стабильно приносит прибыль своим акционерам.

Низкая долговая нагрузка. По состоянию на третий квартал 2022 года чистый долг компании составил 1,623 млрд рублей, а мультипликатор «чистый долг / EBITDA» — 0,18. Отсутствие долга помогает компании скупать конкурентов и распределять практически всю заработанную чистую прибыль на дивиденды.

Байбэк. Кроме дивидендов компания еще распределяет прибыль через обратный выкуп акций. Например, в конце 2021 года HeadHunter объявила о запуске байбэка на сумму до 3 млрд рублей, что эквивалентно 4% от общей капитализации онлайн-платформы. Эта программа действовала 10 месяцев с октября 2021 по август 2022 года.

Аргументы против

Низкая диверсификация. Весь бизнес HeadHunter построен вокруг собственной онлайн-платформы по подбору персонала, что делает компанию менее устойчивой к кризису в своей отрасли в сравнении, например, с «Яндексом» и VK Group. У «Яндекса», в отличие от HeadHunter, кроме основных поисковых подразделений есть сильные вторичные сегменты: такси, игровое направление, социальные сети и другие цифровые сервисы.

Дивидендная доходность. Даже с учетом высокого — 75% — коэффициента распределения скорректированной чистой прибыли дивидендная доходность менее 1%. Но к чести HeadHunter стоит признать, что выплата дивидендов нехарактерна для ИТ-компаний, которые показывают темпы роста более 20%.

Что в итоге

HeadHunter — это привлекательная компания на российском фондовом рынке, которая занимает лидирующее положение в своей отрасли. Бизнес онлайн-платформы из года в год растет за счет цифровизации российского рынка труда. Небольшой уровень капитальных затрат и низкая долговая нагрузка позволяют компании распределять на дивиденды практически всю заработанную чистую прибыль.

В качестве объекта для инвестирования HeadHunter в текущей ситуации стоит рассматривать только тем, кто не боится инфраструктурных рисков и верит в скорое восстановление российской экономики.

Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique

Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

Так и не смог найти работу через HH. Поэтому не держу их акции

1

Яна, Тут немного про другое :)

0
0

Держу, пока +45%

0

Сообщество