Обзор «Ленты»: продуктовый ретейлер с большими амбициями
«Лента» (MCX: LENT) — продуктовая розничная сеть, крупнейший оператор гипермаркетов в России с постоянно растущей долей на этом рынке. Компанию основали в 1993 году в Санкт-Петербурге.
О компании
К концу 2022 года сеть включала в себя 259 гипермаркетов более чем в 100 городах страны, 341 супермаркет и 220 магазинов у дома в Москве, Санкт-Петербурге, Сибири, Центральном регионе и на Урале. Компания понемногу наращивает количество как гипермаркетов, так и супермаркетов, более 80% общей площади торговых помещений находится у нее в собственности. Также у компании есть 14 распределительных центров и собственная логистическая инфраструктура.
Выручка неплохо диверсифицирована по регионам присутствия: только у Санкт-Петербурга и Ленинградской области доля немногим более 20%.
У «Ленты» обширная программа лояльности: более 26 млн участников, 98% покупок происходят с использованием карт лояльности, что помогает компании понимать потребности своих клиентов, использовать технологии больших данных для аналитики и формирования персональных предложений.
Еще компания довольно активно развивает собственные торговые марки — СТМ. Это 13 продовольственных и непродовольственных брендов во всех ценовых категориях: «365 дней», Dolce Albero, Little Times, Home Club и другие. По итогам 2022 года доля СТМ в розничных продажах в магазинах разных форматов варьировалась от 13,1 до 18,6%.
Как и другие компании, «Лента» стала активно развивать онлайн-продажи с возможностью самовывоза или доставки с помощью сервисов «Лента-онлайн», «Утконос» и партнеров.
Доля рынка крупнейших продуктовых ретейлеров России в 2021 году
X5 Retail Group | 12,7% |
«Магнит» | 9,5% |
«ДКБР Мега Ритейл Групп Лимитед» | 5,9% |
«Лента» | 2,4% |
«Светофор» | 1,8% |
«Ашан Ритейл Россия» | 1,4% |
Metro Cash & Carry | 1,1% |
ГК «Окей» | 1,1% |
«ВкусВилл» | 1,0% |
«Монетка» | 0,8% |
Доля рынка крупнейших продуктовых ретейлеров России в 2021 году
X5 Retail Group | 12,7% |
«Магнит» | 9,5% |
«ДКБР Мега Ритейл Групп Лимитед» | 5,9% |
«Лента» | 2,4% |
«Светофор» | 1,8% |
«Ашан Ритейл Россия» | 1,4% |
Metro Cash & Carry | 1,1% |
ГК «Окей» | 1,1% |
«ВкусВилл» | 1,0% |
«Монетка» | 0,8% |
Количество магазинов компании по типам по годам
2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | |
---|---|---|---|---|---|
Гипермаркеты | 244 | 249 | 254 | 254 | 259 |
Магазины малых форматов | 135 | 131 | 139 | 503 | 561 |
Количество магазинов компании по типам по годам
Гипермаркеты | |
2018 | 244 |
2019 | 249 |
2020 | 254 |
2021 | 254 |
2022 | 259 |
Магазины малых форматов | |
2018 | 135 |
2019 | 131 |
2020 | 139 |
2021 | 503 |
2022 | 561 |
Доля выручки компании по регионам за 2022 год
Санкт-Петербург и Ленинградская область | 20,2% |
Москва и Московская область | 18,8% |
Сибирь | 15,5% |
Волга | 11,9% |
Урал | 11,3% |
Юг | 10,7% |
Центр | 6% |
Северо-Запад | 5,6% |
Доля выручки компании по регионам за 2022 год
Санкт-Петербург и Ленинградская область | 20,2% |
Москва и Московская область | 18,8% |
Сибирь | 15,5% |
Волга | 11,9% |
Урал | 11,3% |
Юг | 10,7% |
Центр | 6% |
Северо-Запад | 5,6% |
Смена владельца и ее последствия
В 2019 году произошло очень важное событие для компании: сменился ее контролирующий акционер. Им стал «Севергрупп» одного из богатейших россиян Алексея Мордашова, в активы которого входят значительные доли в «Северстали», туристической компании TUI и многих других компаниях.
Естественно, при новом владельце произошло множество изменений. Значительно изменились составы совета директоров и правления: теперь там много людей с опытом работы в «Севергруппе» и «Северстали». Сменился генеральный директор — им стал Владимир Сорокин, до этого работавший заместителем главы «Магнита», а еще раньше руководивший сетью «Перекресток».
Изменилась регистрация компании с Британских Виргинских Островов на Кипр, затем произвели редомициляцию на остров Октябрьский в Калининградской области.
Компания опубликовала новую стратегию с амбициозными планами роста выручки в два раза по сравнению с 2020 годом — до триллиона рублей — к 2025 году. Достичь ее планируется за счет активного развития магазинов формата «у дома», покупки конкурентов и развития онлайн-направления. «Лента» указывает примеры многих европейских стран, где рынок продуктового ретейла достаточно консолидирован: доля пяти крупнейших игроков превышает 50%, а то и 70% рынка. В России же по итогам 2020 года этот показатель составлял всего лишь 30%. Компания прогнозирует рост этой доли до 40% к 2025 году и планирует в этом активно поучаствовать.
В январе 2021 года «Лента» запустила тестовые магазины-дискаунтеры под брендом «365+». Еще компания активно начала заключать сделки M&A: гипермаркет «Карусель» в Московской области, сеть «Семья» в Пермском крае, Billa в Московском регионе, а также сервис «Утконос».
Структура акционерного капитала компании
«Севергрупп» | 81,48% |
Free float | 17,73% |
Квазиказначейские акции | 0,79% |
Структура акционерного капитала компании
«Севергрупп» | 81,48% |
Free float | 17,73% |
Квазиказначейские акции | 0,79% |
Финансовые показатели
Выручка «Ленты» стабильно растет, чего не скажешь о чистой прибыли: она довольно волатильна, а в 2019 году компания даже скатывалась в убытки. При этом чистый долг в последние годы удерживается примерно в одном диапазоне.
Структура выручки очень ясно показывает, что основной бизнес «Ленты» — это гипермаркеты: на них приходится почти 80% выручки.
Выручка, чистая прибыль и чистый долг по годам, млрд рублей
2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 9м2022 | |
---|---|---|---|---|---|
Выручка | 413,6 | 417,5 | 445,5 | 483,6 | 389,2 |
Чистая прибыль | 11,8 | −2,8 | 16,5 | 12,2 | 4,64 |
Чистый долг | 93,3 | 77,1 | 91,6 | 56,4 | 63,2 |
Выручка, чистая прибыль и чистый долг по годам, млрд рублей
Выручка | |
2018 | 413,6 |
2019 | 417,5 |
2020 | 445,5 |
2021 | 483,6 |
9м2022 | 389,2 |
Чистая прибыль | |
2018 | 11,8 |
2019 | −2,8 |
2020 | 16,5 |
2021 | 12,2 |
9м2022 | 4,64 |
Чистый долг | |
2018 | 93,3 |
2019 | 77,1 |
2020 | 91,6 |
2021 | 56,4 |
9м2022 | 63,2 |
Выручка по сегментам бизнеса за 9 месяцев 2022 года
Гипермаркеты | 79% |
Малые форматы | 18% |
«Утконос» | 2% |
Оптовые продажи | 1% |
Выручка по сегментам бизнеса за 9 месяцев 2022 года
Гипермаркеты | 79% |
Малые форматы | 18% |
«Утконос» | 2% |
Оптовые продажи | 1% |
Дивиденды и дивидендная политика
В 2021 году компания утвердила дивидендную политику. В ней представлена формула расчета дивидендов: базой для выплаты является свободный денежный поток (FCF), максимальный размер дивидендов определяется исходя из долговой нагрузки.
Предполагалось, что «Лента» начнет выплаты в 2022 году, но этого не произошло. Таким образом, ситуация осталась прежней: компания еще ни разу в своей публичной истории не выплачивала дивиденды.
Условия дивидендной политики
Net debt / EBITDA | Доля FCF, выплачиваемая в виде дивидендов |
---|---|
< 1,0 | > 100% |
1,0—1,5 | ≤ 100% |
> 1,5 | ≤ 50% |
Условия дивидендной политики
Net debt / EBITDA | Доля FCF, выплачиваемая в виде дивидендов |
< 1,0 | > 100% |
1,0—1,5 | ≤ 100% |
> 1,5 | ≤ 50% |
Почему акции могут вырасти
Растущая компания. Бизнес «Ленты» рос постепенно в последние годы, а теперь компания планирует расти интенсивнее. Если все получится, то ее выручка увеличится в два раза по сравнению с 2020 годом за несколько ближайших лет, что будет фундаментальным драйвером для роста котировок акций.
Защитный сектор. Продуктовый ретейл — традиционно защитный сектор, так как торгует товарами первой необходимости. Именно поэтому его представители — очевидные кандидаты на включение в консервативные части портфелей инвесторов. Собственно, подтверждение этого тезиса мы могли увидеть в 2022 году, когда акции продуктовых ретейлеров оказались тихой гаванью по сравнению со многими другими.
Неплохие мультипликаторы. У «Ленты» неплохие мультипликаторы как в динамике, так и в сравнении с конкурентами: да, она несколько менее эффективна и более закредитована, чем более крупные конкуренты, но и оценивается рынком дешевле, что видно по ее P / E. Да, компания оценена дороже лидера рынка — X5, — но тут причиной скорее является низкая оценка последней из-за ее нидерландской прописки.
Возможное начало выплаты дивидендов. В России особенно любят дивиденды, так что их появление может сделать «Ленту» значительно более привлекательной для инвесторов.
Почему акции могут упасть
Специфика сектора. Продуктовый ретейл — это не быстрорастущий сектор, он очень завязан на уровне доходов населения, а он в последнее время, к сожалению, падает. При этом сектор крайне конкурентен: на рынке огромное количество как традиционных игроков, так и фактически ИТ-компаний, занимающихся цифровизацией этой сферы: Ozon, Wildberries, «Яндекс». А чем выше конкуренция, тем больше затрат и меньше прибыли.
На фоне падающих доходов населения и растущей инфляции правительство пытается регулировать цены на продукты, что вряд ли выгодно ретейлерам: в декабре 2020 года подписали ряд постановлений для стабилизации цен на продукты, в июле 2021 начались дискуссии о снижении наценок на товары первой необходимости, а конкуренту «Ленты» «Магниту» в рамках одобрения сделки по консолидации «Дикси» предписали целый год делать нулевую наценку на несколько основных продуктов питания.
Проблемы гипермаркетов. В обзоре «Окея» мы уже подробно говорили о том, что гипермаркеты — это несколько увядающий формат ретейла в России, сейчас все популярнее магазины «у дома» и дискаунтеры. При этом гипермаркеты — это основа бизнеса «Ленты», так что компания в некотором роде плывет против течения. И хотя у нее это скорее получается, дается это непросто.
Отсутствие дивидендов. Компания планирует начать платить дивиденды, но пока она их не платила ни разу за всю свою публичную историю, что отличает ее не в лучшую сторону от публичных конкурентов по сектору.
Потенциальные проблемы роста. Компания планирует активно расти — как открывая новые магазины и развивая онлайн-сегмент, так и скупая конкурентов. Но на все это нужны деньги — и много. А вариантов, где их взять, ограниченное количество. Скорее всего, компания будет увеличивать долг — а он и так немаленький — и потом его придется обслуживать и выплачивать. Возможно, компания прибегнет к допэмиссии акций, что тоже не очень хорошо для акционеров, так как их доля в бизнесе размоется.
Мультипликаторы «Ленты» по годам
2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 6м2022 | |
---|---|---|---|---|---|
P / E | 8,83 | Убыток | 7,06 | 7,96 | 6,73 |
ROE | 14,3% | Убыток | 17,5% | 11,4% | 8,9% |
Net debt / EBITDA | 2,58 | 1,95 | 2,04 | 1,20 | 1,88 |
Мультипликаторы «Ленты» по годам
P / E | |
2018 | 8,83 |
2019 | Убыток |
2020 | 7,06 |
2021 | 7,96 |
6м2022 | 6,73 |
ROE | |
2018 | 14,3% |
2019 | Убыток |
2020 | 17,5% |
2021 | 11,4% |
6м2022 | 8,9% |
Net debt / EBITDA | |
2018 | 2,58 |
2019 | 1,95 |
2020 | 2,04 |
2021 | 1,20 |
6м2022 | 1,88 |
Мультипликаторы публичных продуктовых ретейлеров за 6 месяцев 2022 года
X5 Retail Group | «Магнит» | «Лента» | «Окей» | |
---|---|---|---|---|
P / E | 5,24 | 7,63 | 6,73 | 7,63 |
ROE | — | 27,4% | 8,9% | 4,7% |
Net debt / EBITDA | 1,11 | 1,43 | 1,88 | 2,22 |
Мультипликаторы публичных продуктовых ретейлеров за 6 месяцев 2022 года
P / E | |
X5 Retail Group | 5,24 |
«Магнит» | 7,63 |
«Лента» | 6,73 |
«Окей» | 7,63 |
ROE | |
X5 Retail Group | — |
«Магнит» | 27,4% |
«Лента» | 8,9% |
«Окей» | 4,7% |
Net debt / EBITDA | |
X5 Retail Group | 1,11 |
«Магнит» | 1,43 |
«Лента» | 1,88 |
«Окей» | 2,22 |
Что в итоге
«Лента» — крупный продуктовый ретейлер, который хочет стать еще крупнее: значительно увеличить выручку, нарастить долю рынка и начать платить дивиденды. Если предполагать, что компании это удастся, возможно, сейчас неплохой момент, чтобы стать ее акционером. Но не стоит забывать, что на этом пути «Ленту» ожидают высокая конкуренция, большие денежные затраты и не лучшая конъюнктура в секторе ретейла вообще и в подсекторе гипермаркетов в частности.
Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique