Shake Shack (NYSE: SHAK) — американская сеть ресторанов. Коронакризис жестко прошелся по этому бизнесу, хотя компания хорошо адаптировалась к новым реалиям и перевела в онлайн значительную часть продаж. Но все же оптимистичная оценка компании многими инвесторами выглядит неоправданной.
Что тут происходит
Читатели давно просили нас начать разбирать отчетность и фундамент бизнеса американских эмитентов. Предлагайте в комментариях компании, разбор которых вам хотелось бы прочитать.
Часто при составлении отчетности компаний числа округляются, поэтому итоговые суммы в графиках и таблицах могут не сходиться.
На чем зарабатывают
Это сеть ресторанов типа fast casual: готовится быстро и стоит недорого, но еда более здоровая, чем в обычном фастфуде.
Согласно годовому отчету, большую часть выручки компания получает со своих ресторанов, но 3,34% выручки приходится на доходы от лицензирования — платежи от франчайзи.
Большую часть продаж компания делает в США, продажи в других странах незначительны.
Выручка компании по регионам в тысячах долларов
2017 | 2018 | 2019 | |
---|---|---|---|
США | 348 575 | 447 575 | 578 702 |
Другие страны | 10 235 | 11 735 | 15 817 |
В целом | 358 810 | 459 310 | 594 519 |
«И когда мне уже показалось, что я завязал… они снова меня туда затащили»
Shake Shack, как и очень многие заведения общепита, — не самый высокомаржинальный бизнес. Но пандемия и остановка экономики на карантин проехались по всему ресторанному бизнесу катком, с понятными тяжелыми последствиями для предприятий.
Рестораны получили очень небольшой процент антикризисных займов для малого бизнеса в США, несмотря на то, что именно по ним пандемия проехалась жестче всего. С другой стороны, ситуация постепенно исправляется: в 4 квартале 2020 в США открылось очень много новых ресторанов, и это признак восстановления отрасли.
Это также заметно по восстановлению продаж Shake Shack в 4 квартале 2020. Согласно предварительной оценке компании, выручка даже выросла по сравнению с аналогичным периодом 2019 на 4% — если учесть масштабы бедствий, то это отличный результат. Но остаются значительные проблемы.
Согласно последнему отчету, у компании 690,4 млн долларов задолженностей, из которых 102,44 млн нужно погасить в течение года. Рассчитывать компания может примерно на 182 млн долларов — этого хватит, чтобы закрыть срочные долги, но пока операции Shake Shack приносят убытки. Еще нужно учитывать, что США и остальной мир в будущем, возможно, ждет новая порция коронакризисных ограничений, поэтому компании могут понадобиться дополнительные деньги. Не факт, что она сможет найти займы на приемлемых условиях: все потенциальные заимодатели в курсе проблем отрасли и наверняка будут одалживать только под очень высокий процент.
Нужно отметить неадекватную стоимость этих акций: за год они выросли на 66%, хотя прибыль сильно упала, компания из прибыльной превратилась в убыточную. Скорее всего, инвесторы с большим энтузиазмом восприняли новости о цифровизации бизнеса компании: примерно 60% ее выручки делается онлайн. Повод для радости крайне сомнительный: как мы помним по обзорам Grubhub и DoorDash, доставка еды — это бизнес, постоянно балансирующий на грани убыточности. Так что чему тут радоваться — решительно непонятно.
Финансовый результат компании за 13 недель в тысячах долларов
26 июн — 25 сен 2019 | 26 июн — 25 сен 2019 | 24 июн — 23 сен 2020 | 24 июн — 23 сен 2020 | |
---|---|---|---|---|
Продажи в ресторанах | 152 366 | 96,6% | 126 288 | 96,8% |
Доходы от лицензирования | 5396 | 3,4% | 4113 | 3,2% |
Выручка в целом | 157 762 | 100% | 130 401 | 100% |
Расходы на еду и бумагу | −44 159 | −29% | −37 903 | −30% |
Зарплата сотрудников и сопутствующие расходы | −41 601 | −27,3% | −37 898 | −30% |
Другие операционные расходы | −18 947 | −12,4% | −18 743 | −14,8% |
Расходы на недвижимость и сопутствующие расходы | −12 537 | −8,2% | −13 093 | −10,4% |
Общие и административные расходы | −17 090 | −10,8% | −14 962 | −11,5% |
Утрата стоимости активов | −10 474 | −6,6% | −12 376 | −9,5% |
Расходы перед открытием | −4487 | −2,8% | −1822 | −1,4% |
Потеря стоимости активов и убыток от ликвидации активов | −303 | −0,2% | −402 | −0,3% |
Расходы в общем | −149 598 | 94,8% | −137 199 | −105,2% |
Операционная прибыль или убыток | 8164 | 5,2% | −6798 | −5,2% |
Другая прибыль | 248 | 0,2% | 34 | − |
Выплаты по процентам | −133 | 0,1% | −143 | −0,1% |
Прибыль или убыток до налогов | 8279 | 5,2% | −6907 | −5,3% |
Налоговый вычет | −3144 | −2% | −797 | −0,6% |
Итоговая прибыль или убыток | 11 423 | 7,2% | −6110 | −4,7% |
Финансовый результат компании за 39 недель в тысячах долларов
2 янв — 25 сен 2019 | 2 янв — 25 сен 2019 | 1 янв — 23 сен 2020 | 1 янв — 23 сен 2020 | |
---|---|---|---|---|
Продажи в ресторанах | 428 811 | 96,8% | 353 855 | 96,9% |
Доходы от лицензирования | 14 273 | 3,2% | 11 502 | 3,1% |
Выручка в целом | 443 084 | 100% | 365 357 | 100% |
Расходы на еду и бумагу | −125 049 | −29,2% | −107 494 | −30,4% |
Оплата сотрудников и сопутствующие расходы | −118 891 | −27,7% | −110 597 | −31,3% |
Другие операционные расходы | −51 270 | −12% | −50 826 | −14,4% |
Расходы на недвижимость и сопутствующие расходы | −35 309 | −8,2% | −37 974 | −10,7% |
Общие и административные расходы | −46 420 | −10,5% | −45 170 | −12,4% |
Утрата стоимости активов | −29 239 | −6,6% | −36 233 | −9,9% |
Расходы перед открытием | −10 678 | −2,4% | −5799 | −1,6% |
Потеря стоимости активов и убыток от ликвидации активов | −1031 | −0,2% | −2924 | −0,8% |
Расходы в общем | −417 877 | 94,3% | −397 017 | −108,7% |
Операционная прибыль или убыток | 25 197 | 5,7% | −31 660 | −8,7% |
Другая прибыль | 1259 | 0,3% | 335 | 0,1% |
Выплаты по процентам | −302 | −0,1% | −697 | −0,2% |
Прибыль или убыток до налогов | 26 154 | 5,9% | −32 022 | −8,8% |
Налоговый вычет | −47 | − | −6802 | −1,9% |
Итоговая прибыль или убыток | 26 201 | 5,9% | −25 220 | −6,9% |
Распределение льготных займов малому бизнесу в США по отраслям. Данные на 8 августа 2020 в процентах от 525 млрд долларов
Здравоохранение, социальная помощь | 12,9% |
Профессиональные, научные и технические услуги | 12,7% |
Строительство | 12,4% |
Производство | 10,3% |
Гостиничный бизнес, общепит | 8,1% |
Розничные продажи | 7,7% |
Другие услуги | 6% |
Оптовая торговля | 5,3% |
Управление отходами | 5,1% |
Транспорт и складские услуги | 3,3% |
Искусство, развлечения, отдых | 1,6% |
Среднестатистические еженедельные продажи в ресторанах Shake Shack в 2020 году
Средние продажи за неделю в тысячах долларов | Снижение по всей сети в сравнении с прошлым годом | Снижение только в ресторанах компании в сравнении с прошлым годом | |
---|---|---|---|
Март | 56 | −11% | −29% |
Апрель | 32 | −56% | −64% |
Май | 50 | −32% | −42% |
Июнь | 52 | −32% | −42% |
Июль | 56 | −23% | −39% |
Август | 59 | −20% | −34% |
Сентябрь | 61 | −10% | −23% |
Октябрь | 62 | −5% | −21% |
Ноябрь | 62 | −3% | −17% |
Декабрь | 62 | −1% | −15% |
Резюме
Где-то в феврале у компании выйдет отчет за минувший квартал и 2020 год. Скорее всего, там можно будет увидеть позитив за 4 квартал 2020 и оптимистичный прогноз на 2021 год в целом. 4 квартал 2020 действительно стал для компании передышкой.
Но, разумеется, здесь нужно принимать во внимание вероятность того, что новая волна карантинных ограничений может похоронить бизнес компании навсегда. Но даже если не бояться карантина, то все равно стоит бояться нереально высокой оценки акций инвесторами: Shake Shack стоит слишком дорого и может сильно упасть. Так что если и инвестировать в эти акции, то не последние деньги.
Жаль, что из России Shake Shack ушел, в Москве было несколько ресторанов. Было вкусно, но дорого, поэтому и не взлетели.
Алексей, действительно, обидно. Я так и не сходил 😣
Михаил, не грустите, я там была и скажу, что Burger Heroes или #FARШ вкуснее.
Валерия, спасибо! Надо будет заценить.