Отчет TCS Group за 3 квартал 2022 года: чистая прибыль есть, бизнес диверсифицируется

5
Отчет TCS Group за 3 квартал 2022 года: чистая прибыль есть, бизнес диверсифицируется

23 ноября TCS Group опубликовала пресс-релиз о результатах за 3 квартал и 9 месяцев 2022 года. Это не полноценный финансовый отчет, а лишь пресс-релиз с указанием некоторых операционных результатов группы.

TCS Group Holding (MOEX: TCSG) — холдинговая компания, владеющая 100% акций Тинькофф Банка, который обслуживает более 26 млн клиентов через удаленные каналы и на основе которого построена экосистема Тинькофф. Банк основали в 2006 году, и он выступает главным активом холдинга.

Аватар автора

Роман Романович

зарабатывает на инвестициях

Страница автора

Общие результаты

Компания сообщила о росте числа клиентов до 26,3 млн человек — это на 42% больше, чем годом ранее. При этом число активных клиентов растет быстрее: по итогам квартала оно достигло 18,3 млн человек и увеличилось на 43% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Количество клиентов, использующих экосистему Тинькофф Банка каждый день, выросло на 79% за год — до 8,7 млн человек.

В прошлом отчете, за первое полугодие, банк не раскрыл данные о чистой прибыли, но сообщил, что она упала до самых низких значений за 5 лет. По итогам квартала чистая прибыль составила 5,9 млрд рублей, а по итогам 9 месяцев 2022 — 10,1 млрд рублей. В прошлом году показатели были заметно лучше: 16,5 млрд рублей по итогам 3 квартала и 46,8 млрд рублей по итогам 9 месяцев. Это падение на 64 и 78% соответственно.

Компания не раскрыла данных в разрезе сегментов, но по итогам 2021 года выручка по сегментам выглядела так.

Выручка в разрезе сегментов по итогам 2021 года, млрд рублей

ВыручкаДоля в общей выручке
Потребительские финансы148,9254,38%
Дебетовые карты физических лиц33,712,31%
Эквайринг и платежи25,179,19%
Страховой бизнес23,98,73%
Брокерский бизнес20,027,31%
Услуги для малого и среднего предпринимательства19,046,95%
Виртуальный мобильный оператор3,071,13%

Выручка в разрезе сегментов по итогам 2021 года, млрд рублей

Потребительские финансы
Выручка148,92
Доля в общей выручке54,38%
Дебетовые карты физических лиц
Выручка33,7
Доля в общей выручке12,31%
Эквайринг и платежи
Выручка25,17
Доля в общей выручке9,19%
Страховой бизнес
Выручка23,9
Доля в общей выручке8,73%
Брокерский бизнес
Выручка20,02
Доля в общей выручке7,31%
Услуги для малого и среднего предпринимательства
Выручка19,04
Доля в общей выручке6,95%
Виртуальный мобильный оператор
Выручка3,07
Доля в общей выручке1,13%

Чистый процентный доход по итогам квартала вырос на 5% в сравнении с прошлым годом — до 36,7 млрд рублей. По итогам 9 месяцев рост составил 6%.

Чистый комиссионный доход вырос на 54% по итогам квартала и составил 18,7 млрд рублей. По итогам 9 месяцев рост составил 106% — до 64,5 млрд рублей.

Такого роста достигли благодаря растущей клиентской базе и расширению кредитного и продуктового портфеля группы. В третьем квартале в нем добавилось несколько новых продуктов. В июле Tinkoff Capital запустил закрытый фонд для инвестирования в жилую недвижимость на стадии начала строительства с целью продажи объектов после их ввода в эксплуатацию. В сентябре банк начал предлагать депозиты, номинированные в китайских юанях.

Банк не сообщил о показателях чистой процентной маржи, а это важный показатель в оценке эффективности банков.

Но указал, что этот показатель «снизился не незначительные однозначные процентные пункты в годовом исчислении». По итогам 2021 чистая процентная маржа банка составляла 15,97%, и это был самый высокий показатель в российском банковском секторе.

На результаты группы существенное влияние оказал рост стоимости фондирования: процентные расходы выросли на 82% по итогам 3 квартала и на 144% по итогам 9 месяцев 2022 года. Из-за роста процентных ставок привлекать деньги стало дороже.

В 3 квартале 2022 года общие операционные расходы группы выросли на 32% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 34,1 млрд рублей главным образом за счет постоянных инвестиций в ИТ-специалистов, необходимость поддерживать растущий продуктовый портфель и размер клиентской базы.

Расходы на привлечение клиентов в целом оставались стабильными. Несмотря на растущее число клиентов, группа значительно оптимизировала рекламные бюджеты и сконцентрировалась на эффективных каналах привлечения клиентов.

Объем денег на счетах клиентов вырос на 2% — до 961 млрд рублей.

Источник: TradingView
Источник: TradingView

Основные финансовые результаты, млрд рублей

20182019202020219м2022
Чистый процентный доход6086,8104,7132,6103,1
Чистый комиссионный доход15,718,62647,364,5
Чистая прибыль27,136,144,263,410,1

Основные финансовые результаты, млрд рублей

Чистый процентный доход
201860
201986,8
2020104,7
2021132,6
9м2022103,1
Чистый комиссионный доход
201815,7
201918,6
202026
202147,3
9м202264,5
Чистая прибыль
201827,1
201936,1
202044,2
202163,4
9м202210,1

Количество активных клиентов и всего клиентов, млн человек

20182019202020219м2022
Активные5,27,29,114,518,3
Всего7,210,213,320,826,3

Количество активных клиентов и всего клиентов, млн человек

Активные
20185,2
20197,2
20209,1
202114,5
9м202218,3
Всего
20187,2
201910,2
202013,3
202120,8
9м202226,3

Что в итоге

Общие убытки российского банковского сектора по итогам первого полугодия составили около 1,5 трлн рублей, сообщил первый зампред Банка России Дмитрий Тулин, поэтому в сентябре ЦБ продлил запрет на публикацию отчетности до 1 января 2023 года.

Изначально эти меры приняли, чтобы ограничить панику среди инвесторов и вкладчиков банков, которые на фоне плохих финансовых результатов могли начать снимать деньги со счетов в банках, тем самым усугубляя ситуацию. Публикация подобного пресс-релиза — хороший знак для инвесторов.

Из него мы узнали, что клиентская база группы продолжает расти, а структура доходов — диверсифицироваться. Если по итогам 2020 года доля комиссионных доходов составляла только 20% общих доходов группы, то по итогам 9 месяцев 2022 этот показатель увеличился до 39%.

Сбербанк в середине ноября также опубликовал операционные результаты. Его чистая прибыль упала на 95%, по итогам 10 месяцев она составила 50 млрд рублей.

С другой стороны, из опубликованного TCS Group пресс-релиза неясно, как распределена структура выручки в разрезе сегментов и за счет чего происходит этот рост. Также неясен уровень чистой процентной маржи, а оценить эффективность банковского бизнеса без этого показателя сложно.

Радует, что количество клиентов банка продолжает расти быстрыми темпами и вместе с этим ростом сохраняется их высокая активность. Стоимость фондирования постепенно будет снижаться по мере снижения ключевой ставки, что позитивно скажется на будущих финансовых результатах.

Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique.

Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество