Одежда, аренда и гранты: на чем зарабатывает Vipshop Holdings
Vipshop Holdings — китайская компания, работающая в сфере онлайн-коммерции. Ее бизнес показывает хорошие темпы роста, и перспективы там неплохие. Но есть ли там подводные камни?
Что тут происходит
Читатели давно просили нас начать разбирать отчетность и фундамент бизнеса зарубежных эмитентов. Идею сделать обзор этой компании предложил наш читатель Mr. Oleg A. Andreev в комментариях к обзору Nike. Предлагайте в комментариях компании, разбор которых вам хотелось бы прочитать.
На чем зарабатывают
Согласно годовому отчету компании, бизнес состоит из следующих сегментов.
Vipshop. Это сайт Vip.com, на котором потребители могут покупать различные товары, — их список есть в таблице. Через сайт потребитель заказывает товар, Vip.com покупает его по самой низкой цене и перепродает клиенту. Vipshop, несмотря на название, специализируется на продаже вещей с большой скидкой, чем воплощает мечту мещан всего мира: шоб дорохо-бохато, но при этом как-нибудь подешевле, если можно.
Собственно, это и есть ниша Vipshop — онлайн-распродажи с большими скидками. На площадке компании продаются товары и услуги как самой Vipshop, так и сторонних продавцов. Из всего объема продаж продукции на платформе на независимых продавцов приходится не менее 35% товаров.
Shan Shan. Сеть торговых центров.
Таинственное «другое». По факту это набор разных услуг и отдельных бизнесов:
- Комиссия платформы, которую платят торговцы.
- Логистические услуги для сторонних продавцов — с ноября 2019 компания передала эту работу на аутсорс.
- Услуги по рекламе и продвижению на платформе компании.
- Управление складами и товаром.
- Процентный доход с микрокредитов и займов потребителям.
- Нецелевые доходы бизнеса Shan Shan — в частности, сдача помещений в аренду.
Заметную часть операционной прибыли Vipshop — примерно 13,5% — составляют непрофильные занятия — в частности, получение грантов от китайского правительства, операции с налоговыми вычетами, доход от интеллектуальной собственности. У компании куча зарегистрированных патентов, и она получает деньги с тех, кто использует ее технологии. Практически вся выручка компании приходится на КНР.
Вроде бы неплохо
Пандемия не сильно ударила по бизнесу Vipshop: онлайн-ориентация спасла компанию от падения продаж и способствовала росту основных показателей. Бизнес Vipshop вырос вместе с китайской онлайн-розницей в тяжелую годину пандемии. Результат особенно впечатляет на фоне сильной просадки в продажах одежды и обуви в общем в КНР в этом году.
Учитывая, что онлайн-коммерция в КНР пока занимает еще даже не 30% от всех розничных продаж в стране, еще как минимум 2—3 года бизнес Vipshop может рассчитывать на высокие темпы роста. У Vipshop, согласно отчету, довольно крутые темпы прироста лояльной аудитории. В период 2017—2019 годов количество пользователей, совершивших больше одной покупки, выросло с 71,3 до 79,7% от общего числа, а доля таких покупателей в Vipshop выросла с 95,1% до 97,6%.
Спрос на одежду важен для Vipshop, как вы помните из таблицы со структурой выручки. Поэтому здесь индикативным будет рост производства текстильной продукции, о котором говорят самые свежие данные китайской промышленной статистики. Если в КНР производят много одежды, то, наверное, на эту одежду есть спрос и, наверное, Vipshop может рассчитывать на приток покупателей в этом квартале.
Восток есть восток
Но есть несколько «но» разных размеров.
Заработок в юанях. Vipshop — это компания, которая зарабатывает деньги в китайских юанях. Это может стать проблемой, потому что в РФ на бирже доступны американские депозитарные расписки, в которые в значительной степени инвестируют западные инвесторы.
Это означает, что компания может за квартал заработать много-много юаней, но внезапное подорожание доллара может сильно уменьшить итоговую сумму долларов в отчете — и западные инвесторы в этом случае могут начать распродажу, отчего акции упадут. Риск такой неблагоприятной валютной переоценки очень велик, поскольку китайское правительство заинтересовано в поддержании низкого курса юаня, ведь такой курс благоприятствует китайским экспортерам.
Китайская компания. В случае китайских компаний резко увеличиваются риски мошенничества — вспомним историю Luckin Coffee, где менеджмент подделывал цифры продаж. Отчетность Vipshop тоже выглядит очень круто — и встает вопрос, насколько эти цифры отражают реальное положение дел. Для меня, например, остается загадкой, каким образом специализирующийся на скидках бизнес умудряется получать из своего онлайн-сегмента маржу заметно больше, чем Amazon извлекает из своих операций в сфере онлайн-розницы, — и ведь Vipshop не обладает теми возможностями, какие есть у Amazon.
США хотят обязать китайские компании, чьи акции торгуются на их рынке, нанимать американских аудиторов или аудиторов из стран, в которых стандарты аудита соответствуют американским, для независимой оценки ситуации в их бизнесе.
Мы не можем знать наверняка, что нанятые аудиторы откопают в закромах Vipshop. Учитывая относительно небольшие размеры компании, риски того, что там творится масштабное непотребство, значительно выше, чем в случае Alibaba. Alibaba все-таки флагманская компания и должна символизировать «новый Китай». А Vipshop — не такая важная для имиджа КНР компания и зарегистрирована на Каймановых островах, что не внушает доверия.
Китайская компания — 2. Компания находится между молотом китайских репрессий и наковальней репрессий американских. КНР — это все еще довольно дикая страна по западным меркам, и давление со стороны правительства на бизнес там обычное дело. Например, «по приказу партии и правительства» китайские власти запретили Alibaba устраивать IPO ее финансового подразделения Ant Group.
Еще есть вероятность того, что Vipshop настолько понравится руководству Alibaba, что компании Джека Ма разрешат устроить рейдерский захват Vipshop в качестве утешительного приза. Кстати, устроить такой захват довольно легко: в КНР реально управляет компанией владелец корпоративной печати, которую не так сложно получить силой или угрозами. Vipshop — это не самое крупное предприятие на рынке онлайн-розницы в КНР, так что политическая протекция у него, вероятно, поменьше, чем у конкурентов. Может быть, компанию даже захватит какой-нибудь чиновник — кстати, это будет вполне в духе нового курса правительства КНР на построение вертикали власти в бизнесе.
В США недавно наложили запрет на инвестиции в некоторые компании, связанные с китайской армией. Казалось бы, Vipshop ничего общего с военными не имеет — но тут все зависит от интерпретации и желания докопаться. Основная статья доходов компании — это продажа одежды и обуви, и не нужно сильно напрягаться, чтобы связать торговлю текстильной продукцией на сайте компании с подневольным трудом уйгуров в Синьцзяне.
Запрет на импорт ряда товаров из Синьцзяна в США уже есть, следующий шаг — кошмарить те китайские компании, которые хотя бы косвенно замешаны в угнетении уйгуров. Учитывая запредельный рост влияния ESG-активистов в американской инвесторской среде, вполне возможен организованный бойкот акций Vipshop институциональными инвесторами. Продавать футболки, впитавшие страдания уйгурских детей, — это не комильфо. В этом случае даже без санкций акции упадут.
Резюме
Vipshop — это неплохое предприятие, и даже перспективное, но инвестировать в него можно только на свой страх и риск. Если компания подделывает отчетность, то акции улетят в трубу. Если на Vipshop положит глаз сын подруги мамы какого-нибудь министра — акции тоже улетят в трубу. Если Госдеп США или просто озабоченные ESG инвесторы решат сделать из Vipshop пример — акции улетят в трубу.
А так у компании, конечно, есть неплохие перспективы роста за счет увеличения доли онлайн-коммерции в общей структуре розничных продаж в Китае.