1688, облака и расчеты: как устроен бизнес Alibaba

19
1688, облака и расчеты: как устроен бизнес Alibaba
Аватар автора

Михаил Городилов

зарабатывает на инвестициях

Страница автора

Alibaba Group — китайская диверсифицированная корпорация. Это площадка для электронной коммерции, облачные вычисления, финтех и многое другое. Компания пока что не уперлась в потолок развития, но от того, как она себя поведет дальше, может зависеть ее судьба.

Что тут происходит

Читатели давно просили нас начать разбирать отчетность и фундамент бизнеса зарубежных эмитентов. Идею обзора Alibaba предложил читатель Володя Килин в комментариях к обзору Amazon. Предлагайте в комментариях компании, разбор которых вам хотелось бы прочитать.

На чем зарабатывают

Alibaba занимается сразу многими видами деятельности. Если открыть годовой отчет компании, мы увидим несколько сегментов.

Основной торговый бизнес компании. Это главным образом площадка для электронной торговли, подобная той, что есть у Amazon. Здесь есть следующие источники выручки:

  1. Розничная торговля в Китае.
  2. Оптовая торговля в Китае через платформу 1688, название которой есть пасхалочка: по китайски «a» — «один», «li» — «шесть», «ba» — «восемь».
  3. Международная розничная торговля. Большая часть продаж приходится на «исходные» площадки компании типа AliExpress, но в Юго-Восточной Азии компания представлена через платформу Lazada, а в Турции, Бангладеш и Пакистане — через Trendyol.
  4. Международная оптовая торговля.
  5. Логистическая служба Cainiao. Это подразделение занимается доставкой большей части посылок, которые проходят через упомянутые выше платформы, а также компания решает логистические задачи для партнеров Alibaba.
  6. Местные услуги для потребителей. Это платформа для доставки продуктов и готовой еды Ele.me, сервис для онлайн-путешествий Fliggy и пр.
  7. Загадочное «Другое».

Облачные вычисления. Это эластичные вычисления, хранение данных, визуализация сети и т. д. О клиентах компания не рассказывает, но я уверен, что, как и у Amazon, все потребители тут — юридические лица.

Цифровые медиа и развлечения. Это Youku — китайский аналог YouTube, кинокомпания Alibaba Pictures, а также сервисы для чтения книг, стриминга музыки и т. д.

Инновационные инициативы и другое. Это разные технологические бизнесы компании вроде навигационного сервиса Amap, платформа для профессиональной коммуникации DingTalk и пр.

Также у компании есть нецелевые бизнесы типа доли в финансовом холдинге Ant Group.

Теперь подробнее разберу, как работает основной бизнес компании, то есть розничная торговля в Китае. Есть три основных источника доходов:

  1. Работа с клиентами. Продавцы оплачивают продвижение своих товаров на площадке. Работает это примерно как контекстная реклама: продавец платит компании за количество переходов по «объявлению» (товару), который за плату размещается в топе поиска.
  2. Комиссии за транзакции на площадке компании. Размер комиссии — от 0,3 до 5% от суммы транзакции в зависимости от категории товара.
  3. Другое. Это выручка компании c проектов в сфере гибридной «новой розницы», где совмещаются онлайн-коммерция и продажи в физических магазинах. Это сеть продовольственных магазинов Freshippo, сервис доставки продуктов и сеть гаражей Tmall, универмаги Intime, услуги по прямому импорту.

Alibaba — это по большому счету огромный конгломерат разных направлений, каждое из которых по отдельности представляло бы собой крутой бизнес.

Например, компания Ant Group на 33% принадлежит Alibaba. На платформе Ant работает платежная система Alipay, через которую проходят финансовые операции на торговой площадке. Мало того что объем платежей, проходящих через Alipay, серьезно превышает объемы некоторых западных аналогов, так еще и головная компания Ant Group, кроме проведения платежей, занимается множеством других операций, объема которых хватило бы на десяток инвестфондов и банков помельче.

Выручка и прибыль Alibaba за последние 12 месяцев в миллиардах долларов, итоговая маржа в процентах от выручки. Источник: Macrotrends
Выручка и прибыль Alibaba за последние 12 месяцев в миллиардах долларов, итоговая маржа в процентах от выручки. Источник: Macrotrends

Все-таки Amazon или нет?

Сходства. Начав с интернет-коммерции, обе компании пытаются преуспеть в куче разных бизнесов. Так, Alibaba уже делает то, что я предполагал для будущего компании Джеффа Безоса в обзоре Amazon: китайская компания заходит в сферу ремонта автомобилей, комбинируя услуги в реальном мире с использованием онлайн-приложений для обработки заказов.

У обеих компаний есть мощная и разнообразная экосистема, развивающаяся вокруг электронной коммерции. Растущей армии пользователей и контрагентов предлагаются все новые варианты потребления и сотрудничества.

Кроме того, обе компании совмещают достижения онлайновой и физической розницы с заказами по интернету и самовывозом из ближайшего магазина.

Различия тоже есть. Во-первых, международные операции дают Alibaba ощутимо меньший процент выручки. Хотя в отчете нет конкретных цифр, логическим путем можно додумать, что облачные и логистические услуги компании завязаны на торговлю внутри Китая.

По сути, зарубежные продажи Alibaba это 7—9% от всей ее выручки против почти трети у Amazon. Китайские сервисы музыки и видео мало кому интересны в той же Германии. Есть периферийные страны вроде России и ряда стран Европы, где площадки Alibaba имеют заметное присутствие, но все-таки у Amazon географический размах операций пошире.

Во-вторых, облачные вычисления — это основной движок бизнеса Amazon: сервера дают мало выручки, но большую часть операционной прибыли. У Alibaba все совсем иначе: онлайн-коммерция у компании очень рентабельна, а вот облачные вычисления до сих пор приносят убытки.

Даже если смотреть на такую хитрую метрику, как скорректированная EBITA, где можно манипулировать числами, то облачные операции Alibaba все равно будут убыточными. И тут не помог даже 2020 год с его массовым переходом бизнесов на виртуальную работу: хоть китайские компании и увеличили траты на облачные вычисления в этом году на 70%, в итоге облачный бизнес Alibaba все равно остался убыточным.

Я не знаю, как Alibaba смогла сделать онлайн-коммерцию высокорентабельным бизнесом. Но что есть, то есть.

В-третьих, Alibaba — это в целом компания-посредник, живущая за счет комиссий с продавцов товаров на своей торговой площадке. При этом Amazon активно продает товары под собственным брендом.

Ох, Китай…

Поскольку компания китайская, у этого есть свои плюсы и минусы. Начнем с плюсов.

«Кто не понял, тот поймет». На Alibaba приходится 58,2% рынка электронной коммерции в КНР, что сильно больше доли Amazon в США, равной 38%. Если бы дело было в США, то компанию кошмарили бы регуляторы и, скорее всего, ее бы уже насильно разделили на несколько разных компаний.

Но в КНР крупный бизнес не может не быть связан с правящими кругами и не может успешно оперировать без явной протекции со стороны власть имущих, поэтому за фактическую монополию компанию трогать точно не будут. А если компанию и будут трогать, то уже не ради поддержания конкуренции, а из-за борьбы драконов под ковром. Вдруг Джек Ма наболтает лишнего про Гонконг или поссорится с родственником главы государства.

«Жить стало лучше, жить стало веселее». За минувшие 10 лет китайская экономика сильно изменилась. Alibaba стоит в авангарде этих изменений. Это высокотехнологичный диверсифицированный бизнес, отражающий трансформации, происходящие в обществе, например рост электронной коммерции и безналичных платежей, и при этом Alibaba — активный участник этих трансформаций.

И трансформация эта еще не закончена. Внутреннее потребление дает чуть меньше 40% ВВП КНР — против 70% в США, и Alibaba еще может расти за счет роста потребления внутри КНР. Общество в КНР все больше цивилизуется, что видно по росту специфических судебных дел. Это хорошо для бизнеса Alibaba, который, как и всякий сложный технологический бизнес, может по-настоящему развиваться только в обществе с более-менее высоким уровнем взаимного доверия и хорошей судебной системой.

С другой стороны, китайская прописка создает серьезные риски для инвесторов.

Во-первых, есть вероятность, что компания подделывает отчетность. Китайские компании не раз на этом попадались. Точно мы этого знать не можем, а если (когда?) узнаем, то будет уже поздно.

Во-вторых, основные деньги компания зарабатывает в юанях. Если курс доллара вырастет, то при пересчете денег в отчетности окажется меньше долларов. Это может привести к тому, что западные инвесторы начнут распродавать акции.

В-третьих, поскольку это могущественная китайская компания, то она в любой момент может оказаться в центре внимания американских регуляторов по реальному или надуманному поводу. Тут можно вспомнить недавнюю историю с TikTok. Америка живет по макиавеллианскому принципу «своим — все, чужим — закон», и Alibaba — это ярко выраженный «чужой» для американских регуляторов.

В-четвертых, даже со всеми своими успехами КНР — это развивающаяся страна. Независимость судов там так себе, а уровень произвола властей очень велик.

Сравнение с Amazon тут явно не в пользу Alibaba: глава Amazon — фактически враг действующего президента США, на него наезжают регуляторы, но ни ему, ни компании за это ничего не делается, никто его в лес не вывозит. Акции растут, бизнес растет, все замечательно. А в КНР достаточно перейти дорогу не тому человеку — и можно потерять все. Смотрите историю Гуо Венгуя. Разговоры про рост среднего класса и количество судебных разбирательств вне контекста — это тоже так себе аргумент.

Разговоры про грядущий век китайского величия не учитывают реальной ситуации в самом Китае, откуда все, у кого есть хотя бы миллион долларов, бегут толпами, как и из РФ. Как сказал американский профессор Марк Блайт про возможность использования юаня всем миром в качестве альтернативы доллару: «А что Китай? Я могу туда поехать и исчезнуть. Это не способствует доверию. Пока у вас такие политические порядки, вы не можете всерьез рассуждать про мировую валюту».

Миграция долларовых миллионеров по миру. Красный — страны, откуда миллионеры уезжают. Зеленый — куда миллионеры приезжают. Источник: Visual Capitalist
Миграция долларовых миллионеров по миру. Красный — страны, откуда миллионеры уезжают. Зеленый — куда миллионеры приезжают. Источник: Visual Capitalist

Как показывает практика, бизнес Amazon куда более «международный», а вот Alibaba привязана к Китаю. Какие-то успешные проекты у нее реализуются только в не очень развитых и не очень богатых странах типа Турции или Бангладеш.

Здесь неважно, что у Alibaba P / E в 4 раза меньше, чем у Amazon, потому что риски у обеих компаний просто несравнимы. Amazon, если что, будет судиться с регуляторами у себя в стране и, может быть, даже победит. А вот Alibaba закроют за 5 минут «because f**k you, that’s why». И даже непонятно, откуда именно ждать угрозы: или конгресс США сделает гадость, или на развивающейся родине бизнес отожмут.

К слову, в Китае это прекрасно понимают. Основатель TikTok развил американский сегмент бизнеса компании, что и привело к истории про насильственную продажу TikTok, как раз чтобы снизить риск ориентации на один только Китай. Но даже если Alibaba планирует снижать зависимость от Китая, претворение такого плана в жизнь может занять многие годы, а то и целые десятилетия, и потребует значительных усилий.

Резюме

В целом Alibaba можно считать китайским Amazon. Компания успешно развивается и использует все имеющиеся у нее преимущества. Но перспективы роста компании напрямую зависят от состояния дел в китайской экономике, где далеко не все зависит от потребителей и поставщиков товаров и услуг и где рост определяется настроем правительства.

Несмотря на крепкие основы бизнеса и потенциал развития, Alibaba, как и все эмитенты из развивающихся стран, кажется мне априори рискованной инвестицией. Китайская прописка может означать все самое плохое, от подделки отчетности до перманентных рисков раскулачивания компании. А так перед нами эффективный и перспективный бизнес.

Я думаю, что компания сможет хорошо заработать на грядущем IPO Ant Group и вложит эти деньги в еще какие-нибудь интересные проекты.

Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество