Больше половины продавцов на маркетплейсах столкнулись с потребительским экстремизмом в 2024 году

Покупатели возвращают им ношеную одежду и угрожают судом
23
Больше половины продавцов на маркетплейсах столкнулись с потребительским экстремизмом в 2024 году
Аватар автора

Кристина Болдова

добросовестный покупатель

Страница автора

Почти две трети продавцов российских маркетплейсов сталкивались с потребительским экстремизмом в 2024 году.

Об этом говорят результаты исследования Федерального общества сетевой торговли  , которое проанализировали «Ведомости». Потребительским экстремизмом называют действия покупателей, манипулирующих законодательством в корыстных целях. Расскажу подробнее.

Рассылка для тех, у кого свой бизнес
Новости и кейсы для предпринимателей — в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно

На что жалуются продавцы

В опросе приняли участие 4600 предпринимателей в возрасте от 27 лет, которые размещают свои товары на Wildberries, Ozon и «Яндекс Маркете». 62% опрошенных заявили, что в этом году имели дело с недобросовестным поведением покупателей. Причем больше половины продавцов столкнулись с ним более трех раз за год.

Чаще всего продавцы жалуются на покупателей, которые возвращают ношеную одежду и обувь. Трети селлеров возвращали смартфоны после использования, а каждый шестой получал возврат ювелирных украшений и бижутерии. 4% опрошенных рассказали, что им возвращали еду и напитки, а 2% — детские товары.

Некоторые продавцы после оформления возврата получали не свой товар, а его муляж — об этом сообщили 2% опрошенных. Каждый четвертый предприниматель столкнулся с угрозами и шантажом обращения в госорганы или суд. В 14% случаев покупатели реально инициировали судебные споры.

В целом почти половина — 49% селлеров — отметили, что в 2024 году им стало сложнее продавать товары на маркетплейсах. Большинство связывают это с ростом конкуренции, причем не всегда добросовестной. Так, каждый четвертый опрошенный из числа столкнувшихся с потребительским экстремизмом уверен, что это происки конкурентов.

По оценке Ассоциации компаний интернет-торговли, на российских маркетплейсах сегодня торгуют 1—1,5 млн продавцов.

С чем связан потребительский экстремизм

Эксперты считают, что такие злоупотребления процветают в России из-за мягкости законодательства, позволяющего покупателям отстаивать свои права в ущерб правам продавца. По словам главы совета по электронной коммерции при Торгово-промышленной палате России Алексея Федорова, чаще всего возвращают использованные товары, которые нужны на короткий срок. Например, это могут быть строительные инструменты — получается вариант «бесплатной аренды».

После праздников учащаются случаи возврата использованной одежды: клиенты заказывают платья и украшения на маркетплейсах, надевают их на торжество или используют для фотосессий, а потом возвращают в пункт выдачи. В таких случаях маркетплейс зарабатывает на комиссии, а продавцы дополнительно оплачивают еще и логистику.

Федоров рассказал о гуляющих в интернете видеоинструкциях, которые учат обманывать ретейлеров. Например, некоторые недобросовестные покупатели при возврате подменяют купленный товар на контрафактный или на «камень», а оригинал оставляют у себя.

Продавцы электроники сталкиваются с другой проблемой: покупатели намеренно выводят товары из строя, чтобы заявить о браке, который возник по вине производителя. Например, могут испортить вайфай-модуль телевизора или сжечь Айфон в микроволновке. Жалобщик присылает претензию почтой, не оставляя контактов и не выходя на связь, а потом подает в суд для взыскания неустойки и штрафа.

Летом 2024 года вице-президент группы «М.Видео-Эльдорадо» Тагир Калимуллин оценил ущерб рынку от исков покупателей цифровой техники в несколько миллиардов рублей. Он считает, что злоупотребление правом в основном происходит со стороны экспертов, дающих ложные заключения. В конце июня «М.Видео-Эльдорадо» обратилась в МВД и СКР из-за фактов потребительского экстремизма, когда в Самарской области одни и те же группы покупателей смартфонов получали от «карманных» экспертов заключения о производственном браке и обращались с требованиями к продавцам.

Партнер фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» юрист Дмитрий Клеточкин защищает потребителей. Он считает, что продавцы пользуются преимуществом сильной стороны в правоотношениях не реже, чем потребители. Даже если продавец добросовестный, он пытается любую спорную ситуацию трактовать в свою пользу, в том числе вопросы к качеству и характеристикам товара, срокам доставки и условиям возврата.

По его словам, если закон разрешает вернуть вещь в законодательно установленный срок, реализация такого права не может считаться потребительским экстремизмом.

Новости, которые касаются бизнеса, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_biznes

Кристина БолдоваА вам приходилось слышать такие истории?
  • Sergey ZarubinХорошу вещь, возвращать не будут А так, да некоторые покупатели злоупотребляют законом о защите прав потребителей, ну тут нужны четкие и понятные правила для всех участников, чтобы и покупатель был защищен и продавец5
  • JjjjПодобная история : продавец А получая возврат за брак делает заказ на аналогичный товар у продавца Б как клиент, а потом возвращает свой брак, компенсируя убыток .2
  • lapsus_naturae"Причем больше половины продавцов столкнулись с ним более трех раз за год" Бедненькие, аж 3 раза за год. Если б я сталкивалась с недобросовестными продавцами маркетплейсов только 3 раза за год, я была бы счастлива.20
  • JjjjВообще , продавцы сами дорогого стоят. Шторы обещали 100 процентный блэкаут, приехали такие , что в снежную зиму даже фонарик не нужен, а в ясную погоду можно не открывать. В противовес, на кухне висят более дешевые их хофа и там реально темно. Недавно заказал шлейку на озоне. Продавец с 4,9 , премиум еще чето, на возврат 21 день. Через месяц она порвалась. Естественно, никакого обмена не сделают . при том шлейка на моей собаке на самый минимум отрегулирована, а по весу она на нижней границе рекомендуемого. что будет со шлейкой на действительно большой собакой весом 40кг, которая входит в рекомендацию ?4
  • Валерий КозловДумаю, тут проблема не столько в отношениях конечный покупатель - конечный продавец, ( они всегда воевали в рамках закона о ЗПП), сколько в самих маркетплейсах, которые берут на себя посредничество с минимальной ответственностью. Меня, как покупателя, должен волновать вопрос, кто будет оплачивать обратную логистику? Я вот не жестю, и 50-100 кг цемента не заказываю в озон, но три-4 комплекта одежды дочери заказываю. с примеркой. Есть такая возможность? есть. Я ей пользуюсь. Остальное или даже всё - сдам обратно после примерки. Не свой товар получают обратно (или даже муляж) - тут соглашусь, мошшеничество в чистом виде и уголовная статья. Которая, тем не менее, не решается в пункте того же озона. В общем, дорогие предприниматели! Кто на маркетплейсах дает нам возможность протестировать ваш товар лицом (и не на вашем складе или офисе, без привлечения еще персонала) - спасибо Вам. Но с точки зрения покупателя скажу - если Вы уж влезли в эту схему - будьте готовы и ко всем возможным непониманиям. Удаленно, да, потому что Ваш офис и управление может быть в Питере, а пункт выдачи - на Сахалине. Я бы на месте такого предпринимателя очень внимательно читал договор франшизы и открытия точки маркетплейса, куды вы заходите. Всем добра.3
  • Мамин_абьюзерС волками жить - по-волчьи выть 😎0
  • Елизавета ИоноваSergey, тут немного другое. Зачем оставлять себе вещь, если она нужна на один выход? Знакомая работала в магазине женской одежды в крупном ТЦ, в околопраздников их терроризировали возвратами нарядов со следами пота, косметики и иногда даже соусов. Весной читала историю, как некий организатор кондитерского мастер-класса заказал комплект форм, а потом сдал их в пвз со следами использования. Из первых рук владельца пвз знаю удивительную историю: девушка получила в пвз дорогой парфюм. Целый. Пока складывала покупки, флакон уронила. Там, естественно, трещина. Тогда она сказала, что оставит жалобу, что духи изначально пришли в битой упаковке, чтобы получить за них возрат. Таких историй - десятки, к сожалению.6
  • ВеленаJjjj, я дважды покупала за лето очки в Нью йоркере, не на мп, а в магазине. Они ломались после второго надевания. В первый раз их согласны были заменить на аналогичные, во второй раз с той же проблемой - нет, ну и все. Вообще я на то и рассчитывала, мол, куплю на сезон (очки солнцезащитные), но не рассчитывала, что они сломаются на второй раз. Поэтому меня искренне удивляют люди, покупающие вещи на мп. Там же говно. Я о том всегда и говорю. Зачем покупать там что-то, буквально кота в мешке, это очень сложно, трудозатратно (выберешь- красиво сфоткано, красиво написано, а на деле придет совсем не то, вот как у вас, даже не про одежду речь!). А по отзывам тож не всегда поймешь, кого-то мб и такие шторы устроят и он 5 звезд поставит.0
  • SochiforniaКак-то купил стайлинг для волос дорогой, а он пришел сухой вместо густой консистенции. Продаван не хотел делать возврат, ссылаясь на то, что типо он вскрыт и я сам дурак)) в итоге Мегамаркет встал на мою сторону и удалось вернуть этот неликвид. Цена 2к и как то надеешься получить хороший продукт , а не испорченый1
  • Имя не указаноlapsus_naturae, злоупотребляют по обе стороны - это борьба брони и снаряда0
  • Обезя ПрикольчиковаВелена, как раз на мп у вас бы и второй раз приняли очки к возврату, и десятый.0
  • NameТак надо разделять потребительский экстремизм и мошенничество. Одно дело - положить в коробку камень вместо смартфона, другое - вернуть товар в установленные законом сроки. Кстати, это и в обратную сторону работает. Историй, как именно продавцы (а не покупатели), кладут в коробку кирпич - полно. И именно продавцы-однодневки, а не персонал логистического центра.2
  • Роман ЮрьевичНу у меня рекорд лично на этой неделе: 4 случая (3 явно, 1 скажем так 50/50). А вообще появление такого всегда очень дурной знак. Две неделе тому назад у нас товар впервые за пару лет ушел по поддельной платежке, у фирмы даже счет арестован. Так что да, времена для бизнеса начинаются еще интересней чем было.0
  • Namelapsus_naturae, особенно радуют продукты на ВБ. Во-первых, всегда идут по предоплате. Во-вторых, их вернуть практически невозможно. И это постоянная ситуация - то в коробке 6 штук вместо 12, то понадкусанные продукты, то просто стухшие (истек срок годности). На озоне с этим проще - можно сразу отказаться от товара на ПВЗ, даже если если он шел по предоплате.3
  • AlexanderВон застройщики максимально синхронно ныли-ныли, максимально синхронно слали потребителей на 3 буквы (в суд), а эти потребители вдруг внезапно через 5 лет туда стали всё-таки доходить и теперь дольщик оказался по-умолчанию потребительский экстремист, если не докажет обратное. Судя по синхронности нытья и в этой области может и по дистанционной торговле имеющееся дышло стараниями лобистов аналогично развернётся. Для полноты пейзажа "трёх друзей которых надо за шкирку и в музей" к застройщикам и маркетплейсам нужно добавить автодилеров. Банки не часть этого пейзажа, гордо стоят отдельно от ЗоЗПП, и выбили себе по сути обязательный промежуточный третейский суд в виде службы фин омбудсмена.2
  • NameЕлизавета, так это обязанность персонала ПВЗ - проверять товар на следы "ношености" при возврате. Если ношеный шмот вернулся к продавцу - это уже проблемы ПВЗ, что он не организовал нормальную проверку.0
  • lapsus_naturaeName, не, не всегда по предоплате. Какую-то одежду точно можно оплатить в пункте выдачи. Но ВБ — даже ниже дна, тут согласна)) Их единственный плюс — относительно быстрая доставка в Калининград) Озону нужно не меньше 3 недель обычно, а эти за неделю доставляют) На Озоне мне практически всегда одобряли возврат, даже если я его делала уже из дома. Не всегда на ПВЗ сразу замечаешь проблему и не всё на месте вообще можно проверить. С озоном меньше всего головной боли.0
  • JjjjВелена, по отзывам там куплено. Особенно почему-то на шторы. Даже по 100к отзывов есть . берут там потому что удобно у дома забрать. Я там могу корм взять, которого в обычном магазине нет. Powerbank определенной фирмы и др0
  • Namelapsus_naturae, речь шла именно про продукты питания (на ВБ). По сути - это кот в мешке с минимальной вероятностью возврата.0
  • Елизавета ИоноваName, тут вопрос не в процедуре проверки, а в том, что покупатель идет сдавать ношеную одежду. Императив Канта не работает.0
  • Udi Erza"Потребительский экстремизм" - это когда потребители действуют в рамках своих прав, а не как ожидают продавцы?1
  • lapsus_naturaeName, вы еще забыли про платный возврат)) Вам прислали не то, что вы заказывали? Ок, мы оформим возврат, с вас 100 рублей за доставку. Или его уже отменили?))1
  • NameЕлизавета, ну, за нарушение морально-нравственных норм (очевидно, часто суб'ективных) не наказывают. Мы всё-таки в цивилизованном обществе живём. У нас есть одно мерило - закон, на него и надо полагаться. Если по регламенту приёмщик должен проверить товар, но он этого не делает - это проблема исключительно приемщика (а не покупателя). Насколько знаю, их и штрафуют. Поэтому достоверность информации о том, что продавцы несут колоссальные убытки из-за ношенных вещей, под вопросом. Часть этой суммы ПВЗ им точно компенсирует.0
Вот что еще мы писали по этой теме