Пожар на складе Wildberries: какие последствия ждут маркетплейс, продавцов и покупателей

83
Пожар на складе Wildberries: какие последствия ждут маркетплейс, продавцов и покупателей
Аватар автора

Саша Кириллова

ждет товары с другого маркетплейса

Страница автора

13 января на складе онлайн-ретейлера Wildberries в Петербурге произошел крупный пожар.

МЧС удалось ликвидировать открытое горение только через 30 часов. В ЧП продавцы потеряли свои товары, покупатели не дождались доставок, а сам маркетплейс понес многомиллиардные убытки, точный объем которых еще подсчитывается.

Расскажу, почему произошел пожар, как случившееся отразится на работе маркетплейса и что ждет продавцов, чьи товары пострадали.

Что случилось

Пожар в распределительном центре в Шушарах начался в восемь утра 13 января. За три часа огонь занял площадь в 70 тысяч квадратных метров. Пожару присвоили максимальный — пятый — уровень сложности. Сотрудники МЧС ликвидировали открытое горение только к 14 часам 14 января.

В момент пожара на складе находились 1617 человек. В компании сообщили, что никто из сотрудников склада не числится пропавшим, два человека пострадали, но получили медицинскую помощь и уже чувствуют себя хорошо. При этом установить связь со всеми работниками удалось только к вечеру 15 января.

СК по Петербургу возбудил уголовное дело по статье о злоупотреблении полномочиями  . Пока его фигуранты — неустановленный круг лиц. Основная версия пожара — неисправность проводки. По данным ТАСС, пожарная сигнализация была отключена из-за неоднократного ложного срабатывания. В Wildberries это отрицают: в компании говорят, что в 07:20 сигнализация сработала штатно.

Официально склад не был введен в эксплуатацию, заявил врио начальника Госстройнадзора Вячеслав Захаров. В 2022 году зданию выдали заключение о соответствии, но дальнейшей сертификации не проводилось. В компании утверждают, что получили всю необходимую документацию: «Wildberries получала ЗОС на склад в Шушарах — это заключение о соответствии всем градостроительным регламентам и требованиям безопасности».

Но юристы указывают на то, что ЗОС недостаточно, чтобы пользоваться объектом. Для этого компания обязательно должна была получить разрешение на ввод в эксплуатацию.

Какими будут последствия пожара для Wildberries

Эксперты расходятся в оценке экономических последствий пожара. В день ЧП Всероссийский союз страховщиков сообщил, что имущественный ущерб может составить около 10 млрд рублей. В эту сумму эксперты включили страхование самого склада и всех хранившихся на нем товаров.

Источник РБК на страховом рынке допускает, что максимальный ущерб может приблизиться к 20 млрд рублей. Эксперты, опрошенные «Коммерсантом», оценивают его чуть ниже — в 17 млрд рублей. Это около 1% от годового товарооборота Wildberries.

Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что только товаров в сгоревшем комплексе хранилось на 12 млрд рублей. Еще около 5 млрд — это затраты на строительство объекта и стоимость оборудования. Площадку маркетплейс купил летом 2021 года: тогда затраты только на строительство оценивались в 3 млрд рублей.

Последствия пожара не будут для Wildberries критичными, считает председатель комитета по развитию электронной коммерции ТПП РФ Алексей Федоров. Только в первом полугодии 2023 года оборот ретейлера от продаж товаров и услуг увеличился до 1,22 трлн рублей. Но, по мнению Бурмистрова, ЧП может привести к «некоторому сокращению товарооборота».

Эксперты сходятся во мнении, что главным последствием станет потеря самого склада. По данным источника «Коммерсанта», в Шушарах у Wildberries работал самый крупный распределительный центр на Северо-Западе, имеющихся площадей в логопарке «Уткина заводь» недостаточно.

Ретейлер уже уведомил продавцов, что в течение недели откроет в Петербурге новый склад. Где он будет находиться, пока неизвестно, об адресе компания обещает сообщить позже. Но найти новое помещение будет непросто. По словам руководителя отдела складской и индустриальной недвижимости NF Group Ильи Князева, уровень свободных площадей «близок к нулю».

Князев считает, что компания может вернуться к схеме, которой пользовалась до покупки склада в Шушарах: поставлять товары в Петербург и соседние регионы через фулфилмент-центры в Подмосковье. По словам одного из продавцов, это увеличит сроки доставки примерно на неделю, а во время распродаж — и на более долгий срок.

Какими будут последствия пожара для продавцов

Пожар причинил убытки множеству продавцов, торгующих своими товарами через Wildberries. По оценке сооснователя группы компаний в области электронной коммерции TOGO Антона Бестугина, около 9% всех заказов маркетплейса отгружалось со склада в Шушарах.

Продавцы, чьи товары пострадали, получат компенсации: выплаты будут проводить поэтапно. Их размер рассчитают на основе среднерозничной цены за вычетом комиссии маркетплейса и стоимости логистики. Селлеры увидят компенсации на балансе в личном кабинете — как если бы товары со склада в Шушарах были проданы.

В Wildberries сообщили, что к вечеру 15 января первые выплаты получила половина продавцов. Возмещение сделали на базе предварительной оценки, которая еще будет уточняться.

«Бумага» поговорила с восемью продавцами и выяснила, что ретейлер еще не связался с ними для выплаты компенсации. Одна из поставщиц рассказала изданию, что и вовсе не надеется вернуть деньги: по ее словам, на складе не успели пересчитать и записать все изделия.

«Wildberries сначала принимает коробки, а потом и поштучно сам товар. Моя поставка пришлась на вечер 12 января, то есть коробки приняли на склад, но вот сам товар — не успели. Для компании я ничего не привезла, ведь товар внутри коробок не был зафиксирован», — поделилась предпринимательница.

Продавец Александр Назаренко рассказал, что не рассчитывает быстро получить компенсацию. По его словам, после пожара на складе Ozon в Подмосковье ему пришлось ждать деньги три с половиной месяца.

Другой продавец рассказал Forbes, что не рассчитывает на возвращение полной стоимости товаров. «У нас как у продавцов нет опции страховать товар, передавая его на склад маркетплейса. Думаю, что мне выплатят сумму, равную продажной стоимости товара минус 20—30%, так они поступают, если товар уходит в брак», — заявил селлер.

Еще один собеседник издания сообщил, что после потопа на складе Wildberries, который произошел в августе 2023 года в Электростали, далеко не все пострадавшие товары ушли в брак. «Компенсировано было не все. Клиенты жаловались в отзывах, что им приходят мокрые вещи», — сказал продавец.

По словам источника «Коммерсанта», для начала полноценных выплат страховые компании должны подсчитать полную сумму ущерба. На это может уйти до двух месяцев.

Какими будут последствия пожара для покупателей

В Wildberries заявили, что повторят заказы покупателей на товары в случае их наличия на других складах маркетплейса или же вернут деньги. Остальные склады работают в обычном режиме: заказы можно совершать на сайте или в приложении без ограничений.

Вероятно, покупатели получат компенсации быстрее, чем продавцы. Им не нужно ждать подсчетов от страховщиков, так как сумма их заказов уже зафиксирована в финансовых документах маркетплейса, объяснил источник «Коммерсанта» на рынке.

Были ли в России подобные пожары раньше

Похожий пожар случился в августе 2022 года на складах другого крупного российского маркетплейса — Ozon. Тогда горело здание площадью 50 тысяч квадратных метров в округе Истра в Подмосковье.

Компания оценила убытки от пожара в 10,8 млрд рублей. Из итоговой отчетности Ozon за 2022 год следует, что страховые выплаты тогда получены не были. Это связано с тем, что возмещение может занимать до одного года.

Новости, которые касаются бизнеса, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_biznes

Сталкивались ли вы с порчей товара из-за ЧП у маркетплейса? Расскажите об этом:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0
Герой
134
Герой Т—Ж

Юлия, Яндекс-Маркет.

6

Нехетти, Мегамаркет

2

Нехетти,

1

Юлия, ору)

1

Курочка, ну во-первых, маркетплейсы - настоящее спасение для маленьких городов, где сколько ни ходи в магазины - выбор очень сильно ограничен. А через ВБ или ОЗОН можно заказать что угодно.
Во-вторых, лично я терпеть не могу ходить по магазинам, мне проще заказать и забрать из пункта выдачи. А тратить выходной, на то что бы поехать в магазин - нет ни желания ни сил. Я уж лучше его потрачу на что-то более приятное. Но тут, конечно, каждому своё.

99
0
Герой

Редкий случай, когда пожар хорошо влияет на озоновый слой.

Везде деньги считаю, а что с людьми? Там почти 2000 человек работало

49

Татьяна, чтобы разгрести последствия пожара(в прямом и переносном смысле) ещё 2000 человек трудоустроят

8
Герой

Филипп, если люди погибли, то ни им, ни их родным от этого легче не станет

0

Татьяна, вроде как пропали без вести 16 человек, при этом ранее заявлялось, что таких было 49 человек. Официальных данных о погибших я не видел нигде

6
Герой

Сергей, я видела "все живы-здоровы" заявление и что никто не обращался за мед.помощью. но очень слабо верится, что никто даже дымом не надышался и как минимум минимальная помощь не потребовалась. Так не бывает, слишком много народу там было, слишком большая площадь, а проходная способность дверей все равно ограничена, давка по-любому бы была, как и паника, чтобы так чудесно все обошлось. Так что враньё чистой воды. А если врут, то возникает вопрос, на сколько сильно

18
Герой

Татьяна, читала что кто-то попал в больницу с отравлением угарным газом
но все равно большие сомнения в правдоподобности заявления

3
Герой

Курочка, вы любите ходить в магазины - и ваши предпочтения важнее предпочтений тех, кто не любит?

40

Курочка, порошки стиральные, кастрюли, губки для посуды и прочую бытовуху тоже щупать ходите? Вот у вас свободного времени вагон, конечно)

33
Герой

Комок, а вдруг губка окажется неприятной на ощупь? Как потом ею посуду мыть? 😁

13
0
Герой

Не дружу с Wildberries с прошлого года (мои злоключение из за невозможности отмены покупки можно найти здесь на Т-Ж) - их некомпетентность, и жесткое отношение к покупателям и продавцам поражает.

33
Герой

Дмитрий, поддерживаю. Вообще считаю вб помойкой и удивляют люди, которые постоянно на него жалуются и все равно заказывают.

25
0

"Официально склад не был введен в эксплуатацию, заявил ... В 2022 году зданию выдали заключение о соответствии, но дальнейшей сертификации не проводилось..." опять коррупция?
А что, если тысячи работников сгорели заживо, просто бесит безалаберность на всех уровнях, компания с трлн доходами не может решить вопрос с неисправной проводкой, сигнализацией, или что там еще было?! Ну смешно, господа.

28

Невеста, насчет коррупции. Нет ее здесь, скорее всего. Они получили заключение Госстройнадзора, это стандартная процедура. Но они не ввели объект в эксплуатацию, это делается в Росреестре. С высокой вероятностью, это было сделано для ухода от налога на имущество. Скорее всего, они сознательно тянули с регистрацией объекта.
Т.е. он построен правильно, заключение же есть, но не введен в эксплуатацию.

15

Невеста, а еще плюс ущерб экологии, его никто не оценит. И вообще непонятно - сработала сигнализация, почему никто не пошел проверить, ну хоть один человек. Или по камерам посмотреть или их там нет?

7
0

Как по мне так - это 100% поджег.
Ну, и то, что система пожаротушения не смогла устранить пожар - это конечно жесть.

22
Герой

Чекин, пожары на таких объектах тушить в целом бессмысленно – там миллионы тон легко-горящих товаров. Если загорелось – всё, хана.

Противопожарные системы на таких объектах создаются с таким расчетом, чтобы выводить дым максимально быстро и эффективно, чтобы люди успели покинуть помещение и не задохнулись в первые же минуты от едкого дыма. И на этом складе они сработали хорошо, люди успели выйти. Ну а дальше остается только сдерживать огонь и ждать когда оно само догорит.

53
Герой

Чекин, причем самоподжог. Буквально самострел.

1
0
Герой

Заплатят продавцы, будет повышение комиссии не сразу конечно, выждут время когда связь событий для большинства пропадет, а так как выходят Китайские производители напрямую, а с их ценами тягаться никак, люди им отправляют наличку, ни налогов ни обязат. платеже они не платят государству, у местных будет хуже качество или просто закроются

19
Герой

Martin, ну это просто шикарно. это как просить людей у которых нет отопления снег во дворе почистить.

22

Martin, тоже поржал с этой новости)

9

> как выходят Китайские производители напрямую

Не понял, как они выходят? В конце 00-х они и были напрямую, заказывали на dx , tinydeal, pandawill , потом Алиэкспресс подтянулся. Каеф был, дешево, много, в основном некачественно, зато дешево.
А потом Алиэкспресс заставили плотить нологи.

9

Ник, разве из-за этого али загнулся? Я думал там либо "профессионализм" управленцев УСМ, либо намереный заказ АКИТа для слива мощного конкурента. А скорее всего и то и другое

3

Персиковый, поначалу Али просто рассылал почтой. Просто заказывай - просто получай, в итоге заказывали как товары по 1,5 - 3 - 5 баксов , планшеты по 100 баксов (а бакс - по 30 р). Потом пошла фигня с "должны платить налоги/должны иметь склады", цены пошли вверх.
С АКИТом это по времени очень совпало, так что, наверное, вы правы.
Плюс у товарища Ма были какие-то терки с товарищем Си.

3
Удалённый пользователь

Martin, как они выходят напрямую? Как отправить наличку в Китай без налогов?

3

Уже понеслась

1

Крокодил, конечно нет. Дзен надёжный источник

15
0

"никто из сотрудников склада не числится пропавшим, но с 12 людьми ретейлер еще не смог установить связь"

это как?

14
Герой

Бендер, обратили внимание, что только про пропавших, ни слова о пострадавших? Может поэтому с 4 не связались, но не сильно парятся

7
Герой

Бендер, я так понял туда продавцы туда приезжают товар отдавать. Вот их пересчитать не просто

6
0

я продавец, товар был и на этом складе и на складе озон, когда у них был пожар. Озон тогда возместил убытки, думаю вб сделают тоже самое, поэтому особенно не волнуемся. Другое дело, что они еженедельные выплаты всем задержали, вот это уже неприятно, деньги же зарананее распределяются

14
Герой
Отредактировано

Илина, добрый день.
С кем выгоднее всего по итогу работать ( учитывая все факторы ) :
ЯМаркет, Озон, ВБ ?

Последнее время я не делаю заказы в ВБ по ряду причин :

- могут прислать не в товарном виде, не тот товар , плохо упакованный/вскрытый
- возврат платный + долгая процедура согалснования ( частые отказы по возврату )
- октровенная паль в 30% случаев
- мисселинг ( навязанные услуги Вайлдберриз банка*)
---
* Условия договора действуют с «29» декабря 2023 года

4

MagnusMagnussøn, удобнее работать с озоном, но маржинальнее с вб. На яндекс маркет пока совсем маленький оборот, поэтому их не учитываю. Я сама товары покупаю на озоне, но это потому что на вб слишком много товара и трудно выбирать и там зачастую дороже, так как озон за свой счет дает большую скидку. Ну а вообще и у тех и у тех есть косяки

9
0
Герой

Мой последний заказ сгорел в Шушарах. Пока ничего не вернули. Просто висит в системе.

13

Soledad, "мне проще ножками дойти до магазина)"
Вы домохозяйка, я полагаю?
Просто мне сложно представить, как работающему человеку может быть проще пиндюхать в ТЦ и щупать там сковородки, убивая на это свое драгоценное время. Онлайн можно хотя бы в метро в приложении посмотреть ассортимент.

12
Герой

Soledad, то, что в магазинах как раз не садится обычно, 😂 а на вб были варианты. Карточки листать меня не утомляет, а по магазинам ходить-капец ненавижу, устаю после первого магазина и иду домой ничего не купив, тк просто теряюсь. Так что хорошо, когда люди могут выбирать.

11
Герой

Татьяна, я вообще уже не понимаю как покупать в магазинах. Одежда на ламоде, остальное озон. В магазине слишком много отвлекающих факторов, утомляет.

5
0

Ничего не сказано, была ли там система пожаротушения и как она отработала или не отработала. А то, что пожарная сигнализация была отключена из-за ложных сработок - грубое нарушение пожарной безопасности. Собственник обязан содержать систему в исправном состоянии и отключать ее нельзя. Неизвестно, как страховая поведет себя в этом случае. Как бы не вышло так, что случай признают не страховым из-за несоблюдения условий страхования (исправные средства пожарной безопасности). Интересно будет узнать об этом

10
0

не пользуюсь вайлдберисом но жалко труд людей, который просто пропал с пожаром

8
Герой

Soledad, спальник спальнику рознь. В рыбацком мой выбор кастрюлек ограничился бы лентой 😂. С одеждой еще сложнее: магазинов вроде много, но все не то

7

Сергей, мы на многие склады шлем, поэтому так)) Но на самом деле реально фартовые, так как поставка была 28 декабря на этот склад и к времени пожара почти весь товар распродался, осталось всего 72 единицы

7
0
Герой

... Это около 1% от годового товарооборота Wildberries... Последствия пожара не будут для Wildberries критичными, считает председатель комитета по развитию электронной коммерции ТПП РФ Алексей Федоров. Только в первом полугодии 2023 года оборот ретейлера от продаж товаров и услуг увеличился до 1,22 трлн рублей....

да ладно??? что за эксперты такие "умные". Как они соотносят годовой оборот, с которого прибыль этим экспертам неизвестна и прибыль, которую погорельцы получают?
Те смешали оборот с прибылью... В случае с ВБ оборот это вовсе не деньги ВБ, а убыток как раз будет считаться с прибыли, а не с оборота

7
Герой

Soledad, я тоже их предпочитаю щупать, но никаких проблем со щупаньем при доставке не было. Возврат у меня был бесплатный, тк % выкупа большой, но может сейчас, конечно, они всем платный сделали, я не знаю, 2 года почти не заказывала ничего

6

Курочка, а я наоборот, очень рад, что не надо тратить часы на дорогу магазинов, блуждание среди стеллажей и поиски, очереди в кассы... потом тащить все эти коробки. По интернету намного удобнее!

5
Герой

Ирина, если бы фильтры работали, как задумано, ага. Недавно отчаялась найти в оффлайне рюкзак, полезла на вб и озон. Искала НЕ чёрный. Поставила фильтр по цвету, любой кроме чёрного. Млин, в выдаче каждый третий рюкзак был ЧОРНЫЙ. И сиди пролистывай товар, который тебе априори на фиг не нужен. Бесит

5

Сообщество