Так что там у Tesla
24 октября Tesla выпустила пресс-релиз с финансовым отчетом: компания заработала 312 миллионов долларов за квартал. СМИ отгремели, акции выросли, а мы заглянем в финансовую отчетность и решим, стоит ли инвестировать в компанию.
Выручка
Tesla увеличила общую выручку на 129% по сравнению с 3 кварталом 2017 года: с 3 до 6,8 млрд долларов. Благодаря Tesla Model 3 компания стала лидером по продажам автомобилей в США в денежном выражении. В предыдущих кварталах выручка росла на 20—50%. Крупные компании с выручкой от 20 млрд долларов быстро не растут. Но даже если сравнивать с сопоставимыми по выручке компаниями, Tesla растет быстрее остальных.
В таблице сравнение конкурентов. Tesla, Navistar, PACCAR, General Motors и Ford отчитываются в долларах, показатели остальных компаний мы перевели из других валют по текущему курсу.
Выручка автомобильных компаний
Выручка меньше 20 млрд $ | Квартал 2017, млрд $ | Квартал 2018, млрд $ | Рост |
---|---|---|---|
Tesla | 3,0 | 6,8 | +129% |
Volvo Group | 7,0 | 8,5 | +21% |
Navistar | 2,2 | 2,6 | +18% |
PACCAR | 5,1 | 5,4 | +7% |
Выручка автомобильных компаний
Выручка больше 20 млрд $ | |||
---|---|---|---|
FCA Group | 31,9 | 33,8 | +6% |
Toyota | 62,9 | 65,7 | +4% |
Hyundai | 21,2 | 22,1 | +4% |
Volkswagen Group | 62,5 | 64,3 | +3% |
General Motors | 37,0 | 36,8 | −1% |
BMW | 29,5 | 29,1 | −1% |
Nissan | 24,7 | 24,3 | −2% |
Daimler | 47,8 | 46,6 | −3% |
Ford | 37,1 | 35,9 | −3% |
Tesla | |
Квартал 2017 | 3,0 млрд $ |
Квартал 2018 | 6,8 млрд $ |
Рост | +129% |
Navistar | |
Квартал 2017 | 2,2 млрд $ |
Квартал 2018 | 2,6 млрд $ |
Рост | +18% |
PACCAR | |
Квартал 2017 | 5,1 млрд $ |
Квартал 2018 | 5,4 млрд $ |
Рост | +7% |
Volvo Group | |
Квартал 2017 | 7,0 млрд $ |
Квартал 2018 | 8,5 млрд $ |
Рост | +21% |
FCA Group | |
Квартал 2017 | 31,9 млрд $ |
Квартал 2018 | 33,8 млрд $ |
Рост | +6% |
Toyota | |
Квартал 2017 | 62,9 млрд $ |
Квартал 2018 | 65,7 млрд $ |
Рост | +4% |
Hyundai | |
Квартал 2017 | 21,2 млрд $ |
Квартал 2018 | 22,1 млрд $ |
Рост | +4% |
Volkswagen Group | |
Квартал 2017 | 62,5 млрд $ |
Квартал 2018 | 64,3 млрд $ |
Рост | +3% |
General Motors | |
Квартал 2017 | 37,0 млрд $ |
Квартал 2018 | 36,8 млрд $ |
Рост | −1% |
BMW | |
Квартал 2017 | 29,5 млрд $ |
Квартал 2018 | 29,1 млрд $ |
Рост | −1% |
Nissan | |
Квартал 2017 | 24,7 млрд $ |
Квартал 2018 | 24,3 млрд $ |
Рост | −2% |
Daimler | |
Квартал 2017 | 47,8 млрд $ |
Квартал 2018 | 46,6 млрд $ |
Рост | −3% |
Ford | |
Квартал 2017 | 37,1 млрд $ |
Квартал 2018 | 35,9 млрд $ |
Рост | −3% |
Себестоимость
Tesla в этом квартале сократила себестоимость производства электромобилей за счет оптимизации производства. Это отразилось на валовой марже — показателе доходности компании от выручки за вычетом себестоимости производства электрокаров. Формула: gross profit / revenue, или валовая прибыль / выручка. Больше значение — больше остается денег у компании. В 3 квартале 2017 года валовая маржа Tesla от продажи электромобилей была 15%.
Валовая маржа автомобильных компаний за последний отчетный квартал
Компания | Валовая маржа |
---|---|
BAIC Motor | 27% |
Tesla | 25% |
Volvo Group | 24% |
Daimler | 21% |
Volkswagen Group | 20% |
Navistar | 18% |
Toyota | 18% |
BMW | 18% |
Nissan | 16% |
Hyundai | 16% |
PACCAR | 14% |
FCA Group | 14% |
General Motors | 10% |
Ford | 8% |
Валовая маржа автомобильных компаний за последний отчетный квартал
Компания | Валовая маржа |
BAIC Motor | 27% |
Tesla | 25% |
Volvo Group | 24% |
Daimler | 21% |
Volkswagen Group | 20% |
Navistar | 18% |
Toyota | 18% |
BMW | 18% |
Nissan | 16% |
Hyundai | 16% |
PACCAR | 14% |
FCA Group | 14% |
General Motors | 10% |
Ford | 8% |
Откроют заводы в Китае и Европе
Tesla планирует запустить завод в Китае. Сейчас электромобили на импорт в Китай облагаются 25% налогом — Tesla пришлось поднять цены для Китая на 20%. Компания будет продавать электромобили внутри Китая и не будет платить налоговые пошлины и тратить деньги на доставку из США. Также компания хочет построить завод в Европе, чтобы уменьшить расходы на доставку туда.
Долги и оборотный капитал
Сумма кредитов Tesla выросла за год на 2% — до 11,8 млрд долларов. Собственных средств — 2,9 млрд долларов. На пресс-конференции Илон Маск предупредил: в 1 квартале 2019 года компания выплатит приличную сумму долгов — сумма собственных средств может уменьшиться. Сколько точно долгов вернут — неизвестно.
Большие долги — большие расходы на проценты. Вместо инвестиций в компании, свободные деньги придется тратить на погашение долгов. Если денег будет не хватать, компания может выпустить дополнительные акции — доли текущих инвесторов уменьшатся. Но пока это только мои догадки — компания не планирует привлекать новое финансирование.
У Tesla отрицательный оборотный капитал — 1,9 млрд долларов. Отрицательный оборотный капитал означает, что у компании не хватает текущих средств, чтобы покрыть текущие обязательства. Ситуация стала лучше по сравнению со 2 кварталом 2018 года — тогда оборотный капитал был минус 2,4 млрд долларов. Если Tesla и дальше будет получать прибыль проблем не возникнет.
Свободный денежный поток
Возможно, вы читали в СМИ, что у компании положительный свободный денежный поток и что «Tesla больше не сжигает деньги». Свободный денежный поток — это разница между денежной прибылью и инвестициями в бизнес. Показывает, сколько свободных денег остается у компании на выплату долгов и возможные дивиденды. Свободный денежный поток Tesla за 3 квартал 2018 года составил 881 млн долларов.
Предыдущие семь кварталов показатели были отрицательными: компания брала кредиты и продавала акции, чтобы получить деньги на запуск электромобиля Model 3. В 2020 году компания планирует запустить новый электромобиль — Model Y. Потребуются новые инвестиции в производство.
Пока неясно, сможет Tesla стабильно получать свободный денежный поток в следующем году.
Да скажите уже, покупать или нет
Вот я буду следить за компанией, но ничего покупать не буду. Tesla показала прибыль только в одном квартале за последние несколько лет. Но компания находилась в стадии развития — все деньги тратили на расширение бизнеса. У компании серьезные проблемы с долгами — из-за этого могут пострадать будущие инвестиции. Плюс конкуренты наступают. Руководство компании молодцы, но мне пока непонятно, как они решат проблемы Tesla в будущем. Буду ждать следующих отчетов.
Но помните: мы-то ответственность за ваши убытки не понесем. Чтобы не полагаться на чужое мнение и доверять своему, почитайте наши статьи про инвестирование: