«Транснефть» — мировой лидер по объемам транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам. На 30 сентября 2020 года общая протяженность сети нефтепроводов компании составляет 50,8 тысячи километров.

Компания занимает монопольное положение в России на рынке транспортировки нефти. За период с января по сентябрь текущего года она транспортировала около 83% всей добываемой нефти в России и около 30% выпускаемых светлых нефтепродуктов.

В первой половине 2020 года в нефтегазовой отрасли произошел кризис на фоне пандемии. Из-за этого снизился спрос на углеводороды, что привело к резкому падению цен и заставило крупнейших экспортеров экстренно договариваться о дополнительном снижении объемов добычи нефти с 1 мая текущего года в рамках ОПЕК+.

Все это негативно отразилось на бизнесе «Транснефти». Она снизила объемы транспортировки нефти через трубопроводную систему и морские порты на фоне сокращения добычи нефти российскими компаниями.

Как кризис отразился на операционных показателях

За первые 9 месяцев 2020 «Транснефть» транспортировала 334,8 млн тонн нефти внешним покупателям. Это на 8% меньше результатов аналогичного периода прошлого года.

При этом поставки на нефтеперерабатывающие заводы в России снизились лишь на 4% — до 176,4 млн тонн, а основное падение пришлось на объемы экспорта, которые сократились на 12%.

Основной объем нефти экспортируется в страны дальнего зарубежья: Китай и Европу. По результатам 9 месяцев 2020 года экспорт туда упал до 148,9 млн тонн, что стало худшим результатов последних лет.

По итогам 9 месяцев объемы транспортировки нефтепродуктов выросли относительно прошлого года и составили 29 млн тонн. Из них 74% ушло на экспорт в дальнее зарубежье. Основную долю экспорта составили поставки дизельного топлива.

Тарифы для компании

«Транснефть» — естественная монополия. Плату за свои услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов компания назначает на основании тарифов, которые устанавливает Федеральная антимонопольная служба в рублях.

При этом с 2021 по 2030 год рост тарифов на транспортировку нефти будет устанавливаться правительством на уровне 99,9% от прогнозируемого уровня инфляции на ближайший год.

С учетом девальвации рубля «Транснефть» имеет один из самых низких тарифов в мире по транспортировке нефти среди компаний-аналогов.

Средний удельный тариф на транспортировку нефти на 1 декабря 2020 года, в долларах за 100 т-км

JANAF (Хорватия) 3,42
MERO (Чехия) 2,87
Каспийский трубопроводный консорциум 2,73
Transnafta (Сербия) 2,55
Transpetrol (Словакия) 1,69
«Укртранснафта» (Украина) 1,48
Казтрансойл (Казахстан) 1,36
MOL (Венгрия) 1,35
Przyjaźń (Польша) 1,05
TAL Pipeline (Италия, Австрия, Германия) 0,95
«Транснефть» (Россия) 0,76
«Гомельтранснефть дружба» (Беларусь) 0,74
JANAF (Хорватия)
3,42
MERO (Чехия)
2,87
Каспийский трубопроводный консорциум
2,73
Transnafta (Сербия)
2,55
Transpetrol (Словакия)
1,69
«Укртранснафта» (Украина)
1,48
Казтрансойл (Казахстан)
1,36
MOL (Венгрия)
1,35
Przyjaźń (Польша)
1,05
TAL Pipeline (Италия, Австрия, Германия)
0,95
«Транснефть» (Россия)
0,76
«Гомельтранснефть дружба» (Беларусь)
0,74

Финансовые показатели

По итогам 9 месяцев 2020 года выручка «Транснефти» снизилась на 10% год к году — до 716,4 млрд рублей. Падение стало следствием сокращения объемов поставок нефти в связи со сделкой ОПЕК+.

Транспортировка нефти и нефтепродуктов на внутренний и внешние рынки — основные источники дохода, на долю которых за 9 месяцев текущего года пришлось 77,8% от всей выручки.

«Транснефть» зарабатывает на самостоятельной продаже нефти и нефтепродуктов в рамках договора с Китайской национальной объединенной нефтяной корпорацией. Договор заключен на 20 лет. «Транснефть» обязана поставлять 6 млн тонн сырой нефти в Китай ежегодно. Эта нефть покупается у «Роснефти».

Кроме того, «Транснефть» контролирует крупнейшего портового оператора — НМТП. За 9 месяцев 2020 года экспорт нефти в дальнее зарубежье через морские порты составил 85 млн тонн.

Услугами «Транснефти» пользуются крупнейшие российские государственные и частные нефтяные компании, а также национальная объединенная нефтяная корпорация.

Операционные расходы «Транснефти» за 9 месяцев 2020 года составили 373,8 млрд рублей. Это на 10% меньше относительно аналогичного периода предыдущего года. Основной причиной сокращения затрат стало падение себестоимости реализации нефти и нефтепродуктов.

В итоге операционная прибыль рухнула на 19%: с 221,7 до 179,3 млрд рублей.

Прочие расходы выросли почти в 4 раза — до 24,2 млрд рублей. В отчетный период некоторые участки нефтепродуктопроводов оказались загруженными не полностью. Из-за этого снизился ожидаемый денежный поток от их эксплуатации. В результате компания переоценила эти активы и признала убыток от обесценивания на 21,1 млрд рублей.

«Транснефть» владеет долями в компаниях, которые занимаются транспортировкой нефти и нефтепродуктов, транспортной обработкой грузов, а также оптовой торговлей электрической и тепловой энергией. По итогам 9 месяцев этого года возник убыток в 5,6 млрд рублей вместо прибыли в 2,3 млрд рублей за аналогичный период прошлого года от участия в совместных и зависимых компаниях на фоне неблагоприятной рыночной конъюнктуры.

Финансовые расходы «Транснефти» снизились в 3 раза — до 7,1 млрд рублей — из-за переоценки курсов валют на фоне девальвации рубля.

Как итог — чистая прибыль компании за январь — сентябрь 2020 года снизилась до минимума последних лет и составила 109,7 млрд рублей. Это на 30% ниже результатов аналогичного периода прошлого года.

Долги

Общий долг холдинга вырос с начала года на 1% — до 646 млрд рублей. Около 90% долга «Транснефти» в рублях, а 10% — в долларах. Уровень долговой нагрузки компания рассчитывает по мультипликатору «общий долг / EBITDA». На 30 сентября 2020 года он составил всего 1,4, что свидетельствует о стабильном финансовом положении компании.

При этом чистый долг «Транснефти» снизился на 17% — до 459,9 млрд рублей. Это случилось из-за резкого роста объема денег и их эквивалентов на счетах: с 83,6 млрд рублей в начале года до 186 млрд рублей на 30 сентября.

Дивиденды

Все обыкновенные акции «Транснефти» принадлежат государству. На Московской бирже торгуются только привилегированные акции, для которых в уставе компании прописано особое условие: компания должна направлять на них не менее 10% от чистой прибыли по итогам года, при этом размер выплаты на одну привилегированную акцию не может быть меньше, чем на одну обыкновенную акцию.

В дивидендной политике компании написано, что базовый уровень дивидендных выплат составляет 25% от чистой прибыли по МСФО, которая может быть скорректирована с учетом разовых и неденежных статей финансовой отчетности. А по факту компания с 2017 года направляет на дивидендные выплаты не менее 50% от скорректированной чистой прибыли.

В сентябре на годовом собрании акционеров компания утвердила дивиденды по итогам 2019 года в размере 11 612 Р на привилегированную акцию, что составило 53,1% скорректированной чистой прибыли.

В начале декабря состоялась телефонная конференция с инвесторами и аналитиками, на которой первый вице-президент компании заявил, что вопрос о пересмотре дивидендной политики «Транснефти» назрел. Но менеджмент ждет, когда будет готов документ Минфина, регламентирующий выплаты дивидендов госкомпаниями, чтобы корректировать дивидендную политику с учетом полученных рекомендаций.

Что в итоге

Кризис в углеводородной отрасли негативно повлиял на операционные и финансовые результаты «Транснефти» по итогам первых 9 месяцев текущего года. Из-за снижения объемов добычи нефти российскими компаниями с мая этого года по соглашению ОПЕК+ уменьшились и объемы транспортировки нефти, что привело к падению выручки и чистой прибыли.

Договор между странами ОПЕК+ будет оказывать давление на операционные и финансовые показатели компании. До конца 2020 года страны ОПЕК+ обязаны сокращать добычу нефти на 7,7 млн баррелей в сутки, а с января 2021 года, согласно новым договоренностям, ограничения составят 7,2 млн баррелей в сутки.

Государственная тарифная политика тоже ограничивает рост «Транснефти». Компания не может самостоятельно поднимать цену на свои услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов.

При этом в 2019 году «Транснефть» завершила вложения в развитие трубопроводной системы и планирует в 2020—2024 годах основную часть инвестиций направлять на обновление ее технологий и реконструкцию. Есть все основания ожидать, что в 2021 году компания зафиксирует в дивидендной политике норму о дивидендных выплатах в размере не менее 50% от скорректированной чистой прибыли, которая по факту выполняется с 2017 года.