Как быть, если не получается отписаться от агрессивной рекламы?
Мне постоянно звонят из «М-видео». Я не отвечаю и даже попросил техподдержку избавить меня от их опросов. Но мне говорят, что для этого нужно написать им на почту, а в личном кабинете такой опции нет. Я не могу ни отписаться от их звонков, ни даже удалить аккаунт. Они все время перенаправляют меня на свою почту.
И как быть? Законно ли это? Нарушает ли это мои права как потребителя? Ведь они сознательно ограничили функциональность приложения.
Чаще всего люди жалуются, что получают звонки, смс и письма по электронной почте, хотя не соглашались на рекламу. В этом случае отправитель — а иногда и мобильный оператор — нарушает закон.
Если пользователь в суде сообщает, что во время звонков просил отписать его от рассылки, и показывает детализацию вызовов, судья обычно взыскивает компенсацию морального вреда.
Расскажу обо всем подробнее.
О чем вы узнаете
Каким по закону должно быть приложение
Законодательство и суды четко говорят: приложения и сайты не должны лишать потребителей прав. Но конкретных требований к техническому устройству в нормативных документах нет. Часто дизайн интерфейса подталкивает пользователей к действиям, которые нужны сервису, — и затрудняет нежелательные. Поэтому оформить подписку проще, чем отменить.
Самое громкое известное мне судебное решение относительно технических функций касается Wildberries: в октябре 2023 года суд по иску Роспотребнадзора обязал маркетплейс дать потребителям возможность бесплатно отказываться от недоставленных заказов . Сейчас на сайте и в приложении по-прежнему возможна лишь платная отмена только что сделанного заказа, но теперь можно отказаться от доставки через электронную почту.
Какие законы нарушает магазин
Навязывать рекламу нельзя — как и использовать для этого персональные данные, например номер телефона или адрес электронной почты, указанные при покупке.
За навязывание положен штраф в пользу государства, а за звонок на личный номер вы вправе требовать компенсацию морального вреда. Компания, скорее всего, будет ссылаться на то, что вы не обратились с письменной просьбой не звонить. Но пока практика такая, что достаточно и устного отказа.
Магазин не может использовать ваш номер телефона и адрес электронной почты для рекламы, если вы не соглашались принимать звонки и сообщения. Считается, что такого согласия нет, пока отправитель не докажет обратное . Например, он может представить документ с вашей подписью рядом с текстом «Даю согласие на получение сообщений рекламного характера». Или это может быть непредустановленная галочка в пользовательском соглашении на сайте или в приложении.
Как только человек потребует, чтобы его телефон и адрес перестали использовать для рекламы, магазин должен сразу убрать их из базы рассылки.
За обработку персональных данных без письменного согласия предусмотрен штраф :
- От 300 000 до 700 000 ₽ — для средних и крупных организаций.
- От 150 000 до 350 000 ₽ — для малых предприятий.
Но в случае с навязчивой рекламой обычно штрафуют за нарушение закона о рекламе.
Если бизнес не соблюдает закон о персональных данных, вы вправе потребовать компенсацию морального вреда. Ведь вы испытали нравственные страдания, потому что было нарушено ваше право на частную жизнь .
Звонят от «М-видео» почти наверняка не люди, а роботы. А с помощью автодозвона или автоматической рассылки нельзя рекламировать — то есть привлекать внимание, формировать и поддерживать интерес, продвигать на рынке товары, работы или услуги .
За рассылку или звонки, на которые получатель не соглашался, с 17 апреля 2024 года увеличились штрафы. Теперь за навязчивую рекламу по телефону оштрафуют :
- Руководителя компании или ИП — на 20 000—100 000 ₽.
- Малое предприятие — на 150 000—500 000 ₽.
- Крупный и средний бизнес — на 300 000—1 000 000 ₽.
Для банков или микрофинансовых организаций, от которых поступил звонок или сообщение без указания полной стоимости потребительского кредита или займа, штраф вырос до 600 000—1 600 000 ₽.
Как избавиться от рекламы
Хоть я и не технический специалист, а приложение «М-видео» действительно создано только для покупок и защитить свои права в нем сложно, решение есть. Покажу на скриншотах.
После этих действий выйдите из профиля, чтобы приложение не присылало всплывающие уведомления
От всплывающих уведомлений также защитит изменение параметров смартфона. В настройках уведомлений от приложений нужно сдвинуть цветной ползунок, отключив их. Эта функция может выглядеть по-разному в зависимости от операционной системы смартфона.
Чтобы отозвать согласие на обработку персональных данных у «М-видео», действительно нужно написать магазину на почту. Это следует из его политики конфиденциальности.
Правда, по закону оператор персональных данных должен немедленно прекратить их обработку по требованию человека. И ограничений на способы отзыва нет. То же касается и распространителей рекламы: они обязаны сразу перестать рассылать ее, как только их попросили об этом любым способом. Бывает, рекламу отправляет не тот магазин, приложение которого у вас установлено, а мобильный оператор, заключивший договор с магазином. Возможно, при покупке симкарты вы не отказались в анкете от рассылки рекламных сообщений. В интернете каждый оператор предлагает свою схему, как отписаться от рекламы. Обычно это USSD-запрос или обращение в службу поддержки.
Сократить количество звонков поможет блокировка номеров. А еще любой сервис, который дает информацию о номере телефона, — среди них много бесплатных. Такой есть и в мобильном Т-Банке, но мне нравится от «Вайбера»: он показывает, как звонящий записан у других людей — например, Антон Иванов или Ногти Черниковка.
Кроме того, у популярных почтовых клиентов, например от «Гугла» или «Яндекса», промоматериалы попадают в специальные разделы рассылок. Там тоже можно отписаться от надоевшей рекламы.
Как наказать магазин, реклама которого надоела
Есть два пути, которые вы можете совместить.
Первый — быстрый: направьте жалобу в Роскомнадзор через его сайт. Прикрепите к ней скриншоты, на которых видно, что звонки поступали не раз. Хорошо, если хотя бы один из них длился достаточно, чтобы вы успели сказать о нежелании получать рекламу в дальнейшем. Если у вас осталась переписка с техподдержкой магазина, покажите и ее.
Роскомнадзор проверит ваши сведения и оштрафует «М-видео», если найдет причину. В этом случае вы получите моральное удовлетворение, но не деньги.
Второй путь длиннее, но есть шанс получить денежную компенсацию. Обратитесь в суд с распечаткой звонков. Госпошлину платить не надо, потому что это спор о защите прав потребителей. Рассматривать такое дело могут месяцами, а ваш выигрыш будет значительно меньше государственного штрафа.
Что вам должен настырный магазин
Расскажу на примерах из судебной практики, сколько денег получили люди за поступающий спам.
В первом деле мужчину из Хабаровска одолели рассылки от банка. Он отправил туда заказное письмо с заявлением об отзыве согласия на обработку персональных данных, в том числе из-за рекламы. Но в течение следующего месяца получил еще не меньше шести рекламных смс и писем по электронной почте. Часть сообщений пришла ночью, разбудила мужчину, его супругу и несовершеннолетних детей.
Банк нарушил спокойствие бывшего клиента, вынудил его тратить энергию и время на удаление рекламы. В итоге мужчине пришлось пожаловаться в УФАС и районный суд. Банк на претензии отвечал, что сообщения не были хамскими или оскорбительными и вреда получателю не нанесли, — значит, все в порядке.
Несмотря на аргументы банка, УФАС оштрафовало его на 200 000 ₽. От жалобы до назначения штрафа прошло три месяца.
Суд взыскал в пользу мужчины 4875 ₽ : 3000 ₽ компенсации морального вреда, 1500 ₽ штрафа за неудовлетворение требований клиента без суда и 375 ₽ за судебные расходы.
От подачи иска до решения прошло чуть больше месяца.
Не потребовалось бы отзывать согласие, если бы мужчина сразу отказался получать рекламу, когда заполнял документы. Но в типовых договорах не всегда есть возможность поставить такую отметку, и это нарушает закон. Впрочем, суды считают, что если организация или ИП не дали возможности отказаться от рекламы, значит, и потребитель на нее не соглашался.
Из судебной практики 2023 года следует, что 3000 ₽ — стандартная компенсация за навязчивое напоминание потребителям о товарах, работах или услугах, в том числе через звонки.
Если получатель уже обращался к отправителю с требованием прекратить рассылку, суд взыскивал сверху 50% штрафа за то, что бизнес не перестал слать рекламу добровольно. Если человек сразу шел в УФАС и суд, такой штрафной надбавки не было.
Обычно люди подавали в суд уже с решением УФАС о признании рекламы ненадлежащей, чтобы доказать свою позицию.
Во втором деле петербуржец смог получить от турагентства 25 000 ₽ всего за одно рекламное письмо на электронную почту. Суд учел, что у мужчины инвалидность по зрению и он испытывал физические страдания во время просмотра писем .
Но обычно за навязчивую рекламу компенсация намного меньше.
Еще в 2012 году Пленум ВАС РФ постановил, что абонент может согласиться на рекламу по телефону или электронной почте, если человека можно идентифицировать . Это значит, что необязательно ставить подпись на бумаге. Но как раз в решении выше суд указал, что электронная почта не позволяет определить согласившегося на рассылку. А номер телефона оформлен на конкретного человека — по нему точно можно понять, дал ли согласие на рекламу получатель или кто-то другой.
Кроме того, антимонопольная служба может наказать за телефонный спам еще и мобильного оператора.
В третьем деле москвич пожаловался в УФАС, что на его номер «Теле-2» пришло рекламное сообщение от фитнес-клуба. Мужчина никогда не был связан с этим клубом, так что его номер незаконно использовал именно мобильный оператор, у которого фитнес-клуб купил услугу таргетированной рассылки. УФАС оштрафовала оператора на 110 000 ₽.
«Теле-2» пытался оспорить штраф в трех инстанциях, но безуспешно . Подпись клиента под договором на оказание услуг связи автоматически означала, что он согласен на рассылку. Получается, у человека не было выбора, а это незаконно. Компания обязана была получить прямое согласие.
Что в итоге
Компания «М-видео» точно виновата перед вами и должна вам денег.
Но не за то, что мобильное приложение магазина недостаточно функциональное, а за то, что не реагирует на вашу просьбу не звонить.
Чтобы избавиться от агрессивной рекламы, направьте жалобу в Роскомнадзор. Можно также обратиться в суд с распечаткой звонков. Правда, компенсация для пострадавших от навязчивой рекламы обычно небольшая и выплачивают ее не сразу.