Как быть, если не получается отписаться от агрессивной рекламы?

14
Аватар автора

Типикал юзер

спросил в Сообществе

Страница автора

Мне постоянно звонят из «М-видео». Я не отвечаю и даже попросил техподдержку избавить меня от их опросов. Но мне говорят, что для этого нужно написать им на почту, а в личном кабинете такой опции нет. Я не могу ни отписаться от их звонков, ни даже удалить аккаунт. Они все время перенаправляют меня на свою почту.

И как быть? Законно ли это? Нарушает ли это мои права как потребителя? Ведь они сознательно ограничили функциональность приложения.

Аватар автора

Алиса Маркина

юрист

Страница автора

Чаще всего люди жалуются, что получают звонки, смс и письма по электронной почте, хотя не соглашались на рекламу. В этом случае отправитель — а иногда и мобильный оператор — нарушает закон.

Если пользователь в суде сообщает, что во время звонков просил отписать его от рассылки, и показывает детализацию вызовов, судья обычно взыскивает компенсацию морального вреда.

Расскажу обо всем подробнее.

Каким по закону должно быть приложение

Законодательство и суды четко говорят: приложения и сайты не должны лишать потребителей прав. Но конкретных требований к техническому устройству в нормативных документах нет. Часто дизайн интерфейса подталкивает пользователей к действиям, которые нужны сервису, — и затрудняет нежелательные. Поэтому оформить подписку проще, чем отменить.

Самое громкое известное мне судебное решение относительно технических функций касается Wildberries: в октябре 2023 года суд по иску Роспотребнадзора обязал маркетплейс дать потребителям возможность бесплатно отказываться от недоставленных заказов  . Сейчас на сайте и в приложении по-прежнему возможна лишь платная отмена только что сделанного заказа, но теперь можно отказаться от доставки через электронную почту.

Какие законы нарушает магазин

Навязывать рекламу нельзя — как и использовать для этого персональные данные, например номер телефона или адрес электронной почты, указанные при покупке.

За навязывание положен штраф в пользу государства, а за звонок на личный номер вы вправе требовать компенсацию морального вреда. Компания, скорее всего, будет ссылаться на то, что вы не обратились с письменной просьбой не звонить. Но пока практика такая, что достаточно и устного отказа.

Магазин не может использовать ваш номер телефона и адрес электронной почты для рекламы, если вы не соглашались принимать звонки и сообщения. Считается, что такого согласия нет, пока отправитель не докажет обратное  . Например, он может представить документ с вашей подписью рядом с текстом «Даю согласие на получение сообщений рекламного характера». Или это может быть непредустановленная галочка в пользовательском соглашении на сайте или в приложении.

Как только человек потребует, чтобы его телефон и адрес перестали использовать для рекламы, магазин должен сразу убрать их из базы рассылки.

За обработку персональных данных без письменного согласия предусмотрен штраф  :

  1. От 300 000 до 700 000 ₽ — для средних и крупных организаций.
  2. От 150 000 до 350 000 ₽ — для малых предприятий.

Но в случае с навязчивой рекламой обычно штрафуют за нарушение закона о рекламе.

Если бизнес не соблюдает закон о персональных данных, вы вправе потребовать компенсацию морального вреда. Ведь вы испытали нравственные страдания, потому что было нарушено ваше право на частную жизнь  .

Звонят от «М-видео» почти наверняка не люди, а роботы. А с помощью автодозвона или автоматической рассылки нельзя рекламировать — то есть привлекать внимание, формировать и поддерживать интерес, продвигать на рынке товары, работы или услуги  .

За рассылку или звонки, на которые получатель не соглашался, с 17 апреля 2024 года увеличились штрафы. Теперь за навязчивую рекламу по телефону оштрафуют  :

  1. Руководителя компании или ИП — на 20 000—100 000 ₽.
  2. Малое предприятие — на 150 000—500 000 ₽.
  3. Крупный и средний бизнес — на 300 000—1 000 000 ₽.

Для банков или микрофинансовых организаций, от которых поступил звонок или сообщение без указания полной стоимости потребительского кредита или займа, штраф вырос до 600 000—1 600 000 ₽.

Как избавиться от рекламы

Хоть я и не технический специалист, а приложение «М-видео» действительно создано только для покупок и защитить свои права в нем сложно, решение есть. Покажу на скриншотах.

Человечек внизу экрана приложения — это вход в личный кабинет
Стрелка рядом с именем — переход к настройкам
В настройках профиля — настройка рассылок
В настройке рассылок надо сдвинуть ползунок, чтобы он стал неярким, — это отключит рассылки по смс и электронной почте
К сожалению, через приложение нельзя запретить звонки и удалить свои контактные данные. Можно только изменить их

После этих действий выйдите из профиля, чтобы приложение не присылало всплывающие уведомления

От всплывающих уведомлений также защитит изменение параметров смартфона. В настройках уведомлений от приложений нужно сдвинуть цветной ползунок, отключив их. Эта функция может выглядеть по-разному в зависимости от операционной системы смартфона.

Чтобы отозвать согласие на обработку персональных данных у «М-видео», действительно нужно написать магазину на почту. Это следует из его политики конфиденциальности.

Правда, по закону оператор персональных данных должен немедленно прекратить их обработку по требованию человека. И ограничений на способы отзыва нет. То же касается и распространителей рекламы: они обязаны сразу перестать рассылать ее, как только их попросили об этом любым способом. Бывает, рекламу отправляет не тот магазин, приложение которого у вас установлено, а мобильный оператор, заключивший договор с магазином. Возможно, при покупке симкарты вы не отказались в анкете от рассылки рекламных сообщений. В интернете каждый оператор предлагает свою схему, как отписаться от рекламы. Обычно это USSD-запрос или обращение в службу поддержки.

Сократить количество звонков поможет блокировка номеров. А еще любой сервис, который дает информацию о номере телефона, — среди них много бесплатных. Такой есть и в мобильном Т⁠-⁠Банке, но мне нравится от «Вайбера»: он показывает, как звонящий записан у других людей — например, Антон Иванов или Ногти Черниковка.

Кроме того, у популярных почтовых клиентов, например от «Гугла» или «Яндекса», промоматериалы попадают в специальные разделы рассылок. Там тоже можно отписаться от надоевшей рекламы.

Отказаться от рекламных писем можно в почтовом клиенте
Отказаться от рекламных писем можно в почтовом клиенте

Как наказать магазин, реклама которого надоела

Есть два пути, которые вы можете совместить.

Первый — быстрый: направьте жалобу в Роскомнадзор через его сайт. Прикрепите к ней скриншоты, на которых видно, что звонки поступали не раз. Хорошо, если хотя бы один из них длился достаточно, чтобы вы успели сказать о нежелании получать рекламу в дальнейшем. Если у вас осталась переписка с техподдержкой магазина, покажите и ее.

Роскомнадзор проверит ваши сведения и оштрафует «М-видео», если найдет причину. В этом случае вы получите моральное удовлетворение, но не деньги.

Второй путь длиннее, но есть шанс получить денежную компенсацию. Обратитесь в суд с распечаткой звонков. Госпошлину платить не надо, потому что это спор о защите прав потребителей. Рассматривать такое дело могут месяцами, а ваш выигрыш будет значительно меньше государственного штрафа.

Что вам должен настырный магазин

Расскажу на примерах из судебной практики, сколько денег получили люди за поступающий спам.

В первом деле мужчину из Хабаровска одолели рассылки от банка. Он отправил туда заказное письмо с заявлением об отзыве согласия на обработку персональных данных, в том числе из-за рекламы. Но в течение следующего месяца получил еще не меньше шести рекламных смс и писем по электронной почте. Часть сообщений пришла ночью, разбудила мужчину, его супругу и несовершеннолетних детей.

Банк нарушил спокойствие бывшего клиента, вынудил его тратить энергию и время на удаление рекламы. В итоге мужчине пришлось пожаловаться в УФАС и районный суд. Банк на претензии отвечал, что сообщения не были хамскими или оскорбительными и вреда получателю не нанесли, — значит, все в порядке.

Несмотря на аргументы банка, УФАС оштрафовало его на 200 000 ₽. От жалобы до назначения штрафа прошло три месяца.

Суд взыскал в пользу мужчины 4875 ₽  : 3000 ₽ компенсации морального вреда, 1500 ₽ штрафа за неудовлетворение требований клиента без суда и 375 ₽ за судебные расходы.

От подачи иска до решения прошло чуть больше месяца.

Не потребовалось бы отзывать согласие, если бы мужчина сразу отказался получать рекламу, когда заполнял документы. Но в типовых договорах не всегда есть возможность поставить такую отметку, и это нарушает закон. Впрочем, суды считают, что если организация или ИП не дали возможности отказаться от рекламы, значит, и потребитель на нее не соглашался.

Из судебной практики 2023 года следует, что 3000 ₽ — стандартная компенсация за навязчивое напоминание потребителям о товарах, работах или услугах, в том числе через звонки.

Если получатель уже обращался к отправителю с требованием прекратить рассылку, суд взыскивал сверху 50% штрафа за то, что бизнес не перестал слать рекламу добровольно. Если человек сразу шел в УФАС и суд, такой штрафной надбавки не было.

Обычно люди подавали в суд уже с решением УФАС о признании рекламы ненадлежащей, чтобы доказать свою позицию.

Во втором деле петербуржец смог получить от турагентства 25 000 ₽ всего за одно рекламное письмо на электронную почту. Суд учел, что у мужчины инвалидность по зрению и он испытывал физические страдания во время просмотра писем  .

Но обычно за навязчивую рекламу компенсация намного меньше.

Еще в 2012 году Пленум ВАС РФ постановил, что абонент может согласиться на рекламу по телефону или электронной почте, если человека можно идентифицировать  . Это значит, что необязательно ставить подпись на бумаге. Но как раз в решении выше суд указал, что электронная почта не позволяет определить согласившегося на рассылку. А номер телефона оформлен на конкретного человека — по нему точно можно понять, дал ли согласие на рекламу получатель или кто-то другой.

Кроме того, антимонопольная служба может наказать за телефонный спам еще и мобильного оператора.

В третьем деле москвич пожаловался в УФАС, что на его номер «Теле-2» пришло рекламное сообщение от фитнес-клуба. Мужчина никогда не был связан с этим клубом, так что его номер незаконно использовал именно мобильный оператор, у которого фитнес-клуб купил услугу таргетированной рассылки. УФАС оштрафовала оператора на 110 000 ₽.

«Теле-2» пытался оспорить штраф в трех инстанциях, но безуспешно  . Подпись клиента под договором на оказание услуг связи автоматически означала, что он согласен на рассылку. Получается, у человека не было выбора, а это незаконно. Компания обязана была получить прямое согласие.

Что в итоге

Компания «М-видео» точно виновата перед вами и должна вам денег.

Но не за то, что мобильное приложение магазина недостаточно функциональное, а за то, что не реагирует на вашу просьбу не звонить.

Чтобы избавиться от агрессивной рекламы, направьте жалобу в Роскомнадзор. Можно также обратиться в суд с распечаткой звонков. Правда, компенсация для пострадавших от навязчивой рекламы обычно небольшая и выплачивают ее не сразу.

Алиса МаркинаСправились с навязчивыми звонками? Расскажите, что помогло:
  • МихаилПрофиль можно удалить через мобильную версию приложения исключительно в iOS. На Андроид и на ПК нет таких функций.0
  • ЕленаМихаил, не могли бы вы подробнее объяснить? Пожалуйста0
  • Алиса МаркинаЕлена, по состоянию на май в личном кабинете приложения на андроиде можно отписаться от рассылок через смс и емейл, но удалить профиль действительно нельзя, можно только выйти.1
  • ДизайнерА если пишут в мессенджерах?1
  • Петр ФилимоновЗабавно эту статью читать в тинькове. Неоднократно в чате приложения тинькофф банка писал операторам, чтобы исключили мой номер из обзвона и что все предложения готов получать в письменном виде на электронную почту или в приложение. Оператор каждый раз говорит, что обязательно исключит, и ... звонки продолжаются :)15
  • РоманЯ работал директором магазина в Эльдорадо несколько лет. При мне Мвидео и Эльдорадо стали одним юридическим лицом. Обычно согласие на обработку персональных данных интегрировано в анкету покупателя, сотрудники обязаны давать её на подпись покупателю во время оформления карты. Ещё у нас была форма заявления на отказ от рассылки, и несколько раз на моей памяти мы его успешно принимали, и не возникало никаких вопросов. Странно, что для вас это стало такой проблемой.0
  • happywalrusПо личному опыту могу только позавидовать успешно прошедшим квест с отказом от прозвонов и SMS, а уж тем более наказанием за навязчивую рекламу. Я обращался в РКН и получил бесполезный ответ, переводящийся с чиновничьего как "это не наша зона ответственности, обращайтесь в ФАС" Форма обращения в ФАС создана максимально недружелюбно и призвана защитить ведомство от обращений граждан. В ФАС мне предложили собрать заверенную печатью детализацию вызовов, справку о принадлежности мне абонентского номера, доказательства того, что мне действительно звонил представитель организации-спамера, по возможности запись звонка (о которой я должен предупредить собеседника, кстати) с моей просьбой отказаться от рекламных обзвонов. Слишком много действий, когда можно заказать защиту от спама у оператора. С сознательными крупными бизнесами друзья из клиентской поддержки подсказали, что волшебная стоп-фраза для оператора звучит так "Прошу зарегистрировать моё обращение об отказе от ... [любых рекламных рассылок и коммуникаций вашей организации]". Именно так, а не "достала ваша реклама", "не звоните мне больше". Так точно работает.3
  • Марина ВасильеваИмела "счастье" года три назад зайти в магазин ортопедической сети "Ортека" и купить воротник на шею. С тех пор никаким образом не могу отвязаться от их СМС-сообщений. Блокировка не помогает. Через какое-то время опять прилетают предложения. Такое чувство, что у меня по их мнению уже все болит, кроме шеи =))3
  • Алиса МаркинаFinangra, так звонят с другого.0
  • Юлия МорозовскаяАлиса, здравствуйте, как записаться к вам на консультацию за юр.помощью?0
  • Алиса МаркинаЮлия, там слишком большая очередь))0
  • Алиса МаркинаДизайнер, те же самые правила.0