ПАРТНЕРСКИЙ МАТЕРИАЛ
Чем именная детская карта лучше наличных

Как вести конспекты и заметки, чтобы знания не терялись?

Как вести конспекты и заметки, чтобы знания не терялись?

По работе и учебе я много читаю и пишу.

Но иногда кажется, что знания попросту теряются из-за того, что у меня нет системы ведения конспектов и их организации.

Мой нынешний подход такой. Когда я читаю бумажную книгу, записываю мысли на полях карандашом. А если открываю электронную, то фиксирую все в Notion — популярном приложении с календарем, заметками и разными системами хранения информации. Прочие находки и общие идеи тоже складываю туда. Но когда приходит время собирать знания вместе для очередной статьи, я теряюсь. Многое вылетает из головы, а хорошие идеи сложно отыскать среди книг, непонятных карандашных пометок и потока мыслей на разных страницах в Notion.

Кто разберет, что я написал, тот молодец — сам я не понимаю
Кто разберет, что я написал, тот молодец — сам я не понимаю

Раньше я больше писал от руки в больших тетрадях, выделял мысли маркерами и закладками. Но это отнимает много времени. Потом я пробовал «Гугл-таблицы», но проблема в том, что для них тоже нужно придумать систему условных обозначений и следовать ей.

С недавнего времени я ищу приложение, где можно вести записи в нодах — визуально связанных между собой наглядных объектах. Ими часто пользуются 3D-художники, чтобы создавать текстуры. Каждая нода отвечает за какой-то параметр — например, шероховатость или блеск. Соединив их, художник может получить текстуру кожи или камня. Ноды очень удобны, потому что цепочку всегда можно изменить, добавив в нее новый блок.

Блоки на скриншоте из «Блендера» — это ноды, каждая из которых отвечает за тот или иной параметр. Источник: blender.org
Блоки на скриншоте из «Блендера» — это ноды, каждая из которых отвечает за тот или иной параметр. Источник: blender.org

На первый взгляд, мне стоит попробовать Obsidian — в этом приложении можно связать заметки ссылками и на выходе получить граф знаний. Но меня пугает система тегов и разметки: она выглядит очень сложной. Поэтому пока ищу другие варианты.

Расскажите, как вы следите за прочитанным и делаете конспекты? Может, держите все голове и вообще ничего не записываете? Пишете по старинке в блокноте или пользуетесь какими-то программами? Возможно, у вас есть особая система для записей и хранения знаний? Что посоветуете, чтобы быстро организовать уже существующие записи? И не забудьте показать, как выглядят ваши заметки и конспекты.

Kirill Kazakov
Kirill Kazakov
24.09.21, 14:07
А как вы систематизируете знания? Поделитесь советами и лайфхаками:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
Andre Macareno
Герой Т—Ж
Отредактировано

После «Думай как математик» Барбары Окли просто закрываю книгу и записываю «как я понял прочитанное» в блокноте

В принципе техника Фейнмана — то же самое, только не привязано к факту прочтения книги, она просто про «о, а напиши на листе бумаги, что такое X так, будто тебе это надо объяснить другому»

24
Татьяна У
Герой реалити Т—Ж

Andre, пользовалась этим методом ещё в студенческие годы. Сейчас много всяких приложений, но мне надо именно записать, начертить и соединить стрелочками вручную на бумаге. Иначе у меня не работает

0
Andre Macareno

Ну, берём тетрадь либо айпад/гэлакси таб/экзотику с еинком вроде Onyxboox и вперёд

0
Илина Григорьева

Взяла блокнот, зашла в тинькофф журнал, чтобы продолжить курс по акциям, а тут ваша статья, поняла, что мне тоже нужна систематизация, увидела комментарий про зеттелькастен, потом про Notion, потом про зеттелькастен в Notion и вот я уже 1,5 часа пытаюсь сделать себе также, всю голову сломала на ночь глядя в пятницу))

10
Elena Khmeleva

Илина, аналогично! Абсолютно непродуктивно время провожу в итоге уже полдня))))

1
Вика
Герой Т—Ж

Илина, да, это как-то так и происходит)) Зато потом, когда настроите под себе будете продуктивной, как ракета))))

0
Павел Медицинский

Для таких целей, будучи ещё студентом 2-го курса медицинского университета, решил завести блог с собственными схемами и конспектами. До этого всегда писал на бумагах, которые успешно терялись и забывались. В один момент решил всё это перенести в формат блога на вордпресс, получилось вот что: https://medicine-boy.ru/

Душа радуется, когда студенты и коллеги (я закончил 6 курс и сейчас работаю участковым врачом-терапевтом) пишут, что им помогли мои статьи. Вот такой метод)

9
Иван Якунин
Герой Т—Ж
Отредактировано

Для таких дел отлично подходит зеттелькастен, почитайте про эту систему. В принципе ее каждый под себя настраивает и в разных приложениях.
Сам пользуюсь заметками и закладками в iBooks, читаю в основном с iPad. Там же с помощью GoodNotes веду конспекты и записи. Удобно что приложение понимает текст написанный по-русски от руки карандашом (остальные только английский понимают), поэтому есть поиск по всем заметкам.

7
Валерий Трусевич

Иван, с вашего позволения дополню, вот неплохая статья на эту тему: https://vonoiral.com/all/zettelkasten/

5
Andre Macareno

Таки конкурент гудноутсов Notability тоже умеет в поиск по русскому рукописному тексту

0
Иван Якунин

Andre, видимо добавили недавно, потому что когда выбирал из этих двух приложений такого не было. Надо бы и Notability тогда купить и попробовать.

0
Ватрушка

Я безумная фанатка ежедневников, и в день все заметки пишу,копирую и клею. При этом оставляю конец ежедневника на своеобразное содержание - чтобы быстрее все найти. Страницы ежедневника нумерую.
Есть также ежедневник на кольцах.
Понимаю, что способ специфичный, но мне нравится

7
No
Герой Т—Ж
Отредактировано

Ватрушка, восхищаюсь людьми, которые ведут ежедневники и, более того, доводят их до конца) Мне терпения не хватает и странице на 8-й всё превращается обычно в захламлённый бессистемный информационный чулан.

1
Вика
Герой Т—Ж

Ватрушка, тоже обожаю ежедневники (и тетрадочки красивые).

0
Шевалье
Герой Т—Ж 🏅

Я веду ряд заметок в Гугл кипе. На все подряд, от учебы, работы до собственной рефлексии. Когда достигается максимум размера заметки, создаю новую с _2,_3 и.т.д в стиле заметки по обучению 3.
Пробовал переехать в ноушен, год вел там. Но чёт ноушен задолбал, вроде и красивый, но тормозной. Вернулся в Гугл кип

7
Иван
Герой Т—Ж

Zettelkasten + Obsidian.
Zettelkasten - метод создания и управления системой знаний, посредством ведения взаимосвязанных атомарных и автономных заметок. Подробно про него писать не буду – погуглите, интересный метод. Obsidian – софт для реализации этого метода, с гибкой настройкой под свои нужны и вкусы: пользовательский CSS, разнообразные плагины и тд.

Как только начал внедрять этот метод, сразу почувствовал результат как в виде большей упорядоченности старых знаний, так и в более эффективном усвоении новых. Удалось связать разные области знаний и находить на их стыке новые идей, зачастую не самые очевидные.

Также система радует своей способностью к масштабированию. Получается децентрализованная сеть, количество узлов в которой делает её только лучше. Даже "одинокие" мысли органично вписываются в те или иные связи, по которым можно вспомнить и понять контекст. Дальше развить мысль. Или же прийти к ней от более общего и, тем самым, углубить понимание этого "общего".
После этого с ужасом вспоминаю те конспекты, которые я пытался вести в университете.

Небольшой кусочек моего Цеттеля через граф Обсидиана.

Изображение пользователя Иван
7
Дмитрий

Конспектирую книги и статьи в MS Word. Сделал шаблон со стилями, использую его, чтобы одинаково форматировать все документы. Пока структурирую и записываю, в голове откладывается часть информации. Периодически возвращаюсь к конспектам, когда сталкиваюсь с похожей задачей. Конспекты составляю так, чтобы можно было за несколько минут восстановить в голове всю информацию. Если документ читал уже несколько раз, достаточно взглянуть на его общую структуру, чтобы всё вспомнить.

Изображение пользователя Дмитрий
6
Владимир Саньков

Дмитрий, это откуда такое красивое?

0
Дмитрий

Владимир, Если про источник, то какой-то урок про таблицы на английском, который я законспектировал. А картинка - из ворда, где я сделал набор стилей для форматирования.

Изображение пользователя Дмитрий
1
Вода лебеда

я забываю все что прочитала на следующий день процетов на 90, по сему только конспекты

5
Елена Петрова
Герой реалити Т—Ж

Завожу в OneNote страницу, на которой ставлю ссылку на статью и пересказываю статью своими словами (1-2 абзаца). Для книг то же самое, но со ссылкой на конкретную страницу -- пересказываю особенно интересные и нужные места, могу точные цитаты, но это потом затрудняет работы.
На выходе -- конспект того, что понадобится для собственного текста.

4
Татьяна
Герой Т—Ж
Отредактировано

По старинке: Microsoft OneNote. Несколько книг: рабочее, домашнее, личное. Основные разделы, к разделам страницы. Есть основополагающие документы в excel, ссылки на которые также размещены в OneNote.
Увидела что-то, записала в неподшитые заметки. Раз в неделю "подшиваю" заметки в книгу/раздел/страницу.

3
pajarito
Герой Т—Ж

Всё собираюсь заняться вопросом организации своих бесчисленных заметок во всех форматах (ежедневник и Notion, в основном) + Raindrops для избранных ссылок.
Заинтриговали меня этим Зеттелькастен! Скачала приложение Obsidian, с завтрашнего дня буду тестить.

2
Дмитрий Бобровский

Evernote, хотя, как я полагаю, разработчики его испортили, раньше лучше был, но сила привычки многих лет всё же сильнее. Notion не особо мне зашёл, только списки дел и задач там оказалось хорошо вести, т.к. там табличные представления конечно многократно функциональнее чем в Evernote.

2
Алексей Кондауров

Дмитрий, тоже уже лет 10 заметки в evernote веду. Присматривался и к Notion и к obsidian, но что-то не зашло, да и реально гемор заметки портировать и систему с нуля настраивать...А для списка дел todoist использую.

0
Женя Максимов

Я пробовал систему Цетеллькастен, воплощенную в Notion - для меня не сработала из-за слишком долгого входа в систему. И плюс приложение перегружено и ультра-медленное, если нужны обычные заметки с тегами. Поэтому в Notion у меня только проекты видеороликов и всё.

Неделю назад начал использовать Обсидиан - и он идеально подходит для конспектирования и связки абсолютно разной информации. Я туда обучающие материалы пишу, развлечения, по фрилансу и по основной профессии.

Для меня главное - скорость записи мысли, потому что можешь её потерять, пока открывается Notion. На скрине то, что я сотворил за эту неделю - примерно 200-250 файлов в этой системе. Мне дико нравится, когда видишь такую визуализацию.

И для того, чтобы научится пользоваться Обсидианом, нужно посмотреть серию роликов на час, в которой ключевая база показывается. Рекомендую.

Изображение пользователя Женя Максимов
2
Макс Третьяков

Remnote и зеттелькастен.
Ремноут неплохо заточен под него, но имеет ещё одну супер крутую фичу, которую больше не умеет никто.
Карточки не просто пялятся а архиве, а из них формируются карточки для повторения, как анки.

1
Dmitry Maltsev

Макс, за Anki - плюс! Надо попробовать вашу связку)

0
Михаил Степанов

Zettelcasten в obsidian. Не то чтобы я супер организован, но вроде помогает

1
Archik
Герой Т—Ж

Ни кто почему то не упомянул про Trello. на мой взгляд очень мощный инструмент для ведения как заметок так и собственных бытовых задач на каждый день или глобальных планов. Можно настроить под себя и статусы и чек листы и заметки с комментариями вообщем и целом, что душа пожелает и голова для фиксации мысли.

Изображение пользователя Archik
1
G1bert

Когда надо написать какой-то гайд/инструкцию, что предполагает много форматирования и сплошного текста то юзаю notion (ещё таблицы в нем довольно круты). Когда надо зафиксировать "поток мыслей" или разрозненный набор информации больше склоняюсь в сторону аутлайнеров: dynalist, obsidian, logseq. Разобраться в последних кажется сложно, но через какое-то время привыкаешь.

0
Дмитрий Иванов

У меня всё копится в голове. Там систематизируется и структурируется. На выходе можно сделать файл по каждой теме в компьютере.

0
Алексей

зетелькастен?

0
Anya

Дропбокс + файлы markdown/html
Дропбоксом пользуюсь в хвост и гриву на всех своих устройствах, а текстовые файлики с разметкой - для меня максимально удобный формат. И поиск по содержимому из-за простоты формата очень быстрый.

0
Антон Геер

Раньше много лет сидел на Evernote. Год назад решил возобновить практику — обнаружил что Evernote какой-то совсем не торт. Попробовал Notion — что-то не зашло. В итоге остановился на Craft, которым пользуюсь с огромным удовольствием.

0
Lihce Li

Сам на Айфоне пишу тезисно (как заголовок), с возможностью поставить галочку. А далее могу более подробно списком, но тоже тезисно, чтоб не более 1 строчки. Компактно, наглядно.
Вот только если не удаётся вспомнить – бедааа... А в целом оч удобно: от похода в магазин и обывательских вещей вплоть до серьёзных работ вузе.

0
Alexey I

Гугл кипа хватает

0
Михаил Руцкий

С недавних пор, для того что бы систематически подойти к своим целям, начал использовать WeJe — сервис онлайн-досок, где можно размещать связанный между собой контент.

А после книги, лекции и т.п. стараюсь использовать ненагруженные заметки(сам пользуюсь Simplenote), дабы записать всё что нужно.

0
Ольга Дегтярева

Недавно настроила себя связку notion - notability для хранения знаний.
1. Notability это программа для заметок, которая хорошо распознает текст, написанный вручную и позволяет делать аудиозапись с привязкой по времени к тексту конспекта, что позволяет удобно переслушать спикера в нужный момент. Распознавания текста, введенного вручную, позволяет копировать его и переносить в любые другие документы и программы.
Делают там всякие конспекты любых своих учеб, например.
2. Notion стараюсь вырастить в хранилище всех моих знаний. Что угодно, от полезных постов в инстаграм и рецептов, до курсов лекций попадает туда со ссылками, рейтингами и, главно, с заметками на take-away, что позволяет эффективнее "потреблять" контент. Главное, что почти любой полезный материал, когда таковой обрящется, можно отправлять в notion моментально. Видео, многие текстовые и другие сопутствующие материалы исторически хранятся на гугл-диске и складываются в notion в виде ссылок.
3. Для ведения дел использую трелло - для проектов, личных и рабочих. В рабочем слаке пишу совсем мелкие оперативные задачи и отмечаю галкой выполненные, очень удобно и всегда под рукой. Ещё пишу себе сообщения в телеграмм иногда для этих же целей, потому что чаще, чем что-либо другое вижу его =)

0
Sergey Prokopenko

Использую своё Андроид приложение, позволяющее структурировать информацию по методу Zettelkasten. Есть реализация создания произвольного графа связей между заметками (каждая заметка может быть родительской заметкой для списка новых заметок, образуя иерархию дерева или меню, и в то же время на неё саму могут идти ссылки от других заметок). К заметке можно прикреплять произвольное число изображений, аудио, видео, др. файлов, и также назначать функции, для придания некоторых полезных свойств, таких, как напоминания, цвет, сортировка, спец. свойства, например, телефонный номер, и т.д. На сайте milkywaymemo.com есть информация о приложении. Можно использовать бесплатную версию с ручным копированием документов. Но если требуется удобная синхронизация документов заметок на разных устройствах через Dropbox или Google Drive, то есть и платная версия.

Изображение пользователя Sergey Prokopenko
0
Георгий Гофбауэр

вот есть неплохой сервис, но похоже разрабы его подзабросили knowflow.io
а здесь идеология проекта - очень крутая, еще такую не встречал http://nakedminds.ru/page4418666.html

0

Комментарий удален пользователем

No
Герой Т—Ж

Dmitry, кто-то тут гудиньщик, балующийся синькой на досуге?)

0

Вот что еще мы писали по этой теме

Сообщество

Лучшее за неделю