Как вести конспекты и заметки, чтобы знания не терялись?

Как вести конспекты и заметки, чтобы знания не терялись?

По работе и учебе я много читаю и пишу.

Но иногда кажется, что знания попросту теряются из-за того, что у меня нет системы ведения конспектов и их организации.

Мой нынешний подход такой. Когда я читаю бумажную книгу, записываю мысли на полях карандашом. А если открываю электронную, то фиксирую все в Notion — популярном приложении с календарем, заметками и разными системами хранения информации. Прочие находки и общие идеи тоже складываю туда. Но когда приходит время собирать знания вместе для очередной статьи, я теряюсь. Многое вылетает из головы, а хорошие идеи сложно отыскать среди книг, непонятных карандашных пометок и потока мыслей на разных страницах в Notion.

Кто разберет, что я написал, тот молодец — сам я не понимаю
Кто разберет, что я написал, тот молодец — сам я не понимаю

Раньше я больше писал от руки в больших тетрадях, выделял мысли маркерами и закладками. Но это отнимает много времени. Потом я пробовал «Гугл-таблицы», но проблема в том, что для них тоже нужно придумать систему условных обозначений и следовать ей.

С недавнего времени я ищу приложение, где можно вести записи в нодах — визуально связанных между собой наглядных объектах. Ими часто пользуются 3D-художники, чтобы создавать текстуры. Каждая нода отвечает за какой-то параметр — например, шероховатость или блеск. Соединив их, художник может получить текстуру кожи или камня. Ноды очень удобны, потому что цепочку всегда можно изменить, добавив в нее новый блок.

Блоки на скриншоте из «Блендера» — это ноды, каждая из которых отвечает за тот или иной параметр. Источник: blender.org
Блоки на скриншоте из «Блендера» — это ноды, каждая из которых отвечает за тот или иной параметр. Источник: blender.org

На первый взгляд, мне стоит попробовать Obsidian — в этом приложении можно связать заметки ссылками и на выходе получить граф знаний. Но меня пугает система тегов и разметки: она выглядит очень сложной. Поэтому пока ищу другие варианты.

Расскажите, как вы следите за прочитанным и делаете конспекты? Может, держите все голове и вообще ничего не записываете? Пишете по старинке в блокноте или пользуетесь какими-то программами? Возможно, у вас есть особая система для записей и хранения знаний? Что посоветуете, чтобы быстро организовать уже существующие записи? И не забудьте показать, как выглядят ваши заметки и конспекты.

А как вы систематизируете знания? Поделитесь советами и лайфхаками:
Герой Т—Ж
Отредактировано

После «Думай как математик» Барбары Окли просто закрываю книгу и записываю «как я понял прочитанное» в блокноте

В принципе техника Фейнмана — то же самое, только не привязано к факту прочтения книги, она просто про «о, а напиши на листе бумаги, что такое X так, будто тебе это надо объяснить другому»

22

Взяла блокнот, зашла в тинькофф журнал, чтобы продолжить курс по акциям, а тут ваша статья, поняла, что мне тоже нужна систематизация, увидела комментарий про зеттелькастен, потом про Notion, потом про зеттелькастен в Notion и вот я уже 1,5 часа пытаюсь сделать себе также, всю голову сломала на ночь глядя в пятницу))

10

Илина, аналогично! Абсолютно непродуктивно время провожу в итоге уже полдня))))

1

Илина, да, это как-то так и происходит)) Зато потом, когда настроите под себе будете продуктивной, как ракета))))

0
Отредактировано

Только что закончил свой сетап в Notion, который мне кажется логичен и последователен. Использовал элементы системы PARA, о ней можно прочитать здесь:
https://fortelabs.co/blog/para/

У любой страницы есть два атриббута:
1) Тип: Проект, Evergreen, Resource
2) Зона или Area: Personal, Work, Cycling, Finance, Car, Food, Travel и тд

Проект это страница для краткосрочной задачи с дедлайном. Самое важное здесь это дедлайн! Он может двигаться, может быть нечетким, но когда-нибудь эта страница закончит свою работу и отправится в архив. Это самое главное отличие проекта от следующего типа.

Evergreen - это такие страницы, которые постоянно требуют обновления и обслуживания. Например страничка о вашей квартире (счета, квитанции, оплаты) или страничка про ваш автомобиль (ТО, все ремонты, пробег, VIN и номер).

Resource - это ближе всего к классическому пониманию заметок. Это страница с информацией которую я откуда-то стырил или написал сам, например какие-то куски кода. Я могу возвращаться к этим страницам, чтобы что-то подсмотреть.

А зоны в свою очередь это такой атрибут который позволяет затем быстро фильтровать ваши страницы по тому, к какой зоне жизни они относятся. Например я могу быстро вытащить все проекты, ресурсы и evergreen страницы, которые относятся к моей работе

На самом деле я прокрастинирую занимаясь этой ерундой :D

9

Dmitry, кто-то тут гудиньщик, балующийся синькой на досуге?)

0
Отредактировано

Ольга, да я 3D-шник и моушен-дизайнер. В основном наооборот в синьке, иногда залезаю в гудини

0

Для таких целей, будучи ещё студентом 2-го курса медицинского университета, решил завести блог с собственными схемами и конспектами. До этого всегда писал на бумагах, которые успешно терялись и забывались. В один момент решил всё это перенести в формат блога на вордпресс, получилось вот что: https://medicine-boy.ru/

Душа радуется, когда студенты и коллеги (я закончил 6 курс и сейчас работаю участковым врачом-терапевтом) пишут, что им помогли мои статьи. Вот такой метод)

8
Отредактировано

Для таких дел отлично подходит зеттелькастен, почитайте про эту систему. В принципе ее каждый под себя настраивает и в разных приложениях.
Сам пользуюсь заметками и закладками в iBooks, читаю в основном с iPad. Там же с помощью GoodNotes веду конспекты и записи. Удобно что приложение понимает текст написанный по-русски от руки карандашом (остальные только английский понимают), поэтому есть поиск по всем заметкам.

7

Иван, с вашего позволения дополню, вот неплохая статья на эту тему: https://vonoiral.com/all/zettelkasten/

4
Герой Т—Ж

Таки конкурент гудноутсов Notability тоже умеет в поиск по русскому рукописному тексту

0

Andre, видимо добавили недавно, потому что когда выбирал из этих двух приложений такого не было. Надо бы и Notability тогда купить и попробовать.

0

Я безумная фанатка ежедневников, и в день все заметки пишу,копирую и клею. При этом оставляю конец ежедневника на своеобразное содержание - чтобы быстрее все найти. Страницы ежедневника нумерую.
Есть также ежедневник на кольцах.
Понимаю, что способ специфичный, но мне нравится

7
Отредактировано

Ватрушка, восхищаюсь людьми, которые ведут ежедневники и, более того, доводят их до конца) Мне терпения не хватает и странице на 8-й всё превращается обычно в захламлённый бессистемный информационный чулан.

1

Ватрушка, тоже обожаю ежедневники (и тетрадочки красивые).

0
Герой Т—Ж

Я веду ряд заметок в Гугл кипе. На все подряд, от учебы, работы до собственной рефлексии. Когда достигается максимум размера заметки, создаю новую с _2,_3 и.т.д в стиле заметки по обучению 3.
Пробовал переехать в ноушен, год вел там. Но чёт ноушен задолбал, вроде и красивый, но тормозной. Вернулся в Гугл кип

7
Герой Т—Ж

Конспектирую книги и статьи в MS Word. Сделал шаблон со стилями, использую его, чтобы одинаково форматировать все документы. Пока структурирую и записываю, в голове откладывается часть информации. Периодически возвращаюсь к конспектам, когда сталкиваюсь с похожей задачей. Конспекты составляю так, чтобы можно было за несколько минут восстановить в голове всю информацию. Если документ читал уже несколько раз, достаточно взглянуть на его общую структуру, чтобы всё вспомнить.

6

Дмитрий, это откуда такое красивое?

0
Герой Т—Ж

Владимир, Если про источник, то какой-то урок про таблицы на английском, который я законспектировал. А картинка - из ворда, где я сделал набор стилей для форматирования.

1

я забываю все что прочитала на следующий день процетов на 90, по сему только конспекты

5

Zettelkasten + Obsidian.
Zettelkasten - метод создания и управления системой знаний, посредством ведения взаимосвязанных атомарных и автономных заметок. Подробно про него писать не буду – погуглите, интересный метод. Obsidian – софт для реализации этого метода, с гибкой настройкой под свои нужны и вкусы: пользовательский CSS, разнообразные плагины и тд.

Как только начал внедрять этот метод, сразу почувствовал результат как в виде большей упорядоченности старых знаний, так и в более эффективном усвоении новых. Удалось связать разные области знаний и находить на их стыке новые идей, зачастую не самые очевидные.

Также система радует своей способностью к масштабированию. Получается децентрализованная сеть, количество узлов в которой делает её только лучше. Даже "одинокие" мысли органично вписываются в те или иные связи, по которым можно вспомнить и понять контекст. Дальше развить мысль. Или же прийти к ней от более общего и, тем самым, углубить понимание этого "общего".
После этого с ужасом вспоминаю те конспекты, которые я пытался вести в университете.

Небольшой кусочек моего Цеттеля через граф Обсидиана.

5
Герой Т—Ж

Всё собираюсь заняться вопросом организации своих бесчисленных заметок во всех форматах (ежедневник и Notion, в основном) + Raindrops для избранных ссылок.
Заинтриговали меня этим Зеттелькастен! Скачала приложение Obsidian, с завтрашнего дня буду тестить.

2

Завожу в OneNote страницу, на которой ставлю ссылку на статью и пересказываю статью своими словами (1-2 абзаца). Для книг то же самое, но со ссылкой на конкретную страницу -- пересказываю особенно интересные и нужные места, могу точные цитаты, но это потом затрудняет работы.
На выходе -- конспект того, что понадобится для собственного текста.

2
Отредактировано

По старинке: Microsoft OneNote. Несколько книг: рабочее, домашнее, личное. Основные разделы, к разделам страницы. Есть основополагающие документы в excel, ссылки на которые также размещены в OneNote.
Увидела что-то, записала в неподшитые заметки. Раз в неделю "подшиваю" заметки в книгу/раздел/страницу.

2

Evernote, хотя, как я полагаю, разработчики его испортили, раньше лучше был, но сила привычки многих лет всё же сильнее. Notion не особо мне зашёл, только списки дел и задач там оказалось хорошо вести, т.к. там табличные представления конечно многократно функциональнее чем в Evernote.

2
Отредактировано

Дмитрий, тоже уже лет 10 заметки в evernote веду. Присматривался и к Notion и к obsidian, но что-то не зашло, да и реально гемор заметки портировать и систему с нуля настраивать...А для списка дел todoist использую.

0

Zettelcasten в obsidian. Не то чтобы я супер организован, но вроде помогает

1

Ни кто почему то не упомянул про Trello. на мой взгляд очень мощный инструмент для ведения как заметок так и собственных бытовых задач на каждый день или глобальных планов. Можно настроить под себя и статусы и чек листы и заметки с комментариями вообщем и целом, что душа пожелает и голова для фиксации мысли.

1

Я пробовал систему Цетеллькастен, воплощенную в Notion - для меня не сработала из-за слишком долгого входа в систему. И плюс приложение перегружено и ультра-медленное, если нужны обычные заметки с тегами. Поэтому в Notion у меня только проекты видеороликов и всё.

Неделю назад начал использовать Обсидиан - и он идеально подходит для конспектирования и связки абсолютно разной информации. Я туда обучающие материалы пишу, развлечения, по фрилансу и по основной профессии.

Для меня главное - скорость записи мысли, потому что можешь её потерять, пока открывается Notion. На скрине то, что я сотворил за эту неделю - примерно 200-250 файлов в этой системе. Мне дико нравится, когда видишь такую визуализацию.

И для того, чтобы научится пользоваться Обсидианом, нужно посмотреть серию роликов на час, в которой ключевая база показывается. Рекомендую.

1

Remnote и зеттелькастен.
Ремноут неплохо заточен под него, но имеет ещё одну супер крутую фичу, которую больше не умеет никто.
Карточки не просто пялятся а архиве, а из них формируются карточки для повторения, как анки.

0

Когда надо написать какой-то гайд/инструкцию, что предполагает много форматирования и сплошного текста то юзаю notion (ещё таблицы в нем довольно круты). Когда надо зафиксировать "поток мыслей" или разрозненный набор информации больше склоняюсь в сторону аутлайнеров: dynalist, obsidian, logseq. Разобраться в последних кажется сложно, но через какое-то время привыкаешь.

0

У меня всё копится в голове. Там систематизируется и структурируется. На выходе можно сделать файл по каждой теме в компьютере.

0

скажите, что топите за mind-mapping софт. и все. а то щеки раздуты как

0
Герой Т—Ж

зетелькастен?

0

Дропбокс + файлы markdown/html
Дропбоксом пользуюсь в хвост и гриву на всех своих устройствах, а текстовые файлики с разметкой - для меня максимально удобный формат. И поиск по содержимому из-за простоты формата очень быстрый.

0

Раньше много лет сидел на Evernote. Год назад решил возобновить практику — обнаружил что Evernote какой-то совсем не торт. Попробовал Notion — что-то не зашло. В итоге остановился на Craft, которым пользуюсь с огромным удовольствием.

0

Сам на Айфоне пишу тезисно (как заголовок), с возможностью поставить галочку. А далее могу более подробно списком, но тоже тезисно, чтоб не более 1 строчки. Компактно, наглядно.
Вот только если не удаётся вспомнить – бедааа... А в целом оч удобно: от похода в магазин и обывательских вещей вплоть до серьёзных работ вузе.

0

Гугл кипа хватает

0

С недавних пор, для того что бы систематически подойти к своим целям, начал использовать WeJe — сервис онлайн-досок, где можно размещать связанный между собой контент.

А после книги, лекции и т.п. стараюсь использовать ненагруженные заметки(сам пользуюсь Simplenote), дабы записать всё что нужно.

0

Много лет пользуюсь приложением Эверноут (лет 9, кажется) .
Это система заметок, которые вы можете сгруппировать в тематические блокноты. Заметки любые. Я пишу текстовые или фото, или скриншоты, но там можно и аудио, и презентации, и ссылки.
Ценно то, что к заметке можно пришить метки. Типа ключевые слова.
Потом, готовясь к лекции, ищу нужный мне материал по ключевым словам.
Также там еще много функций: геометки, совместная работа, возможность открывать программу на любом гпддетк, и там уже есть все заметки.
Возможность кнопки Эвернота в браузере, нажали ее - и сохранилась страница или статья.
Пользовалась несколько лет бесплатной версией, когда начала писать диссертацию, перешла на платную, около тысячи в год. Там больше память и функционал.
Много чего ещё есть, чем я не пользуюсь, вижу, что программа
регулярно обновляется, развивается.
За те годы, что я с ней, программа ни разу не подвела. Все надёжно хранится, находится и достается в нужный момент.

0

Вот что еще мы писали по этой теме

Сообщество Т—Ж

Лучшее за неделю