В прошлой статье я рассказал, как накопительную часть моей пенсии тайно перевели из одного НПФ в другой.

По моим подсчетам, я потерял около 50 000 Р будущей пенсии с учетом будущих доходов и капитализации процентов. Но мне удалось не только вернуть деньги, но и возместить моральный ущерб.

Вот что я для этого сделал.

Фрагмент из письма от НПФ: мой потерянный доход — 3727 р.. С учетом капитализации, к моменту выхода на пенсию потери достигнут 50 000 р.
Фрагмент из письма от НПФ: мой потерянный доход — 3727 Р. С учетом капитализации, к моменту выхода на пенсию потери достигнут 50 000 Р

Собрал доказательства

Первым делом я обратился в свой новый НПФ и рассказал о случившемся. Мне заявили, что с их стороны все было законно, а договор и заявление на перевод денег я якобы сам подписал в банке, когда оформлял дебетовую карту. Правда, копии этих документов мне просто так дать отказались, попросив направить запрос почтой. Через месяц я получил письмо от НПФ, в котором была только копия договора. Заявления я так и не увидел. Все мои подписи в договоре оказались поддельными.

В НПФ мне назвали имя сотрудницы банка, оформившей мой договор. Выяснилось, что она тайком отсканировала паспорт и СНИЛС, а потом заполнила документы.

По закону, одних подписей на договоре и заявлении для перевода денег мало. Чтобы в Пенсионном фонде одобрили переход в новый НПФ, нужно подтвердить свое решение — можно прийти самому в ПФР или МФЦ либо заверить заявление электронной подписью или у нотариуса.

Я отправил запросы в ПФР и Центробанк и узнал, что мои подписи заверил нотариус из Краснодара, а заявление в Пенсионный фонд я подавал лично — в Москве.

В итоге получалось, что я подписал заявление в родном Омске, потом заверил подписи у нотариуса в Краснодаре и лично отвез все документы в московский офис НПФ. Это было подозрительно — последние два года я никуда не выезжал из Омска.

Образец жалобы в ПФР
Образец жалобы в ПФР
Фрагмент письма из Центробанка: оказывается, заявление я подавал в Москве, а подписи заверял в Краснодаре
Фрагмент письма из Центробанка: оказывается, заявление я подавал в Москве, а подписи заверял в Краснодаре
Нотариус оказался настоящим. По его словам, я не первый, кто обращается к нему с подобными вопросами
Нотариус оказался настоящим. По его словам, я не первый, кто обращается к нему с подобными вопросами

Много и безрезультатно жаловался

Я искал справедливости и в других местах, но только потратил время. Реально никто помочь не мог.

Сотрудница банка, которая подделала подписи, не стала отпираться, а предложила мне забыть обо всем в обмен на 5000 Р. Я сказал, что за 10 000 Р готов о ней забыть, но от НПФ компенсации требовать не перестану. Ее это не устроило.

В банке, где я якобы написал заявление, заявили, что информация о подделке подписей не подтвердилась. Дать ответ в письменной форме отказались. Начальник службы безопасности банка долго разговаривал со мной, намекая, что справедливости я не добьюсь.

В бесплатной юридической консультации советовали подавать в суд по месту нахождения ответчика — в Москву — и судиться заочно. Кроме этого, сказали, что нужно обращаться в полицию и добиваться возбуждения уголовного дела.

В полицию я подавал заявления дважды. Первое переслали в Тверской район Москвы — по месту нахождения НПФ. Дальнейшая судьба этого заявления осталась неизвестной.

Я подал еще одно заявление и предупредил, что если его опять отправят в Москву, обжалую решение в прокуратуре. Заявление рассмотрели в Омске, но в возбуждении уголовного дела отказали. Посоветовали обращаться в суд.

Как я потом узнал, в НПФ не боятся жалоб в полицию. В фондах знают, что пострадавшим полиция может признать только сам фонд. Штраф, который я получил за досрочный переход, с юридической точки зрения ущербом не является, ведь деньги не похитили воры: мой прежний НПФ перевел их законно. Сотрудница банка денег от меня не получала. Комиссионные ей платил НПФ, где я оказался, поэтому и возбудить уголовное дело могут только по заявлению от фонда.

В прокуратуре меня вообще не удостоили ответом, хотя я обращался туда дважды.

В Роскомнадзоре ответили, что мои взаимоотношения с НПФ не находятся в компетенции ведомства, а нарушений в сфере обработки персональных данных, которыми занимается ведомство, здесь нет. Письмо перенаправили в Центробанк и полицию, а мне посоветовали обращаться в суд.

Роспотребнадзор тоже отправил мое письмо в Центробанк и полицию. Круг замкнулся. Я решил обращаться в суд.

Подготовил обращение в суд

Обратиться в суд оказалось не так просто. Иск приняли только с третьего раза. Сначала меня отправляли в московский суд — по месту нахождения ответчика-НПФ. Пришлось искать в законодательстве возможность подать заявление дома в Омске, чтобы не судиться заочно за несколько тысяч километров.

Мой первый иск был отклонен судом по месту жительства: судья посчитала, что здесь действует общее правило — иск подается по месту нахождения ответчика
Мой первый иск был отклонен судом по месту жительства: судья посчитала, что здесь действует общее правило — иск подается по месту нахождения ответчика

Заочно судиться нет смысла: по словам знакомых сотрудников НПФ, в Москве первые полгода дело даже не рассматривают по существу. Мой знакомый судится с НПФ в Москве уже полтора года — дело постоянно затягивают.

В конце концов, я выяснил, что можно подать иск в Омске, если сослаться на закон о защите прав потребителей. Договор оформили в банке, после того как я получил у них дебетовую карту. Получилось, что выдача карты — это основная услуга, а обязательное пенсионное страхование — навязанная. Закон запрещает навязывать услуги. В этом случае можно выбирать суд для подачи иска. Правда, пришлось добавить в иск второго ответчика — банк.

Фрагмент моего иска. Вместе с законом о защите прав потребителей я написал в иске еще о двух основаниях судится в Омске — у НПФ здесь есть агент, а у банка-соответчика — филиал
Фрагмент моего иска. Вместе с законом о защите прав потребителей я написал в иске еще о двух основаниях судится в Омске — у НПФ здесь есть агент, а у банка-соответчика — филиал

Так как сумма ущерба, который я пытался взыскать, меньше 50 000 Р, дело должен был рассматривать мировой суд. Но он разбирает имущественные споры, а накопительная часть пенсии — не мое имущество. По закону об обязательном пенсионном страховании это бюджетные деньги.

Заявление нужно подавать в районный суд общей юрисдикции.

Неожиданная развязка

Перед тем как начать рассматривать дело, судья назначил мне и представителям НПФ встречу. За день до нее мне позвонили из фонда и предложили выплатить компенсацию, если я отзову иск.

Фонду было выгодно откупиться: если бы я выиграл дело, НПФ грозил штраф 300—500 тысяч рублей за предоставление подложного договора в Пенсионный фонд. Я согласился отказаться от претензий за 15 000 Р. В итоге мне перевели деньги, а я написал отказ от иска.

В итоге

С одной стороны, я вернул в три раза больше денег, чем потерял. Убыток составил 5000 Р: 3700 Р — из-за досрочного перехода, еще около 1300 Р — доход, который я потерял, пока деньги переводили из одного фонда в другой. За 30 лет при нынешней доходности моего старого НПФ эти деньги превратились бы в 50 000 Р. Но 5000 Р из полученных 15 000 Р я теперь сам перечислю обратно в накопительную часть пенсии, эти деньги продолжат приносить доход — никакого убытка не будет. Остальные 10 000 Р — моя компенсация за моральный ущерб.

С другой стороны, на переписку с разными инстанциями ушло почти полгода. Возможно, 15 000 Р — несоизмеримая компенсация за такое количество потерянного времени, но в итоге я заработал на этой истории больше. Благодаря тому, что я теперь неплохо разбираюсь в теме пенсионного законодательства, мне удалось найти дополнительную работу — специалистом по урегулированию претензий к НПФ. Я рассказываю людям, пострадавшим от действий мошенников, как получить компенсацию.

Выяснилось, что негосударственные пенсионные фонды готовы выплачивать в качестве отступного до 10% от суммы пенсионных накоплений. Самая крупная компенсация, о которой я слышал, — 100 000 Р.

Что делать, если вас тайком перевели в другой НПФ

  1. Узнайте сумму средств пенсионных накоплений и потерь в своем прежнем НПФ. От них рассчитайте свои убытки.
  2. Обратитесь в новый НПФ с просьбой о компенсации.
  3. Запросите почтой в новом НПФ договор, а в Пенсионном фонде — заявление о переходе, чтобы убедиться, что подписи подделаны.
  4. Запросите в Центробанке и ПФР информацию, кто и как заверял ваши подпись и личность.
  5. Выясните, кто и при каких обстоятельствах оформлял договор, — это пригодится, чтобы узнать, в какой суд подавать иск.
  6. Если не удалось добиться компенсации, обращайтесь в суд.