В 2018 году у моего брата со счета телефона украли 15 349 Р, а в августе 2020 года мы вернули 29 308,81 Р через суд. Как нам это удалось, я рассказал в первой и во второй части истории мошенничества.

Мы потратили больше года на жалобы, еще столько же понадобилось, чтобы выиграть спор с оператором в суде. Но только при помощи других потерпевших и публичной огласки мы смогли добиться активных действий от отдела «К» МВД — это подразделение, которое борется с преступлениями в сфере информационных технологий. В итоге они задержали двух подозреваемых.

На этом история не закончилась: один из задержанных остался на свободе, второй скончался в следственном изоляторе, а «мозги» группы так и не нашли. Вот как все было.

Объединение потерпевших

Второй потерпевший, 21 134 Р. На портале «Пикабу» 7 сентября 2020 года пользователь e1d1b1 опубликовал статью «Мошенники научились подделывать смс-сообщения. Осторожно, может коснуться каждого!».

В тексте и фотографиях я увидел такие совпадения:

  1. Оператор тот же, что у брата, — «Мегафон».
  2. Деньги украли в Казани через услугу «Мобильные платежи».
  3. Во время хищения изменился IMEI устройства.
  4. Смс о списаниях абоненту не приходили.
  5. Оператор ответил шаблонной отпиской.
  6. Телефон потерпевшего кнопочный.
  7. Возбуждено уголовное дело.

Мне удалось связаться с автором статьи — мы поняли, что оба стали жертвами кибермошенников.

Через три дня после публикации потерпевшего пригласили в офис оператора на разговор с руководством и вернули 14 000 Р. Остаток — 7134 Р — обещали вернуть позже, но так и не сделали этого. Скорее всего, на решение «Мегафона» повлияла публичная огласка: автор несколько раз обращался к оператору до статьи, но получал формальные ответы с рекомендацией идти в полицию. Кроме того, в статье потерпевший указал, что у него украли 14 561 Р, и «Мегафон» вернул ему практически эту сумму. То, что до этого мошенники похитили еще 6573 Р, e1d1b1 на «Пикабу» не писал.

Детализация пользователя «Пикабу» e1d1b1. Во время списания денег через услугу «Мобильные платежи» изменился IMEI устройства
Детализация пользователя «Пикабу» e1d1b1. Во время списания денег через услугу «Мобильные платежи» изменился IMEI устройства
Шаблонный ответ оператора: если подозреваете мошенничество, обратитесь в правоохранительные органы. Такие же ответы получали мы с братом
Шаблонный ответ оператора: если подозреваете мошенничество, обратитесь в правоохранительные органы. Такие же ответы получали мы с братом
Постановление о возбуждении уголовного дела. В нем указано, сколько всего мошенники украли у e1d1b1: 21 134 <span class=ruble>Р</span>. В статье на «Пикабу» он указал только последнюю сумму, похищенную 28 июля 2020&nbsp;года, чтобы не перегружать текст
Постановление о возбуждении уголовного дела. В нем указано, сколько всего мошенники украли у e1d1b1: 21 134 Р. В статье на «Пикабу» он указал только последнюю сумму, похищенную 28 июля 2020 года, чтобы не перегружать текст
Телефон, с которого украли деньги, кнопочный — вирусные приложения на него установить невозможно
Телефон, с которого украли деньги, кнопочный — вирусные приложения на него установить невозможно

Третий потерпевший, 459,15 Р. Позже на «Пикабу» я нашел еще одну статью жителя Казани, пользователя oildev: «Мошенничество через „Мегафон“. Что-то новенькое?». Сначала с привязанной банковской карты Сбербанка мошенники пополнили баланс телефона автора статьи, а потом списали деньги при помощи услуги «Мобильные платежи» банка «Раунд». Разговор с сотрудниками оператора в чате ни к чему не привел: они уверяли, что деньги с карты Сбера потерпевший перевел сам, так как без его участия это сделать якобы невозможно. В итоге он просто перешел к другому оператору — спорить дальше из-за 459,15 Р потерпевший не стал.

Теперь я уже точно понимал, что брат не единственный абонент «Мегафона», который стал жертвой мошенников, и потерпевшим стоит объединиться, чтобы добиться справедливости.

Сотрудники оператора уверяли, что oildev сам подключил услугу «Автоплатеж», чтобы пополнять баланс телефона, а потом оплатил какой-то сервис при&nbsp;помощи услуги «Мобильные платежи»
Сотрудники оператора уверяли, что oildev сам подключил услугу «Автоплатеж», чтобы пополнять баланс телефона, а потом оплатил какой-то сервис при помощи услуги «Мобильные платежи»

Группа в «Вотсапе» и четвертый потерпевший, 200 Р. Чтобы актуальная информация была у всех потерпевших, 16 сентября я создал группу «„Мегафон“ — мошенничество» в «Вотсапе» и добавил туда авторов статей. Каждый участник кратко описывал свою ситуацию, когда вступал в группу.

Уже 26 сентября 2020 года один из потерпевших добавил в группу новую жертву мошенников: 200 Р украли таким же способом, как у других. Потерпевшие несколько раз обращались к оператору, но получили отписки и деньги вернуть не смогли.

Переписка в нашей группе. Каждый новый участник рассказывал, сколько денег у него украли и как
Переписка в нашей группе. Каждый новый участник рассказывал, сколько денег у него украли и как
Эмоциональные комментарии участника группы, у матери которого похитили 200 <span class=ruble>Р</span>. Ситуация такая&nbsp;же: много сообщений на короткие номера, кнопочный телефон с симкартой, смена IMEI во время списания денег
Эмоциональные комментарии участника группы, у матери которого похитили 200 Р. Ситуация такая же: много сообщений на короткие номера, кнопочный телефон с симкартой, смена IMEI во время списания денег

Пятый потерпевший, 65 699,92 Р. 10 октября 2020 года в группу добавили нового потерпевшего из Казани, у которого украли рекордную сумму — почти 66 тысяч рублей. Я проверил всю информацию от него и понял, что это наш случай: деньги списали при помощи услуги «Мобильные платежи» с кнопочного телефона, а IMEI устройства, с которого отправляли смс на короткие номера, отличался от IMEI телефона потерпевшего.

Так как украли крупную сумму, я надеялся, что этот случай привлечет внимание оператора. Поэтому подготовил от имени потерпевшего претензию «Мегафону», которую мы отправили по всем доступным каналам связи. Чуда не произошло: по горячей линии, через личный кабинет абонента, из центрального офиса и офиса обслуживания пришли шаблонные ответы, в которых оператор советовал обратиться в полицию.

Как мы действовали

Новая статья о бездействии оператора. 17 октября от имени потерпевшего, лишившегося 65 699,92 Р, я разместил на «Пикабу» подробную статью о кибермошенничестве: «Массовое хищение средств со счетов абонентов „Мегафона“ из Казани. Оператор бездействует».

В качестве доказательств приложил детализацию, фото телефона потерпевшего и ответ оператора на его претензию. Также указал, что есть и другие жертвы мошенников, разместил ссылки на их статьи на «Пикабу».

Так выглядел телефон, в котором была симкарта очередного потерпевшего. Телефон кнопочный, так что вирусные приложения на него установить невозможно
Так выглядел телефон, в котором была симкарта очередного потерпевшего. Телефон кнопочный, так что вирусные приложения на него установить невозможно
В детализации видны суммы списания и IMEI устройства злоумышленника, который отличается от IMEI телефона потерпевшего
В детализации видны суммы списания и IMEI устройства злоумышленника, который отличается от IMEI телефона потерпевшего

Коллективное обращение к руководству оператора. Когда количество потерпевших в группе достигло восьми, я подготовил коллективное обращение к руководству «Мегафона». 19 октября 2020 года отправил его на электронную почту оператора и дополнительно разместил на vc.ru.

В комментариях «Мегафон» ответил, что их служба безопасности наконец зафиксировала мошенничество. Оператор сообщил, что передал информацию в правоохранительные органы, которые смогли определить злоумышленников и задержать их. При этом вопросы читателей и потерпевших игнорировались.

Официальный ответ «Мегафона» на статью о хищении 65 699,92 <span class=ruble>Р</span>. Оператор наконец признал, что «под&nbsp;видом переводов на различные сервисы мошенники списывали деньги без&nbsp;согласия абонентов»
Официальный ответ «Мегафона» на статью о хищении 65 699,92 Р. Оператор наконец признал, что «под видом переводов на различные сервисы мошенники списывали деньги без согласия абонентов»
Точно такой&nbsp;же ответ оператор разместил в комментариях к нашему коллективному обращению на vc.ru. «Мегафон» сообщил, что передал информацию обо&nbsp;всех пострадавших в МВД
Точно такой же ответ оператор разместил в комментариях к нашему коллективному обращению на vc.ru. «Мегафон» сообщил, что передал информацию обо всех пострадавших в МВД
На другие комментарии читателей и авторов публикаций «Мегафон» не отвечал. Многие писали, что ответ оператора — неправда
На другие комментарии читателей и авторов публикаций «Мегафон» не отвечал. Многие писали, что ответ оператора — неправда

Вроде бы ответ мы получили, но вопросов стало больше — мы не знали, как действовать дальше. Судя по ответу, оператор не планировал возвращать деньги абонентам и переводил стрелки на мошенников. Хотя всем было понятно, что украденные деньги преступники уже давно потратили или надежно спрятали.

Странно было еще вот что: когда 12 октября потерпевший, у которого украли 65 699,92 Р, обращался к руководству «Мегафона» в центральном офисе в Казани, ему сообщили, что никаких случаев мошенничества зафиксировано не было, якобы он единственный с такой проблемой. Хотя в комментариях оператор уверял, что злоумышленников задержали еще 9 октября. То есть руководство «Мегафона» не знало о задержаниях, а представители оператора самостоятельно не обращались в правоохранительные органы, иначе сообщили бы об этом потерпевшему.

Коллективное обращение в МВД. Еще в начале октября я предложил участникам группы в «Вотсапе» подготовить коллективное обращение в МВД и описать в нем известные случаи мошенничества.

3 октября мы направили обращение министру внутренних дел по Республике Татарстан. Уже 5 октября министр переправил его в БСТМ МВД по Республике Татарстан. В какой-то степени мы обрадовались: БСТМ также известно как отдел «К» — подразделение, которое занимается преступлениями в сфере компьютерной информации.

Когда и как задержали преступника

26 октября потерпевшему, от имени которого я писал письмо министру, позвонили из отдела «К» и сообщили, что одного из подозреваемых в кибермошенничестве задержали. Сотрудники попросили потерпевшего записаться на прием, чтобы подать заявление в полицию, а также сообщить информацию остальным пострадавшим.

Человек, у которого украли 65 699,92 Р, вступил в нашу группу позже коллективного обращения в МВД, так что 3 ноября он написал отдельное заявление о возбуждении уголовного дела и направил его в отдел «К». Уже 4 ноября потерпевшему пришло уведомление, что расследование передали в Главное следственное управление МВД по Республике Татарстан. После допроса в ГСУ ему выдали постановление о возбуждении уголовного дела. Из этого документа мы узнали предполагаемый способ хищения, информацию о других пострадавших, которые обращались в полицию, и о личности задержанного.

Сопоставив все события, мы поняли, что подозреваемого нашли и задержали именно благодаря нашему обращению к министру, а не тому, что специалисты оператора якобы оперативно передали информацию в правоохранительные органы. Ведь кибермошенники крали деньги абонентов «Мегафона» больше двух лет.

Из отдела «К» дело передали в Главное следственное управление МВД по Республике Татарстан
Из отдела «К» дело передали в Главное следственное управление МВД по Республике Татарстан
7 декабря 2020&nbsp;года официальный представитель&nbsp;МВД Ирина Волк сообщила на сайте ведомства, что оперативники отдела «К» МВД России совместно с коллегами из Республики Татарстан пресекли деятельность группы кибермошенников
7 декабря 2020 года официальный представитель МВД Ирина Волк сообщила на сайте ведомства, что оперативники отдела «К» МВД России совместно с коллегами из Республики Татарстан пресекли деятельность группы кибермошенников

Как крали деньги. Способ хищения был такой, как мы и предполагали. Кибермошенники при помощи фальшивой базовой станции перехватывали телефонный сигнал, создавали клон симкарты и подключались к оригинальной базовой станции оператора вместо настоящего абонента. А потом с помощью смс-команд переводили деньги на подконтрольные счета.

Объясню на примере брата. 20 августа 2018 года, когда я проезжал зону действия поддельной базовой станции в Советском районе Казани, злоумышленник, используя данные симкарты брата, создал ее виртуальный клон. Затем с помощью клона подключился к базовой станции оператора по адресу г. Казань, ул. Сибирский Тракт, д. 12. Оригинальная симкарта в тот момент выбыла из сети. С 18:19 по 19:04 мошенник списал 14 900 Р через услугу «Мобильные платежи».

20 февраля 2019 года злоумышленник при помощи ранее созданного клона симкарты подключился к базовой станции оператора по адресу г. Казань, ул. Академика Арбузова, д. 7. С 19:44 по 19:47 он перевел деньги на другой телефонный номер — также через услугу «Мобильные платежи».

От этого преступления абоненты не могли себя обезопасить ни пин-кодом, ни кнопочным телефоном, ни антивирусным приложением. Проблема была в уязвимости системы безопасности оператора.

Кого задержали. 9 октября 2020 года полицейские действительно задержали двух подозреваемых с одинаковой фамилией. В МВД пояснили, что первому задержанному в качестве меры пресечения избрали заключение под стражу. Второму удалось этого избежать: не хватило доказательств его причастности к преступлению. Хотя следователь просил суд заключить под стражу обоих задержанных — и судья ходатайство удовлетворил.

Суд удовлетворил ходатайство следователя о заключении под&nbsp;стражу обоих задержанных, но почему-то в полиции сообщили, что в СИЗО отправили только одного, а для&nbsp;второго не хватило улик
Суд удовлетворил ходатайство следователя о заключении под стражу обоих задержанных, но почему-то в полиции сообщили, что в СИЗО отправили только одного, а для второго не хватило улик
Верховный суд Республики Татарстан оставил в силе решение суда первой инстанции об избрании меры пресечения. Но непонятно, кто именно подал апелляцию: сторона защиты или обвинения
Верховный суд Республики Татарстан оставил в силе решение суда первой инстанции об избрании меры пресечения. Но непонятно, кто именно подал апелляцию: сторона защиты или обвинения

Сейчас я не сомневаюсь, что именно подозреваемый, которого отправили в СИЗО, украл деньги со счета брата. Важная деталь: он проживал по адресу г. Казань, ул. Попова, д. 11. Это неподалеку от адресов, откуда похищали деньги: 200 метров от д. 12 по ул. Сибирский Тракт и 800 метров от д. 7 по ул. Арбузова.

Позже от сотрудников полиции я узнал, что задержанный родился в 1970 году. По информации в соцсетях я понял, что у него профильное техническое образование, а по базе судебных дел — что его уже судили за аналогичное преступление в другом регионе. По данным службы судебных приставов, за ним числятся долги перед потерпевшими по предыдущему преступлению, а также по кредитам и налогам. Но у должника нет имущества, поэтому большинство исполнительных производств уже прекратили.

Пока я усердно изучал личность преступника, пришла плохая новость: он скончался в следственном изоляторе. По закону это основание прекратить уголовное дело, поэтому в нашем деле снова остались только неустановленные лица. С самого начала задержанный не признал вину в мошенничестве с клонированием симкарт «Мегафона», руководители группы остались на свободе, вряд ли их найдут.

Я считаю, что первый раз подозреваемый, который скончался в СИЗО, списал деньги со счета брата, когда был дома, а второй раз — где-то неподалеку
Я считаю, что первый раз подозреваемый, который скончался в СИЗО, списал деньги со счета брата, когда был дома, а второй раз — где-то неподалеку
Всего против злоумышленника возбуждено 28 исполнительных производств
Всего против злоумышленника возбуждено 28 исполнительных производств

Еще один иск

Вроде бы полицейские отчитались о задержании подозреваемого, все это звучало очень красиво, но возмещать потерпевшим ущерб никто не планировал. «Мегафон» по-прежнему предлагал обращаться в правоохранительные органы, а там заявляли, что возвратом денег не занимаются. Поэтому я предложил потерпевшему, который лишился 65 699,92 Р, попробовать взыскать украденные деньги через суд. Он согласился.

Я подготовил иск к оператору и банку по шаблону искового заявления брата. Потерпевший отправил документы в суд по почте 22 декабря 2020 года.

В иске мы требовали взыскать солидарно с оператора и банка:

  1. Незаконно списанные деньги — 65 699,92 Р.
  2. Неустойку за нарушение срока удовлетворения требования потребителя вернуть деньги — с 8 октября 2020 года, даты хищения, по 21 декабря 2020 года, дату подготовки иска. В нашем случае неустойка получилась 147 824,82, но мы уменьшили ее до 34 000 Р, чтобы общая сумма иска не превысила 100 000 Р. В противном случае пришлось бы обращаться в районный суд, где неустойку все равно снизили бы раз в пять.
  3. Расходы на оказание юридических услуг — 15 000 Р.
  4. Компенсацию морального вреда — 10 000 Р.
  5. Штраф за отказ ответчиков добровольно удовлетворить требования потребителя — 50% от суммы, которую суд постановит взыскать в пользу потерпевшего.

На первом заседании, 11 февраля 2021 года, были только мы с потерпевшим. Представителей ответчиков не было, но «Мегафон» направил ходатайство об отложении рассмотрения дела. Оператор сообщил, что якобы ведет с истцом переговоры о мировом соглашении. Мы были против того, чтобы суд откладывал рассмотрение дела: с истцом никто не связывался и не пытался урегулировать ситуацию. Поэтому просили отклонить ходатайство и разрешить спор без участия ответчиков. Однако судья все же удовлетворила ходатайство и отложила заседание.

На следующий день потерпевшему позвонила юрист «Мегафона» и предложила заключить мировое соглашение на таких условиях: оператор вернет похищенные 65 699,92 Р и компенсирует 5000 Р за юридические услуги и 3000 Р за моральный вред. Истец связался со мной, чтобы посоветоваться.

Я предложил не соглашаться на условия оператора, хотя понимал, что для потерпевшего предложение было приемлемым. В итоге он доверился моему чутью и огласил юристу «Мегафона» наши условия: из исковых требований убираем неустойку и штраф, остальное оставляем. Еще истец потребовал вернуть деньги до следующего судебного заседания.

Представитель оператора явно не ожидала такого и начала пугать потерпевшего: мол, условия согласованы руководством, менять их никто не будет. Пригрозила длительным и безуспешным судебным процессом. Я предупреждал истца о возможном давлении со стороны юриста и просил оставаться спокойным и высказывать требования без эмоций, с максимальной уверенностью.

Ждать пришлось недолго: через день потерпевшему снова позвонила юрист «Мегафона». Она согласилась на новые требования, но с условием, что истец откажется от иска без мирового соглашения. На этом и сошлись — потерпевший направил реквизиты счета для перечисления денег.

17 февраля началось второе заседание, а денег все не было, как и представителей ответчиков. Судья зачитала новое ходатайство об отложении рассмотрения дела по тем же основаниям, но явно была недовольна таким поведением оператора. Истец пояснил суду, что он договорился о компенсации, но ответчик тянет с переводом денег. В итоге суд отложил заседание на 19 февраля.

18 февраля вечером на карту потерпевшего поступили обещанные 90 699,92 Р — и он написал заявление об отказе от иска. Через несколько дней по почте пришло определение суда о прекращении производства по делу.

Долгожданные деньги от «Мегафона»: 65 699,92 <span class=ruble>Р</span> — похищенная сумма, 15 000 <span class=ruble>Р</span> — расходы на юриста, 10 000 <span class=ruble>Р</span> — моральный вред
Долгожданные деньги от «Мегафона»: 65 699,92 Р — похищенная сумма, 15 000 Р — расходы на юриста, 10 000 Р — моральный вред

Итоги всей истории

За более чем два с половиной года, пока разбирался с кибермошенничеством, я сделал для себя такие выводы:

  1. Если вы стали жертвой мошенников, вряд ли стоит ждать помощи от оператора связи, банка или контролирующих органов: скорее всего, вас направят в правоохранительные органы.
  2. Если украли небольшую сумму, полицейские отнесутся к заявлению формально и не будут прилагать усилия, чтобы найти преступников.
  3. Успех в суде зависит от доказательств и желания судьи разобраться в ситуации. Но если нет профильного образования, скорее всего, придется нанимать юриста — и расходы на него могут в несколько раз превысить сумму, которую украли.
  4. Объединение пострадавших и публичная огласка могут помочь найти преступников и вернуть деньги.

Если окажетесь в подобной ситуации, советую придерживаться такого алгоритма:

  1. Сразу направьте претензию оператору связи.
  2. Обращайтесь в правоохранительные органы. С помощью полиции вы сможете получить сведения, которые невозможно добыть самостоятельно.
  3. Если ответа на претензию нет, обращайтесь в суд. Вы можете потребовать вернуть незаконно списанные деньги, выплатить неустойку, компенсацию морального вреда и штраф по закону «О защите прав потребителей», а также возместить расходы на юриста. В иске объясните, что операции по счету совершены без вашего согласия, и приложите максимум доказательств своей правоты.
  4. Деньги по исполнительному листу взыскивайте в банке, в котором у оператора есть счет. Так быстрее и проще.
  5. Постарайтесь найти других потерпевших. Объединившись, вы сможете привлечь внимание правоохранительных органов и оператора связи к проблеме и так добиться справедливости.