Изумительная история 76 543

В места для развлечения и отдыха можно приходить со своей едой и напитками

🏊🍔🍺👜✖📄💣👎❗

Аквапарк в Татарстане придумал правила для посетителей: им не разрешали проносить с собой еду и напитки. Всё нужно было покупать только на территории. А еще аквапарк предупредил, что не несет ответственности за вещи в шкафчиках. То есть он их принимает и хранит, но если что-то пропадет, то претензий к администрации быть не может.

Кажется, что в этом нет ничего необычного — такие правила есть во многих заведениях. Но посетители этого аквапарка пожаловались куда надо, и Роспотребнадзор пришел с проверкой. Оказалось, что такие правила незаконные и ограничения нужно отменить.

Аквапарк не согласился и пошел обжаловать предписание. В истории целый год разбирались четыре инстанции, в том числе Верховный суд. Все как один сказали: «Со своим можно, и за вещи администрация отвечает».

Почему аквапарк запретил проносить еду и не отвечал за сохранность вещей?

У администрации логика была такой:

Если все посетители будут приносить еду и напитки, это нарушит санитарные нормы и опасно для самих же посетителей. Аквапарк отвечает за еду и напитки в своем кафе — вот их посетители пусть и покупают.

Ответственности за вещи в шкафчиках аквапарк не несет, потому что просто предоставляет эти шкафчики в пользование. Это якобы не услуга по хранению вещей, и отвечать за них администрация не обязана.

К чему придрался Роспотребнадзор?

По мнению Роспотребнадзора правила аквапарка ущемляют права посетителей. В законе нет таких ограничений, чтобы в место отдыха нельзя было пронести свою еду и даже воду.

Если человек купил билет, он имеет право пройти на территорию аквапарка и любого публичного развлекательного заведения. Нельзя ограничить право и свободу человека из-за придуманных ограничений. И давать приоритет одним посетителям перед другими тоже нельзя.

Предоставление шкафчиков — это и есть услуга по хранению вещей. Она регулируется законом. Даже если шкафчики бесплатные, посетители должны быть уверены, что их вещи в безопасности. Заведение обязано об этом позаботиться.

Аквапарк нарушил права потребителей, должен исправиться и отменить незаконные ограничения.

Посетители будут покупать еду где хотят и приносить ее с собой. А за вещи, которые оставят в шкафчиках, потом спросят с администрации.

Что сказали суды?

В этой истории все суды сказали одно и то же. Аквапарк не соглашался до последнего — было четыре инстанции. Точку в деле поставил Верховный суд, который отказался передать дело в судебную коллегию и оставил предписание в силе. Претензии Роспотребнадзора признали законными.

Вот какие аргументы были у судов. При случае они могут пригодиться и вам.

Правила для посетителей — это публичный договор. Для него есть отдельная статья в гражданском кодексе. Такие договоры мы заключаем, когда покупаем что-то в магазине, садимся в маршрутку, оформляем симкарту, обращаемся в медицинский центр или заселяемся в гостиницу. В случае с аквапарком это публичный договор об оказании развлекательных услуг.

При заключении публичного договора предприниматели не могут выделять одних клиентов и ущемлять других. Все, кто оплатил или заказал услугу, равны. Ограничения по публичным договорам может устанавливать только закон, а придумывать их нельзя. Если в публичном договоре есть незаконные правила, они не действуют.

Нельзя отказать в посещении аквапарка людям со своими продуктами. Такое ограничение даже опасно для людей, которым нужно специальное питание.

Когда посетитель оставляет вещи в шкафчике аквапарка, он автоматически заключает с ним договор хранения. Это происходит, когда аквапарк выдает ключ, жетон, номерок или чек. Хранение тоже регулирует гражданский кодекс — эту услугу нужно оказывать по закону, а не на усмотрение аквапарка, ресторана или гардероба кинотеатра. По закону тот, кто принял вещи на хранение, должен за ними следить. Просто так отменить эту обязанность нельзя.

Это касается всех аквапарков и публичных мест для отдыха?

Да, это касается всех, причем не только мест для отдыха. Публичные договоры работают и в других сферах. Иногда в правилах могут быть законные ограничения. Но часто это инициатива предпринимателей. Так они пытаются заработать больше денег и меньше отвечать перед посетителями.

Что делать, если администрация заведения навязывает свои правила и ограничения?

Попробуйте договориться мирно. Администратор, охранник или гардеробщица могут сами не знать, как работает закон. Скорее всего, хватит спокойных убедительных аргументов с упоминанием конкретных нормативных актов. Запомните их:

Если договориться не получается, пригрозите жалобой в местный Роспотребнадзор. И на самом деле напишите ее. Это можно сделать даже через интернет, не выходя из заведения.

Пожаловаться в Роспотребнадзор

Дальше ведомство само разберется. Возможно, к следующему посещению правила изменятся и вас без проблем пустят со своей едой или напитками в тот же аквапарк, боулинг, кинотеатр или детскую комнату.

Изумительная история 6 263

Автосалон задержал выдачу ПТС и теперь выплатит покупателю 530 тысяч

👨🚗📄❌💰💣👎👎👍✔

Дело было в Оренбургской области. Мужчина купил в автосалоне автомобиль за 630 тысяч рублей. Заплатил всю сумму и сразу забрал машину, но без оригинала ПТС — документы обещали отдать позже.

Документы на машину автовладелец получил только через три месяца после оплаты. До этого он писал претензии и просил автосалон мирно решить проблему. Не помогло — пришлось идти в суд. Там мужчина потребовал не только ПТС, но и компенсацию по полной программе: неустойку, штраф и моральный ущерб. Набежало 530 тысяч рублей.

Получить деньги оказалось непросто: разбирательства продлились полтора года и дошли до Верховного суда.

На каком основании можно требовать компенсацию из-за задержки ПТС?

По договору с автосалоном ПТС должны передать покупателю вместе с машиной. Без паспорта машину нельзя поставить на учет, а значит, на ней нельзя ездить.

Мужчина посчитал, что без оригиналов документов автомобиль можно считать товаром с недостатками. За такое продавец обязан заплатить неустойку по закону о защите прав потребителей — 0,5% от цены машины за каждый день просрочки. Если не заплатит добровольно, неустойку увеличивают на 50% — это штраф по закону. Плюс моральный ущерб. За три месяца набежало 344 тысячи рублей неустойки. Вместе со штрафом и моральным ущербом получилось 530 тысяч рублей. Такую сумму автовладелец и указал в иске.

Почему автосалон не отдал ПТС и не согласился на компенсацию?

Иногда ПТС отдают не сразу. Сначала автосалон должен получить оригиналы у дилера или на заводе. По разным причинам их не присылают вовремя. Например, если деньги от покупателя пускают в оборот вместо того, чтобы перечислить за конкретную машину. Как было в этой истории, точно неизвестно: изучали только факт задержки.

Такие случаи не редкость. Обычно покупатели просто ждут, но не в этот раз.

Автосалон признал задержку, но не согласился, что машину из-за этого нужно считать товаром с недостатками. К качеству автомобиля претензий не было, а ПТС — это не товар, а документ. Добровольно выплачивать покупателю 350 тысяч рублей компенсации автосалон не согласился. Конфликт дошел до суда.

Что сказали суды?

Районный суд 👎

Дело № 2−1142/2016

Если нет ПТС, это не значит, что товар с недостатками. Хватит и морального ущерба, а неустойка не положена. Всего покупатель получит 15 тысяч рублей.

Областной суд 👎

Дело № 33−7413/2016

ПТС — не товар, а документ. По общим правилам покупатель может отказаться от товара без документов, но не требовать компенсацию. Ни в законе, ни в договоре про неустойку из-за задержки ПТС ничего не написано.

Решение районного суда оставили в силе.

Верховный суд 👍

Определение ВС № 47-КГ17−8

Если документов на машину нет, покупатель сам решает, сколько сможет ждать, а потом имеет право отказаться от товара. В гражданском кодексе и правда ничего не написано про компенсацию из-за задержки документов.

Зато компенсация есть в законе о защите прав потребителей. Хотя к качеству машины претензий нет, без ПТС ее можно считать товаром с недостатками. Недостаток — это не только царапина на кузове или сломанный двигатель. Несоответствие обязательным требованиям или целям — это тоже недостаток.

Без оригинала ПТС машину нельзя поставить на учет. И ездить на ней тоже нельзя. Значит, автомобиль непригоден для тех целей, для которых его покупали.

Машина без ПТС — товар с недостатками. Одного морального ущерба мало. Можно взыскать неустойку и штраф — они зависят от суммы оплаты за автомобиль и количества дней просрочки. Требование покупателя законное, а решения судов — нет.

Итог. Решения двух инстанций отменили. Дело пересмотрели в областном суде. Новое решение уже опубликовано: за задержку ПТС на три месяца автосалон заплатит покупателю 530 тысяч рублей.

А если бы он подождал еще два месяца, то получил бы даже больше, чем заплатил?

В этой истории покупатель получит 85% от цены машины. Это компенсация за то, что автосалон передал ему оригинал ПТС через три месяца и не захотел договариваться.

Теоретически можно получить даже больше цены машины. По закону неустойка не может быть больше суммы, которую заплатили за товар. А вот столько же — может. Плюс штраф 50%. Если бы ПТС задержали еще на месяц, компенсация в этой истории сравнялась с ценой автомобиля и могла бы быть даже больше.

А если бы машина была в кредит?

А это неважно. Автосалон получил всю сумму по договору, но передал товар с недостатками. Кредитный договор — это отношения между покупателем и банком. С автосалоном заключается обычный договор купли-продажи. Поэтому при покупке машины в кредит закон о защите прав потребителей сработает так же: можно требовать неустойку и штраф.

Через какое время при задержке ПТС можно требовать неустойку?

Этот срок может быть указан в договоре. Нужно найти пункт о сроке устранения недостатков. Максимум по закону — 45 дней.

Если про срок ничего не написано, действуют общие правила: недостатки нужно устранить незамедлительно или в минимальный срок. В каждой истории могут быть нюансы — их прояснит грамотный юрист.

Как получить максимум при задержке с передачей оригинала ПТС?

Читайте договор купли-продажи до того, как внесете предоплату. Если в договоре ничего не написано про срок передачи оригинала ПТС, попросите внести этот пункт. Укажите тот срок, который кажется приемлемым для вас, а не для автосалона. Если продавец против, это повод задуматься.

Если забираете машину без оригинала ПТС, укажите в акте, что получили только копию.

Если автосалон не передаст оригинал вовремя, напишите претензию. Передайте лично под подпись или отправьте заказным письмом: устно не считается. В претензии нужно указать срок — сколько еще вы готовы ждать. Предупредите, что потом пойдете в суд.

Если есть просрочка, требуйте неустойку. Сначала добровольно — тоже письмом. Не заплатят сами — сходите к юристу и готовьте документы для суда. Через суд получите на 50% больше.

Неустойку и штраф можно взыскать, даже если оригинал ПТС уже отдали. Важен факт просрочки — она никуда не делась. Когда будете получать оригинал, укажите в акте точную дату. Это важно для расчета компенсации.

Суды могут затянуться. Посчитайте сумму компенсации, посоветуйтесь с юристом и оцените шансы на успех. Может быть, вам тоже придется дойти до Верховного суда.

Имейте в виду, что при цене машины 1,5 млн рублей каждый день задержки ПТС может принести 11 тысяч рублей компенсации. Не забудьте про моральный вред и судебные расходы. Вдруг стоит побороться.

Изумительная история 8 237

Рабочие залили соседей, а компенсировать ущерб должен собственник

🏢👷⚒🚿😱💰💣👍👎👍✔

Владельцы квартиры в Омске решили сделать ремонт. Наняли бригаду, подписали грамотный договор и ждали завершения работ. Когда строители делали стяжку, они залили соседей снизу. А у тех был свежий дорогой ремонт — хозяева готовились заехать в новое жилье.

В итоге вместо новоселья всем пришлось ходить по судам. Пострадавшие соседи потребовали возместить почти 500 тысяч рублей за ремонт и моральный ущерб. А владельцы квартиры сверху отказались платить. Они предложили требовать возмещения от строителей: кто виноват, тот пусть и отвечает.

Дело затянулось на год и дошло до Верховного суда.

Как думаете, чем закончилась эта история?

  • Никто не должен платить соседям. Каждый сам платит за свой ремонт. Достаточно извиниться.
  • Платить соседям должны строители. Они взяли на себя ответственность по договору и получают деньги за работу.
  • Пусть платят владельцы квартиры. Почему пострадавшие соседи должны бегать за незнакомыми строителями? С них и взять-то нечего.

Почему соседи потребовали компенсацию от владельцев верхней квартиры, а не от строителей?

Требовать компенсацию проще с людей, а не с неизвестной компании.

Соседи рассуждали так. Их имуществу был нанесен ущерб. Сумму 430 тысяч рублей подтвердила экспертиза. И эта же экспертиза доказала, что вода попала в квартиру сверху — из-за неаккуратных рабочих, которых наняли другие жильцы.

С этими рабочими у пострадавшей стороны не было никаких договоров и условий об ответственности. Сами строители не собирались платить за ущерб, хотя и признали свою вину.

Если подавать в суд на компанию, получить от нее деньги сложно. Это ООО, которое отвечает только своим имуществом. Нет имущества — не будет и компенсации.

А вот с жильцов верхней квартиры получить деньги проще. Люди отвечают по долгам всем своим имуществом. Если будет исполнительный лист, деньги в счет компенсации спишут у них с карты, удержат из зарплаты или взыщут еще каким-то способом. Вариантов много.

Почему владельцы верхней квартиры отказались возмещать ущерб?

Они посчитали, что правильно оформили договор и не должны отвечать за чужую вину. Сказали, что не являются надлежащими ответчиками по иску и предложили соседям подать в суд на строителей.

Владельцы верхней квартиры ответственно подошли к ремонту: наняли компанию, заказали услугу технического надзора, заплатили деньги. В договоре прописали условия об ответственности: кто причинит ущерб чужому имуществу, тот и будет его возмещать. Если окажутся виноваты рабочие — заплатит компания.

Так и случилось: по вине рабочих был нанесен ущерб чужому имуществу. Экспертиза доказала, что во время монтажа стяжки они лили воду на пол прямо из шланга. Контролировать это должна была фирма, а не владельцы квартиры.

Заказчики ремонта решили так: пусть компания отвечает в суде за то, что натворила. Мол, сами они ни в чем не виноваты и платить за чужие ошибки не должны.

Что сказали суды?

Районный суд: 👍

Платить за залив должны собственники квартиры

Дело № 2−4489/2016

Между владельцами квартиры и строителями есть договор. Там описано, кто несет ответственность за ущерб чужому имуществу. Все правильно: платит виновник. Но есть исключения, когда за ущерб платит не тот, кто виноват.

Для владельцев квартир есть свои правила. Они обязаны отвечать за содержание своего имущества и соблюдать интересы соседей.

Собственники заказали ремонт, но не контролировали его, хотя должны по закону. Из-за этого пострадали соседи.

Теперь эти соседи имеют право требовать компенсации именно от владельцев квартиры, а не от строителей.

Собственники квартиры должны заплатить соседям 430 тысяч рублей и возместить судебные расходы. А потом пусть требуют компенсации от рабочих.

Областной суд: 👎

Собственники не виноваты. Они оформили договор. На них нельзя подавать в суд

Дело № 33−12141

Собственники отвечают за свое имущество и должны содержать его как положено. Но в жилищном кодексе не написано, что это касается ущерба соседям.

При возмещении вреда работает гражданский кодекс. А там написано, что платит виновник.

Владельцы квартиры ничего плохого не сделали. Они всего лишь заключили договор подряда с рабочими. Но соседей залили не из-за договора, а из-за халатности рабочих. Вот рабочие пусть и платят.

Решение районного суда нужно отменить. Собственники верхней квартиры не могут быть ответчиками по этому делу. Пострадавшие соседи должны подать в суд на строителей и требовать возмещения от них. Но это будет уже другая история и новый суд.

Верховный суд: 👍

Областной суд не прав. За ущерб соседям ответят собственники. Договор с рабочими не спасет

Определение ВС № 50-КП7−21

Владельцы верхней квартиры заключили договор на ремонт. Рабочие взяли на себя ответственность за ущерб по своей вине. Это законно и грамотно.

Но это не значит, что можно доверять квартиру кому угодно, проводить в ней опасные работы и не отвечать за это перед соседями. Даже если оформить договор и переложить ответственность на строителей, это не поможет.

Владелец квартиры должен следить за ремонтом и контролировать его. Если что-то пойдет не так, пострадавшие имеют право подать в суд на владельца квартиры. И компенсации потребуют от него.

Собственник квартиры отвечает за действия третьих лиц, которые что-то делают по его поручению или живут в этой квартире.

Пострадавшие соседи не должны разбираться, кто виноват и что написано в чужом договоре. Они ни с кем договор не заключали. Вода пришла из квартиры сверху — значит, подать в суд можно на ее владельцев. Они и возместят ущерб.

Итог. Решение областного суда отменили как незаконное, а дело отправили на пересмотр. Новое решение уже вынесли, но пока не опубликовали. Судя по формулировкам на сайте суда, оно в пользу пострадавших соседей. Как и советовал Верховный суд.

Получается, что строители виноваты, но ни за что не отвечают? Зачем тогда договор?

Строители виноваты и ответят. Это решение Верховного суда не означает, что с них нельзя требовать возмещения. На самом деле можно.

Сейчас рассматривали иск пострадавших соседей. По закону они имеют право потребовать компенсации от собственников верхней квартиры. И не обязаны вникать, с кем и на каких условиях заключен договор.

Сам по себе договор не избавит владельцев квартиры от ответственности. Это не доказательство, что они не виноваты и могут не платить за залив. Но на основании этого договора можно подать в суд на строителей и взыскать ущерб с них.

Правда, сделать это может быть не так просто. Даже если суд вынесет решение в пользу заказчика, бригада может ничего не заплатить: откроет новое ООО и будет дальше делать ремонты.

Как правильно нанять рабочих, чтобы не пришлось платить за ущерб соседям?

Проверяйте репутацию подрядчика. В этой истории фирма признала вину своих рабочих, но не посчитала нужным добровольно возместить ущерб. Если бы компания чувствовала свою ответственность и дорожила репутацией, обошлось бы без суда.

Не стесняйтесь просить документы, проверьте компанию через бесплатные сервисы. Узнайте, нет ли на ней долгов, кто официальный директор, сдает ли она отчетность и платит ли налоги.

Хорошо, если у компании застрахована ответственность. Тогда будет проще получить компенсацию. На слово не верьте — просите полис и проверяйте, совпадают ли там данные.

Имейте в виду, что ИП отвечает всем имуществом, даже личным. А ООО — нет.

Убедитесь, что рабочие знают свое дело. Не экономьте на ремонте, изучите отзывы и рекомендации. От форс-мажора никто не застрахован. Но если бы рабочие соблюдали технологию монтажа стяжки и не лили воду на пол из шланга, ничего бы не случилось.

Оформляйте документы. Хоть договор и не спасает от ответственности, он поможет потом взыскать компенсацию. Причем не только за ущерб соседям, но и за свою квартиру. Отнеситесь к договору серьезно. Сначала он кажется формальностью, а потом становится главным аргументом в суде.

Контролируйте ход работ. Даже если вы платите за это прорабу и вам обещают три раза в неделю приходить на объект. Если что-то пойдет не так, соседи подадут в суд на вас и будут правы.

Застрахуйте свою гражданскую ответственность. Даже если вы тщательно выберете подрядчика и будете все контролировать, это не значит, что ничего не произойдет. Ночью может потечь фильтр для питьевой воды, на котором рабочие не заметили трещину: зальет и вашу квартиру, и соседскую.

Если с ремонтом все пройдет хорошо, полис будет действовать и после. Лучше, чтобы не он не пригодился, но так спокойнее.