Как фитнес-клубу пришлось заплатить клиентке 40 000 ₽ за несдержанность
В декабре 2018 года одна петербурженка купила годовой абонемент в фитнес-клуб за 37 400 ₽. Ей предложили подписать договор об оказании услуг, а оплату разделили на четыре части. Деньги она должна была внести в декабре, январе, феврале и марте.
Когда женщина уплатила первый взнос за абонемент, администратор не выдала ей чек. Женщина спросила, почему так, и после этого получила чек. В тот же день клиентка оставила на сайте клуба отзыв о том, что чек ей выдали только после просьбы и что фитнес-клуб, судя по всему, нарушает кассовую дисциплину.
Через месяц ситуация повторилась: администратор снова не пробила чек, когда получила деньги. На этот раз женщина оставила заявление в книге жалоб и предложений. Она написала, что администратор уже второй раз печатает чек только после напоминания, и попросила связаться с ней для разрешения конфликта. Однако когда сотрудник фитнес-клуба позвонил ей, чтобы уладить ситуацию, женщина отказалась с ним разговаривать, пригрозив обращением в контролирующие органы.
В этот же день фитнес-клуб расторг договор с женщиной. Бывшая клиентка в претензионном порядке попросила возобновить его, но получила отказ.
Тогда она обратилась в суд и потребовала признать незаконным одностороннее расторжение договора, возобновить его действие, выплатить ей 37 400 ₽ неустойки и 50 000 ₽ компенсации морального вреда.
Аргументы сторон
Клиентка. Администратор этого фитнес-клуба дважды не пробила мне чек, когда я платила за абонемент. Она сделала это только после моего напоминания. Я написала об этом инциденте на сайте клуба, на что получила ответ: «Не поняли смысл и цель вашего обращения». На это я посоветовала сотрудникам найти работу, где не требуется улавливать смысл, например на выдаче полотенец.
Через пару дней мне пришло сообщение, что за такие высказывания клуб может отключить меня от бонусной программы или вообще расторгнуть договор. Я ответила, что пожалуюсь в налоговую. На следующий день мне позвонил представитель фитнес-клуба и мы уладили конфликт.
Но когда я вносила деньги в следующий раз, чек снова передали только после моей просьбы. Я написала отзыв в книге жалоб и предложений и попросила связаться со мной. Мне позвонили только через два дня, и к тому времени я уже не хотела выслушивать объяснения, а просто сказала, что пожалуюсь в налоговую.
Через неделю я узнала, что клуб расторгнул со мной договор. Прошу возобновить абонемент, продлить его на срок, в течение которого я не могла посещать занятия, выплатить мне 37 400 ₽ неустойки и компенсацию морального вреда, потому что я очень переживаю из-за этой ситуации.
Спортклуб. Не хотим иметь никаких дел с этой грубиянкой. Она оскорбляла наших сотрудников — предложила им работать на выдаче полотенец, а потом вообще представилась налоговым инспектором и угрожала налоговой проверкой, если мы не выплатим ей компенсацию.
Согласно договору об оказании услуг, который мы заключили с этой женщиной, клуб вправе отказаться от исполнения обязательств, если клиент публично критикует клуб или его сотрудников. Причем неважно где: на территории клуба, в СМИ, в соцсетях. Эта женщина подписала договор, в котором указала, что ознакомлена с правилами клуба. Мы предупреждали ее, что можем расторгнуть договор, а после расторжения даже вернули ей деньги.
Восстанавливать ее абонемент и тем более выплачивать компенсацию мы не собираемся. Кстати, чеки мы ей выдавали: она сама представила их в материалы дела.
Что сказали суды
Граждане и организации могут заключить любой договор, какой захотят, если он не противоречит закону. Клиентка подписала предложенный ей договор, а значит, согласилась с его условиями. Ее никто не заставлял.
В договоре с фитнес-клубом четко прописано, что члены клуба не имеют права распространять ложные или порочащие сведения о сотрудниках, необоснованно критиковать деятельность клуба, допускать высказывания, затрагивающие честь и достоинство сотрудников, их личные и профессиональные качества. Истица эти правила нарушила. Ее утверждения, что спортклуб не выдавал чеки, ничем не подтверждаются: копии чеков есть в материалах дела.
Фитнес-клуб абсолютно законно расторгнул договор, поэтому мы отказываем этой женщине в иске. Считаем, что требования неустойки и компенсации морального вреда также необоснованны. Но если она хочет заниматься спортом именно в этом клубе, ей ничто не мешает заключить новый договор: деньги же ей вернули.
Такое решение не устроило женщину. Она обратилась в апелляционную и кассационную инстанции, но безрезультатно.
С решением районного суда согласны. Женщина написала на сайте фитнес-клуба, что менеджеру стоит занять другую должность, например выдавать полотенца. И она подтвердила это в судебном заседании. Еще она указала, что не хотела получать деньги по договору, а хотела продолжать заниматься в спортклубе. И сама представила в суд чеки.
Но фитнес-клуб мог расторгнуть договор в любом случае, даже и без нарушений со стороны потребителя. Это право предусмотрено законом.
Женщина утверждает, что клуб не мог расторгнуть договор по своему желанию, так как это не предусмотрено законом о защите прав потребителей.
По ее мнению, это был публичный договор, то есть тот, что фитнес-клуб обязан заключить с любым желающим. Но это ошибка. Фитнес-клуб, например, не может заключить договор с человеком, у которого есть противопоказания к занятиям спортом, а значит, договор об оказании услуг не может быть публичным.
Коллеги из районного суда правы.
Клиентка допустила переписку оскорбительного характера с работником клуба, а по правилам клуба это основание для расторжения договора.
Мы тоже согласны с коллегами
Против женщины были менеджер спортклуба, клуб в целом и три судебные инстанции. Но она не сдавалась. Верховный суд РФ рассмотрел ее жалобу весной 2021 года.
Не можем согласиться с принятыми решениями.
Договор об оказании услуг между гражданином и спортклубом — это публичный договор, пусть он и не может быть заключен с некоторыми категориями граждан по объективным причинам, например по медицинским противопоказаниям.
Отказаться от заключения или исполнения публичного договора организация может только в исключительных случаях, их перечень есть в законе. Случай с истицей к этим исключениям не относится.
Спортклуб может отказаться от договора, если женщина его нарушила. Но в чем конкретно состояло это нарушение, суды не указали. Также они не выяснили, распространяла ли эта женщина ложные сведения, порочащие деловую репутацию клуба, его членов и сотрудников, критиковала ли деятельность клуба.
Разберитесь.
И правда. Мы поверили клубу, который заявил, что клиентка нарушила правила, но не указал, в чем заключается нарушение.
Представитель клуба в суде первой инстанции пояснил, что клиентка высказалась в адрес сотрудника в электронной переписке. Но это не публичное распространение. А истица объяснила, что уже более 10 лет занимается подбором персонала и вовсе не считает раздачу полотенец унизительной работой.
Давайте внимательно изучим переписку: другие суды прочитали ее вскользь. Женщина обосновала свою жалобу тем, что ей предложили оплатить абонемент именно наличкой, чтобы она получила 5% кэшбэка на бонусную карту. А поскольку чек ей не выдали, она предположила, что «деньги идут мимо кассы».
Дальше между женщиной и клубом возникли разногласия в связи с несвоевременной выдачей чеков. Некорректные комментарии были с обеих сторон. А затем клуб в одностороннем порядке расторг договор, не разобравшись, что публично женщина никого не критиковала, да и предложение поработать на выдаче полотенец — это не оскорбление.
Удовлетворяем иск частично. Фитнес-клуб обязан продлить договор на оставшиеся 320 дней и выплатить 22 000 ₽ неустойки — столько женщина успела заплатить до расторжения договора. А также компенсацию морального вреда — 5000 ₽, потребительский штраф — 13 500 ₽. Всего получается 40 500 ₽.
И еще пусть клуб заплатит госпошлину — 1780 ₽ в бюджет Санкт-Петербурга. 42 280 ₽ — такова цена ошибки.
Что в итоге
За конфликт со спортклубом женщина отсудила 40 тысяч рублей. На сайте суда нет информации о том, что она получила исполнительный лист, поэтому мы не знаем, выплатили ли ей деньги.
На днях будет рассмотрена еще одна кассационная жалоба от нее же. Возможно, она попросит увеличить сумму. Мы будем ждать результата и дополним историю, когда он появится.
Всегда требуйте документ о получении денег
Вопросы героини этой истории к администрации фитнес-клуба — не пустые придирки. По договору женщина платила частями, и без чека в случае недоразумения не смогла бы доказать, какую сумму уже внесла.
Еще сотрудник клуба мог бы забрать деньги себе, а потом уволиться. Похожая ситуация произошла с Максимом из другой статьи Т—Ж, который передал 4,5 млн рублей официальному дилеру «Вольво» и не получил машину: деньги потерялись на стадии передачи.
Через несколько месяцев другой менеджер спортклуба мог попросить женщину заплатить повторно, и та не смогла бы доказать свою добросовестность. Она потеряла бы возможность заниматься, да еще и осталась бы должна клубу — и за абонемент, и за несвоевременную оплату. Или сам клуб мог неожиданно закрыться — и тогда вернуть деньги через суд без чеков было бы очень сложно.
Вероятно, и женщине, и менеджеру стоило быть сдержаннее. А так женщина лишилась тренировок больше чем на год, а клуб потерял 42 тысячи рублей.