Сотрудница уводила клиентов у работодателя, и ей за это ничего не было
В Краснодаре есть компания, которая помогает другим компаниям готовиться к тендерам: оформляет заявки, собирает документы и делает так, чтобы бизнес получал крупные контракты. Специалисты общаются с клиентами и делают бумажную работу. И получают за это зарплату.
Одна работница такой компании решила, что зарплаты мало, а фирма берет с клиентов слишком много. Тогда она стала предлагать заказчикам работать с ней напрямую и дешевле. То есть женщина делала ту же работу, но деньги шли не в кассу фирмы, а ей в карман. При этом она находилась в офисе работодателя, оформляла документы в рабочее время, использовала специальные платные программы на служебном компьютере и разговаривала по корпоративному телефону.
Работодатель об этом не знал: он только замечал, что старые клиенты почему-то не продлевают договоры. А на самом деле они просто платили напрямую работнице, а не фирме.
Спустя два года все вскрылось. Работодатель посчитал, что так у него увели контрактов на 500 тысяч рублей. Плюс ко всему работнице платили зарплату, хотя она тратила время на свои подработки. В итоге работодатель насчитал 667 тысяч рублей убытков: не полученные от клиентов деньги, неотработанная зарплата с налогами и связь. Работница возмещать отказалась. Пришлось судиться с ней и экономными клиентами.
Почему работодатель потребовал денег?
Компания платила работнице зарплату и честно выполняла условия трудового договора. Все клиенты, которые отказались сотрудничать, когда-то работали именно с фирмой, а предприимчивая женщина их переманила: мол, зачем вам платить компании, если я сделаю то же самое дешевле.
В итоге вместо того, чтобы заключать договоры со своими клиентами и зарабатывать на этом, фирма ничего не получала, зато оплачивала программы, телефон и рабочие часы. Виноваты в этом, по мнению компании, работница и клиенты. Они и стали солидарными ответчиками по иску.
Что сказали суды?
Женщина работала по трудовому договору ведущим специалистом по тендерам. Она использовала программы, телефон и клиентскую базу работодателя. А договоры с клиентами не заключала и деньги в кассу не отдавала. В результате компании был причинен ущерб в виде неполученного вознаграждения.
Всего работница потратила на обслуживание клиентов 627 рабочих часов, за которые ей платили зарплату. Это еще 142 тысячи рублей убытков. Плюс расходы на связь: по распечатке звонков — 13 тысяч рублей.
В общей сложности убыток работодателя из-за того, что работница увела нескольких клиентов, составил 667 тысяч рублей. Эти деньги женщина должна возместить. Клиенты, несмотря на требования компании, ничего платить не будут: они ни при чем.
Суды, конечно, молодцы — вынесли решения без ссылок на законы. Но тут нужно разбираться.
Упущенная выгода. Работник несет материальную ответственность за прямой ущерб, который причинит кому-то по своей вине. Но ущерб должен быть действительным. Например, пропали деньги из кассы, сломан компьютер, не хватает товаров на складе, повреждена чья-то машина из-за нарушения работником ПДД. При этом работник несет полную или частичную материальную ответственность — с учетом условий своего договора.
Упущенную выгоду работник компенсировать не обязан. Даже если доказано, что работодатель мог бы получить какие-то суммы, но по вине работника их не получил, эти деньги работник возмещать не будет. К тому же в этой истории с работницей не было условия о полной материальной ответственности — с нее можно получить только средний месячный заработок.
Все эти разъяснения Пленум Верховного суда давал еще в 2006 году, но две инстанции полностью их проигнорировали.
Зарплата за время, потраченное на подработки. Если работнику выплатили зарплату, то забрать ее назад можно только в таких случаях:
- была счетная ошибка;
- комиссия выяснила, что работник не выполнял нормы;
- суд установил, что работник сделал что-то незаконное ради переплаты.
Любая из этих причин должна быть доказана, но суд даже разбираться не стал и не привел ни одной нормы в подтверждение.
Расходы на связь. Работодатель принес распечатку и насчитал 13 тысяч рублей убытков — якобы за разговоры с теми клиентами, кто платил мимо кассы. Но тариф был с абонентской платой, то есть количество разговоров не влияло на сумму. Это суд тоже почему-то не проверил.
Итог. Решения двух инстанций признали незаконными и отменили. Дело еще не пересматривали, но решение очевидно.
Но ведь работница на самом деле навредила работодателю. Неужели ее нельзя наказать?
Работницу можно уволить по статье за нарушение режима коммерческой тайны: она рассказала клиентам о наценках. Но только если это заранее правильно оформили.
Получить от нее упущенную выгоду нельзя. По закону работники не обязаны ее возмещать, даже если суммы очевидны и доказаны. Такие условия не только в этой ситуации, но и вообще с любой упущенной выгодой работодателей. Если бы упущенная выгода возникла по вине клиента, а не работника, это была бы совсем другая история. А работники, как и потребители, у нас на особом положении.
Работодателям придется придумывать другие способы защиты от хитрых сотрудников.
То есть можно безнаказанно уводить клиентов или работать на конкурентов работодателя?
Безнаказанно не получится. Работодатель не сможет взыскать упущенную выгоду, но запросто уволит по статье. Повод в такой ситуации найти несложно — и все будет законно.
Что делать работодателям, чтобы работники не уводили клиентов?
Если работник будет без разрешения подрабатывать в то время, за которое ему платят зарплату, или проводить договоры мимо кассы, почти нет шансов получить от него деньги. Придется предотвращать такие ситуации.
Вот несколько вариантов.
Проверять корпоративную почту и мессенджеры. Работодатели имеют на это право. Главное — все правильно оформить. В истории с тендерами женщина два года переписывалась с клиентами через рабочую почту и пользовалась программами под корпоративным логином. Поймать ее можно было гораздо раньше.
Защитить служебную информацию режимом коммерческой тайны. Небольшой фирме стоит один раз обратиться к грамотному кадровику или юристу. В суде важны документы.
Проверять на полиграфе и установить камеры. Это не запрещено законом. Но тут тоже очень важно, как все оформлено. Мы рассказывали и о камерах, и о проверке на детекторе лжи. Используйте эти методы для контроля. Они как минимум помогут вовремя обнаружить обманщика.
Пользоваться услугами тайного покупателя. Любого работника можно проверить, если под видом клиента прислать к нему специального человека. Тайный покупатель необязательно должен проверять качество обслуживания в кафе. Он вполне может предложить сработать мимо кассы при подготовке к тендеру.
Предлагать клиентам сервис, который не сможет предложить работник. Клиенту должно быть выгодно работать именно с компанией, по официальному договору.
Платить достойную зарплату. Официальная ставка ведущего специалиста по тендерам в Краснодаре была 100 рублей в час. Уводя клиентов, женщина зарабатывала в восемь раз больше. Может быть, стоило поднять ей зарплату или хотя бы узнать, что она недовольна условиями работы.
Показать юридическую грамотность. Даже если нельзя взыскать ущерб, всегда найдется причина для увольнения по статье — та же коммерческая тайна. Иногда стоит напоминать об этом работникам и сразу при приеме грамотно оформлять документы. Если понимать последствия, соблазна нарушать будет гораздо меньше.
Фиксировать нарушения. Если поймали работника на том, что он уводит клиентов, все оформляйте. Создавайте комиссию, требуйте письменное объяснение, проводите служебное расследование. Это может пригодиться в любой момент, даже если удастся решить все без суда. А то обманут вас, а крайним окажетесь вы. Работники знают, как восстанавливаться на работе и требовать зарплату за несколько лет из-за одной неправильно оформленной бумажки.