Как мужчина взыскал деньги за автобус, который не приехал вовремя

Как мужчина взыскал деньги за автобус, который не приехал вовремя

23
Аватар автора

Елизавета Васильева

юрист

Страница автора

Летом 2021 года житель подмосковного Наро-Фоминска купил железнодорожный билет Москва — Воронеж. Поезд отправлялся в 21:42 с Павелецкого вокзала.

Мужчина пришел на остановку в Наро-Фоминске и рассчитывал доехать до столицы на автобусе, который по расписанию отходил в 17:40. Однако этот автобус не приехал. Пассажир стал ждать следующего — в 18:20, но и его не дождался. В 18:25 мужчина сел на маршрутку, доехал до станции Нара и отправился в Москву на электричке. На поезд он успел.

Несмотря на то, что все закончилось благополучно, пассажир решил наказать транспортное предприятие за плохую работу. Он пошел в суд и потребовал выплатить ему 5000 ₽ компенсации морального вреда за переживания в ожидании рейсового автобуса.

Рассылка с разбором новых законов
Истории о том, как законы влияют на деньги, — в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно

Аргументы сторон

Пассажир. Я специально заранее пришел на остановку, чтобы спокойно доехать до Москвы. Но не тут-то было: два автобуса подряд не приехали по расписанию, а других тем вечером не было.

Я почти час простоял на жаре, пришлось продумывать новый маршрут, пользоваться другим транспортом, нервничать по поводу скорого ухода поезда. Весь путь до электрички и в метро я бежал с чемоданами в руках. Да, я приехал на вокзал вовремя, но к делу это не имеет отношения. Если бы я опоздал, то потерял бы время и деньги, все планы сорвались бы.

От переживаний у меня заболела голова, поднялось давление. К сожалению, я не смог зафиксировать этот факт у врача, иначе точно не успел бы на поезд.

«Мосавтотранс» должен делать так, чтобы все автобусы ходили по расписанию. А раз этого не происходит, прошу компенсировать мне мое беспокойство.

Перевозчик. Не понимаем, чего хочет этот мужчина. Его права мы никак не нарушили.

В тот день в 17:40 автобус не пришел из-за того, что водителя пришлось отправить на другой маршрут. Из 89 водителей 19 было на больничном и 10 в отпуске. Следующий автобус прибыл на остановку с небольшим опозданием из-за пробки, когда истец, видимо, уже уехал.

В итоге все закончилось хорошо, пассажир вовремя добрался до железнодорожного вокзала другим транспортом. В дороге бывает всякое, это обычная ситуация. Ничего ему платить не собираемся.

Что сказали суды

Аватар автора

Городской суд, первая инстанция:

Дело № 2-3502/2021

👎
В иске отказываю.

Транспортное предприятие утверждает, что автобус не приехал по эксплуатационным причинам, и подтвердило это графиками работы и планом-нарядом. Судя по документам, практически треть водителей действительно отсутствовали — выходить на линию было некому.

К отношениям перевозчика и пассажира применяется закон «О защите прав потребителей». Если бы права мужчины были нарушены, то ему полагалась бы компенсация морального вреда. Но никаких негативных последствий отсутствие рейсового автобуса не повлекло. Истец вовремя прибыл на вокзал и уехал в Воронеж. Поэтому компенсация ему не положена.

К тому же бежать с чемоданами было необязательно. Электричка прибыла на Киевский вокзал в 20:20, когда до отправления поезда оставался еще час. До Павелецкого вокзала на метро ехать 10 минут. У мужчины было время еще выпить кофе и перекусить.


Пассажир не согласился с решением и обжаловал его в апелляционной инстанции.

Аватар автора

Мособлсуд, апелляционная инстанция:

Дело № 33-10307/2022

👌
Согласны.

Истец не вправе требовать компенсацию морального вреда за то, чего не произошло. Оставляем решение в силе.


Тогда мужчина обратился в кассационную инстанцию.

Аватар автора

Кассационный суд:

Дело № 88-17689/2022

👎
У нас возражений нет.

Перевозчик не мог направить автобус по уважительным причинам. К тому же пассажиру никто не отказывал в перевозке, он сам предпочел уехать на маршрутке.


Истец не остановился и пожаловался в Верховный суд.

Аватар автора

Верховный суд:

Дело № 4-КГ22-55-К1

🧐
Суды ошиблись.

Перевозчик не вправе без предварительного согласования с вышестоящим органом отменить назначенные рейсы или изменить расписание. В случае неблагоприятных погодных условий он обязан известить об этом пассажиров.

Еще перевозчик обязан своевременно доставить пассажиров в пункт назначения. И понести ответственность, если не смог этого сделать.

В этом деле ответчик не отрицал, что автобус не пришел по расписанию. То есть права потребителей нарушены. Чем закончился инцидент, уже неважно. Предприятие могло бы избежать ответственности, только если бы транспорт не приехал вовремя из-за обстоятельств непреодолимой силы. Например, если бы дорога была перекрыта из-за ДТП.

Болезнь водителя — это не чрезвычайная ситуация, которую невозможно предвидеть. Транспортное предприятие обязано выстроить свою работу так, чтобы все рейсы выполнялись по расписанию. Заставлять пассажиров часами ждать автобус на остановке недопустимо.

Направляем дело на пересмотр, надо еще раз в нем разобраться.


Дело вернулось в городской суд.

Аватар автора

Городской суд, новое рассмотрение:

Дело № 2-1582/2023

😅
И все-таки мужчина прав.

Перевозчик не вправе произвольно отменять общественный транспорт. В регулярных рейсах автобус должен прибывать на остановку по расписанию.

Ответчик должен выплатить пассажиру компенсацию морального вреда за то, что нарушил его права как потребителя.

Что в итоге

Спустя полтора года после отправления поезда в Воронеж мужчине удалось взыскать с транспортного предприятия компенсацию моральных переживаний.

К сожалению, в решении не указана сумма выплаты. Обычно по таким делам суды взыскивают до 2000 ₽ — плюс еще половину суммы в качестве потребительского штрафа.

Что еще могут требовать пассажиры, если автобус опоздал

Штраф. За опоздание автобуса перевозчик обязан выплатить пассажиру штраф — 3% от стоимости проезда за каждый час задержки, начиная со второго. Но обогатиться на этом не получится: сумма штрафа ограничена полной стоимостью проезда. Деньги должны выплатить в течение 10 дней со дня, когда пассажир этого потребует.

Убытки. Если из-за опоздания автобуса пассажир понес другие убытки — например, опоздал на поезд или самолет, был вынужден потратиться на жилье, — их тоже должен компенсировать перевозчик.

Выплаты по закону о защите прав потребителей. За любое нарушение прав потребителя исполнитель должен выплатить ему компенсацию морального вреда. Сумму определяет суд индивидуально.

Эта компенсация не зависит от материального вреда: даже если его нет, компенсировать нравственные страдания пассажира перевозчик обязан в любом случае. Доказывать ничего не нужно, это деньги именно за сам факт нарушения прав потребителей.

Еще суд взыщет с перевозчика потребительский штраф. Он рассчитывается от всей присужденной суммы, которую перевозчик не выплатил добровольно.


Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_jrnl

Елизавета ВасильеваС какими проблемами общественного транспорта вы сталкивались?
  • ГогаЯ бы не стал судиться, я всегда имею в виду разные варианты развития событий. Но в целом я благодарен таким людям )92
  • Да, ДинараКонтингент))4
  • Nikita SТакое ощущение, что только верховный суд рф разбирается по существу в делах. Если почитать аналогичные статьи на эту тему тут, то складывается исключительно такая картина. И нижестоящие суды(судьи), естественно, не понесли никакого наказания. Ну а что такого, что вынесли противозаконное решение72
  • Василий АнисимовNikita, есть ощущение, что они не заморачиваются, потому что проигравшая сторона может пойти выше и решение всё равно придётся пересматривать5
  • МаринаНеработающие туалеты в выходной день на автовокзале. Видите ли у туалетов тоже бывают выходные дни9
  • ИринаNikita, частично с Вами согласна.. т.к. и ВС тоже не больно то спешит такие дела рассматривать, тем более сумма взыскания маленькая, ну а нижестоящие суды у нас так вообще ни за что не отвечают, попробуй только пожаловаться на судью... короче, судов у нас нет.. проверено на себе, судьи выносят такие решения, что волосы дыбом становятся, от того что пишут. Такое чувство что в судебных органах у нас душевнобольные люди работают... Далеко ходить не надо, судья которую обвинили во взятке, оказалась..... ветеринаром, без юридического образования...)))14
  • Tatiana BeliakovaВозвращались как-то из Обнинска в Москву. Из-за неправильно настроенного светофора на повороте по Калужскому шоссе простояли в пробке 3 часа. Кто ездил, знает о каком светофоре идёт речь. Полное время поездки было около 5 часов. Я была очень мягко говоря недовольна. Написала в Минтранс, пришёл ответ, но не это главное. Этот светофор отключили, и пробка, хоть и осталась, стала намного менее продолжительной. Писать надо и жаловаться не на кухне друг другу, а в соответствующий орган, тогда вопрос будет решён, но это не точно.13
  • Добродушная выдраNikita, здесь как юрист не совсем согласна. Суды первой и второй инстанции тоже принимают справедливые решения с верной аргументацией, но такие дела обычно не освещаются в прессе и общественного резонанса не получают. Дело здесь по большей части в том, что дела, рассматриваемые Верховным судом имеют прецедентный характер: их можно использовать в подобных судебных спорах в качестве аргумента в свою пользу - и успешно! Суды прислушиваются, судьи пишут аналогичные решения. А вот вероятность того, что решение какого-то городского/районного суда станет прецедентным и повлияет на ситуацию с решением спорного вопроса в стране нулевая. Даже будь решение суда города N гениальным с точки зрения правоприменения, вряд ли судья, например, кассационного суда вообще обратит на него внимание. Поэтому и создаётся впечатление, что работает только ВС РФ, хотя и у него иногда позиция довольно странная.8
  • МаняNikita, ну кому интересны обыденные дела, выкладывают те, что через противостояния во всех инстанциях дошли до Верховного суда)1
  • АртемНасколько конченый перевозчик. До сих пор не отстреливают, что они не одолжение делают, а выполняют взятые на себя обязательства.4
  • АндрейВ Беларуси например, ни разу не сталкивались , с такой ситуацией, общественный транспорт прибывает/убывает, точно по расписанию и до глубокой ночи! После Нижнего Новгорода, долго не могли привыкнуть, что не нужно нервничать и переживать или бежать что бы успеть, что не дождёшься транспорта после 21, 22 вечера…!1
  • ,Николай ФесенкоО, эта тема с амая наболевшая. У вас ближе к Москве хоть через суд можно наказать, а тут ситуация вообще ни в какие ворота не лезет. С тех пор когда общественный транспорт передали в частные руки водителя Оборзели в конец перевозки прекратились маршрутные автобусы отменили. В деревнях вообще нет автобусов люди преклонного возраста не могут никуда выехать. Те кто из односельчан имеет авто даже не смотрят на пожилых. Или за огромные. деньги желают помочь. Верните рейсовые автобусы в деревнях . И правильно мужчина наказал Дятлов. За это надо не 5 тысяч выплачивать , а, 500 тысяча то переняли у Америкосов предоставления услуг но только на Русский манер срич бабло. Скоты. И так в любой сфере.0
  • Владимир АндреевДобродушная выдра: "Суды прислушиваются, судьи пишут аналогичные решения". Тут сразу напрашивается вывод, а так ли юридически образованы наши судьи, если,как под копирку,начинают принимать аналогичные решения в похожих ситуациях,решение которое им "подсветил" Верховный суд? Ведь если смотреть шире и внимательнее на аргументацию и основы его решения,то, получается, судьи нижних инстанций вообще не владеют знаниями закона о потребителе, вынося свои тупые решения в пользу сильного. То есть бонально, а стало быть уродливо и аморально в пользу большой организации, а не простого маленького человека. И я вообще не считаю,что нижестоящие судьи ошиблись. Это не ошибка,это банальное должностное преступление этих "судьишек", основанное на незнании очевиднейших основ закона о правах потребителей. Ведь эти горе-судьи находятся на таком высоком, ответственном и хорошо оплачиваемом гражданами же РФ посту,как,якобы, высокообразованные специалисты судебной системы,и таких возмутительных ляпов и неряшливый косяков с их стороны,причëм всех подряд,не должно быть в принципе. Вот как-то так.3
  • Владимир БузинЕсли не могут работать дайте эту возможность другим.штрафы малы0
  • Владимир БузинНе проходят по расписанию автобусы.на работу опаздываем.когда перевозчики будут работать надо штрафы миллионные вводить0
  • Валерий РусовскийNikita, паразитов судей необходимо наказывать как врагов народа. Судьи должны понимать, что могут получить по полной !2
  • Юлия ЛаторцеваЗдравствуйте, у меня по теме вопрос. Ситуация произошла аналогичная. Только автобус приехал в точку В с опоздание в 1,5 часа, из-за неисправности ТС. Таким образом опоздали на приём в больницу( у человек онкология), билет был куплен за месяц. Негодований много… Можно привлечь?0
  • NikaВ данный момент еду в общественном транспорте. Душегубка и теснота. Это межгород. Рядом сидит мужчина и он прилип ко мне, а я к нему.. мерзкое ощущение. Влажно.. нет разделителе сидений на кресле. Мы простояли в пробке..Это какая то пытошная...Вот такой автобусный парк. С содроганием думаю что мне еще придется ехать куда то.0
  • Таня БуракЗдравствуйте! Автобус не остановился на положенной остановке согласно времени, так как дело было в аэропорту Кольцово, то водитель аргументировал это тем, что он якобы когда сходил отметить путевку в аэропорту и узнал в кассе аэропорта , что нет купленных билетов на Снежинск,, поэтому проехал мимо и проигнорировал ожидающих пассажиров! Пришлось вызывать знакомого, чтоб он приехал и забрал с аэропорта. Как можно взыскать с перевозчика за моральный и материальный ущерб?0
  • Алина Рустамова0
  • Алина РустамоваЕсли Артур не понимает, то я думаю, что таких надо выдирать ремнём.0
  • Алина РустамоваЕсли у вас в училище дети такие бестолковые , у которых ручки, то нет, то не пишет, не надо значит тогда им давать ручки.0