«Поступление — страшный зверь»: истории родителей, чьи дети прошли на бюджет
Иногда родители абитуриентов знают о поступлении больше, чем сотрудники приемных комиссий.
Читатели Т—Ж рассказали, как помогли своим детям поступить в вузы. Для этого им пришлось вникнуть в правила приема, составить стратегию и разобраться с документами.
Это истории читателей из Сообщества. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.
«Сын сел подавать документы через сайт вуза и сразу же столкнулся с проблемами»
Одиннадцатый класс и подготовка к ЕГЭ. У моего сына Кости в детстве диагностировали одну из форм ДЦП — правосторонний гемипарез. Сейчас у него третья группа инвалидности. Внешне это проявляется только в том, что сын немного хромает.
Костя учился на четверки и пятерки в физико-математическом классе, но до последнего года в школе не знал, какую профессию выбрать.
Отец говорил, что нужно пойти в ИТ, а друзья советовали начать с языков программирования. Летом перед одиннадцатым классом Костя сам изучил Python и C# и понял, что хочет получать высшее образование в этой сфере.
Для поступления мы решили сдавать ЕГЭ по математике профильного уровня, информатике и английскому. Экзамен по английскому языку сын взял для подстраховки — вдруг с информатикой что-то пойдет не так. С таким набором ЕГЭ у нас было больше вариантов.
Информатикой Костя занимался на очных курсах в центре подготовки к ЕГЭ — это стоило 74 200 ₽ за год. Еще помогли вебинары на «Ютубе».
Подготовка к математике обошлась дешевле. В школе ее хорошо преподавали, плюс там же готовили к ЕГЭ за деньги — это обошлось в 6000 ₽ за год. Раз в неделю с Костей бесплатно занималась бабушка, работавшая учителем математики, а после Нового года мы добавили еще одно занятие — в том же центре подготовки в ЕГЭ, куда сын ездил на информатику.
Русским языком сын занимался раз в неделю с онлайн-репетитором, одно занятие стоило 1300 ₽. Параллельно Костя занимался английским — за два занятия мы платили 2400 ₽ в неделю.
Квота на поступление. Пока сын учился, я разбиралась в правилах приема в университеты. Мы живем в Санкт-Петербурге, поэтому рассматривали местные вузы. Заранее готовились к тому, что придется непросто, ведь поступление — это страшный зверь, разобраться в нюансах которого едва ли не более важно, чем сдать ЕГЭ.
Теоретически у нас была возможность поступить по особой квоте, но мы не знали точно, получится или нет. Во-первых, не были уверены в том, что после совершеннолетия сыну продлят инвалидность. Для взрослой комиссии важно не наличие заболевания, а ограничения, которые оно накладывает. Во-вторых, пришлось бы ходить по врачам в разгар подготовки к ЕГЭ.
Осенью 2021 года мы узнали, что временный порядок признания инвалидности, введенный во время пандемии, действует до 1 марта следующего года. Это означало, что в январе, когда Косте исполняется 18, нам автоматически продлевают инвалидность на полгода и присылают справку медико-социальной экспертизы — МСЭ. Вот какие возможности она нам давала:
- Изложение вместо итогового сочинения. Этот пункт мы отвергли сразу, потому что за изложение нельзя получить дополнительные баллы.
- Увеличение продолжительности ЕГЭ на полтора часа, по иностранным языкам в разделе «Говорение» — на полчаса.
- Возможность поступить по экзаменам вуза — вместо или взамен имеющихся ЕГЭ. Такие экзамены сдают не все абитуриенты, а только те, у кого есть на это право, например дети с инвалидностью или иностранцы. Если результаты этих испытаний окажутся хуже, чем ЕГЭ, их можно просто не учитывать.
- Отдельный конкурс.
Как только стало ясно, что справка будет, мы уведомили школу. Костя сдавал все ЕГЭ в отдельной аудитории вместе с другими детьми с инвалидностью. На разных экзаменах таких выпускников было до восьми человек.
Стратегия. Сын решил подавать документы только в ИТМО. На дне открытых дверей там сказали, что на платное берут всех — достаточно сдать экзамены на минимальные баллы. Но, конечно, мы рассматривали и поступление на бюджет.
После подачи документов сын использовал право, которое давала справка МСЭ, и записался на два экзамена ИТМО — по русскому и математике. Тогда мы могли выбрать, по результатам каких испытаний поступать: если пишем экзамены вуза лучше, то по ним, а если баллы ЕГЭ будут выше, то используем их.
Как сын написал экзамены
Предмет | Баллы за ЕГЭ | Баллы за вступительный экзамен в ИТМО |
---|---|---|
Русский язык | 89 | 90 |
Математика | 86 | 80 |
Английский язык | 96 | Не сдавал |
Информатика | 78 | Не сдавал |
Как сын написал экзамены
Русский язык | |
Баллы за ЕГЭ | 89 |
Баллы за вступительный экзамен в ИТМО | 90 |
Математика | |
Баллы за ЕГЭ | 86 |
Баллы за вступительный экзамен в ИТМО | 80 |
Английский язык | |
Баллы за ЕГЭ | 96 |
Баллы за вступительный экзамен в ИТМО | Не сдавал |
Информатика | |
Баллы за ЕГЭ | 78 |
Баллы за вступительный экзамен в ИТМО | Не сдавал |
Трудности при поступлении. Получив аттестат, Костя сел подавать документы через сайт вуза и сразу же столкнулся с проблемами.
Первая проблема: когда сын выбирал одно направление подготовки и на бюджетной, и на платной основе, система засчитывала это как два направления. Поэтому мы могли поступить максимум на два направления, хотя в правилах поступления говорилось о четырех.
Вторая проблема: у нас не получилось подать документы и по особой квоте, и по общему конкурсу в личном кабинете вуза.
Ради интереса мы заполнили заявление через суперсервис для поступления в вуз на сайте госуслуг, и тогда проблем не возникло. У нас получилось выбрать девять конкурсов одновременно: четыре общих, четыре квоты и один контракт. Но отправлять документы через этот портал не стали: начитались отзывов других абитуриентов о его ненадежной работе и решили не рисковать.
Третья проблема: бюрократические сложности. Намучившись с онлайн-подачей документов, мы приехали в ИТМО. Но даже при очном посещении сотрудники приемной комиссии регистрировали заявления только через личный кабинет вузовского сайта.
К нам вызвали заместителя ответственного секретаря. Ее заинтересовала наша справка МСЭ. Узнав, что она действует до начала июля 2022 года, сотрудница приемной комиссии начала уточнять перспективы продления инвалидности. Выяснилось, что если нового документа не будет, то для поступления по общему конкурсу нельзя использовать результаты вступительных испытаний вуза.
Сын написал экзамен в ИТМО по русскому лучше, чем сдал ЕГЭ, и мы хотели использовать этот результат для участия в общем конкурсе. Но новые обстоятельства заставили нас пересмотреть планы. Мы не ожидали такого поворота, поэтому растерялись. Смысла спорить и требовать принять заявление и по общему конкурсу, и по квоте мы не видели.
В итоге Костя подал документы на четыре специальности по особой квоте. Сын сразу заполнил заявление о согласии на зачисление и оставил аттестат.
Приехав домой, я открыла правила приема ИТМО и поняла, что нам нужно получить новую справку МСЭ даже для поступления по особой квоте. Выяснилось, что этот документ должен быть действителен на момент окончания приема документов, то есть до конца июля. Я распечатала с сайта необходимые пункты и подумала, что время еще есть и скоро мы получим новую справку. Так и произошло: ее нам выдали через неделю.
Анализ списков. Сильнее всего сын хотел поступить на специальность «информационные системы и технологии». На конкурс для особой квоты было выделено 12 мест.
В отдельном рейтинге абитуриентов, поступающих по льготе, Костя был на 25-м месте. По проходному баллу прошлого года он спокойно бы прошел. Но я знала, что это не гарантия.
Для удобства я распечатала список до позиции сына и присвоила порядковые номера абитуриентам, у которых это направление было первым приоритетом, то есть специальностью, куда они хотели поступить сильнее всего. У остальных отмечала, где у них первый приоритет, подали ли они согласие и аттестат, проходят ли они туда при самом плохом раскладе.
Я попробовала искать абитуриентов из этого списка по номеру СНИЛС. Определила главные «вузы-конкуренты»: СПбГУ, ВШЭ, Политех, МФТИ, МГТУ им. Баумана. Кого-то даже удалось найти — самостоятельно или с помощью специального сервиса.
После анализа конкурса абитуриентов стало немного спокойнее. Я поняла, что люди во всех списках одни и те же и в итоге они разойдутся, поступив на приоритетные для себя направления.
В чатах для абитуриентов вуза можно было пообщаться со студентами, преподавателями и сотрудниками приемной комиссии. Мне удалось списаться с некоторыми ребятами, которые были выше сына в конкурсе, и узнать их планы. Один мальчик решил не учиться в ИТМО, потому что прошел в МФТИ. Была еще девочка, которая поступила в ВШЭ.
Активное движение в рейтингах абитуриентов началось утром 28 июля — это был последний день приема согласий и оригиналов на приоритетном этапе. Я смотрела списки поступающих на разные специальности и искала конкурентов сына. Если абитуриент подавал оригиналы документов на другую специальность с первым для себя приоритетом, я вычеркивала его.
К 13:00 почти все поступившие на другие направления были вычеркнуты, а сын был шестой по аттестатам. Тогда стало понятно, что он все равно пройдет. В 18:00 он так и остался шестым, и ничего не поменялось до выхода приказов о зачислении.
Итог. Опыт поступления оставил у меня много вопросов. Справка об инвалидности помогла сыну пройти на бюджет, но, когда мы подавали ее вместе с другими документами, не все наши права были соблюдены. Еще непонятно, что делать, когда в списке абитуриентов не десятки, а сотни человек: тогда проанализировать конкурентов, чтобы лучше оценить свои шансы на поступление, вряд ли получится.
«Главное, что я поняла, — надо стать менеджером своего ребенка»
Одиннадцатый класс и подготовка к ЕГЭ. Моей дочери Марии нравилось изучать английский. С восьмого класса она смотрела фильмы и сериалы, читала книги на языке оригинала. Интерес к предмету поддерживали учителя: Мария училась в московской школе с углубленным изучением иностранных языков.
Перед одиннадцатым классом дочери я смотрела проходные баллы на лингвистику в московские вузы и поняла, что нам нужно набрать свыше 90 баллов за каждый ЕГЭ. Это был конец лета 2021 года. Тогда мы не предполагали, на сколько баллов сдадим ЕГЭ, даже примерно. Но было понятно, что подготовка к поступлению станет серьезным вызовом.
Посмотрев сайты-агрегаторы вузов, мы решили сдавать иностранный язык и обществознание. Еще записались на ЕГЭ по литературе, но в итоге на него не пошли.
К экзаменам по английскому и русскому Мария готовилась в школе. Обществознанием занималась онлайн, за курс заплатили 31 000 ₽. Мы понимали, что это не основной предмет, поэтому остановились на той онлайн-школе, преподавателей которой приятнее слушать. Занятия были три раза в неделю, пробники писали каждый месяц.
Я не собиралась решать за Марию, куда поступать, но считала своим долгом собрать информацию о вузах и разобраться в правилах приема. Задачей дочки было готовиться к ЕГЭ, а моей — узнать все о процессе поступления. Главное, что я поняла, — надо стать менеджером ребенка в этом вопросе.
Стратегия. С пятого класса Мария участвовала во Всероссийской олимпиаде школьников по разным предметам, но дальше муниципальных туров не проходила.
Читая про поступление, я узнала, что существуют еще и перечневые олимпиады, то есть олимпиады из перечня Минобрнауки. Их победители и призеры могут получить право на БВИ — поступление без вступительных испытаний. В этом случае нужно только подтвердить свои знания, для этого достаточно сдать ЕГЭ по профильному предмету олимпиады минимум на 75 баллов.
Поскольку дочка любила иностранные языки и хотела поступать на лингвистику, решили поучаствовать в перечневых олимпиадах по английскому. Это стало нашей основной стратегией.
Мы составили список всех перечневых олимпиад по английскому, которые проходили в Москве, и добавили туда две олимпиады по лингвистике. В одной таблице собрали даты регистрации, отборочного и основного туров, а также ссылки на сайты конкурсов. Всего получилось 11 олимпиад.
В итоге Мария приняла участие в семи олимпиадах по английскому и в шести из них прошла в заключительный тур.
В апреле пришли долгожданные финальные результаты — у нас была одна победа и два призерства. Тогда дочь практически перестала готовиться к ЕГЭ по обществознанию: результат этого экзамена был уже не важен.
Выбор вуза. В приложении для абитуриентов Vuzline мы нашли все вузы со специальностью «лингвистика». Подумав, остановились на таких вариантах:
- МГЛУ — одна программа, 286 мест. Профильный лингвистический вуз. Есть редкие предметы: жестовый язык и тифлокомментирование. Нюанс в том, что распределение по направлениям происходит только после зачисления. Абитуриенты пишут заявление с пожеланиями, но все места должны быть заняты, поэтому вуз может распределить их по своему усмотрению. Это значит, что есть риск попасть в группу, где основным языком будет немецкий или французский, а английский — лишь вторым. Дочери такая неопределенность не понравилась, хотя старшекурсники, с которыми мы общались, сказали, что пожелания олимпиадников обычно учитываются.
- МПГУ — три программы, 19 мест. Педагогический государственный университет. На лингвистику было мало мест, в отличие от педагогики, на которую выделили 106 мест. Но туда дочь не хотела.
- МГПУ — 15 программ, 327 мест. Городской педагогический университет. На нашем направлении было 30 мест, студент мог сам выбрать второй язык. В прошлые годы не было конкурса олимпиадников, и он был маловероятен в этом году.
Решили остановиться на МГПУ. Выбрали специальность «теория и практика межкультурной коммуникации — английский язык». Это более общее направление, чем «перевод и переводоведение». А после окончания бакалавриата можно было поступить в магистратуру на педагогику или перевод.
Как дочь написала ЕГЭ
Предмет | Баллы |
---|---|
Русский язык | 89 |
Обществознание | 80 |
Английский язык | 96 |
Как дочь написала ЕГЭ
Предмет | Баллы |
Русский язык | 89 |
Обществознание | 80 |
Английский язык | 96 |
Трудности при поступлении. После того как мы определились с университетом, я начала изучать правила поступления в МГПУ.
На дне открытых дверей вуза услышала удивительную для себя вещь: если абитуриент переложит согласие о зачислении в конкурс на другое направление, подать этот документ обратно уже не получится. Например, если мы написали согласие о зачислении на программу с изучением японского, а потом решили, что для нас приоритетнее китайский и переложили согласие, то автоматически выбываем из первого конкурса. Это значит, что на японский поступить уже не получится — только на китайский.
Я нигде о таком не слышала, поэтому решила проконсультироваться с экспертами по поступлению. Мне ответили, что для таких действий нет оснований.
После этого я обратилась в группу приемной комиссии с просьбой объяснить непонятный момент. Мне сказали, что абитуриент отзывает согласие о зачислении, подавая заявление на отказ. Затем поступающий выбывает из списка претендующих на зачисление.
Сообщения от приемной комиссии оставили меня в недоумении. Было непонятно, как это относится к конкурсным спискам и что такое список претендующих на зачисление. В поисках правды я дошла до юристов вуза. Они ответили то же самое, но со ссылкой на пункты 81 и 84 порядка приема в вузы.
Я так и не смогла понять, почему нельзя возвращаться в конкурсную группу. Получается, ты изучаешь правила приема и нормативные документы, а вузы все равно трактуют их по-своему. На мой взгляд, было бы неплохо, если бы ответственные секретари приемных комиссий проходили аттестацию, повышение квалификации или что-то подобное. А еще лучше — каждый год сдавали бы экзамены на знание изменений.
Обращаться с жалобой в Минобрнауки мне показалось бесполезным, потому что стандартный срок ответа — до 30 дней, а времени у нас не было. На горячей линии по вопросам поступления мне ответили, что, видимо, вуз прописал такое условие в своих правилах приема.
Это был не единственный нюанс, который меня удивил. В июне я смотрела интервью с ответственным секретарем приемной комиссии МГПУ Евгением Татаринцевым. Он сказал, что абитуриент может заявить свое право на БВИ в течение трех дней после окончания приема документов, которое выпадало на 25 июля. Таким образом, срок подачи заявлений от олимпиадников продлевался до 28 июля.
Я подумала, что это противоречит правилам, ведь олимпиадники пишут отдельное заявление, которое нужно подать вместе с другими документами до 25 июля. За ответами обратилась в приемную комиссию. Мне объяснили, что право на БВИ можно заявить и после этой даты, но только вместе с оригиналом аттестата и если абитуриент участвовал в общем конкурсе. И действительно: после 25 июля в списках БВИ появился еще один человек, а 28 июля на нашем направлении стало 14 олимпиадников.
18 июля Мария подавала документы через личный кабинет на сайте вуза. Пришлось звонить в поддержку, потому что нужна была, например, дата получения диплома победителя олимпиады, а РСОШ — Российский совет олимпиад школьников — обычно ее не указывает. Номера и серии у нас тоже не было, только код подтверждения. Еще было непонятно, нужно ли поступающим по БВИ указывать результаты ЕГЭ.
В службе поддержки сказали, что данные, которых у нас нет, можно опустить, и мы наконец-то отправили заявление. Смутило только, что по телефону заявили: те, кто идет по БВИ, не отобразятся в списках, пока не отдадут аттестат.
Через пару дней дочь повезла оригинал аттестата в вуз. Документы приняли быстро — за 20 минут, и Мария появились вверху конкурсного списка с нулями за экзамены. Имя дочери подсветили зеленым — так выделяли тех, кто уже может быть зачислен.
30 июля мы увидели дочь в приказах о зачислении. Победа!
Итог. Поступление — длительный многоступенчатый квест, к которому нужно готовиться заранее. Многие считают, что поступить по БВИ просто и для таких абитуриентов открыты все двери, но это не совсем так. Если олимпиадников больше, чем мест, то и среди них будет конкурс. Когда баллы ЕГЭ не учитываются, смотрят статус олимпиады, степень диплома — победитель или призер — и индивидуальные достижения. Но до появления рейтинговых списков не всегда понятно, в какой олимпиаде участвовали твои конкуренты. Иногда неясно и то, сколько их вообще, — так произошло с нами, когда мы поступали в МГПУ.
После публикации рейтинговых списков нельзя переложить свое право на БВИ. Это значит, что нужно или подавать его вслепую, или не рисковать и идти туда, где обычно нет конкурса среди олимпиадников, — как в МГПУ, например.
Еще одна проблема — двойная подача заявлений от поступающих по БВИ. Это право может быть использовано только в одном вузе на одной программе. Я следила за конкурсом на лингвистику в других вузах: в МГЛУ, например, было подано около 60 таких заявлений, но зачислили всего 33 человека. Мне стало интересно, куда делись остальные. Путем сравнения списков я выяснила, что некоторые заявляли свое право на БВИ и в других вузах. Но при подаче документов олимпиадник должен подтвердить, что делает это только один раз. Получается, вся система держится на честном слове.
Несмотря на трудности, я рада, что начала заранее искать информацию про поступление в вузы и вовремя узнала про перечневые олимпиады, а моя дочь смогла достойно в них поучаствовать. Все это помогло ей поступить на бюджет.