Мой пассивный доход: до 20 000 ₽ в месяц от пабликов района в соцсетях
В нашей новой рубрике мы собираем истории читателей о том, как они создали источник пассивного дохода.
Героиня этого материала зарегистрировала аккаунты своего района в социальных сетях, наполнила их полезной информацией и зарабатывает на рекламе. Она рассказала, откуда берет идеи для постов, как набирает подписчиков и почему планирует продать паблики.
Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала
Семь лет назад я завела паблики района сначала в «Инстаграме»*, а позже — во «Вконтакте» и «Телеграме». Идея районного паблика витала в воздухе. Район у нас маленький, думаю, не более 5000 жителей, включая соседние поселок и деревню. Свои группы у района были только во «Вконтакте». А тут я — профессиональный маркетолог, уже продвинувший свой личный блог в «Инстаграме»*, задумалась, что бы мне еще продвинуть.
Идеи монетизации задумок возникают в моей голове часто. В комментариях меня как-то назвали «барыгологом». Я не обиделась — это действительно так. Меня прет зарабатывать деньги из воздуха.
Открытие пабликов
В 2017—2018 годах в «Запретграме» только начала развиваться тема районных пабликов. Крупные города ими к тому моменту уже обзавелись, а вот маленькие — или вообще районы, как в нашем случае, — нет.
Кроме того, многие уже существующие паблики в этой соцсети либо дублировали контент из своих групп в других соцсетях, не адаптируя под реалии «Инстаграма»*, либо публиковали откровенную чернуху — негативный контент.
Я, что называется, залетела в струю — вышла с красивым и позитивным контентом. Фотографии просто снимала на телефон. Я хорошо фотографирую, спасибо личному блогу, но прямо вау-фото в паблике почти нет. За редким исключением, когда я брала в руки зеркалку по зову сердца. Например, однажды, проснувшись в четыре утра летом попить водички, увидела нереальный свет над прудом и побежала фоткать. Потом убегала от стаи бродячих собак, которым тоже не спалось.
В общем, я публиковала контент регулярно, выискивала актуальные для района новости, делилась интересными местами в округе из личного опыта. Информацию брала из официальных источников, например из соцсетей главы района. А еще из сарафанного радио — район-то маленький. Начали подписываться пользователи, и пошло-поехало.
Ниша долго была свободна. Ну а кто, если не я?
Через год я нашла себе двух помощниц. Их мотивация к работе — бесценный опыт практикующего маркетолога, процент от всех доходов пабликов и размещение рекламы своих проектов. Когда появились помощники и я стала отходить от дел, фоткала оптом, на пару месяцев вперед. Мне было несложно: я мобильна, передвигаюсь на машине и снимала мимоходом. А сейчас они уже сами снимают, так как я переехала за 30 км от них и специально ездить фотографировать мне лень. Хотя, если бываю в том районе, делаю пару фоток для них.
Чуть позже мы открыли еще один паблик. Если первый был просто информационный, то второй — в формате «Подслушано в…». В нем мы публиковали не только полезную информацию, но и вопросы, признания, которые нам присылали подписчики.
Параллельно я набирала базу подписчиков из жителей моего района и соседних: проставляла в постах целевые геометки и теги. Еще можно закупать рекламу у других блогеров, но я этого никогда не делала. Наши паблики по своей воле рекламирует местная инициативная группа ЖК, а также сарафанное радио.
В 2022 году после блокировки «Инстаграма»* я создала группу во «Вконтакте» и канал в «Телеграме» как резерв.
Пассивный доход
Примерно через полгода с момента создания паблика я начала размещать рекламу, еще позже — блогерские промокоды со специализированных агрегаторов, например «Перфлюенс». Они работают по CPA-модели : если кто-то купил по нашему промокоду, на наш счет падает 5—10% от суммы. В качестве основной площадки для получения дохода выбрали «Инстаграм»*, а рекламу в других сетях продаем только пакетно.
Точно не помню, кто был первым рекламодателем. Это был какой-то маленький локальный бизнес, что-то вроде кондитерской или школы танцев. Я не навязывала и не предлагала рекламу — когда подписчиков стало около 400, рекламодатели пришли сами. Я вообще не большой любитель непрошеной информации в виде рассылок и прочего.
Сейчас у нас база клиентов, некоторые покупают пакеты размещений сразу на месяц, квартал или полгода.
В топовые месяцы мой доход от рекламы в пабликах — около 20 000 ₽. В совсем тихие — 2000 ₽.
Также ко мне по сарафану обращаться желающие зарабатывать на группах в соцсетях в своем городе или районе и покупают у меня консультации и кураторство. Всего, если не изменяет память, я консультировала по семи пабликам в среднем по два раза. Пусть и не совсем пассивно, но заработала на этом 50 000 ₽ дополнительно к основному доходу. Получается, что паблики приносят мне не только пассивный доход, но и клиентов для подработки, а иногда и полезные знакомства.
Заработок от пабликов и консультаций составляет 10—20% от основного дохода. У меня ипотека на 30 лет, поэтому пока весь пассивный доход я направляю на досрочное погашение.
Хоть я и скрывала, что паблики принадлежат мне, люди, у которых был интерес к рекламе, каким-то образом узнавали, приглашали меня в свои кафе, отели, на мастер-классы, дарили небольшие подарки, давали товары на обзор. Все это они делали, несмотря на то, что я отказывалась и говорила «вы уже оплатили деньгами». Вероятно, они знали про мой личный блог и воспринимали меня как своего рода районного блогера.
Планы и советы
Я давно переехала из этого района и почти полностью передала управление помощницам. Они сами пилят контент, общаются с рекламодателями, размещают рекламу и переводят мне мою часть.
За прозрачность процесса не переживаю. Во-первых, суммы не такие большие. Во-вторых, я иногда проверяю контент-план, планировщик постов и переписки в аккаунтах, которые можно сопоставить с вышедшей рекламой. Случаев обмана или рекламы мимо меня не было.
Планирую продать эти паблики и создать аккаунты уже для района, где живу сейчас. Я их очень люблю, но невозможно делать качественный паблик, не живя в районе и не имея личного интереса к его новостям.
Продавать паблики можно на специальных биржах социальных сетей. Но там всем плевать на качество контента и другие вводные. Покупателей интересует только число подписчиков, ботов, количество постов и трастовость. Трастовость — это уровень доверия платформы к паблику, в основном он зависит от даты создания и активности аккаунта. На таких биржах часто продают группы, которые создают для перепродажи, в них много «неживых» подписчиков, не учитывается специфика. Поэтому я думаю, что на бирже один мой паблик стоит не более 1000 ₽.
Я хочу продать оба аккаунта суммарно не меньше чем за 60 000 ₽.
Оцениваю по сроку жизни паблика, качеству контента, охвату подписчиков — более половины жителей всего ЖК. В стоимость также включены мои консультации, что нужно делать, как возобновить развитие и продавать рекламу. Если неспециалист будет заниматься этим по 3—5 часов в неделю, он отобьет эту сумму за полгода-год. Если уделять группам минимум сил и внимания, в год они принесут 15 000—20 000 ₽ дохода минус налог. За два года каждый отобьется и пойдет в плюс. Но даже за эту сумму я буду продавать их очень долго — таковы особенности рынка.
Если хотите зарабатывать на паблике, стоит знать, что финансовые расходы на старте запуска имеют прямую корреляцию с временными расходами и опытом работы в целом. Другими словами, я на старте все делала сама и не потратила на это ни копейки, но пришлось уделить много времени. У меня это занимало около двух часов в неделю, так как я маркетолог и мне не нужно было во всем разбираться с нуля.
Нужно помнить, что, пока нет большого потока рекламы, придется платить помощникам. За полгода, пока набирали базу клиентов на рекламу, на оплату их труда ушло порядка 10 000 ₽.
Если же паблик решит открыть человек, далекий от маркетинга, придется потратиться на консультацию маркетолога, заказ фотосъемки и видеосъемки на первых этапах и рекламу паблика. Но, справедливости ради, если человек с соцсетями на «вы», тут и консультации не помогут. Поэтому для успеха дела лучше сначала завести свой блог и посмотреть, как работают социальные сети на практике.