Личный опыт: как устроен бартер для блогеров

21
Личный опыт: как устроен бартер для блогеров
Аватар автора

Юля Шубина

ест, пьет и одевается по бартеру

Страница автора

Я веду в «Инстаграме» блог о фрилансе.

В июне 2019 года мне предложили первый бартер. Тогда у меня было около 9000 подписчиков. Компания, которая занималась доставкой готовой еды, предложила прислать мне на пробу их продукт — набор блюд на три дня.

Первый опыт оказался неудачным: я обнаружила волос в овсяной каше, поэтому не смогла рекомендовать компанию читателям блога. Но зато я открыла для себя мир бартеров.

За следующие два года я успела поработать с доставками еды, кафе, салонами красоты и онлайн-магазинами, даже заказывала клининг и услуги няни. С помощью бартера я экономила от 1000 до 20 000 ₽ в месяц.

Сейчас меня читает 10 600 человек, и я больше не сотрудничаю по бартеру, потому что делаю свой обучающий продукт по фрилансу. Но я с удовольствием поделюсь опытом, который получила за это время. Вот как искать предложения бартера, если у вас есть хотя бы тысяча подписчиков в «Инстаграме».

Я, дочка и бартерная еда, которую нам прислали
Я, дочка и бартерная еда, которую нам прислали

Что такое бартер в «Инстаграме»

Бартер в «Инстаграме» — это реклама у блогеров, но не за деньги, а за услугу или товар. Компания бесплатно предоставляет блогеру свой продукт, а он размещает отзыв в блоге. Получается что-то вроде обмена ресурсами.

Блогер может разместить отзыв в сторис или посте. Обычно пост стоит дороже — соответственно, и товаров по бартеру можно получить больше. Как правило, количество публикаций обговаривают заранее.

Если у компании много товаров, часто блогер сам может выбрать, что взять по бартеру. Например, так мы сотрудничали с брендом японских товаров «Ниппон». Мы договорились, что я приеду в их офлайн-магазин и куплю там вкусностей на 3000 ₽.

Представитель прислал мне промокод на скидку 100%, который надо было назвать на кассе. Я приехала вместе с младшим братом: он фанат всего японского. В нашей корзине была лапша быстрого приготовления, креветочные чипсы, пирожные моти со вкусом клубники со сливками и с дурианом. Последние ужасно пахли, да и на вкус были своеобразными. Но это ожидаемо: мы выбирали все самое экзотическое. Во-первых, было любопытно попробовать. Во-вторых, поскольку я снимала обзор, хотелось сделать его интересным для подписчиков.

Обычно я договариваюсь с брендами на 3—4 упоминания в сторис, но тут мне все так понравилось, что я сняла около 12 штук и размещала их два дня подряд. Сделала обзор самих продуктов и сняла серию сторис в магазине. А еще разместила нативный пост. Все материалы перед публикацией согласовала с заказчиком.

Мы с братом разделили купленные вкусности между собой, и каждый снял мини-обзор своей половины
Мы с братом разделили купленные вкусности между собой, и каждый снял мини-обзор своей половины
В придачу к сторис с перечислением плюсов бренда мы с братом смонтировали забавный мини-ролик «Когда привел подростка в магазин японских вкусняшек» под трек Hallelujah
В придачу к сторис с перечислением плюсов бренда мы с братом смонтировали забавный мини-ролик «Когда привел подростка в магазин японских вкусняшек» под трек Hallelujah
1/2
Мы с братом разделили купленные вкусности между собой, и каждый снял мини-обзор своей половины
Мой пост с нативной рекламой бренда. В нем я рассказала о том, что помогает мне поддерживать ресурс в декрете. Туда вошел пункт «Делать подарки близким» и наша с братом поездка в «Ниппон» в качестве примера
Мой пост с нативной рекламой бренда. В нем я рассказала о том, что помогает мне поддерживать ресурс в декрете. Туда вошел пункт «Делать подарки близким» и наша с братом поездка в «Ниппон» в качестве примера
Заказчик был так доволен сотрудничеством, что спустя время написал снова. Бренд предложил мне еще одно сотрудничество по бартеру, но с размещением в «Тиктоке», где у меня тоже был небольшой блог. Правда, оно так и не состоялось: Роман почему⁠-⁠то перестал выходить на связь. Возможно, компания передумала продвигать бренд в «Тиктоке»
Заказчик был так доволен сотрудничеством, что спустя время написал снова. Бренд предложил мне еще одно сотрудничество по бартеру, но с размещением в «Тиктоке», где у меня тоже был небольшой блог. Правда, оно так и не состоялось: Роман почему⁠-⁠то перестал выходить на связь. Возможно, компания передумала продвигать бренд в «Тиктоке»

Кто может сотрудничать по бартеру

Единых критериев для блогера, который хочет публиковать бартерную рекламу, нет. Бренды будут интересовать ваши охваты, то есть активность аудитории, а также то, как и о чем вы пишете.

По моему опыту, рекламодатели задают такие вопросы:

  1. Сколько у блогера подписчиков?
  2. Живая ли это аудитория?
  3. Насколько активна аудитория, какие охваты постов и сториc?
  4. Как делится аудитория: женщины или мужчины, какого возраста, из каких городов?
  5. О чем пишет блогер?
  6. Касается ли блогер политических или религиозных тем, использует ли мат в текстах и сторис?
  7. Бывает ли у блогера обнаженный контент или другие форматы, которые могут противоречить маркетинговой политике бренда?

Не обязательно иметь очень много подписчиков — для старта будет достаточно тысячи. Но важно, чтобы они были живыми, а не накрученными ботами.

Кто такие боты и откуда они берутся

Боты — это фейковые аккаунты, за которыми нет настоящих людей. Иногда это вымышленные персонажи с фотографией из интернета. Но чаще всего у таких аккаунтов нет имени и аватарки.

Ботов используют, чтобы накрутить количество подписчиков. Проблема в том, что они не смотрят сторис, не читают посты, не пишут комментарии и не ставят лайки. Цифра в графе «подписчики» вырастет, но статистика аккаунта будет плохой. А ведь активность в блоге — это именно то, за чем бренды приходят к блогерам.

Когда ботов можно не бояться. Скорее всего, в вашем аккаунте не будет ботов, если вы продвигали блог «белыми» методами:

  • покупали рекламу у блогеров;
  • использовали таргетированную рекламу;
  • участвовали в марафонах;
  • попадали в «Рекомендованное».

Либо если читатели находили вас сами. Например, если вы выступили на обучающем мероприятии и упомянули свой ник в соцсети.

В каких случаях боты будут. С большой вероятностью часть ваших подписчиков состоит из фейков, если вы продвигали блог следующими способами:

  1. Участвовали в гивах — это когда несколько блогеров скидываются, покупают призы и разыгрывают среди тех, кто подпишется на каждого из них. Многие действительно подписываются, но после розыгрыша никогда не смотрят контент этих блогеров, то есть становятся неактивной аудиторией. Или отписываются сразу после раздачи. А другие используют ботов.
  2. Покупали подписчиков в сервисах накрутки, в том числе на самых дорогих тарифах, где обещают живых людей. Это обман. Через такие сервисы приходят боты.
  3. Использовали чаты активности. Это бесплатные чаты в «Телеграме» и «Вотсапе», где люди договариваются ставить друг другу лайки и писать комментарии. Схема такая: чтобы получить 10 лайков, вы сами должны оставить 10 лайков у других, с комментариями то же самое.
  4. Использовали масслайкинг и массфолловинг. Это старый метод продвижения, когда блогер подписывается на случайных людей из своей потенциальной целевой аудитории и лайкает их в расчете на то, что они увидят его и подпишутся.

В последних двух случаях в подписчиках могут быть не боты, а настоящие пользователи, но это неактивная аудитория: если человек подписан сразу на много аккаунтов, то контент большинства из них он просто не видит в ленте.

«Выгодное» предложение сервиса накрутки — цена составляет меньше 8 копеек за подписчика. Не обольщайтесь, это не будут живые люди
«Выгодное» предложение сервиса накрутки — цена составляет меньше 8 копеек за подписчика. Не обольщайтесь, это не будут живые люди

Как проверить аудиторию

Узнать, много ли среди ваших подписчиков ботов, можно самостоятельно или через сервисы.

Самостоятельная проверка. Это бесплатный способ, но он подойдет только в том случае, если у вас мало подписчиков и вы готовы отсмотреть 20—30 аккаунтов. Можно прицельно проверить самых подозрительных — без аватарки, со странными никнеймами. Если там нет публикаций или аккаунты закрыты, это почти точно боты.

Также рекламодателей может смутить, если вы пишете на русском языке, а среди ваших подписчиков много арабских или индийских пользователей. Это тоже похоже на накрутку. Исключение — если вы делаете упор на визуал: размещаете красивые фото и видео, которыми можно любоваться и без знания языка.

Проверка через сервисы для блогеров. Например, существует сервис Livedune. Он многофункциональный: с его помощью можно настраивать отложенный постинг, мониторить действия конкурентов и получать отчеты о том, как меняется активность аудитории в вашем блоге. Основные функции можно попробовать бесплатно, а минимальный тариф для блогера стоит 500 ₽ в месяц. В эту сумму входит проверка качества аудитории.

500 ₽
стоит минимальный тариф для блогера в сервисе Livedune
Сервис Livedune считает, что у меня качественная аудитория. Правда, лайки и комментарии подписчики оставляют на 17% реже, чем у аналогичных блогеров. Это не очень хорошо, но некритично
Сервис Livedune считает, что у меня качественная аудитория. Правда, лайки и комментарии подписчики оставляют на 17% реже, чем у аналогичных блогеров. Это не очень хорошо, но некритично

Как решить проблему с ботами. Если в аккаунте только боты, то есть их больше 50%, то лучший совет — просто удалить его и создать новый. И продвигать его уже с помощью «белых» методов.

Если же среди подписчиков есть и живые люди, аккаунт можно почистить, удалив мертвые души. Это делают вручную и с помощью программ, например Instahero. Сервис подскажет, сколько аккаунтов, по его мнению, неактивны, и предложит удалить их. Это можно сделать автоматически и самостоятельно.

Конечно, не все бренды осведомлены о том, как проверить качество аудитории блогера. Поэтому, если вы накрутили подписчиков, теоретически можете попытаться найти предложения бартера. Но, во-первых, это нечестно. А во-вторых, мертвая аудитория станет заметна после публикации, ведь боты и арабские аккаунты не будут переходить по рекламным ссылкам.

Как проверить активность аудитории

Рекламодатели могут запрашивать разную статистику, в зависимости от того, какая аудитория им нужна и что важно для рекламы.

Чтобы смотреть статистику, необходимо подключить бизнес-аккаунт. Для этого откройте меню → «Настройки» → «Аккаунт» → «Переключиться на профессиональный аккаунт».

Вот этот значок в правом верхнем углу открывает меню
Вот этот значок в правом верхнем углу открывает меню
После того как перейдете на профессиональный аккаунт, нужно будет подождать несколько дней, чтобы данные загрузились. Затем в вашем меню появится пункт «Статистика»
После того как перейдете на профессиональный аккаунт, нужно будет подождать несколько дней, чтобы данные загрузились. Затем в вашем меню появится пункт «Статистика»

Чаще всего запрашивают охваты постов и сторис за последнюю неделю, гео, возраст и пол аудитории. Вот зачем это нужно и где найти информацию.

Охваты постов и сторис — это число уникальных пользователей, которые увидели вашу историю или публикацию. Разные сторис смотрит разное количество людей. И в разные дни у вас может быть более или менее интересный контент.

Посмотреть свои цифры можно в меню «Статистика» на вкладке «Контент, который вы опубликовали». Нормальным считается, когда средний охват сторис составляет более 10% от числа подписчиков. Но чем больше, тем лучше. Норма охвата постов — от 30%.

Обычно охваты сторис присылают в формате видеозаписи экрана, на которой вы листаете вкладку с данными. Охваты постов умещаются на фото. Но иногда компании просят все же прислать видео, потому что блогеры часто фотошопят статистику, чтобы получить больше товаров.

Меню статистики, где можно посмотреть охваты своих историй и постов
Охваты моих историй. Я отсортировала их от большего к меньшему
А это охваты постов. Их я тоже отсортировала от большего к меньшему

Данные об аудитории. Иногда рекламодателей интересуют такие параметры, как география, возраст и пол подписчиков. Все это можно посмотреть в разделе «Статистика» на вкладке «Ваша аудитория».

Обычно рекламодатели подбирают блогеров, которых читает целевая аудитория их товара или услуги. Например, бренду подгузников подойдет блогер-мама с соответствующей аудиторией. А бренду дезодорантов для мужчин будут интересны блогеры с подписчиками-мужчинами.

Параметры моей аудитории. Разброс по городам достаточно серьезный, но видно, что большинство подписчиков из Москвы. Возраст почти половины моих читателей — от 25 до 34 лет
Параметры моей аудитории. Разброс по городам достаточно серьезный, но видно, что большинство подписчиков из Москвы. Возраст почти половины моих читателей — от 25 до 34 лет
Абсолютное большинство моих подписчиков — женщины
Абсолютное большинство моих подписчиков — женщины
1/2
Параметры моей аудитории. Разброс по городам достаточно серьезный, но видно, что большинство подписчиков из Москвы. Возраст почти половины моих читателей — от 25 до 34 лет

Условия бартера

Каждый блогер сам решает, на каких условиях он согласен сотрудничать по бартеру. Но есть некоторые стандартные формулы. Я рекомендую сперва оценить стоимость рекламы в блоге, а затем переложить это на бартер.

Как оценить стоимость рекламы. Существуют две системы, по которым блогеры размещают коммерческую рекламу. Первая — с использованием реферальных ссылок и промокодов. Блогер получает оплату, если подписчик совершит определенное действие — например, что-то закажет у продавца.

Другая система — фиксированное вознаграждение вне зависимости от эффективности рекламы. Существует стандартная формула — она нигде не прописана, но, по моим данным, ее используют многие блогеры. В ней цена одного уникального просмотра истории или поста — от 30 копеек до рубля. На нее влияют два параметра: возраст аудитории — если от 25 лет, просмотр стоит дороже; частота выхода рекламы в блоге — чем реже, тем выше стоимость просмотра.

Дальше эту цену умножают на охваты. Например, если вас читают в основном тридцатилетние, а реклама выходит не чаще двух раз в месяц, то при охвате сторис в 100 человек вы сможете продать рекламу за 70—100 ₽.

Можно поступить проще и воспользоваться бесплатным калькулятором сервиса для блогеров Getblogger. Чтобы зарегистрироваться в сервисе, надо быть блогером с аудиторией от 1000 подписчиков, причем большинство из них должны быть из России. После регистрации вы найдете калькулятор в разделе «Мои аккаунты». Сервис посчитает вовлеченность в вашем аккаунте и покажет, сколько должна стоить реклама. Вовлеченность — это соотношение количества подписчиков к количеству комментариев и лайков.

Указано, что это рекомендованная цена и что инфлюенсер может устанавливать свою. Но учитывайте, что этот параметр видят все рекламодатели.

Вот сколько, по мнению сервиса Getblogger, я должна получать с каждой рекламы у себя в блоге
Вот сколько, по мнению сервиса Getblogger, я должна получать с каждой рекламы у себя в блоге
А вот как оценивает мои форматы рекламы калькулятор в аналогичном сервисе Epic Stars
А вот как оценивает мои форматы рекламы калькулятор в аналогичном сервисе Epic Stars

Как оценить бартер. Самый простой путь — рассчитать цену товара, который вы получаете по бартеру, исходя из цены рекламы. Чаще всего заказчики предлагают именно это. Но я не согласна с таким подходом.

Обычно я прошу предоставить товар с ценой, которая в два раза превышает рекомендованную стоимость размещения у меня в блоге. Ведь для компании товар или услуга стоит не столько же, за сколько ее покупают. Иначе все давно бы разорились.

Были компании, которые отказались предоставить такой объем бартера. Но я считаю, что в этом случае им стоит заказать рекламу.

Есть еще один способ получить по бартеру больше — предложить бренду сделать качественный контент. Это может сработать, даже если у вас совсем немного подписчиков. По моему опыту, некоторые бренды не могут сами красиво отснять товар для своего аккаунта в соцсетях или сайта. Если вы сможете сделать интересные кадры и ролики, просите от компании больший объем бартера.

Например, у меня так получилось с коляской белорусского бренда детских товаров Bubago. Скажу честно: изначально я согласилась, потому что неправильно прочитала название и думала, что получу товары от известной марки Bugaboo. Но в итоге проект оказался очень удачным.

Я нашла предложение от бренда в сервисе для бартеров Shar. В тот момент мои охваты позволяли претендовать на стульчик для кормления за 3190 ₽ — так сказали представители бренда. Но стульчик у нас уже был. И я по совету мужа спросила, могу ли получить по бартеру коляску. Причем попросила одну из дорогих моделей-бестселлеров за 14 200 ₽. Я была почти уверена, что мне откажут.

Но бренд согласился — правда, с условием, что я сниму подробный видеообзор коляски и озвучу все достоинства товара. Так я и сделала: сняла не только сторис, но и подробный IGTV-ролик с обзором преимуществ товара на 3 минуты.

Я осталась очень довольна этим сотрудничеством. Во-первых, коляска действительно классная. Мы пользуемся ею до сих пор, вот уже почти полгода. А во-вторых, рекламный материал получился и нативным, и полезным для аудитории: меня читают в основном мамы. Ссылку на этот обзор просили еще в течение пары месяцев. И я точно знаю, что помогла бренду продать как минимум две коляски.

Скриншот из видеообзора коляски. Надо отдельно рассказать, как мы это снимали: уложили дочку на дневной сон и оставили ее с 76⁠-⁠летней прабабушкой. В силу возраста прабабушка даже не могла надолго взять ее на руки, поэтому мне приходилось каждые 10⁠—⁠15 минут бегать домой и проверять, все ли в порядке. Несмотря на это, ролик получился хорошим
Скриншот из видеообзора коляски. Надо отдельно рассказать, как мы это снимали: уложили дочку на дневной сон и оставили ее с 76⁠-⁠летней прабабушкой. В силу возраста прабабушка даже не могла надолго взять ее на руки, поэтому мне приходилось каждые 10⁠—⁠15 минут бегать домой и проверять, все ли в порядке. Несмотря на это, ролик получился хорошим

Как найти бартер через сервисы

Я знаю несколько способов найти бартер: использовать специальные сервисы, вступить в тематические чаты либо договориться с брендом напрямую. Расскажу подробно о каждом, начнем с сервисов.

Сервисы — это посредники между брендами и блогерами. Компании присылают им информацию о товарах и услугах, которые хотят продвинуть. А инфлюенсеры — данные о себе и статистике своих блогов. Регистрация для блогеров во всех сервисах бесплатная, но нужно пройти модерацию.

По моему опыту, сотрудничать с брендами через сервис — самый простой и выгодный вариант. Во-первых, бренды, которые размещаются в сервисах, точно хотят сотрудничать по бартеру, ведь они сами публикуют заявки. А если писать брендам напрямую, то гарантий нет.

Во-вторых, в сложных случаях, например если товар или услуга окажутся некачественными, поддержка сервиса поможет блогеру. Я с этим не сталкивалась, но друзьям-блогерам поддержка помогала.

Я знаю несколько таких сервисов: Getblogger, Shar, Epic Stars,Tell Me Store, Label Up, LM Sape. С первыми двумя я работала. Расскажу о них подробнее.

Сервис Getblogger

Getblogger — сервис, где компании публикуют предложения рекламы и бартера. Можно найти заявки от мелких и крупных компаний, например от Тинькофф и «Тануки».

Сервис работает с блогерами в самых разных соцсетях: «Инстаграме», «Ютубе», «Тиктоке», «Твиче», «Телеграме», «Твиттере», «Фейсбуке», «Вконтакте», «Яндекс-дзене», «Лайках», «Одноклассниках». Зарегистрироваться в качестве блогера можно, если:

  1. Вы самостоятельно создаете контент.
  2. У вас более 1000 реальных подписчиков.
  3. Основная часть подписчиков из России.

Заказчики публикуют в сервисе предложения рекламы и бартера и устанавливают параметры, которым должен соответствовать блог: например, от 10 000 подписчиков, или средний возраст не младше 30 лет, или определенная тематика. Сервис автоматически подбирает блогеров и присылает им предложения сотрудничества. Также заказчики могут писать блогерам напрямую.

По правилам сервиса блогер должен ответить на приглашение в течение суток. Если он согласен сотрудничать, то получает подробное ТЗ, в котором указывают, какой именно материал будет нужен и какие тезисы необходимо отобразить. Иногда в заявке сразу пишут сумму бартера, на которую блогер может выбрать товар.

Так выглядит мой личный кабинет в сервисе. Сейчас я могу принять участие в 39 проектах с вознаграждением за результат, например с реферальными ссылками, и в 4 проектах с фиксированной оплатой. Наверху — мой баланс, это бонусные рубли, которые я получила за регистрацию по реферальной ссылке. Их можно вывести, но только от 1000 ₽, а я никак не зарабатываю в сервисе
Так выглядит мой личный кабинет в сервисе. Сейчас я могу принять участие в 39 проектах с вознаграждением за результат, например с реферальными ссылками, и в 4 проектах с фиксированной оплатой. Наверху — мой баланс, это бонусные рубли, которые я получила за регистрацию по реферальной ссылке. Их можно вывести, но только от 1000 ₽, а я никак не зарабатываю в сервисе

За десять месяцев использования сервиса мне пришло около десяти заявок. Три из них я взяла. Остальные предложения не показались мне интересными, или я просто не успевала на них ответить в течение суток.

Один из кейсов — бартер с доставкой готовой домашней еды «Внук и внучка». Предложение от них пришло очень кстати. Я была в декрете и сидела с дочкой, поэтому совсем не успевала готовить. Муж много работал и помогал мне с малышкой, ему тоже было не до того. Поэтому мы питались в основном фастфудом, что было не только вредно, но еще и дорого.

Компания привезла нам 9 кг готовой домашней еды. Там были два супа, два мясных блюда, два гарнира, салат с майонезом, блины, морс и маленькие топинги вроде сметаны и варенья. Все было свежее, но восторга еда не вызвала: показалась скучной и пресной.

Поскольку компания выполнила все свои обязательства, я выпустила весь объем рекламы по ТЗ. Правда, обманывать подписчиков не стала и акцент на вкусовых качествах не делала. Вместо этого рассказала о том, как удобно получить готовую еду на несколько дней на всю семью. Особенно когда ты работающая мама, как я, и у тебя есть и другие заботы.

В посте о доставке готовой еды я написала: «Еда преимущественно вареная и запеченная, но съедобно, без ПП головного мозга». Никакого обмана
В посте о доставке готовой еды я написала: «Еда преимущественно вареная и запеченная, но съедобно, без ПП головного мозга». Никакого обмана
Пример, как выглядит ТЗ от бренда на сайте Getblogger. Это заявка от бренда «Ниппон», о котором я рассказывала выше
Пример, как выглядит ТЗ от бренда на сайте Getblogger. Это заявка от бренда «Ниппон», о котором я рассказывала выше
1/2
В посте о доставке готовой еды я написала: «Еда преимущественно вареная и запеченная, но съедобно, без ПП головного мозга». Никакого обмана

Сервис Shar

Shar похож на Getblogger, но специализируется именно на бартерных предложениях. Найти рекламу за деньги там не получится. Доступ к работе с брендами дают блогерам с аудиторией от 2000 реальных подписчиков.

После регистрации блогеру доступен список предложений от рекламодателей. Тут тоже есть как крупные заказчики, так и мелкие. Основная разница в том, что в Getblogger блогер принимает или отклоняет заявки от бизнеса, а в Shar сам отправляет отклики на понравившиеся проекты.

Через Shar за год я отправила шестнадцать заявок. Получила только четыре положительных ответа. Еще две заявки до сих пор висят неотвеченными, хотя прошло уже больше полугода. В итоге я сотрудничала с тремя компаниями.

В Shar есть ТЗ от заказчика. Но его заполняют в свободной форме, поэтому чаще всего оно выглядит довольно куцым, если сравнивать с заявками в Getblogger.

Еще одна фишка Shar — интерактивная карта, на которой можно посмотреть предложения рядом с твоим местоположением. Не вижу в этой функции острой необходимости, но все равно прикольная идея
Еще одна фишка Shar — интерактивная карта, на которой можно посмотреть предложения рядом с твоим местоположением. Не вижу в этой функции острой необходимости, но все равно прикольная идея
Вот что видит блогер перед откликом через Shar
Вот что видит блогер перед откликом через Shar
1/2
Еще одна фишка Shar — интерактивная карта, на которой можно посмотреть предложения рядом с твоим местоположением. Не вижу в этой функции острой необходимости, но все равно прикольная идея

Другие сервисы

Расскажу коротко о других сервисах, которые знаю. Я пока не успела с ними посотрудничать, но на сайтах заявлено, что они работают и с коммерческими предложениями, и с бартерными.

Epic Stars — биржа, где рекламодатели размещают объявления о бартерной и коммерческой рекламе. На сайте есть калькулятор — можно посчитать потенциальный доход, исходя из числа просмотров в вашем аккаунте.

Tell Me Store — платформа для проведения рекламных кампаний у блогеров. Сотрудничает с инстаблогерами и ютуб-блогерами.

Label Up — платформа по работе с блогерами от одноименного агентства, которое сотрудничает с большими инфлюенсерами на сложных проектах.

LM Sape — сервис для блогеров, который работает с «Инстаграмом» и «Ютубом». В будущем может появиться возможность размещать рекламу в соцсети «Твич». В этом сервисе блогеры могут сами устанавливать цены за свою работу.

Как найти бартер через чаты и группы

Другой способ найти бартер — вступить в специальные чаты в «Телеграме» или группы в «Фейсбуке». Там оставляют предложения и сами блогеры, и представители брендов.

Вот несколько таких сообществ:

  • чат «Бартер PR» в «Телеграме». В этом чате разрешают размещать только бартерные предложения. Доплата и коммерческие предложения запрещены;
  • «Бартерный клуб» в «Телеграме». Чат-сообщество, где все по бартеру. В нем состоят блогеры и эксперты, например фитнес-тренеры, психологи, стоматологи, бизнес-коучи и так далее;
  • «Бартер» — сообщество в «Фейсбуке» для обмена товарами и услугами.

В отличие от объявлений брендов в сервисах, в чатах рекламодатели часто размещают совсем короткие заявки, из которых ничего не понятно. Например, могут написать: «Ищу фуд-блогеров для рекламы товаров для кухни по бартеру». Неясно, о каком регионе идет речь, какие товары предлагают, какие охваты интересуют компанию.

Можно написать в личку и уточнить, но для меня это сразу звонок: представители бренда не очень понимают, как работает реклама в «Инстаграме». А значит, возможны сложности — например, завышенные ожидания от размещения и негативная реакция, когда бума продаж не последует.

Я несколько раз откликалась на подобные объявления. Писала стандартный текст: указывала, где увидела объявление, прикладывала ссылку на блог и обещала прислать статистику, если мое предложение заинтересует. Лучше прикреплять ее сразу, но я не хотела постоянно вставлять скриншоты, ведь рассылала по 15—20 сообщений за раз.

Примерно на один из трех откликов я получала ответ. Но сотрудничество получилось только один раз. Это была детская развивающая игрушка «Бизи-куб». Остальные компании либо предлагали слишком маленький объем бартера, либо просили говорить в рекламе то, чего я не могла знать. Например, предлагали сделать массаж, а рассказать об эпиляции в том же салоне.

Пример подробного предложения от компании. Тут сразу понятно, кто нужен и что предлагают за рекламу
Пример подробного предложения от компании. Тут сразу понятно, кто нужен и что предлагают за рекламу
«Бизи-куб», который прислали моей дочке после отклика на объявление в чате бартера. Игрушка хорошая, но оказалась не совсем по возрасту. Дочке тогда было всего 7 месяцев. А вот сейчас, когда малышке 1 год и 4 месяца, она может надолго залипнуть на этот кубик
«Бизи-куб», который прислали моей дочке после отклика на объявление в чате бартера. Игрушка хорошая, но оказалась не совсем по возрасту. Дочке тогда было всего 7 месяцев. А вот сейчас, когда малышке 1 год и 4 месяца, она может надолго залипнуть на этот кубик

Еще можно написать объявление самому — рассказать о себе, указать интересующие товары и статистику блога. Я размещала такие объявления дважды или трижды. В ответ мне приходили предложения, до 10—15 каждый раз. Но из них мне ничего не понравилось. Предлагали:

  • услуги психологов — не очень понятно, как мне поможет разовая консультация;
  • очень много онлайн-курсов по удаленным профессиям. Я периодически сотрудничаю с крупными школами типа «Нетологии» и скоро планирую запускать собственное обучение, так что этот вариант тоже не подходил;
  • детскую одежду, которую покупали на «Алиэкспрессе» и перепродавали с наценкой, — совершенно не мой уровень.
Так обычно выглядит сообщение от блогера, который готов сотрудничать по бартеру
Так обычно выглядит сообщение от блогера, который готов сотрудничать по бартеру

Как найти бартер через личную переписку

Когда пишете вы. Я ни разу не использовала этот способ. Мне кажется, что это слишком трудозатратно. Ведь нужно не только найти бренд, которому может быть интересно сотрудничество, но еще и договориться об условиях.

Но я знаю девушку, которая построила на этом весь блог. Она учит маленьких инфлюенсеров с аудиторией от 1000 подписчиков искать компании для бартера. Я купила ее обучающий продукт по коллаборациям. Он стоил около 400 ₽, и я считаю, что он окупился. Вот как она рекомендует писать обращения к брендам:

  • рассказать о себе и своем блоге только то, что будет важно компании. В этот список точно входит тема блога, популярные рубрики и форматы;
  • прикрепить информацию о статистике: числе подписчиков, охватах;
  • дать ссылку на свой инстаграм.

Я бы еще рекомендовала сразу прикреплять скриншоты статистики.

Возможно, также имеет смысл добавить информацию о том, какую выгоду компания получит от сотрудничества. Например, качественный контент, который можно будет использовать на сайте или в соцсетях.

Когда пишут вам. Большинство моих удачных бартерных проектов было результатом входящих запросов от брендов. Мне писали в личные сообщения в «Инстаграме» и предлагали сотрудничество.

Впервые я согласилась на такой бартер, когда у меня было 10 000 подписчиков. Мне предложили пройти психологический марафон Елены Блиновской. Обычно я отказывалась от участия в подобных марафонах, но об этом слышала много отзывов и решила пройти.

В итоге я прошла, кажется, почти все марафоны этого автора. Не могу сказать, что все услышанное подошло мне на 100%. Но я почерпнула из этих продуктов кое-какие важные для себя мысли. Например, поняла, что некоторые наши желания на самом деле не наши, а навязаны обществом, родителями или окружением. А чтобы зарабатывать больше, нужно прежде всего вкладывать в себя и свой комфорт. После этого я прошла еще несколько подобных марафонов у других авторов.

Другой классный кейс, когда я даже не думала ни о каком бартере, — сотрудничество с брендом легких пп-десертов. В августе 2020 года я выложила в сторис безе, которые купила в супермаркете. Я не собиралась делать рекламу, но безе оказались настолько вкусными, что я выложила их в сторис и в шутку написала: «Не покупайте это, оно с наркотиками». Я имела в виду, что безе очень вкусные и невозможно остановиться, пока не съешь всю коробку.

Через несколько часов со мной связалась моя подписчица. Оказалось, что она занималась продвижением этого бренда и готова была прислать целую коробку десертов за упоминание. Через несколько дней бренд действительно прислал курьера с коробкой и даже открыткой.

Та самая история, после которой меня угостили целой коробкой вкусняшек
Та самая история, после которой меня угостили целой коробкой вкусняшек
Пример предложения от бренда, которое мне прислали в личные сообщения. Я от него отказалась, так как сейчас запускаю свой продукт
Пример предложения от бренда, которое мне прислали в личные сообщения. Я от него отказалась, так как сейчас запускаю свой продукт
1/2
Та самая история, после которой меня угостили целой коробкой вкусняшек

Зачем нужен пиар-аккаунт. Если у вас уже достаточно большой блог и вам часто пишут в директ, для общения с рекламодателями можно создать отдельный аккаунт. Такой есть и у меня. Ежедневно в директ основного аккаунта мне пишут 20—30 подписчиков, и пиар-аккаунт нужен, чтобы в этом потоке не терялись предложения от рекламодателей и переписки с ними. К тому же там рекламодатели сразу видят статистику, примеры моих рекламных размещений и их результаты.

Некоторые блогеры отдают ведение таких аккаунтов помощникам, но я занимаюсь им сама. Я указала в постах форматы рекламного размещения у меня и написала о других своих услугах. А в сторис раз в две недели размещала свежую статистику и выкладывала отзывы от рекламодателей, примеры реклам и статистику переходов по ссылкам.

Я сделала посты об основных форматах рекламы у меня: рекомендация в сторис и посте, совместный прямой эфир с другим блогером, бартер. А также указала другие услуги: проработка подачи для рекламы блога, помощь с резюме для поиска удаленной работы и «Тиктоком»
Я сделала посты об основных форматах рекламы у меня: рекомендация в сторис и посте, совместный прямой эфир с другим блогером, бартер. А также указала другие услуги: проработка подачи для рекламы блога, помощь с резюме для поиска удаленной работы и «Тиктоком»
Чтобы создать этот аккаунт, закрепить важную информацию в сторис и написать основные посты, мне понадобилось около часа. Когда я делала рекламу, я регулярно его обновляла: добавляла информацию о новых форматах рекламы и размещала отзывы заказчиков
Чтобы создать этот аккаунт, закрепить важную информацию в сторис и написать основные посты, мне понадобилось около часа. Когда я делала рекламу, я регулярно его обновляла: добавляла информацию о новых форматах рекламы и размещала отзывы заказчиков

О чем стоит договориться заранее

Я рекомендую начинать сотрудничество с брендами через сервисы. Процесс там отлажен. Но я составила чек-лист того, что нужно обсудить «на берегу», если вы решили договариваться самостоятельно:

  1. Какие именно товары или услуги вы получите и в каком объеме.
  2. Сколько и каких публикаций нужно сделать: будет ли это пост или сторис; если сторис, то какое количество.
  3. Как показывать услугу или товар: нужны ли вы в кадре или достаточно будет фотографии либо видео самого продукта.
  4. О чем нужно рассказать в публикации, какие преимущества товара подсветить.
  5. Когда нужно делать публикации. Если вы пока не уверены в честности рекламодателя, лучше не размещать посты и сторис до того, как получите товар.
  6. Как именно нужно упомянуть бренд: отметить его аккаунт в «Инстаграме», дать ссылку на сайт или товар на маркетплейсе в сторис, разместить ссылку в шапке профиля в «Инстаграме».

Бывают неприятные ситуации, когда вы договорились с брендом о бартере, но вам так ничего и не отправили. Я рекомендую относиться к этому философски. Если вы еще не выложили сторис, то почти ничего не теряете. Можно попробовать написать представителю компании еще раз на случай, если о вас забыли. Но если вам не отвечают больше месяца, лучше переключиться на поиск других предложений.

Но бывает и хуже. Расскажу о своих самых неудачных опытах сотрудничества.

Что делать, если товар или услуга плохая

Я считаю, что нельзя делать рекламу, если товар или услуга оказались некачественными. Ведь подписчики вам доверяют.

С другой стороны, когда я сотрудничаю с брендом, я всегда стараюсь дать второй шанс компании, если что-то идет не так. Связываюсь с менеджерами поддержки, предлагаю решения. Ведь бизнес — это всегда люди, а им свойственно ошибаться. Вопрос лишь в том, как бренд реагирует на ошибки своих сотрудников и что делает для клиента, чтобы их исправить.

Вот три непростые ситуации, в которые я попала.

Ситуация первая: доставка здоровой еды. Это было мое первое сотрудничество, и оно было провальным. В тот момент у меня было 9000 подписчиков, я уже размещала рекламу, но впервые договорилась о бартере и была очень воодушевлена. Но воодушевление улетучилось, как только я открыла еду, которую мне привезли. В готовой овсяной каше был огромный черный волос.

Я сразу написала менеджеру бренда. Через час мне ответили, что проверяют информацию. И пропали.

Спустя сутки я снова написала и спросила, что мы будем делать. Мне ответили, что проводят проверку. Дата публикации, которую я определила, уже прошла. Мне нужно было размещать другую оплаченную рекламу. Я нервничала из-за того, что придется менять расписание, а главное — не понимала, что теперь делать.

В итоге мне так никто и не ответил. Компания даже не извинилась. Еду мы через два дня выбросили, не рискнув пробовать другие блюда. Я не могла никому пожаловаться, ведь мы договаривались напрямую, а не через сервис. Писать о них в «Инстаграме» не стала.

В тот раз я просто потратила немного нервных клеток. В другой — потеряла деньги.

Так выглядело мое первое бартерное сотрудничество. Я им так гордилась, что даже похвасталась в семейном чате
Так выглядело мое первое бартерное сотрудничество. Я им так гордилась, что даже похвасталась в семейном чате

Ситуация вторая: детские товары. Через один из сервисов я договорилась о бартере с производителем детских товаров. Я выбрала игровой коврик, на котором можно рисовать водой. Представитель предложил оформить заказ на «Вайлдберриз» и оплатить, а затем обещал все компенсировать.

Заказчик отвечал на мои сообщения очень медленно, а срок проекта в сервисе истекал. Поэтому я решила оплатить и разобраться по ходу дела. После этого мне перестали отвечать. Через неделю заявка каким-то образом превратилась из одобренной в отклоненную. Чат с рекламодателем закрылся.

Коврик стоил всего 1000 ₽, и я в любом случае планировала заказать подобный для дочки. Но все равно я чувствовала себя глупо. Тем более что уже сняла много рекламных видео — поспешила сделать это до того, как отдать коврик дочке, ведь она бы быстро его изрисовала. Муж предположил, что компания таким образом делает себе продажи. Но я сомневаюсь: мне кажется, это слишком сложная схема для продажи нескольких ковриков за 1000 ₽.

Поскольку это сотрудничество проходило через сервис, я могла написать в поддержку и попросить защитить мои интересы. Возможно, сервис вернул бы мне деньги или заблокировал недобросовестную компанию. Но я решила не поднимать шумиху из-за тысячи рублей.

Ситуация третья: сервис по подбору нянь. Когда я соглашалась на этот бартер, сильно волновалась, ведь человек должен был провести время с моей годовалой дочкой. Конечно, в этот день я не уходила из дома, как не ушла бы, даже если бы заплатила няне из своего кармана.

Но когда няня по бартеру пришла, я сразу расслабилась. Девушка оказалась будущим логопедом и очень понравилась моей дочке. Я от души написала пост с рекомендацией, сделала сторис и все это выложила.

На этом история бы закончилась и не попала в раздел неудач, но няня нам так понравилась, что мы решили стать клиентами сервиса и оплатили подписку на их услуги. В итоге я была очень разочарована. Той няне, что к нам приходила, было далеко добираться, и она отказалась от постоянного сотрудничества. А другого человека сервис так и не смог нам подобрать. За месяц у нас побывали три кандидатки, но они не нашли подхода к нашей Софе.

Сервис вернул деньги, а менеджеры извинились, но осадок остался. Я не знала, как поступить с рекламой, которую опубликовала. Было бы нехорошо, если бы мои подписчицы обратились туда по моей рекомендации и тоже не нашли бы человека с опытом работы с годовалыми детьми.

Сначала я думала сделать опровержение, но было видно, что менеджеры сервиса очень переживают. Они часто звонили и писали, предлагали кандидаток и замену. И деньги в итоге вернули без колебаний. Так что я решила пойти на компромисс. Опровержение не выложила, но пост с рекламой удалила. До сих пор не уверена, что поступила правильно.

Тот самый удаленный пост. Я не согласовывала его с компанией, потому что у нас не было такой договоренности
Тот самый удаленный пост. Я не согласовывала его с компанией, потому что у нас не было такой договоренности
Вот что мне ответил менеджер, когда после отказа четвертой по счету няне мы попросили вернуть нам деньги
Вот что мне ответил менеджер, когда после отказа четвертой по счету няне мы попросили вернуть нам деньги

Что в итоге

Иногда я слышу мнения от представителей компаний, что бартерная реклама и реклама у блогеров неэффективна. Но я с этим не согласна. Как минимум потому, что сама не раз становилась клиентом компаний, которые приходили ко мне на рекламу.

Например, так произошло с одной клининговой фирмой. Полгода назад я вызвала их сотрудника по бартеру. Компания написала мне сама в пиар-аккаунт. Все прошло так хорошо, что я до сих пор пользуюсь их услугами — уже за свой счет.

В сотрудничестве по бартеру есть и другие плюсы. Это возможность попробовать интересные товары и услуги, которые вы не стали бы приобретать за свои деньги. Рекламные посты, если они написаны честно и от души, могут принести реальную пользу вашим подписчикам. А еще благодаря бартеру я познакомилась с владельцами некоторых маленьких бизнесов.

Сейчас я занимаюсь созданием своего инфопродукта — вебинара по удаленной работе для мам. Продюсер, которая со мной работает, рекомендовала мне на время отказаться от рекламы, в том числе бартерной, чтобы не утомить аудиторию постоянными продажами. Но, возможно, позже я к этому вернусь.

Запомнить

  1. Искать товары для бартера можно, когда у вас более 1000 подписчиков в «Инстаграме».
  2. Искать бренды можно самостоятельно, через чаты, группы и сервисы.
  3. Используйте калькуляторы в сервисах для блогеров, чтобы понять, сколько стоит реклама в вашем блоге.
  4. Просите бартер на сумму в два раза больше, чем взяли бы за рекламу.
  5. Если сделать качественный контент для компании, можно получить больше товаров и услуг по бартеру.

Сколько читателей у вас в инстаграме?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество