Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

В этом октябре я сделала заказ в онлайн-магазине «Читай-город» и заранее оплатила его онлайн, о чем теперь очень жалею. Как оказалось, магазин не только может продать вам бракованную книгу за 450 ₽, но и откажется вернуть деньги за отмененный заказ, если вы не предоставите ему заявление на возврат средств с обязательным указанием своих паспортных данных и это при оплате картой онлайн.

На сайте магазина «Читай-город» нет информации о том, что вам придется заполнять такое заявление при отмене предоплаченного заказа. И также на их сайте нет бланка этого самого заявления на возврат средств — при отмене заказа вы видите бланк этого заявления впервые, и вы обязаны его заполнить, если хотите получить свои деньги назад 🙈

Уже после этого происшествия я стала гуглить похожие случаи и обнаружила, что это обычная практика магазина «Читай-город»: я не единственная, кто из-за этого обязательного секретного заявления потерял свои деньги, и магазину на эти случаи наплевать, он с удовольствием оставляет деньги себе…

Удивительно, что крупная сеть книжных магазинов «Читай-город» позволяет себе такое безответственное отношение к покупателям и к их деньгам. У меня даже закралась мысль, а не братки ли крышуют эти книжные.

Что же делать, если известный магазин демонстративно отказывается выполнять свои обязательства перед покупателем? Как правильно запустить судебный процесс и как его выиграть?

И, — та-дам! — небольшая предыстория. Я делала тот самый роковой заказ, за которой мне уже месяц не возвращают деньги, скрепя сердцем, т.к. предыдущий, слава богу, не предоплаченный, заказ в «Читай-городе» я получила с браком: у новой книги был порван корешок.

Благо от неоплаченных заранее заказов «Читай-город» дает вам возможность отказаться без проблем, но у меня сгорели бонусы по партнерской программе, которые были зарезервированы в том заказе, плюс я потеряла время на дорогу до их магазина — пункта выдачи заказа.

В общем, я была зла, но у меня было еще некоторое количество бонусов, срок которых тоже истекал со дня на день. Я решилась, и сделала новый заказ, чтобы задействовать бонусы, и на всякий случай оплатила его на сайте, т.к. побоялась, что бонусы сгорят до того, как я получу заказ. И вот что из этого вышло…

Часть 1

И вот я иду забирать свой заказ в магазин «Читай-город», называю номер доставки и жду, пока сотрудник мне его вынесет. Посылку приносят, разворачивают, выдают мне книгу, и я вижу, что у нее испорчена обложка: по центру лицевой стороны обложки идет дефект ламинирующей пленки, да такой, что нельзя разобрать названия книги… Я стою, недоумеваю, почему за 450 ₽ мне пытаются продать книгу, которую любой уважающий себя магазин должен был списать…

В ходе диалога с сотрудниками магазина выясняется, что в карточке товара в приложении «Читай-города» книга, которую я выбрала, была отмечена крошечной светло-серой отметкой-восклицательным знаком, поэтому «её вам такую привезли».

Есть понятие «товар ненадлежащего качества», «брак», и магазин, вообще-то, несет ответственность за продажу такого товара покупателю. А тут магазин без стеснения утверждает, что это в порядке вещей, и это я сама дурочка, раз не заметила еле заметный предупреждающий значок 🙈

Вот так выглядит маркировка брака в приложении «Читай-города».

Окей, говорю я, ошарашенная и расстроенная очередной потерей времени и бонусов. Говорю, что отменяю этот заказ, бракованный товар мне не нужен. И что же дальше?

Часть 2

Магазин сначала соглашается, а потом отказывается вернуть мои средства без заполнения заявления с указанием паспортных данных.

Сотрудник магазина говорит мне, что если я хочу отказаться от заказа и получить свои средства назад, мне нужно заполнить заявление на возврат средств. Оказывается, в заявлении обязательно нужно указать данные счета и паспортные данные. Вот так выглядит это заявление.

Я оплачивала заказ онлайн через СБП картой, открытой на мое имя, те же имя и фамилия указаны у меня в профиле «Читай-города». Магазину ничего не мешает вернуть мне деньги на карту, а я, естественно, не хочу разглашать свои паспортные данные направо и налево.

Звоню в службу поддержки «Читай-города» прямо из магазина до отмены заказа, объясняю ситуацию, говорю, что я ни при каких условиях не буду указывать в заявлении свои паспортные данные, по закону магазин не имеет права требовать у меня их разглашения.

Прошу вернуть мне мои деньги без заполнения данного заявления, т.к. бланк заявления составлен магазином некорректно. Вежливая девушка на том конце трубки говорит, что это решаемо, она составит обращение руководству и обещает, что деньги мне вернут без заполнения заявления.

Окей, сотрудники в магазине отменили мой заказ, оставляют у себя бракованный товар, а я ухожу из магазина, ждать возврат денег. 14 октября звоню на горячую линию «Читай-города» и спрашиваю про возврат.

Оператор говорит, что деньги будут возвращены в течение 10 дней с момента отмены заказа, нужно подождать до 17 октября. Хорошо, жду дальше. Проверяю возврат по карте 21 октября, денег нет. Снова звоню на горячую линию, объясняю ситуацию… И вот тут начинается цирк и хамство.

Мне заявляют, что без заполнения заявления деньги мне не вернут. Мне рассказывают, что когда я регистрировалась на сайте, я приняла правила магазина. Это при том, что нигде, ни в приложении, ни на сайте, нет ни бланка заявления на возврат средств, нет ни одного слова о том, что при отмене заказа нужно заполнять какое-то заявление, нигде не сказано, что мне придется указывать свои паспортные данные. Операторы ссылаются на то, чего нет, и спорить с ними невозможно, они просто вас не слушают.

Разные операторы повторяли мне, что на сайте было отмечено, что товар бракованный. Да, тем самым еле заметным знаком восклицания, и это не их ответственность, а моя. Я звонила на горячую линию 21 октября 12 раз, т.к. операторы просто бросали трубки, не хотели ничего слышать. Все как один говорили, что деньги без заполнения заявления мне не вернут.

На мой вопрос, почему 7 октября мне обещали их вернуть, мне никто ничего не ответил.

С одним из операторов мне все-таки удалось составить еще одно обращение к руководству, ответ на которое мне нужно было ждать еще 10 дней. И вот 31 октября мне наконец-то ответили на электронную почту. Ответили, что мне не вернут деньги без заполнения заявления с обязательным указанием паспортных данных.🙈 А насчет обещания возврата денег, которое мне дал оператор 7 октября, ответили, что да, так бывает, но больше никто ничего такого обещать не будет, они об этом позаботятся 🙈🙉🙊

Часть 3

Что делать, если у магазина вошло в привычку нарушать закон, игнорировать недовольство покупателей и воровать их деньги?

В интернете много пишут об идентичных ситуациях, и эти проблемы до сих пор не решены, людям так и не вернули деньги. «Читай-город» регулярно оставляет своих покупателей без товара и без денег, и считает это нормой.

Как судиться с такой компанией, которая почувствовала свою абсолютную безнаказанность?

Я не понимаю, почему, при таком откровенном и неоднократном нарушении законодательства, по факту, банального воровства денег у клиентов, нет ни одного публичного судебного разбирательства с магазином «Читай-город»?

«Читай-город» уже потратил кучу моего времени, я почувствовала себя человеком третьего сорта в общении с его работниками, магазин удерживает мои деньги у себя уже месяц и прямо отказывается возвращать мне их без разглашения мной моих паспортных данных. Это просто какой-то сюр… И это все я получила за то, что заранее оплатила заказ в Читай-городе 😢

Пожалуйста, подскажите, что нужно сделать, чтобы «Читай-город» был максимально наказан за такое отношение к клиентам? Штрафы, выплаты пострадавшим, комиссии за удержание средств, возмещение морального ущерба и т.д.?

Буду очень благодарна вам за подробный ответ 🙏 Очень хочется сэкономить время в этом разбирательстве, т.к. сил моих больше нет… Но терпеть такую вопиющую несправедливость я тоже не хочу.



Тэги: право
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0
Биполярная Звезда

В оффлайн-магазинах тоже требуют заполнять такие заявления. Я говорю, что у меня нет с собой паспорта и вношу его данные по памяти. А память у меня плохая)))) До сих пор прокатывало.

5
Евгения
Автор поста

Биполярная, если это прокатывало, то писать такое заявление абсолютно бессмысленно... Что и требовалось доказать.) Это полезно только мошенникам: ещё одна возможность для них узнать паспортные данные человека.)

1
Mad.jul
Сообщник

Биполярная, гениально!

1
0
Bes_polezny

Была похожая ситуация с одним из маркетплейсов.
Вопрос решался в чате с участием продавца и службы поддержки маркетплейса. Моим аргументом было то, что требование продавца об указании мною паспортных данных без понимания, с какой целью продавец пытается их у меня заполучить — это нарушение закона 152-фз. Ведь согласия на обработку персональных данных (к которым относятся и паспортные данные) я продавцу не давал, и не собираюсь. Плюс намёк на то, что следующими моими шагами будут (1) досудебная претензия и (2) жалоба регулятору (Роскомнадзор). Первое чревато издержками в виде санкций продавцу за нарушение прав потребителя. А обработка персональных данных без письменного согласия — это штраф до 40 т.р. на должностное лицо и/или до 150 т.р. на организацию. И это только за первый случай. При рецидивах — до 100 и 500, соответственно.
Заявление приняли без паспортных данных, деньги вернули

5
Евгения
Автор поста

Bes_polezny, большое спасибо за ваш комментарий с полезной информацией. ❤️

1
0
Андрей877

Когда подаёте в суд, в шапке иска вы тем более должны будете указать паспортные данные, а ещё и отправить это ответчику. ГПК РФ статьи 131 и 132

Большинство заявлений на возврат, что я встречал, с обязательными паспортными данными. А мой работодатель со своих клиентов ещё и копию паспорта требует. По электронке. Вообще классно, правда?

С учётом того, что мои данные и так слиты всеми подряд, в том числе гос органами, мне уже всё равно. А вам удачи в вашей борьбе с собирателями данных сверх того, что требуется.

4
Евгения
Автор поста

Андрей877, у меня нет проблемы указать свои паспортные данные тогда, когда это действительно необходимо. Но не тогда, когда это глупая формальность (потенциально опасная для меня), из-за которой мне отказываются возвращать мои реальные деньги за товар, который я даже не получала.

Ничего хорошего про вашего работодателя сказать не могу. Такое существует, пока люди терпят.) Спасибо за пожелание удачи.

0
0
Олег

Насколько я помню, сам возврат товара,действительно,возможен без указания документа,удостоверяющего личность.
Однако возврат денег,уже совсем иное. . 6.1 Указания Банка России от 11.03.2014 г. № 3210-У он обязывает продавца,возвращать деньги только при предъявлении документа,удостоверяющего личность и перенести эти сведения в расходно-кассовый ордер.
Как правило,за этим тщательно следят налоговые органы,ибо часто происходили случаи мошенничества(ведь можно после покупки товара,сделать соответствующий возврат и прибыль полностью оставить себе без уплаты налога,товар просто списать).

2
Евгения
Автор поста

Олег, очевидно, что возврат средств возможен без указания паспортных данных. Все магазины, в которых я оплачиваю товары онлайн, за не подошедшие товары возвращают мне деньги также онлайн. Так делают все онлайн-магазины, в которых я делаю покупки.) Кроме, как оказалось, Читай-города.

У Читай-города есть все данные, чтобы вернуть мне мои деньги, и они обязаны это сделать. Я не получила товар, за который заплатила. Даже если я отказалась заполнить заявление, они обязаны вернуть мне мои деньги, они обязаны найти способ вернуть мне их без этого заявления, потому что магазин не имеет право присвоить себе деньги клиента без продажи ему товара. Это воровство. Не я должна за ними бегать, а они за мной, чтобы отдать мне мои деньги! Но, похоже, удержание денег клиентов - это отдельная статья дохода Читай-города, судя по отзывам об этом магазине.)

0
Олег

Евгения,
Только в данном случае, они будут ссылаться на указание Банка РФ, плюс руководствоваться методическими рекомендациями Роскомторга от 10.07.1996 N 1-794/32.
И там, и там указывается, что возврат денежных данных только после персональной идентификации покупателя, наличии накладных и расходного ордера. Без этого, они не имеют право возвращать денежные средства(и их у них нет права ими распоряжаться).
Выражаясь бюрократическим языком, пока не предоставили документ удостоверяющий личность, вы не являетесь получателем денежных средств. И тот, кто возвращает товар и получает средства, два разных человека в данный момент. Ибо по ЗПП вы имеете право вернуть товара и получить деньги, но вот сам процесс получение денег, уже не относится к ЗПП, и здесь вступают иные нормативные акты, которые я указал.
Поэтому бегать за вами, они не будут.

0
Евгения
Автор поста

Олег, я просто за то, чтобы называть вещи своими именами. Компании, которые уважают своих клиентов и берегут свою репутацию, не будут создавать препятствия при возврате денег клиенту. Если же компания создала систему, при которой клиент должен прилагать какие-то усилия, чтобы вернуть свои деньги назад...

Повторюсь, я оплатила заказ онлайн, и Читай-город мог вернуть мне деньги в любой момент, как это делают другие магазины. Они просто не захотели это сделать, они захотели оставить мои деньги себе. Они воры.

0
Олег

Евгения, Ну и по поводу репутации и клиентов, Читай-городу не нужно об этом беспокоиться.
Это как Яндекс или Газпром, только в книжной и канцелярской сфере.
Во главе стоит руководитель крупнейшего издательства ЭКСМО-АСТ, а это наряду с Просвещением монополисты.
В случае массового оттока покупателей из их сети, они просто перестанут поставлять книжную продукцию и в интернет-магазины и в другие книжные магазины(издательства не будут продавать просто).
Поэтому, они да, ни о чем не думают и не бояться.

0
Евгения
Автор поста

Олег, вы действительно думаете, что Читай-городу не нужно беспокоится насчёт клиентов? Это с их-то наценкой на издания под 100%? Это во времена, когда книги уже подорожали на 200% и будут дорожать ещё, когда в их магазинах большую часть времени нет ни души, и при всём этом они не дорожат постоянными покупателями?) Мне лично интересно посмотреть, насколько их хватит... Вашего оптимизма я не разделяю). Книжному магазину никогда не стать Вальдберисом. Не знаю, на что они надеются. Видимо у руля слишком глупые люди.

0
Олег

Евгения, Еще раз. Вайлдберез получает книги от издательства, во главе которого стоит в том числе глава Читай -Города.
Цены диктует именно этот глава, как и Просвещение диктует цены на учебники.
Монополисты завышают цены? Все верно.
И да, у них наценка на книги на 100-200%, и в 2022 году их чистая прибыль составила 92 млн руб и объем денег увеличился на 18%.

0
Евгения
Автор поста

Олег, ))) ну вы чего... Странно, что вы бизнесмен. Вы думаете, издательство это этакий барин, который широким жестом высылает мешки книг маркетплейсам с окриком "Торгуйте, разрешаю!". 🤣 Издательства идут на маркетплейсы, потому что им в жизни не построить себе такую успешную площадку для продажи.

Продажи бумажных книг в России снижаются каждый год... О какой прибыли вы говорите, когда Читай-города по всей Москве стоят пустые... Знаете, почему так много хороших отзывов про чистые аккуратные магазины ЧГ? Да потому что там большую часть времени нет людей, только уборщица да продавцы...

В общем, удачи вам, Олег. И не воруйте, пожалуйста, как ваши конкуренты.) Это не приведёт вам новых клиентов и отпугнёт постоянных. На жизнь одного человека книг всегда будет больше чем достаточно, даже если АСТ обанкротится.)

0
Олег

Евгения, Издательство - действительно не барин,если их много и они конкурируют между собой. И в этом случае интернет -магазин,действительно,будут свободной площадкой.
Но в России все издательства в одном холдинге и конкуренция между ними на холдинг не влияет. Как уже я говорил.Монополисты сами устанавливают правила. .
Что происходит с теми же учебниками,когда Озон или вайлдберез скупают всю партию у издательства и это не попадает в книжные магазины? К примеру, на атласы за 8 класс там были установлены цены в 3 тыс. руб,мы их продавали за 249, но урвать смогли лишь остатки в 30 шт. Люди приходили к нам,но мы разводили руками.У нас их разобрали ровно 30 чел.
Аналогично со всеми другими книгами и учебниками, особенно по ОГЭ и ЕГЭ.
Если интернет-магазины знают,что у них нет конкурентов,то они выставят любую цену,а издательства,как Просвещение,поднимают каждый год цены.
И маркетплейсы для издательств,это еще один рынок сбыта,но с экономией на помещение,сотрудниках и пр.

0
Евгения
Автор поста

11.11, 22:29

Отредактировано

Олег, воры не будут бегать за вами, чтобы отдать вам ваши деньги, в этом вы правы.) Они не для этого их у вас крадут.

0
Евгения
Автор поста

Олег, раз вы настолько осведомлены, скажите мне вот что. Почему одни компании возвращают деньги своим клиентам без проблем и проволочек, а другие начинают ссылаться на ЗПП, Роскомторг и т.д., чтобы деньги не возвращать?

0
Олег

Евгения, Здесь еще моя вина, я напрочь пропустил, что вы оплатили картой(по онлайн никак).
Так вот, ваши деньги даже не у магазина еще, ибо им придут в течении 30 дней.
И возвратом денег на карту, занимается именно банк, а не магазин. Банк еще должен вернуть собственную комиссию, которую оплачивает магазин за вашу транзакцию(магазин не получает всю сумму за товар, а меньше).Бухгалтерия организации(или другое подразделение, лицо, которые этим занимаются) отправляет в банк все чеки, заявления и пр, дабы отменить транзакцию.
Я помню, что некоторые пишут, что у них оплатили по карте, а они возврат делают наличными, что является мошенничеством. Поэтому, и это они сделать не могут.
Как остальные организации это делают, довольно просто, они забивают в заявлении липовые документы с надеждой, что проверять не будут. Может структурное подразделение банка, более лояльно к возврату.
Все же, если это делают другие, не значит, что делают по закону. Хотя, конечно для потребителя проще так.

0
Евгения
Автор поста

Олег, вы также пропустили, что заказ я оплатила 3 октября (отменили его 7 октября), так что 30 дней уже прошло...

Вас послушать, так только Читай-город, бедняжечка, всё на себе тянет и единственный работает по закону.))) Вы смешной, конечно.

Я устала с вами разговаривать.) Хочется вам оправдывать воровство - это ваше дело. Но вы не можете утверждать, что это нормально - когда магазин отменяет заказ, и при это оставляет себе деньги клиента. Если покупатель не получил товар, магазин обязан вернуть ему его деньги. Точка.

0
Олег

Евгения, Я и не собираюсь оправдывать Читай-горлд, тем более, он мой конкурент на рынке в продаже книг. Правда цены ниже.
Я вам говорю, чем он будет обосновывать все претензии и что будет по закону. Вы можете написать на него заявление в тот же Роспотребнадзор за нарушении купли-продажи и отказ в возврате средств за возвращенный товар.
Читай-город скажет Роспотребнадзору то, что написал я. Вас спросит сам Роспотребнадзор о причине отказа предоставления персональных данных для получении средств.
Что вы их называете ворами, деньги не вернуться и да, их совесть не будет мучить, во главе сидят бизнес-дельцы. Им нужна прибыль любой ценой.

0
Евгения
Автор поста

Олег, "прибыль любой ценой"... Т.е. они готовы украсть у меня деньги и назвать это своей прибылью...))) Это не бизнес, это воровство, Олег. Получается, Читай-город - реальное ворье в законе. Смешно.

Но они не смогут выкрутится. Они не имеют права удерживать деньги покупателя, если заказ был отменен и товар не был получен. Это факт.)

Никакие ссылки на закон их не спасут. Воровство - это не бизнес, а бизнес - не воровство. Надеюсь, вы до такого ещё не опустились.)) Клиент готов терпеть плохой сервис, высокие цены, глючные сайт или приложение, но не воровство его денег.

0
Олег

Евгения, Если вы думаете,что не спасут ссылки на законы,то можете попробовать с жалобой в Роспотребнадзор.
Что они воры в законе,нет,все намного хуже. Методы,которые они используют для подавление конкурентов,привлекая все органы исполнительной власти для непрекращающихся проверок,в том числе,сама администрация района может приходить...это уже отдельный разговор.
Кто связан с книжным бизнесом,наслышан о Читай-городе и его связях.
И заметьте,когда я говорил что у них бизнес,я не говорил,что он честный.

0
Евгения
Автор поста

Олег, спасибо вам за информацию из первых рук, было интересно это прочесть. Не думала, что с Читай-городом всё настолько плохо.) Видимо, что ни крупный бизнес в России, то обязательно бандиты, вне зависимости от сферы. 🙈

0
0
Amily W

Непосредственно перед принятием закона об «лгбт-пропаганде» заказывала в буквоеде книгу по тогда еще не запрещенной тематике по предоплате. В приложении было написано, что книга доставлена в магазин и можно забирать. В магазине сказали, что выдать заказ не могут, отменить сами не могут и необходимо писать заявление на возврат с паспортными данными

2
Евгения
Автор поста

Amily, да, у Читай-города всегда во всём виноват покупатель, они не берут ответственность за свои косяки. Жалею, что не почитала отзывы, прежде чем что-то у них купить. Доверилась, думала, что такая масштабная книжная сеть не может себя повести таким образом... но нет, в России может быть всё что угодно. 90-е как будто и не заканчивались.)

0
0
Rabbit

Извините, а в чем проблема заполнить заявление то? Я не очень понимаю этой борьбы с ветряными мельницами.
Бланки подобных заявлений, как я полагаю, определяются Роспотребнадзором или правилами торговли... Они везде одинаковые.
Ваши паспортные данные нужны для идентификации личности, так уж у нас заведено...

1
Евгения
Автор поста

Rabbit, "а в чем проблема заполнить заявление то? ". 😁 Знаете, такую фразу мог произнести только человек, который никогда не становился жертвой мошенников и даже не помышляет о такой возможности. На каждом шагу трубят, что нельзя указывать свои данные где попало, а вы со своим "а что такого".))

Однажды, ещё в 2000-е, вот так, по моим паспортным данным, на меня оформили кредит, и мне больше месяца пришлось доказывать банку, что я не верблюд... хотя это банк оформил кредит кому-то там без моего личного присутствия, без предъявления физического паспорта, без моей подписи.

Компании, которые заставляют своих клиентов сообщать им паспортные данные, не несут за утечку этих данных никакой ответственности, потому что вы никогда не докажите, что именно по вине этих компаний ваши личные данные попали в руки мошенников. Виноватыми окажитесь только вы, потому что это вы согласилась указать свои паспортные данные (то, что вам не хотели ваши же деньги без указания этих данных отдавать, никого интересовать не будет).

"Так уж у нас заведено" - у вас это у кого?) Если вы сотрудник Читай-города, тогда да, такое у вас заведено.) Так заведено только у мошенников и у людей, которые с этим мошенничеством соглашаются по тем или иным причинам.

0
0
Евгения
Автор поста

Когда я писала статью, я дала ей название "Как правильно судиться с магазином Читай-город, если до этого ему всё сходило с рук", но редактор изменил его. У меня нет вопроса "обязательно ли указывать паспортные данные", я знаю, что не обязательно. Это даже не возврат товара, это отмена при получении предоплаченного онлайн-заказа, в котором был бракованный товар. Кроме того, сотрудник магазина пообещал мне, что деньги вернут без заявления, что в последствии магазин сделать отказался. Читай-город в этом случае не выполнил все свои обязательства перед покупателем и сделал вид, что так и надо... Уже прошло больше месяца, как магазин незаконно удерживает мои деньги у себя.

Единственное, что я хочу узнать, это как правильно судиться с Читай-городом, чтобы он по-максимуму выплатил все штрафы государству и потерпевшим за несоблюдение закона "О защите прав потребителей", выплатил проценты за незаконное удержание моих денег, выплатил мне компенсацию за моральный ущерб - за всё то время, что я пытаюсь вернуть свои деньги!

Такая схема будет полезна многим, т.к. от такой безответственной и хамоватой политики Читай-города пострадала далеко не одна я.

0

Сообщество