Сколько на самом деле получают учителя

И хватает ли в российских школах преподавателей

89

Официально средняя зарплата школьного учителя в России составляет 42 тысячи рублей.

Аватар автора

Сергей Антонов

в школе любил физику

Страница автора
Аватар автора

Алексей Смагин

в школе любил информатику

По информации Росстата, учитель в Москве получает почти 97 тысяч рублей в месяц, в Тюмени — чуть меньше 50 тысяч, в Екатеринбурге — около 40 тысяч. Мы решили посмотреть, сколько денег предлагают педагогам в вакансиях, которые школы отправляют в центры занятости.

В одной из прошлых статей мы уже проводили подобный эксперимент: сравнивали официальные и реальные зарплаты медиков. Оказалось, что на деле врачам и медсестрам платят вдвое меньше, чем пишет Росстат.

Что и как мы считали

По «майскому указу» президента с 2012 года зарплата учителя в школе должна равняться средней по региону. Забегая вперед, скажем, что, если верить Росстату, это требование выполняют только шесть субъектов: Москва, Севастополь, Белгородская, Ленинградская, Сахалинская области, а также Алтайский край.

Официальные зарплаты школьных учителей и средние зарплаты по регионам мы взяли на сайте Росстата. Так как статистики предоставляют данные о педагогах по итогам первого квартала, среднюю зарплату по регионам мы тоже посчитали сразу за три месяца.

Все о работе и заработке
Как сменить профессию, получать больше и на чем заработать. Дважды в неделю в вашей почте

Реальные суммы мы смотрели в вакансиях на сайте «Работа в России». Здесь публикуют вакансии все центры занятости страны, куда бюджетные учреждения должны сообщать о свободных ставках. Условный директор школы вряд ли станет вводить в заблуждение центр занятости: первый же человек, который придет по направлению устраиваться на работу, раскроет обман.

Мы скачали базу вакансий «Работы в России», выбрали оттуда всех учителей бюджетных школ, гимназий и лицеев. В расчет не брали социальных педагогов, а также тех, кто ведет различные факультативы, логопедов и дефектологов. В итоге получилось 13,5 тысячи вакансий. Почти во всех предлагают зарплату ниже официальных 42 тысяч: только в 400 объявлениях указана сумма выше.

Кроме этого мы ориентировались еще на один источник данных: в феврале попросили читателей, которые работают в бюджетных организациях, рассказать о своей зарплате. Почти двести человек из принявших участие в опросе работают учителями. В статье мы приведем и эти данные.

Источник: вакансии портала «Работа в России»
Источник: вакансии портала «Работа в России»

Хватает ли в России учителей

По данным Высшей школы экономики, в 2018—2019 учебном году в российских государственных школах насчитывалось 1,067 млн педагогов. Почти треть — это учителя начальных классов, их 312 тысяч человек. На втором месте — учителя русского и литературы: 125 тысяч. На третьем — математики: 98 тысяч.

В среднем на одного учителя в России приходится 17 школьников. Это столько же, сколько в Японии, Великобритании и Канаде. Но, например, в Италии на педагога приходится 11 школьников, в Швеции — 13, а в США — 15.

Дефицит педагогов в России есть, но он небольшой: школы укомплектованы на 97,2%. То есть в стране не хватает около 30 тысяч учителей. Каждая пятая вакансия — учитель начальных классов, стране нужно 6,3 тысячи таких педагогов. Кроме того, свободно 3,7 тысячи ставок преподавателей иностранного, 3,3 тысячи — русского и литературы, 2,8 тысячи — математики.

Источник: Институт статистических исследований и экономики знаний ВШЭ, Статистический сборник «Индикаторы образования»
Источник: Институт статистических исследований и экономики знаний ВШЭ, Статистический сборник «Индикаторы образования»

Но есть другая проблема: четверть учителей в России старше 55 лет, из них каждый пятый старше 65. Учитывая, что школьные преподаватели имеют право выйти на пенсию после 25 лет работы, в ближайшие годы эта сфера может столкнуться с дефицитом кадров.

А еще, по статистике, школьный учитель в России — это чисто женская профессия: по данным ВШЭ, педагогов-мужчин в стране всего 6,5 тысячи человек — меньше одного процента. Хотя в это верится с трудом: в России около 42 тысяч школ. Если в каждой работает хотя бы один учитель-мужчина — физрук или трудовик, то число таких педагогов должно быть примерно в шесть раз выше.

Источник: Институт статистических исследований и экономики знаний ВШЭ, Статистический сборник «Индикаторы образования»
Источник: Институт статистических исследований и экономики знаний ВШЭ, Статистический сборник «Индикаторы образования»

Сколько платят учителям

Если ориентироваться на ответы читателей Т⁠—⁠Ж, учителя в России получают в полтора раза меньше, чем насчитал Росстат. А если смотреть на вакансии — в два раза.

Сильнее всего реальные и официальные зарплаты различаются в Московской области: в вакансиях предлагают 31,7 тысячи рублей — 42,4% от 55 тысяч, о которых говорит Росстат. На втором месте по этому показателю — Липецкая область: здесь предлагают 14,1 тысячи, что составляет 45,2% от средней зарплаты по данным статистиков — 31,3 тысячи. На третьем — Оренбургская область: обещают платить в среднем 17,3 тысячи рублей, то есть 46,1% от заявленных Росстатом 32 тысяч.

Ближе всех к росстатовским зарплатам подобрались школы в Ингушетии: средняя в вакансиях — 20 тысяч рублей. Это 87,4% от официальных 22,9 тысячи.

Но даже если поверить Росстату, то почти везде власти не выполнили указ, который призывал платить учителям среднюю зарплату по региону. Получилось только у шести территорий.

Регионы, в которых официальная зарплата учителей соответствует средней

РегионСредняя зарплата по регионуОфициальная зарплата учителяЗарплата в вакансиях
Москва95 492 ₽96 957 ₽79 500 ₽
Сахалинская область89 415 ₽89 780 ₽42 787 ₽
Ленинградская область46 598 ₽47 641 ₽23 724 ₽
Белгородская область35 425 ₽37 666 ₽19 601 ₽
Севастополь34 178 ₽38 980 ₽22 831 ₽
Алтайский край27 602 ₽28 006 ₽19 324 ₽

Регионы, в которых официальная зарплата учителей соответствует средней

Москва
Средняя зарплата по региону95 492 ₽
Официальная зарплата учителя96 957 ₽
Зарплата в вакансиях79 400 ₽
Сахалинская область
Средняя зарплата по региону89 415 ₽
Официальная зарплата учителя89 780 ₽
Зарплата в вакансиях42 787 ₽
Ленинградская область
Средняя зарплата по региону46 598 ₽
Официальная зарплата учителя47 641 ₽
Зарплата в вакансиях23 724 ₽
Белгородская область
Средняя зарплата по региону35 425 ₽
Официальная зарплата учителя37 666 ₽
Зарплата в вакансиях19 601 ₽
Севастополь
Средняя зарплата по региону34 178 ₽
Официальная зарплата учителя38 980 ₽
Зарплата в вакансиях22 831 ₽
Алтайский край
Средняя зарплата по региону27 602 ₽
Официальная зарплата учителя28 006 ₽
Зарплата в вакансиях19 324 ₽
Учителю химии в Копейске Челябинской области предлагают 13 950 ₽. Официальная зарплата школьного учителя в области — 33 701 ₽, а средняя зарплата по региону — 37 407 ₽
Учителю химии в Копейске Челябинской области предлагают 13 950 ₽. Официальная зарплата школьного учителя в области — 33 701 ₽, а средняя зарплата по региону — 37 407 ₽
Учителю музыки в одной из школ Омска готовы платить максимум 25 000 ₽. В Росстате говорят, что учителя получают здесь в среднем 31 304 ₽ в месяц. Средняя зарплата по региону — 35 469 ₽
Учителю музыки в одной из школ Омска готовы платить максимум 25 000 ₽. В Росстате говорят, что учителя получают здесь в среднем 31 304 ₽ в месяц. Средняя зарплата по региону — 35 469 ₽
Учитель начальных классов в Волгограде может рассчитывать максимум на 18 тысяч. Официальная зарплата педагога в школе — 29 060 ₽. Средняя по региону — 33 409 ₽
Учитель начальных классов в Волгограде может рассчитывать максимум на 18 тысяч. Официальная зарплата педагога в школе — 29 060 ₽. Средняя по региону — 33 409 ₽

Что сами учителя думают о своей работе

Аватар автора

Ольга

учитель математики высшей категории

Я проработала в одной из школ Саратова 39 лет — продолжала и после того, как вышла на пенсию: учить детей мне нравится, тем более что математика им нужна для ЕГЭ. Но этот учебный год стал для меня последним. Минусы системы школьного образования перевешивают радость от работы.

Небольшая зарплата. В государственных и муниципальных школах платят меньше, чем в частных. До прошлого года я работала в лицее-интернате РЖД. Зарплату мне платила компания, хоть и государственная, — 25 тысяч в месяц. Потом РЖД решила, что лицей в нашем городе ей не нужен, и в 2019 году его передали в собственность города. В итоге в прошедшем учебном году в школе я получала примерно 17 тысяч рублей.

У меня было три класса: два выпускных и один шестой. Я проводила по 23 урока в неделю. Учеников в классах много, в одном было аж 35 человек. 17 тысяч — это с учетом доплат за ведение школьного кружка, звание почетного работника общего образования, проверку тетрадей. Также выдавали 100 ₽ в месяц на литературу: на эти деньги учителя должны покупать методические материалы и учебники.

Непрозрачные стимулирующие выплаты. Чтобы получить стимулирующие выплаты к окладу, нужно собрать портфолио и сдать его в администрацию города. Там определят точный размер выплат. Распределяют их так: на школу приходит, допустим, 100 тысяч рублей, а их потом делят между всеми учителями. Кто-то получит 3 тысячи, кто-то — 5 тысяч, а кто-то — 8 тысяч. На практике больше достается тем, кто сумеет собрать лучшее портфолио, а не много работает с детьми. Из-за того, что школу передавали из рук в руки, я не успела в этом году вовремя подать документы — и осталась без стимулирующих выплат.

Большая нагрузка. После уроков, собраний, заполнения журналов и другой школьной работы я приходила домой и проверяла тетради. На это уходило еще больше времени, чем на сами уроки. За проверку доплачивали всего 1300 ₽ в месяц. Работала шесть дней в неделю, всего один выходной. На подработку репетитором времени и сил почти не оставалось.

Бюрократия. В школе очень много проверок, отчетов и бумажной волокиты, за которые отдельно никто не доплачивает. Большая часть такой работы не нужна никому, кроме проверяющих, хотя и им вряд ли интересно все это читать. На ненужные бумаги уходит куча времени, которое лучше было бы потратить на детей. Общение с администрацией — постоянный стресс.

Неадекватные родители. Очень многие родители считают, что к их детям не могут найти подход, что с ними как-то не так разговаривают на уроках или просто не могут научить нужному. К учителю предъявляют много претензий, от этого устаешь. С самими школьниками гораздо проще договориться и найти общий язык, чем с их родителями.

Самое лучшее в работе учителем — это работа с детьми. Я с удовольствием ходила на уроки и учила детей математике. К сожалению, за это мало платят, а общение с администрацией и гневными родителями расстраивает. Без ежедневных уроков я смогу не вставать рано утром в субботу, не составлять постоянные отчеты и не так много потеряю в деньгах. Зато получу возможность больше заниматься репетиторством и готовить детей к ЕГЭ в частном порядке.

Моя зарплата в ноябре 2019 года — 17 444 ₽ со всеми доплатами
Моя зарплата в ноябре 2019 года — 17 444 ₽ со всеми доплатами
Сергей АнтоновУ вас есть знакомые учителя? Они довольны своей зарплатой?
  • Алиса МаркинаЕсть. Недовольны. Подруга детства с красным дипломом учителя иняза. Проработала три года в школе, из-за маленькой зарплаты стала фитнес-инструктуром. Жаловалась, что сначала дали пятые-шестые классы и всё было замечательно. А потом дали старшеклашек, которые почти не отличались от неё - недавней выпускницы и были плохо управляемыми. И она ушла. А люди постарше работают, переучиваться поздно, работать вне школы получится не у всех.7
  • Olesya BasirovaУ меня тоже подруга с красным дипломом иняза. Работает в школе на подставки, только потому что местность сельская - гасят 100% коммуналки (у нее большой дом, все на электричестве). Получает тыщ 7, не считая этой самой льготы. А зарабатывает репетиторством5
  • Валерий СергеевЯ учился в средней школе в селе Саратовская обл. Учеников очень мало, во всей школе 120 человек. Но учитель самая высокооплачиваемая работа в селе. Учителя еле ходят, но держаться за свою работу и стараются брать как можно больше часов. Самый молодой учитель это физрук мужчина 42 года, (учителя мужчины и правда редкость) остальным уже далеко за 50. Многие учителя совмещают кучу должностей и ведут по 3-4 разных урока, оставаясь в школе до позднего вечера. Почти у всех есть классное руководство. Директор получает 65 000 в месяц, в 2 раза больше средней зарплаты по региону, остальные учителя тоже не бедствуют. Ничего не имею против их зарплат, рад за учителей, но молодые специалисты не могут устроиться, так как учителя, которые на пенсии уже по возрасту, а не по выслуге лет( по выслуге там уже все пенсионеры) не покидают свои должности. Знаю много девушек, которые после вуза хотели бы работать в селе учителем. Тем более сейчас есть сельская ипотека под 2,7 процента. Строй свой дом, живи и развивайся в селе. Плюс программа молодой учитель на селе(правда не знаю о ее работоспособности на практике). Поэтому от конкретной школы и района тоже многое зависит5
  • SailingManЧестно говоря, странно видеть в качестве прямой речи учителей только одного представителя этой уважаемой профессии. Особенно при том, что в опросе участвовало 200. Это, как минимум, не репрезентативно. P.S. Что за манипулятивный вопрос - довольны ли они? Читая дневники трат при доходе от 15000 рублей и до 800к, видел от силы пару человек, довольных зарплатой.10
  • Dima BorisenkovМоя мама работает учителем начальных классов. Стаж 28+ лет (точно не помню, но начинала еще до моего рождения). Москва. Я вырос среди учителей, во время учебы в универе - работал в школе, техником. Зарплата у учителя и правда может большой, при условии - что он возьмет на себя миллион часов и доп. нагрузки. И еще не к каждому "предметнику" это относится З\П учителя начальных классов с большим стажем, классным руководством (27 детей у неё сейчас, если не ошибаюсь), продленкой (3 дня в неделю) и с прочими надбавками (проектов, работы по определенной программе и прочее) - 100к+ В эту сумму также входит: 24\7 звонки и письма от родителей, чаще всего после 21:00, разборки между родителями, если их дети не поладили, куча бумаг, работа на ЕГЭ и ОГЭ, проверка домашки, проведение тестов которые в принудительно-добровольном порядке присылает администрация (от Москвы в целом - к школе). Но вот осталось выпустить еще один класс - и она на пенсии. И будет свобода от этой системы, где миллион начальников, проверяющих, которые все что проверяют - это наличие бумажки, а не то про что бумажка пишется. Ну и плюс она председатель УИК, как и много других учителей, которым эти выборы на*** не нужны, но если захотят уйти "один звонок и всё". И это не так просто, найти работу учителем в 60+ на 4 года. Увы.. :(25
  • Алексей ПетровУ нас, у преподавателей высшей школы, все тоже самое. Есть ложь обыкновенная, наглая, чудовищная, а ещё есть статистика :) когда нам сказали, что у нас средняя зарплата по ВУЗу во исполнение указов президента наконец-то стала 120 тысяч в месяц, мы были крайне удивлены, весьма огорчены и сильно озадачены, но между собой говорили о зарплате почему-то совсем другими словами ;)19
  • Мергиона ПейджерЗакончила педколледж по специальности учитель английского с красным дипломом без четверок. На 5 курсе перед госами у нас проводили ярмарку вакансий, на которую приезжали представители городских школ отбирать себе кадры. Мы готовили для них портфолио с дипломами и грамотами, характеристиками и прочим (такое резюме страниц на 15, не считая самих грамот, которых у меня было 80+), проводили открытые уроки, презентовали свои методические разработки по теме диплома. У меня в группе было 4 краснодипломницы, никому не предложили работу, а получила предложение наша одногруппница-троечница по одной единственной причине: у нее была прописка в районе, где находилась так школа. Трое из нас, краснодипломников, были иногородними и нам было неважно, где снимать жилье, но это не приняли во внимание. Та троечница в итоге сдала гос по английскому на тройку с натяжкой, но её все равно взяли в школу и она получила подъемные, но через год-два её уволили из школы за тотальную профнепригодность (английский нулевой, плюс ещё проблемы с алкоголем и психикой - приходила с похмелья, срывалась на детей). Из всей нашей группы из 23 чел. (2011 год выпуска) в школе сейчас работает около 5. Из тех краснодипломниц - только двое. Я пошла после колледжа в универ на другую специальность, мою подругу в школу не взяли. Она была лучшей студенткой группы, так же закончила колледж со средним баллом 5,0, у нее был самый высокий уровень английского, и действительно призвание работать с детьми и педагогический талант - она, ещё будучи студенткой, уже успешно работала с детьми с задержкой в развитии (преподавая английский тем, кто в 13 лет еле-еле читал по-русски!). Она подавала заявки в разные школы, но ей сказали, что со средним специальным учителя не нужны, а идти ещё на три года учиться в институт ей не позволяла финансовая ситуация в семье: на инязе заочки нет, нужно было либо идти на очное, либо на очно-заочное в другом городе, и на то, и на другое нужны дополнительные финансовые вливания, которые не обеспечить на зарплату начинающей учительницы в провинциальном городе, которой ещё приходится снимать квартиру. В итоге, подруга пошла работать в салон красоты, где научилась "делать ноготочки" и зарабатывала в 3 раза больше, чем могла бы в школе, потом работала администратором, и в итоге уехала в Китай вслед за мужем. Для школ, точнее, детей того города, где мы учились, я считаю, это большая потеря, я видела, как круто она работала с детьми (мы вместе проходили педпрактику) - она была бы замечательнейшим Учителем с большой буквы. Сейчас она живёт в Китае, наша с ней связь оборвалась, но знаю, она преподает там английский, что там очень хорошо оплачивается (у меня есть ещё несколько знакомых, которые уехали туда преподавать английский, например, одна получает 120 000₽ в месяц за неполную занятость, преподавая английский в детском саду (4-6 часов в день)). Я сама в последнее время, после того как попала под сокращение из-за кризиса и осталась без работы, подумывала пойти работать в школу, но зарплаты там удручают. Моя вторая подруга по колледжу (тоже с красным) работает в школе уже 9 лет, зарплата 20-22 тыс., причем, часть остаётся в школе: она покупает сама за свой счёт наглядные и учебные пособия, оформляет стенды, закупает канцелярию и бумагу для принтера (а учителя английского много и часто используют раздаточный материал), даже сама делает мелкий ремонт в кабинете, что-то красит, чинит мебель. Плюс у нее классное руководство, а это тоже затраты: какие-то призы на конкурсы, мотивашки, поездки. Ну, и сверхурочного времени школа забирает очень много: в положенную ставку всю требующуюся работу не вместить. С такой зарплатой только искать себе мужа-миллионера (или программиста). Я в свое время тоже не попала в школу из-за требования получить высшее образование: емнип, в 2008, когда я уже училась на 3 курсе, вышел указ, что учителя иняза должны быть с высшим образованием, в 2011, когда я выпустилась, университеты перевели на Болонскую систему. У меня был выбор, либо идти на бакалавриат по той же специальности и заново проходить почти ту же программу, что была у меня в колледже 5 лет, либо менять специальность. Был ещё вариант попасть на трёхлетнюю программу бакалавриата для выпускников колледжа, но там меня не устраивал тот вуз, которую её представлял. И потом все равно скорее всего пришлось бы идти ещё в магистратуру. В итоге, я прошла на бюджет на международные отношения и попрощалась с педагогикой, о чем, пожалуй, сейчас жалею, так как душа лежит больше к преподаванию. Но судьбу родителей, которые работали в школе (папа)/детсаду (мама) и жили и живут в бедности, повторять не хочу.30
  • Блинов АндрейСибирь, 2016 г. Я был в школе учителем информатики 6 месяцев вынужденно, пока искал работу. Предметная нагрузка почти в 1,5 ставки, плюс ведение школьного сайта, плюс был сисадмином на два корпуса школы (это итог оптимизации и объединения школ). В сисадминство входило обслуживание двух учебных классов по информатике, а также компьютеры директора, его замов (завучей), секретаря с оргтехникой, завхоза и всех учителей предметников с ноутбуками и видеопроекторами, 3 небольшие ЛВС (одна учебная и две wi-fi). Без классного руководства, без кружков. Сверхурочные по ОГЭ/ЕГЭ не оплачивались, различные олимпиады/конференции не оплачивались. Работа 6 дней в неделю, плюс по вечерам ежедневная подготовка к урокам или проверка тетрадей. И за всё про всё – 25 тыс. рублей. Можно было прибавить 2-3 тыс. за счет стимулирующих баллов. Но для этого надо было регистрироваться на разных учительских сайтах и регулярно постить туда педагогические статьи. Сил и времени на это не хватало. Наверное, можно еще прибавить к з/п 3-4 тыс. за квалификацию и опыт – но для этого надо суметь прожить в этой системе лет 10. Вывод: реальная з/п учителя-предметника в обычной школе – от 25к до 35к, вряд ли больше.10
  • Галина Михайловна Пономарева2
  • SailingManАлексей, для справки, а вы считаете квартальные-годовые премии\13ю зарплату\увеличенный отпуск\льготы? У меня ощущение, что эти нюансы не учитываются при расчете средних зарплат, возможно, поэтому и расхождение. У нас просто не принято считать _доход_за_год_, но принято прибедняться, и все кивают на голую ЗП за не самый нагруженный месяц как показатель. Если у вас есть цифра именно за год, не могли бы вы подсчитать разницу между средним доходом за период и одной средней ЗП? Спасибо.2
  • Павел ОнегинAlenaStribog, согласен с вами при правильной организации рабочих дней у учителей выходит приблизительно следующее по выходным% Во первых в хорошо организованных школах, рабочих дней учителю в неделю ставят 5 в неделю(бывает и 4), а не 6, шестой день идёт Методическим днём (выходить без особой нужды на работу нет необходимости. Отпуск 48 календарных дней в году. 3 недели Во время каникул действительно разгружены, если нет классного руководства то со всей отчётностью и бумагами можно справится за 1 день, тоесть из 5-ти рабочих дней, по сути 4 дня очень сильно разгружены. Все предпраздничные дни за исключением учителей занятых в организации мероприятий - это как праздник - тоже разгруженные дни. получается, что свободным от работы времени можно быть 48 + 4*3 =60 дней + порядка 5 дней на Препраздничные мероприятия, + сюда можно добавить некоторых учителей без большой нагрузки с экзаменами то ещё дней 5 в мае когда всё проставляется более быстрыми темпами. Получаем что из 365 дней реально рабочих: 365/7*5 = 260,71 дня из них 60 дней по сути как отпуска и дней 10 сильно разгруженных получаем 190 дней рабочих +10 дней разгруженных в году. При правильной организации рабочего времени работа с 8:30 до 15 часов в 4 из 7 дней в неделю и один день с 8:30 до 22 часов - бывает и такое что действительно много всего навалилось, но за день разгрести всё реально. Да, конечно для Новых Учителей - всё иначе, т.к. процессы не отлажены, имена учеников не запомнились(как и коллег), Постоянно готовиться к урокам, работать с бумажной волокитой в первый год - три года - работа отнимает очень много времени и сил. PS: AlenaStribog, мнение не популярное и скорее всего я тоже получу под 20-40 минусов особенно от тех кто с Образованием вообще не связан ни каким образом.4
  • Блинов АндрейПавел, вы рассуждаете прям не как учитель, а как главбух из гороно )) Лично я даже не слышал про такие школы, где аж 6 комп. классов, а руководство скурпулезно учитывает КЗОТ и платит полуторки при заменах. Посмеялся от души ))8
  • Павел ОнегинАндрей, тут слышать и не надо - это законодательно зафиксировано. Есть учителя которые обучают половину класса: Иностранные языки, информатика, труд для таких педагогов нагрузка за 1 час идёт на пол класса, если второй твой парный педагог (который берёт вторую группу) болеетт, отсутствует или по какой либо другой причине не может вести урок и вам ставят замену, в результате которой вы берёте весь класс целиком(заменяете второго педагога) то в этом случае запихивая 30 учеников в класс предназначенный на 15 и обучая все 30, замена урока оценивается как 1,5x Если быть более точным то за вашу группу 1x + 0,5x за вторую группу. Для учителей которые не входят в разделение по группам - тут на 100% сказать не могу будет ли 1,5x или нет, я не вчитывался в их нормативные документы (если быть точнее обращал внимание только на связанные со мной) Мои слова подтверждала и Бухгалтерия и Зам Директора. Если по какой то причине Замена не оформляется официально(а только на словах), то конечно вы и ни каких доплат за замену и не получите. Из двух лет которые я работал более года я постоянно был на заменах и брал весь класс целиком по информатике - поэтому знаю о чём пишу. Работал Лаборантом-инженером в Чебоксарах в Одной из школ А учителем в Нижнем Новгороде По первой работе работал непосредственно с руководством, а так же часто и с отчётностью - которую не сложно было и подтверждать - поэтому и обладаю некими познаниями. По поводу 6 компьютерных классов: 2 класса для всей школы среднего и старшего звена 4 компьютерных класса для начальной школы. + целый корпус под Дистанционное обучение - где естественно тоже компьютеров много было. Учавствовал в интвентаризации, проводки Интернета, настройке компьютеров для всей школы (Директор, бухгалтера, Зам Диры, компьютерные классы, Дистанционное обучение, Компьютеры педагогов и прочие.) и я в курсе о их количестве. Для особо не верующих вот вам сама школа с большим парком компьютеров: http://school59cheb.ru Такие школы действительно существуют и их мало, например в школе в НН парк компьютеров был около 45, а в первой школе как и писал ранее более 2204
  • Dima BorisenkovDima, поправляю сам себя, а то перечитывал и стало стыдно :< Стаж работы 32 года, учитель высшей категории, звание ветерана труда, несколько дипломов всероссийских конкурсов. сейчас ей 53 года - и вот тут мне стыдно, что я написал про 60+, надеюсь она никогда этого не увидит, она знает что ей для меня все 36 про 60 лет - опечатался, так как на пенсию она выйдет в 59, думал про одно писал другое5
  • Павел ОнегинAndrey, Я так же дополню. Многое зависит от руководителя Школы, В НН на окраине города, в школе в которой я работал - замечательный директор. Если будучи лаборантом я ещё на пол ставки не оплачиваемой как мужчина работал грузчиком, то с хорошим Руководителем Школы даже за под стрижку кустов на территории школы(тоесть за не профильную дополнительную работу) мне доплатили за такой вид работы. Не скажу, что это какие то серьёзные деньги, но всё равно приятно, что в той школе за не профильный труд - есть вознаграждение. Конечно в организациях, где руководство какими либо махинациями умудряется обделить Учителей - а учителя при этом по каким либо причинам не отстаивают свои законные права и при этом ещё добровольно платят % на взносы в профф Союз могут получиться те самые "реальные" платёжки и их "Вбросы" У меня как у выпускника вуза и устроившегося на работу - остались в основном положительные моменты работы в школе. Дали нагрузку при устройстве 38 часов в неделю - больше чем у 90% других учителей по школе, да ещё и постоянные замены. (после первой же недели я отказался от 7 часов преподавания физики и мне пошли на встречу, сняли с меня физику, оставалась Информатика, робототехника и то что ниже) Прибавить на первый год порядка 40 учителей с которыми постоянно будешь контактировать, 500 учеников по своей группе и 500 учеников по второй группе (с замен) это 1040 ФИО и лиц которых необходимо запомнить, знать их особенности и иметь отдельный подход - это далеко не так уж и легко. + Разработка или подготовка программ и уроков (всех параллелей с 5 по 11 классы) + Создание/обновление и наполнение Сайта + Поддержка помощь в поддержке Парка компьютеров + Помощь в технических аспектах мероприятий + Иногда физический труд т.к. Мужчин как правило в школах действительно очень мало. К этому готов далеко не каждый выпускник Для тех кто задастся вопросом, почему же я всё таки не остался работать дальше: Я стал за собой замечать, что при повседневной жизни и общении, я начинаю применять фишки "Учителя" - по началу по приколу, а потом уже и более серьёзно. В частности при общении с супругой - начинаю время от времени говорить или объяснять что-то как ученику(це) или даже оценивать по какой либо шкале. Тоесть я испытывал сильное переформирование своей личности - это наверное и есть основная причина помимо постоянных замен и макулатуры почему я принял решение пойти дальше. До сих пор замечаю, что некоторые привычки препода у меня ещё остались и сильно во мне укоренились. К годам к 50-и если это конечно будет возможно, то я подумываю вновь уйти работать Учителем или Учителем доп образования. Помимо массы сложностей в работе у неё есть и очень приятная составляющая в виде обратной отдачи учеников и радости за их достижения - правда это конечно периодичный наплыв эмоций.5
  • Ростислав ШуралевЯ работаю учителем 33 года,честно зарплата за 23 часа( в неделю) 21550руб.Как вы думаете я могу быть довольна?В отпуске с 27 мая,новая директор строит свою карьеру,так мы еще ни дня не почувствовали ,что в отпуске.4
  • Макс ЛагутинРаботаю в колледже, две ставки, классное руководство, высшая категория, 42 тр3
  • Ольга МурзинаВ Алтайском крае зарплата учителя соответствует средней зарплате - это правда! И она всего 25 тысяч!2
  • Ирина Смольскаяпо вакансиям и видно зарплату. Все "рапортующие" прекрасно эти цифры знают. Все их выступления только для общественного мнения. Не Москва. Муж учитель физики. Лаборанта нет, а работать за него, выполняя всю работу надо за доплату 1 т.руб (это много). Когда сняли и эту доплату - накрыло, плюнул и ушёл. Его часы раскидали по остальным учителям - не физикам, физика так и не смогли найти. Сегодня встретила учительницу русского литературы, ей 82 года, работает. Пенсия + зарплата, таких много. А молодых учителей, тех кто младше 40 лет во всех соседних школах и 10% не наберётся. Очереди из желающих на эти места нет.12
  • Алексей ПетровAndrey, я могу сказать, как они считали. Я это все отслеживаю, потому что я зам. зав. кафедры по учебной работе (это как завуч в школе), и знаю ситуацию и с премиями, и со ставками. Идея очень простая. Когда перед чиновниками поставили задачу довести зарплату преподавателей ВУЗа до двух средних зарплат по региону, в случае с Москвой задача выглядела нерешаемой. Так как для этого надо было бы зарплату повысить аж в три с небольшим раза. Первым делом нам увеличили норму часов на ставку в два раза. Чем сразу подняли в два раза среднюю зарплату. То есть работали мы столько же, получали столько же, но ставок-то стало в два раза меньше! Потом они включили в среднюю все заработки всех преподавателей. То есть если на одной кафедре человек работает по грантам и зарабатывает дополнительно 100 тысяч в месяц (и молодец вообще-то), а на другой преподаватель химии ничего не зарабатывает, кроме ставки, то в среднем у них уже 50 тысяч! Затем перевели часть нагрузки в почасовую. То есть опять же, число ставок урезали, остальное платили сверх ставки, а считали все вместе, и получалось что на ставку-то больше приходится! Затем стали по мелочи подворовывать. Была проверка одного ДЗ 10 минут, стала 5. Была курсовая работа 10 часов в семестр, стала 6. И потихоньку так урезали ещё часть ставок, а внебюджет-то остался прежним! Значит, средняя выше. Ну и так далее. Когда им не хватало на среднюю, они в конце года заполировывали общую цифру премиями. В основном руководству. А когда хватало, то премии давали только руководству. Сейчас у меня объём премии на кафедру раз в 7 меньше, чем раньше, и как я ее на 30 человек размажу? Короче говоря, сейчас средний доцент (а это основная рабочая сила в ВУЗе) зарабатывает на свои средние 0,7 ставки примерно 50 тысяч чистыми с учетом всех премий и надбавок (полная ставка доцента 60 тысяч). Ассистент тысяч 35. Это меньше, чем зарплаты наших же выпускников. А средняя зарплата по ВУЗу около 130 тысяч.18
  • SailingManАлексей, можно ли как-то бороться с подобным?1
  • Сергей ШабунинУчитель.Нагрузка:физика - 12, астрономия -1, ОБЖ-4+преподаватель-организатор ОБЖ и классное руководство. Выслуга -30%, сельские-25%,категория (высшая) - 30%. Грязными начисляют 31160. За классное около 3000 и подвоз детей 800, зав МО 1200. На руки получаю 26000. Вывод работал бы сторожем на 2 ставки и было бы счастье. Нормальная заплата в Москве, объясняю. При Ельцине была принята тарифная сетка для бюджетников. Учителя попадали в 6-9. Разряду соответствовал 1 МРОТ. Это осталось только в Москве. У Президента было 22. т.е. у молодого учителя базовый оклад должен составлять 73000 за 18 часов6
  • Алексей ПетровAndrey, конечно, можно! Правда последствия этой борьбы проявляются спустя десятилетия и аукаются отнюдь не непосредственным виновникам. Например, можно работать на полторы ставки (если они есть. Ставок не хватает, но иногда приходится затыкать собой дыры, преподаватели на выпускающих кафедрах отличаются невысокой взаимозаменяемостью) и при этом халтурить, потому что не в человеческих силах ХОРОШО читать 7-8 разных курсов лекций в год и вести по 15 человек дипломников. Можно увольнять старых преподавателей ( у нас тут целая программа называется «70+» по вытеснению пожилых с работы) и не брать на работу молодых, потому что они не идиоты за 15 тысяч работать на 0,3 ставки, а больше им не дадут, потому что запретили ассистентам читать лекции. Можно работать по хоздоговорам и грантам, где платят, а в университет забегать прочесть лекцию без подготовки, как получится, чтобы отстали. Можно набрать вместо исчезающих кадровых преподавателей толпу совместителей, и пусть читают как могут, а потом удивляться, что студенты их не могут найти в университете. Можно магистрантов (даже не аспирантов) посылать читать лекции младшим курсам, авось что и прочтут. Можно лабораторки проводить пешим по конному, потому что стенды разваливаются, а УВП нету, им денег не платят совсем, им Путин ничего не обещал. Вот взятки со студентов брать нельзя. Хоть это хорошо. В результате качество высшего образования падает, а вместе с ним падают ракеты, самолеты и мосты. Но по теории вероятности, в этих самолетах вряд ли будут люди, придумавшие такую хитрую систему финансирования высшего образования. А может и будут, но осознать свою ошибку они не успеют.20
  • Александр БалаевЗдравствуйте! Каждый раз читая данные о зарплатах учителей, не могу понять почему считают среднюю зарплату. Есть оклад, рассчитанный на 18 часов ставки. Можно взять две и даже три ставки и получим денег в два, три раза больше. Вопрос в другом а почему учитель всегда должен работать на две-три ставки чтобы получить "достойную" сумму. Ставка зависит от категории или от стажа. Когда научатся считать зарплату учителя по одной ставке. К учителю не подходит "стахановский" метод. Реально вести 36 часов в неделю? А ведь ведут и больше. А что качество? Это вторично. Чтобы улучшить показатели по средней зарплате в школах заставляют учителей вести по 1,5 ставки. А учителей, у которых одна ставка в школе просто нет, и не будет уже никогда. С уважением Александр, стаж работы учителем 43 года.22
  • Светлана ХаринаЯ работаю в средней школе Оренбургской области. У меня ставка психолога (36 часов) - 8 тыс. руб, учитель физики высшая категория -11 часов - 9 тыс. руб, кружок по физике - 4 часа - 2300 руб. Надбавка административная и в итоге на руки за все - 22 тыс. руб. Малокомплектная школа, в классах по 18 человек. Стаж 18 лет.3
  • Laura SharipovaПавел, так "по статистике" или ваши субъективные убеждения?10
  • Павел ОнегинАлексей, Странно видеть что то подобное, Если же вы действительно Зам. зав. кафедры и у вас есть доступ к финансовым отчётам, то давайте информацию в полном объёме, а не только то что показалось вам важным. На примере Школ(В университете конечно же что то по другому, но принцип такой же). Во первых Образовательное учреждение(государственное) получает денежные средства от государства распределённые по категориям: - Фонд оплаты труда - Ремонтные работы учреждения - Закупка Техники и Канцелярии - другое (организация питания и прочее, отопление и тд.) А так же образовательное учреждение может привлечь сторонние средства и само распределить их среди категорий. Сюда же входят доп занятия и кружки. Во вторых Каждый из фондов, по крайней мере в школе зависит от следующих факторов: Численность учеников в учреждении, Площадь учреждения в метрах квадратных, квалификация кадров. В третьих есть ряд правил с их реализацией: 1) Учреждение не имеет права расходовать средства одного фонда на средства другого фонда. Например ни копейки из Фонда оплаты труда не может пойти на другие нужды как ремонт например 2) Ремонтные работы, пристройки, оформление и обустройство территории школы и многое другое осуществляется только через Гос закупки. 3) Некоторые Категории фондов Учреждение обязано реализовать до конца года, а некоторые может отложить и оставить на следующий год. Я работал в том числе и в кризисный год 2014 -2015 ("Крым Наш") когда директор в том числе сообщила, что поступили средства в Фонд Оплаты труда меньше чем было в прошлом году и придётся с этим жить. Вот вам приблизительные цифры: Школа: 1500 учеников, порядка 40 учителей и замов, фонд оплаты в кризисное время был порядка 20 000 000р (да, должен быть ещё и охранник, секретари, Бухгалтерия, Технички - я не владею информацией есть ли для оплаты труда этих работников отдельный фонд выделяемый государством) Идиоты считают среднюю ЗП так: 20 000 000 / 40 = 500 000р в год 500 000 / 12 = 41 666р По факту 30% ещё до того как учителя получат свою ЗП будут уплачены в ПФР и другие налоговые отчисления. Корректируем формулу: 20 000 000 / (40 * 1,3) = 384 615р - в год 384 615 / 12 = 32 051р - в месяц из этих 32 051р работник должен уплатить 13% НДФЛ в итоге в среднем ЗП стала равна 32051 * 0,87 = 27 884р В реальности же конечно же у всех работников разная ЗП, т.к. разная нагрузка, стаж и должность. Но и эту подсчитанную ЗП нельзя считать средней, т.к. Есть и платные образовательные услуги которые оплачивают непосредственно со средств родителей учащихся (поидее к платным образовательным услугам так же есть и доплата государства идущая отдельным фондом) в итоге получаем, что те педагоги которые учавствуют в проведении Платных занятий получают доп выплаты. (среднее чуток вырастит) Алексей, а теперь вернёмся к Вам, если же вы работаете в государственном учреждении, то принцип точно такой же. Информация о чём вы написали, что теперь ЗП считается иначе - говорит только о том что она распределяется среди работников по другому. Если при этом вы не упоминаете Фонд оплаты труда который получает Образовательная организация - то вы либо о нём ничего не знаете (не имеете доступа и ваше руководство с вами этим тоже не делится), либо намерено скрываете этот факт. К чему я это, ваши формулы что якобы такими махинациями средняя ЗП у вас выросла - не работают, для этого должен был вырасти сам фонд оплаты труда Организации - для правильного подсчёта которого и должны были отработать Директора и Зам директора, чтобы по новой системе отправить данные для пересчёта этого фонда и в следующем году получить другие средства. В итоге руководство по каким либо причинам не довело до вас сведений в нужном виде, да и вы как зам возможно и не знаете о реальности как это всё делается и похоже даже и не интересуетесь. Соответственно что могло произойти, руководство и директора - доп выплаты в фонд(а они скорее всего были) через различные махинации - могли набить свои карманы, без обид, но возможно и вы в этом как нибудь поучавствовали (возможно даже и в свою пользу) PS: Хорошему руководителю не зачем скрывать информацию, наоборот ему необходимо по максимуму её собрать и довести до персонала, к сожалению по опыту Даже если Директор делится такой информацией с Учителями - учителя не вникают в смысл и цифры. (а ведь можно было бы совместно всей командой школы поднимать как качество образования так и свои выплаты за это образование, если подходить с хорошей организацией и настроем) PS2: Проверяйте информацию - вы найдёте подтверждения. Но я так же добавлю, что мне ещё в школах довелось плотно работать как с руководством и бухгалтерией, так и быть обычным учителем. Так же есть некоторые сведения из другой - уже следующей работы т.к. являлся разработчиком подсистемы управления расходом "Электронного Бюджета" - те кто следят за новостями или Директора и замы гос учреждений, бухгалтера поймут о чём я.0
  • Иван ОрловскийМоя мать работает учительницей начальных классов и девушка бывшая тоже работала в этой сфере, скажу честно, мне очень жаль учителей, оклад за класс 10000 рублей, набегает около 17000 р благодаря кружкам, дополнительным занятиям, подготовке к школе + ко всему тетради, почему проверка тетрадей не учитывается как следует при оплате труда,не говоря уже о куче отчётностей, дело в том что из за этих отчётностей учителям не дают нормально заниматься с детьми, все делается только лишь на показуху, мне на самом деле очень больно смотреть на то что происходит в нашей системе образования и особенно на отношение к нашим педагогам, чиновники живут в другой реальности, я предлагаю заставить каждого из них отправить в школу педагогом работать за 17000 р и посмотреть хочу на него как он будет жить на эти деньги и после этого пусть ещё заикнется про хорошую ЗП учителей10
  • Иван ОрловскийПавел, краснодипломники разные бывают, но факт в другом, что молодежь не хочет идти работать в школу, а кто и приходит - не задерживаются, на мой взгляд все держится за счёт педагогов ещё советской закалки, идейных людей, заменить их такими же компетентными кадрами мы не можем к сожалению4
  • Ольга ЛиВладимир, это Москва и учитывайте все регалии. Не так просто устроиться.7
  • Ольга ЛиВалерий, директор как и любой руководитель получает больше сотрудников, может быть даже в разы. Про засилье пенсионеров согласна-молодым тяжело устроится.3
  • Алексей ПетровПавел, я не готов обсуждать бюджет организации с 40 тысячами сотрудников и собственным капитальным строительством. Но ставки, премии и надбавки на своей кафедре распределяю я (с визой зав. кафедры), и пишу о том, что знаю. Размер зарплат определяется у нас отнюдь не рыночной ситуацией, и не надбавками правительства Москвы, как у учителей московских школ (мы федеральные бюджетники), а несколькими относительно простыми цифрами. Нам выделяют определенную сумму на одного студента в год, а число студентов определяется КЦП по направлениям подготовки. Из этого формируется бюджет (внебюджетные средства сейчас не рассматриваем). Далее, дано: должно быть не менее 12 студентов на одну ставку преподавателя (раньше было 7), а средний заработок на ставку должен быть не менее 2 средних зарплат по региону. Число же ставок определяется ещё и учебным планом, дающим общее число часов, которое в виде нагрузки приходит каждый год на кафедру. Кроме того, есть сетка зарплат, ранжированная по должностям. И вот тут выясняется, что если платить за ту же нагрузку больше, то норматив по средней зарплате ВУЗ выполнит, а по числу студентов на ставку - нет. Надо число ставок срезать. Но Часы-то из ФГОСа никуда не денутся! Первым делом поэтому и увеличили норму часов на ставку. Но ещё больше часов нельзя, КЗОТ не велит. Вот отсюда и изобретение наших математиков из бухгалтерии - разделение всей нагрузки в пределах каждого предмета на ставки, почасовую и надбавки. То есть лекции идут человеку как в ставку, а скажем ДЗ как почасовая. Ну и мелочное урезание нагрузки :) и премий.3
  • Виктор ЛюцингерМоя дочь УЧИТЕЛЬ. Получала по 20 000 рублей , а сейчас 16 000 рублей в месяц. Преподаёт НЕМЕЦКИЙ язык. При этом ведёт КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО. Мне СТЫДНО и обидно за нашего ПРЕЗИДЕНТА и ПРАВИТЕЛЬСТВО за такие зарплаты УЧИТЕЛЕЙ. Одни ОБЕЩАНИЯ и наглое ВРАНЬЁ.8
  • АлексейХотелось бы более развёрнутых расчётов. Может Росстат включил в статистику и ЗП министра образования, и всех столичных и региональных чиновников в сфере образования? Тут нужно точно видеть, кого и куда включили. Цифр нет - бесполезно сравнивать Росстат и реальность. Только поднимаете волну негодования очередную. По каким формулам считали? Можно же и формулы придумать какие надо... Есть знакомые учителя - говорят да, в реальности ЗП меньше. С другой стороны, нужно опять же показывать не расчётный листок учителя за один месяц, а брать полный годовой доход и делить на 12. Не секрет, что каждый считает в свою сторону, как ему удобно - кому-то отчитаться, кому-то пожаловаться. Без обид. Я не в курсе, есть ли премии у учителей, какие отпускные, мат. помощь и т.д. Работал 15 лет в другой отрасли, среднемесячная ЗП, если посчитать по итогам года, иногда была выше в 1,5-2 раза, чем ЗП за какой-то отдельный месяц. А лёгкой работы по найму нигде нет. И по вечерам до 20-21 часа бывало работаешь, и по выходным... Большой вопрос - а отчего это в России на одного учителя приходится 17 учеников? У нас в Тюмени, например, во всех школах по 25-35 учеников на учителя приходится. Не думаю, что в других городах намного лучше ситуация. Откуда 17 то?? Кого тут опять посчитали? Частных репетиторов? Министров приплюсовали и всех, кто имеет отношение к образованию? Непонятно... Нужен полный расклад по всем приведённым числам. Ну и... оооочень редко встречал бюджетников или вообще наёмных работников, которые были бы довольны своей ЗП :)) Раньше сам работал по найму, знаю о чём говорю. Сейчас я ИП и очень доволен этим, хотя и заработок пока раза в два ниже, чем я зарабатывал по найму, и рисков в 100500 раз больше. Но произошла смена психологии, взял ответственность на себя... но это совсем другая история.5
  • Ирина Субботиная сама учитель, высшая категория, веду школьный сайт, электронный журнал. получаю чуть больше 20 тысяч. стаж больше 30 лет3
  • Татьяна КургузоваЯ учитель начальных классов, стаж 32 года. Живу в Курской области, г. Льгов, работаю в школе, в которой и сама училась. Сейчас у меня 3 класс - 25 учеников. Много писать не буду, скажу о зарплате - 21000 руб, за стимулирующие даже не хочется писать. Скажу только одно - получают их только приближенные к начальству - они могут получить от 5000 до 10000 руб, а остальным - от 500 до 1500 руб. Вот такая арифметика.11
  • Татьяна ГавриловаРаботаю в школе в ближнем Подмосковье, в 10 км от Москвы. У меня высшая категория и одна ставка, т. е. 18 часов. Моя зарплата 26 тысяч рублей. Откуда такие завышенные данные о зарплатах учителей?3
  • Оля Вербовская3
  • Александр УткинАмирхан, базовая ставка учителя меньше МРОТ.3
  • Александр УткинПавел, ставка меньше МРОТ. Ульяновская область,СПО-7900 р.2
  • Илья РадченкоПавел, статистика - это наука, а не наблюдения одного человека за нерепрезентативной выборкой.5
  • Marina LobanovaЗдравствуйте! Я преподаю английский и испанский в Московской школе в районе Бутово. В 2020-2021 учебном году у меня была нагрузка 25 часов в неделю и 4 урока по полчаса в дошкольном учреждении этой же школы. Не было классного руководства или каких-либо других обязанностей в школе. У меня нет категории. Я получала 75000 рублей(с НДФЛ), с вычетом примерно 67000 руб. Это намного больше, чем в моем родном городе Воронеже. Но я плачу за квартиру 27000, плюс 150 рублей в день на дорогу. Все равно, получается чуть больше, чем в моем городе.4
  • Ivan BerdasovРаботаю в Москве. Средняя 90 тысяч, средняя по школе чуть больше, но и средняя нагрузка больше. При этом, в МСК много школ, где средняя зарплата приближается к 150 тысячам. В нашей такая только у 1-2 учителей, самых активных с кучей дополнительных занятий.3
  • Ivan BerdasovIvan, Кстати, за классное руководство, которое я пока взять на себя не готов, доплачивают 30к/мес в Москве.3
  • Ильдар Айткулов3
  • Викторучусь в аспирантуре по технической специальности, недавно задумался что мог бы после обучения пойти преподавать и в школу, но глянув объявления сильно засомневался, в большинстве вакансий зарплата ниже 20000 , даже с доплатами молодому специалисту выходит немного, если бы была фиксированная планка от 30к по всей стране, то больше было бы учителей2
  • Юлия МарусевичВиктор, почему уменьшилось?0
  • user2457594Зарплата ужасно низкая.Оклад ниже мрота на 3 т.рублей. Ни за стаж ,ни за звание не доплачивают.Ни одного повышения с 2012г. не было. Наверное этот вопрос никого не волнует.Никто ни какие указы не выполняет и не собирается это делать. Р. Алтай1
  • kentВалерий, это тайный план пенсионеров чтоб спасти молодых от учительской жизни ☺1
  • Ехидна11 с копейками получала за ставку в сельской школе в 19-20м учебном году. Да, всего два дня работала в неделю, с первой категорией. Мама всю жизнь у доски, две ставки, классное руководство, методобъединение, заслуженный учитель, высшая категория и получает около 30. А после работы, часа в 4 вечера (при том, что дорога до дома занимает минут 10), отчеты, журналы, подготовка к урокам, бесконечные курсы. Благородное дело детей учить, но такое неблагодарное1

Сообщество