Некоторые учителя в России находят способы зарабатывать от 200 тысяч в месяц, а в горячую пору ЕГЭ даже до 700 000.

Но большинство получают в десятки раз меньше. Росстат считает, что средняя зарплата учителя сейчас — 40 тысяч рублей. Учитель английского языка из Волгограда рассказал Т—Ж, как далека статистика от реальности.

Выбор профессии

Я учился в языковой школе с английским, французским и латынью. При этом нравился мне только английский, но не могу сказать, что я по нему фанател. И когда пришло время поступать, я решил пойти по родительским стопам: мама всю жизнь проработала учителем русского языка и литературы. Но предметы выбрал другие: английский и немецкий языки. Сейчас веду только английский, практики немецкого нет уже 13 лет, для учителя это критично.

В университете я попал в самую сильную группу на потоке. Преподаватели оказались самые топовые, учиться было тяжело, но круто. Настолько, что сегодня иностранцы не всегда верят мне, когда говорю, что вырос в России.

Во время учебы я подрабатывал репетитором английского и несколько раз в неделю по вечерам ездил к ученикам. Денег было очень мало, но и нужды в них особой не чувствовалось, жил я у родителей.

Я не хотел идти в армию, поэтому после окончания университета поступил в магистратуру. Отучился там год, толком не продвинулся в написании работы и сразу оттуда ушел в аспирантуру. Учился очно и за два с половиной года написал диссертацию по лингвистике на тему «Колледж-сленг в интернет-коммуникации американского студента». Защитился с первого раза, стал кандидатом филологических наук. Опыт работы над диссертацией помогает мне и в школе: у учеников каждый год какие-то научные проекты, а я знаю, как к ним правильно подойти.

Когда я поступал, мне было 16 лет — в этом возрасте мало кто думает о перспективах и зарплате.

После университета стал актуальным вопрос о работе, я задумался, зачем сделал такой выбор. В школу я не собирался — мне хотелось работать с языками.

По знакомству устроился администратором в частную клинику. Эту работу можно было совмещать с аспирантурой и репетиторством, к тому же язык в нее тоже вписывался: требовалось переводить инструкции к аппаратуре и оформлять визовые документы. Потом был журналистом в местной газете, писал про жизненные боли города: плохие дороги, заброшенный берег Волги и прочее.

В 2011 году передо мной встал выбор: идти торговать машинами в местном центре «Тойота» или работать по профессии. Я выбрал второе.

Поначалу с надбавками за кандидата наук и молодого специалиста зарплата была чуть больше 13 000 рублей. После года работы я набрал портфолио, туда входит участие учеников в разных олимпиадах, их победы. Например, мой ученик со своей научной работой занял первое место в городе и поехал защищать ее в МГУ, где стал призером и получил грамоту РАН. Это один из самых больших моих педагогических успехов. Учитываются и твои личные достижения: публикации, отсутствие жалоб со стороны родителей. За портфолио мне начислили стимулирующую надбавку к зарплате — обычно она составляет от 4 до 6 тысяч рублей. Количество уроков у меня тоже увеличилось до 24—26 часов в неделю, но на зарплате несколько дополнительных часов почти не отражаются — прибавляют около тысячи в месяц. В итоге я стал получать 17 900 рублей. А еще через три года моя зарплата выросла до 26 000.

При этом я всегда занимался репетиторством, в среднем в месяц это приносило еще как минимум 10 000 рублей.

Все о работе и заработке
Как сменить профессию, получать больше и на чем заработать. Дважды в неделю в вашей почте

Суть профессии

Я чаще преподаю в старшей школе, классы приходят преимущественно сильные, есть ребята, которые говорят на языке практически на моем уровне, но есть и гораздо более слабые ученики.

У всех детей проблемы с разными аспектами английского: кто-то слаб в грамматике, кто-то ошибается в произношении. У многих бывают трудности с живой коммуникацией. Разговор на языке часто ставит учеников в тупик, даже если им есть что сказать. Поэтому значительную часть урока мы общаемся строго на английском, и детям приходится говорить без подготовки. Это закаляет.

Уроки проходят по классике: проверка домашнего задания, новый материал с обсуждением и объяснением. Но строго программы я не придерживаюсь. Раз в несколько недель у нас обязательно есть стороннее занятие на интересную тему: нужно приготовить презентацию любимого фильма, рассказать о хобби, загадать известного актера, сделать аудирование по отрывку сериала. Всегда тщательно отбираю материал, чтобы он подошел по возрасту и в кадре не было непристойностей и крови — только нейтральные моменты с классными диалогами или монологами.

На уроках мы также готовимся к ЕГЭ, насколько позволяет программа. Экзамен сложный, особенно эссе с выражением мнения и устный блок.

На языковые специальности идет немало наших выпускников, стабильно порядка 10 человек из параллели. Почти все едут в Москву или Санкт-Петербург. Английский без репетитора сдают единицы — как правило, это умные дети, которые просто решили перестраховаться и сдать лишний экзамен на случай «вдруг пригодится». Они не готовы тратиться на дополнительные занятия, им хватает школы и консультаций.

Есть дети, которым иностранный язык не нужен, — например, они поступают на юридические специальности, сдают историю и обществознание. Я всем иду навстречу, отношусь к ученикам адекватно, кому-то просто помогаю перебиться с двойки на тройку. Но таких крайне мало.

Дисциплину в классе поддерживать непросто. При этом голос повышать бессмысленно — только горло заболит, да еще выглядеть будешь по-дурацки. Выгонять детей из класса нельзя, все решаем диалогом. Дожидаешься тишины и нормально объясняешь, чем кто помешал на уроке и почему это плохо.

В моей профессии мне нравится только то, что работаю я с молодым и ярким поколением. Они всегда на своей волне, и ты невольно заряжаешься их жизненной энергией. Я не дистанцируюсь от учеников, на перемене они могут подойти за советом, спросить, например, как подтянуть вокабуляр или грамматику. Кроме того, у нас с ними много общих тем, схожие интересы. Часто узнаю от них какие-то научные факты, они рассказывают о новых фильмах и сериалах. Например, недавно группа посоветовала сериал «Любовь, смерть и роботы» — мне зашло, очень атмосферная вещь. Но по возрастному цензу он точно не для школьной аудитории, поэтому своими впечатлениями я с ними так и не поделился.

Сериалы и передачи, которые помогут учить английский: выбор Сергея

«Очень странные дела»

Актуальный сериал, интересен подростковой аудитории. Хорошая лексика научно-фантастической направленности.

«Симпсоны»

Повседневный обиходный лексикон, короткие серии — можно посмотреть за обедом.

«Топ-гир»

Британская передача, соответствующее произношение, попадаются редкие речевые обороты.

Behind the Scenes

Серии фильмов, которые снимают как сопровождение к нашумевшему художественному кино. Показывают процесс съемок, интервью с актерами и создателями. Познавательно и радует качественным произношением. Из минусов — не найти субтитры.

Полнометражный мультфильм «Зверополис»

Плюс такого контента в возрастном рейтинге. Можно включить с любого момента, не надо выбирать отрывок.

«Как это работает?»

Цикл передач канала «Дискавери» про изготовление чего угодно, от кофе до скоростных катеров. Хорошие дикторы, узконаправленная лексика плюс познавательно.

TED Talks

Универсальный ресурс на все случаи жизни. Богатый выбор спикеров — специалистов в своих сферах, познавательные видео с лексикой по теме. Есть фильтры по темам и хронометражу. Можно скачивать с субтитрами на разных языках без регистраций и прочего.

Минусов в моей работе целый список.

Во-первых, низкая зарплата. Я получаю 25 000 рублей чистыми — и это со всеми надбавками при работе на полторы ставки: у меня 29 часов, то есть шесть дней в неделю по 4—6 уроков в день.

Во-вторых, низкий социальный статус профессии. Твой позитивный настрой и степень кандидата наук не играют роли, если перед тобой родители-самодуры. Мне приходилось участвовать в малых педсоветах — это когда коллектив разбирает косяки конкретного ученика в присутствии его самого и его родителей. И там звучали фразы типа: «Если ребенок ведет себя плохо, значит, на уроке вы не можете его заинтересовать». Получается, школа крайняя, а воспитание в семье не играет роли.

В-третьих, высокая степень выгорания. Да, отпуск у учителей — два месяца. Но ни в одной другой компании или организации меня так не удручал момент выхода на работу. В сентябре все еще на положительных эмоциях после лета, а потом вставать по утрам становится все тяжелее.

Ранние подъемы целый год, монотонность, строгие временные рамки — все играет свою роль.

Немало бумажной работы: журналы курсов и факультативов, оформление портфолио, отчетности по личному рейтингу. А у классных руководителей просто ад: личные дела детей, инструктажи, справки от родителей о болезнях, списки классов на питание и в медкабинет. Сейчас у меня нет классного руководства, но раньше было. Чтобы выбрать эту участь, надо любить школу и педагогику. У классного руководителя много дополнительной работы. Он смотрит, кто опоздал, заболел, прогулял, разруливает любые конфликты, следит за успеваемостью, организовывает участие в разных мероприятиях, проводит собрания, отвечает на все — все! — вопросы родителей. И все это за смешную доплату, что-то в районе 1500 рублей в месяц.

В-четвертых, нет перспектив. Недавно была новость: Росстат посчитал средние зарплаты учителей по России. Оказалось, это более 40 000 рублей в месяц. Однако я работаю в полную нагрузку, получаю доплату за кандидата наук — около 3000 рублей — и все равно не дотягиваю до этой планки. Либо мне врет бухгалтерия, либо у Росстата неверные данные.

Место работы

Проработав в школе четыре года, я уволился: решил попробовать себя в новых сферах, меня позвали в частную школу на место руководителя международного отдела. Я через интернет подбирал преподавателей-иностранцев, проводил с ними собеседования, занимался их документами, организовывал перелет в Россию, помогал обжиться на месте, контролировал их расписание, решал вопросы по контрактам. Получал ровно 25 000 рублей. Ушел из-за конфликта с руководством. Начальница часто выплескивала плохое настроение на сотрудников, а я не тот человек, который позволяет поливать себя грязью.

После этого был менеджером по внешнеэкономической деятельности в интересном стартапе: мы продавали блоки чип-тюнинга в Канаду, США, на Филиппины. Я получал 30 000 рублей на руки и проценты от продаж, английского было более чем достаточно, на нем велась вся коммуникация с клиентами. Это было очень круто.

Когда стартап обанкротился, я стал фрилансером. Бывший коллега по стартапу плотно ушел в инфобизнес, нашел инвесторов и предложил мне работу. Я помогал редактировать статьи, работал с авторами, публиковал контент. Получал сдельно, при полном рабочем дне выходило около 7000 рублей в неделю. Так я проработал полгода.

При свободном графике было хорошо, я даже отъелся, хотя обычно у меня постоянный вес. Но были и свои минусы: не поработал — денег не получил. Поехал на море на неделю — денег нет. Поэтому мне хотелось найти работу с соцпакетом и официальным трудоустройством. Главным фактором оставался английский язык, я боялся потерять близкий к нативному уровень. Уходить полностью на переводы не вариант: тут важно иметь широкую клиентуру, иначе придется просто ждать, пока тебя найдет заказчик.

В итоге два года назад я вернулся в ту же школу, где и начинал в 2011 году, но на худшие условия.

Сначала мне платили всего 17 000 рублей: за время моего отсутствия учителям урезали зарплаты, а у меня больше не было надбавки за портфолио.

В контексте всего города моя школа — одна из лучших. Это гимназия с углубленным изучением иностранных языков. Коллектив классный: на нашей кафедре семь педагогов младше 35 лет и пять человек постарше. Все сильные в своей сфере, думаю, случайных людей тут нет.

У нас ценят сотрудников, насколько это возможно. Конечно, иногда могут и поругать, но идут навстречу в личных вопросах, если что-то не получается или нужно отпроситься. И зарплата у нас больше: судя по вакансиям на «Хедхантере», учителям в других школах Волгограда могут платить на четверть меньше. К тому же английский в нашей гимназии — профильный предмет, поэтому и ставка за час у нас выше.

Случай

В первый год моей работы в школе в Волгограде проходила международная конференция «За мир во всем мире». Организаторами были японцы из Хиросимы. Они проводят такое мероприятие каждый год либо на своей территории, либо в городе-побратиме. К нам приехало порядка 60 человек из Японии, Китая, Испании, Италии, Германии. От нашей школы участвовали три старшеклассника и я в качестве куратора детей.

Неделю шли совместные мероприятия с иностранными студентами: спортивные состязания, экскурсии, проекты по сохранению мира во всем мире, съемки видео, танцы. Для меня это самая яркая неделя за все время работы в школе: море эмоций и английского.

Это был мой первый в жизни опыт настолько насыщенного общения на языке.

Из тех трех учеников один после школы уехал в Японию, остальные двое поступили в Москву: в МГИМО и в МГУ.

Рабочий день

Подъем в 6 утра. Полтора часа на умыться, поесть, собраться на работу. Уроки по 40 минут, начинаются в 8:00. Перемены по 10 и 20 минут. Обычно уроки заканчиваются в 13:10, после чего нужно заполнить электронный дневник — на это тратится 20—30 минут, иногда проверить тетради. В среднем раз в неделю у детей бывают письменные задания. Это может быть сочинение, описание фильма или книги, высказывание на заданную тему, письмо личного характера — вариантов много.

Обедаю я в школе — по мне, в столовой все очень вкусно и дешево. За 90—120 рублей можно взять первое, второе, чай и булку.

Раз в месяц бывает педсовет: весь коллектив собирают в одном кабинете для обсуждения каких-то рабочих моментов. Чаще всего это информация об изменениях в рабочем графике или о новых проектах. Это могут быть олимпиады, переводческие состязания, конкурсы видеороликов. А могут быть и международные инициативы. Например, на днях мои ученики писали письма на тему What is peace for me — «Что для меня значит „мир“». Эти письма поехали в город-побратим Волгограда Ковентри, оттуда нам пришлют ответы детей.

Если есть классное руководство, придется собираться раз в неделю после уроков с другими классными руководителями. Здесь дают информацию по инструктажам и классным часам, которые нужно провести с детьми. Собрание заканчивается не раньше 14:00, после можно идти домой.

Обязательный элемент моего дня — репетиторство. Для «поддержания штанов» нужно минимум одно занятие в день. Заканчиваю я в районе 17:00.

Подработки

Сейчас у меня три ученика. Они приходят дважды в неделю. Занятие стоит от 500 рублей за час. Клиенты меня находят через сарафанное радио или школу, но своих школьных учеников я не беру, чтобы не возникало слухов, что якобы незаслуженно раздаю пятерки по предмету. Занимаюсь со старшеклассниками, готовимся к ЕГЭ. Лучший результат, который мой ученик показал на экзамене, — 90 баллов.

В прошлом году я запустил собственный проект — сайт со статьями про машины: ремонт, обслуживание, выбор автомобилей, вопросы по документам. Я делал там все, от регистрации домена до публикации статей — сейчас их 50, и достиг уровня, когда надо либо приостановить работу, либо нанимать редакторов и авторов. Но это дорого, тратиться я не хочу. Работа остановилась, но посещаемость есть, за счет размещения рекламы сайт тоже приносит деньги.

Раньше я еще делал переводы с нотариальным заверением. Мой телефон есть у нотариусов, с которыми мы сотрудничали, они дают клиентам контакты всех переводчиков, и те, в свою очередь, выходят на связь. За одностраничник я получал от 500 рублей, времени на это тратилось много — час-два на перевод, еще столько же на то, чтобы заверить его у нотариуса, заказы поступали редко, так что уже около года я с ними не работаю — надоело.

Доходы

Суммарный доход в месяц — ближе к 40 000. Сюда входит зарплата 25 000 рублей, репетиторство — около 10 000, хотя сумма может варьироваться в зависимости от количества занятий, реклама на сайте — 5000. Для кого-то это ничто, для меня же это пятая часть зарплаты. Кстати, это официальные деньги — Яндекс переводит доход на карту уже за вычетом всех налогов. Недавно я запустил второй сайт.

Чтобы зарабатывать больше, нужно раскручивать сайт. Получается медленно, но я не останавливаюсь. Если сделать несколько проектов хорошего уровня, можно иметь больше 90 000 рублей пассивного дохода в месяц и жить в удовольствие. Но для этого надо много денег, времени и сил.

Еще нужно сменить профессию. В Волгограде я как учитель уже достиг своего потолка по зарплате. Но главный минус — это уже упомянутое эмоциональное выгорание. Я опять хочу уволиться.

Расходы

Моя супруга — HR-специалист в крупной ИТ-компании, получает больше меня. У нас есть сын, ему 9 лет.

Каждый месяц мы с женой скидываем деньги на одну карту, которая забита в NFC наших телефонов. Так удобнее — получаем кэшбэк с покупок.

Квартира у нас собственная, досталась по наследству. На оплату счетов тратим 8000 рублей. На продукты уходит в среднем 6000—7000 в месяц. Жена готовит много и хорошо, полуфабрикаты не покупаем, в основном берем фрукты, овощи, мясо, макароны, крупы. Каждую неделю заказываем что-то из готовой еды: суши, роллы, пиццу, воки. Ценник получается в районе тысячи.

На одежду уходит 4000—5000 в месяц: часто пополняем гардероб сына, он растет, да и сами с женой любим новые вещи, хотя что-то дорогое себе покупаем, только когда варианта потерпеть уже не остается. Иногда случаются более крупные покупки: например, средний ценник на обувь — 3—4 тысячи, на куртки — в районе 6 тысяч. Обычно берем одежду в магазинах H&M, Bershka, Zara, Zolla, Pull&Bear. Я люблю заказывать через интернет — «Ламода» и «Вайлдбериз» рулят. В квартале от нашего дома есть их пункты выдачи, это очень удобно.

Последней спонтанной покупкой была шапка, которая ну очень понравилась, а до этого я брал разные поло и кеды, чтобы «прибарахлиться» к новому учебному году и поднять себе настроение.

Сын ходит в художественную школу и на робототехнику — на оплату кружков требуется 6000 рублей в месяц.

У нас Лада Гранта, мы купили ее новой без кредитов: часть суммы взяли в долг и уже расплатились. На бензин уходит 2500, ОСАГО — 9500 за год, налог — 900 рублей в год. Около 10 000 в год тратим на обслуживание типа тормозов и замены масла.

Много денег уходит на наших двух кошек: 2000 в месяц на наполнитель, 2000 — на еду, около 1000 — на ветеринаров.

Очень большие расходы на медицину: с февраля по май на обследования и лечение у невролога я потратил более 20 000 рублей. Я ходил в частные клиники, делал дорогие МРТ головного мозга — ждать полгода-год бесплатной очереди было нельзя.

В мае мы начали откладывать по 5000 рублей с зарплаты моей и супруги. Пока не ясно, получается у нас копить или нет: когда не хватает до следующей получки, приходится брать из отложенных денег. Мы ни на что конкретное не копим, просто не хочется жить без копейки за душой.

Экономия

Экономим мы на всем. Продукты покупаем преимущественно по акциям. То же с одеждой: стараемся выбирать со скидками или повышенным кэшбэком.

По средним расчетам, кэшбэками в месяц возвращается 600—700 рублей. Еще 5% я получаю за топливо — оформил ОСАГО в Тинькофф, они начисляют такой бонус на карту Black.

В кино ходим раз в полгода-год. Последний поход в ресторан был два года назад. «Макдональдс» и ему подобные заведения не посещаем — это просто вредно для организма. Зато много гуляем, смотрим кино дома, иногда пересекаемся с друзьями и в отпуске берем от жизни все. Этим летом, например, были в Геленджике. Мне очень понравилось: красивые виды, серпантины. Стараемся куда-то ездить каждый год. За границей пока не были.

Недавно впервые воспользовался рассрочкой платежа. Свободных денег не было, но очень хотелось купить кеды Converse за 4000 рублей на «Ламоде». Тут же позвонил сотрудник «Совкомбанка» и сказал, что мне надо срочно купить хоть что-то по карте «Халва», которой я давно не пользовался, — тогда мне дадут подарок от банка. Так я решил взять кеды. Мне рассчитали платеж на шесть месяцев, но я его уже погасил. А подарок оказался ни о чем — магнит на холодильник и чехол для карты «Халва». Но было любопытно проверить, действительно ли не возьмут ничего сверху за рассрочку.

Кредиты не берем никогда и не планируем. Жить в долг — no good.

Финансовая цель

Если мой заработок превысит 100 тысяч, я верю, что смогу реализовать все наши планы. Здесь и нормальная жизнь без оглядки на ценники в магазинах, и квартира сыну. На вторичке жилье можно взять за 2—3 миллиона, а новое будет стоить 3—7 миллионов в зависимости от крутизны дома. Интересные нам варианты стоят 4,5 миллиона рублей. Поэтому пока они остаются интересными, а не достижимыми.

Думаю, если сменить профессию, я мог бы уже в ближайшем будущем получать больше 50 тысяч в месяц. Я планирую уйти в ИТ, там порядок зарплат другой, найти работу на 50—60 тысяч намного легче даже на старте.

Будущее

Я не вижу будущего в качестве учителя в России. Поэтому поступил на курсы дизайна интерфейсов, купил их на Geekbrains. Мне очень нравится работать с дизайном пользовательского взаимодействия, хочется делать что-то понятное и приятное для людей. Через восемь месяцев у меня закончится учеба и будет видно, смогу ли я уйти в новую сферу. Если нет, то проработаю в школе еще максимум год, пока не наберу опыт и портфолио как дизайнер пользовательских интерфейсов.

Заниматься переводами фултайм я не хочу — это не творческая работа, хотя и прибыльная. Мне приятней смотреть фильмы в оригинале и просто общаться, а самореализация в этой области неинтересна.

Вы можете стать героем нашего нового материала. Заполните анкету и расскажите о своей профессии.