Рост тарифов и поиск поставщиков: как бизнесу работать с логистикой в 2022 году

Мнения специалистов по перевозке и предпринимателей
34
Рост тарифов и поиск поставщиков: как бизнесу работать с логистикой в 2022 году
Аватар автора

Павел Храмкин

узнал, что сейчас с логистикой

Страница автора

Из-за санкций, ухода международных компаний и проблем с морскими контейнерными перевозками в России начался логистический кризис.

Поставки товаров стали дороже в 2—3 раза, а какие-то и вовсе оказались недоступны.

Предприниматели закупают продукцию про запас, ищут аналоги у отечественных производителей, перестраивают торговые маршруты и пытаются пробиться на новые рынки поставки. Мы поговорили со специалистами по логистике и владельцами компаний о том, что ждет российский бизнес в ближайшее время и что можно сделать.

Если кратко: меньше зависеть от ключевых поставщиков, пробовать новые способы доставки и искать пути на востоке.

«Иностранные партнеры не разрывают связи, но берут тайм-аут»

Мы помогаем российскому бизнесу наладить импорт из-за рубежа: находим фабрику, организуем контроль за производством, оформляем груз, доставляем его и проходим таможню.

Аватар автора

Андрей Захарченко

основатель международной логистической компании Standard Trade

Как меняются цены на логистику. Проблемы с логистикой начались еще в 2020 году — китайские фабрики стабильно импортировали товары в США и Европу, а обратно контейнеры не возвращались, потому что производство не функционировало из-за пандемии. Отправлять контейнеры обратно в Китай пустыми было невыгодно, поэтому они оставались за океаном. Одновременно с этим выросли цены на металл, соответственно, выросла и стоимость производства контейнеров.

В итоге тариф поставок увеличился в среднем в восемь раз. Например, в начале 2020 года аренда 40-футового контейнера из Шанхая до портов Дальнего Востока стоила порядка 1200 $. К концу года стоимость превысила 10 000 $. В 2021 году цена за контейнер варьировалась от 8000 $ до 12 000 $.

Сейчас ситуация усугубилась. 1 марта прекратил работу по российскому направлению крупнейший в мире контейнерный оператор, датская компания Maersk. Следом за ним перестали работать второй и третий по величине мировые перевозчики — французская CMA CGM и MSC из Италии.

Немецкий перевозчик Hapag-Lloyd и тайваньская Yang Ming, которые доставляли товары в Новороссийск, тоже могут прекратить работу. Есть риск закрытия корейского Hyundai, который работает с Владивостоком.

Возможность возить грузы морем останется. Вряд ли уйдет с рынка четвертый по величине перевозчик из Китая — COSCO. В России есть свои компании — FESCO и SASCO, но по возможностям они далеко за пределами лидеров рынка.

Стоимость услуг по перевозке вырастет, мне кажется, минимум до 15 000 $ за контейнер. Кроме того, спрос из России вырастет в несколько раз, потому что более 80% мировой торговли проводится по воде.

Арендовать контейнер в ближайший месяц вряд ли получится.

Что происходит с рынком. Сейчас все меняется быстро и капитально. Пострадали компании, которые завязаны на поставках из Европы. Например, непонятно, что делать крупнейшим дистрибьюторам европейских товаров в России. Отечественная грузовая авиакомпания «Атран» остановила работу — на ремонт самолетов не хватает запчастей.

Из-за роста расходов теряют деньги компании, ориентированные на импорт. Мы как раз в зоне этого риска. Например, нам скоро должен прийти груз с обоями, которые клиенты оплачивали по курсу 74 ₽ за доллар, а таможню мы будем проходить по курсу 110—120 ₽. Из-за увеличения таможенных платежей мы потеряем несколько миллионов рублей.

Сложно будет промышленности, оборудование которой завязано на зарубежных высоких технологиях: полупроводниках, датчиках, лазерах, микроконтроллерах. На импортозамещение нужны годы. Вряд ли сейчас все мгновенно перейдут на отечественные микропроцессоры «Эльбрус».

Что делать владельцам бизнеса. Для перевозок из Китая есть альтернатива — прямое железнодорожное сообщение из Сучжоу, через Забайкальск или Казахстан, в Москву. Сейчас срок доставки до 35 дней, стоимость контейнера 10 000 $. Но в ближайшее время цена и сроки вырастут — из Китая в Россию можно отправлять не больше 1000 контейнеров в сутки, это около 20 поездов. Спрос повысился, поэтому я советую закладывать на доставку одного контейнера до 20 000 $ и 60 дней. Обращаться можно в любую логистическую компанию, которая работает как посредник с китайскими операторами.

Формально можно везти товары из Европы фурами через Беларусь. Границы еще открыты. Цены пока не меняются, например фура из Германии в Россию на момент написания статьи обошлась мне в 8000 €.

Сложность в другом — европейские поставщики больше не отгружают товары в Россию. Наши иностранные партнеры не принимают новые заказы, пока ситуация не прояснится. Они не разрывают связи, но берут тайм-аут.

Все зависит от внешней ситуации. Если России удастся найти общий язык со всем миром, тогда цена поставки может увеличиться на 20—30% из-за курса рубля и повышенного спроса в первые месяцы. Если ситуация ухудшится, Европа будет для нас отрезана.

Что будет дальше, никто не знает. Большая часть наших клиентов не спешит ничего заказывать, ждут, пока обстановка разрядится. Сейчас главное — не паниковать. Это не первый кризис в России.

«Нужно снижать зависимость от ключевого поставщика»

Как потрясения в мировой логистике отражаются на российском бизнесе. Весь бизнес сейчас условно поделен на четыре категории.

Аватар автора

Андрей Мякин

директор по продажам СДЭКа

Первые — это монодистрибьюторы брендов, которые остановили продажи на территории России. Например, продавцы «Фольксваген», «Адидас» и «Лореаль», которые покупали товар за рубежом и перепродавали в нашей стране. Они находятся в полной стагнации. Их дальнейшая судьба зависит от решения головного офиса. Если бренд решит не возвращаться в Россию, дистрибьютору придется закрывать бизнес или искать партнеров с доступных рынков. Например, из Китая. По факту это означает построить компанию с нуля.

Вторая категория — мультибрендовые дистрибьюторы, которые продавали в основном европейскую технику. Сейчас они стараются максимально заполнить склады, пытаясь провезти груз воздушными путями через другие страны. Например, через Финляндию, Казахстан, Турцию, Беларусь или страны Азии.

Авиадоставка уже подорожала. Например, до февраля доставка товара весом в один килограмм из Великобритании в Россию обошлась бы в 30 €. Сейчас стоимость подскочила на 20—30% и продолжает расти. Из-за проблем с поставкой и курсом рубля стоимость техники уже выросла на 30%. Когда бизнес найдет альтернативные маршруты для логистики, а курс закрепится хотя бы на отметке 100 ₽ за доллар, по моему мнению, цены снизятся. Но на сколько и когда это произойдет, сложно предсказать.

Третья группа — компании, у которых в разных пропорциях были европейские и китайские товары. В эту категорию входят, например, интернет-магазины электроники. Чтобы не потерять в выручке и числе клиентов, сейчас они разворачивают маркетинг в сторону продукции из Китая. К примеру, раньше у них самым продаваемым феном был «Дайсон» из Великобритании, и всю рекламу они направляли на этот бренд. Теперь начнут продвигать китайские Walh или Kondor.

Четвертая группа — компании из России, работающие с внутренними поставщиками. Например, фабрика «Хофф», которая делает мебель из российской древесины. Такой бизнес сейчас активно растет, занимая позиции, которые оставили ушедшие иностранные конкуренты. Тот же «Хофф» может сейчас перетянуть клиентов «Икеи».

Компаниям придется работать по-новому. Раньше бизнес боролся за одного поставщика и увеличивал закупку, чтобы получать большую оптовую скидку. Сейчас лучше распределить между несколькими поставщиками, даже в угоду цене, чтобы снизить зависимость от одного партнера и не остаться с пустыми складами в случае проблем.

Конечно, посоветую обратить внимание на рынки Китая, которые могут закрыть дефицит иностранных товаров. Я уверен, что в ближайший год Россию ждет экспансия китайских банков, которая облегчит денежные переводы между двумя странами. Вести бизнес станет проще.

Склады нужно держать заполненными — стоит закупать товары по существующим ценам, не останавливать продажи.

Лучше предложить товар по цене выше, чем вообще закрыть магазин.

Бизнес разворачивается на восток. Бизнес СДЭКа на 90% находится в России. Мы не видим никаких внутренних сложностей. Логистика работает точно так же, как две недели назад. Стоимость не выросла. На сухопутных границах есть задержки в один-два дня, потому что вырос поток легковых автомобилей.

Сейчас мы работаем над увеличением грузопотока из Китая и расширением логистической цепочки. Например, договариваемся о регулярных рейсах с российскими логистическими компаниями и налаживаем авиаперевозку на собственных самолетах. Объем поставок из этой страны уже вырос на 20%.

Грузы из США и Европы мы по-прежнему доставляем, у нас есть склады в 12 странах мира, в том числе в США, Франции, Италии, Великобритании. Если покупатель заказал товар в иностранном интернет-магазине и выбрал нашу службу доставки, мы отвезем груз самостоятельно.

Пока трафик из США и Европы не упал, но это доезжают уже оплаченные заказы. Новые вряд ли появятся из-за проблем с оплатой — российскими банковскими картами теперь нельзя рассчитываться за рубежом. «Пэйпэл» приостановил работу в нашей стране. На спрос влияет и курс доллара. Предполагаю, что динамика покупок в интернет-магазинах США и Европы в ближайшие три-шесть месяцев снизится.

«Три-четыре месяца бесперебойных поставок импортных товаров у нас есть»

Основные проблемы внутренней логистики. Стоимость грузоперевозок стремительно росла последние пару лет. В 2021 году тарифы увеличились на 10%. Сейчас уже на 17—20%. Это произошло из-за роста онлайн-ретейла и нехватки складов, потребность в них выросла в три раза. При этом строить помещения для хранения груза стало дороже на 30% из-за роста цен на материалы и землю.

Аватар автора

Марья Дей

директор по развитию новых форматов в Ozon Fresh

Второй удар по внутренней логистике нанесли мигранты. С начала пандемии их число сократилось почти на два миллиона. Рынок дешевой рабочей силы просел, а спрос вырос. Крупнейшие компании столкнулись с дефицитом людей по базовым позициям: комплектовщики, водители и, конечно, курьеры.

Что будет дальше. С февраля ситуация перевернулась еще раз, проблемы прошлого года стали неактуальны. После запрета Европы и США на импорт в Россию строить новые склады не придется, потому что опустеют старые.

Скорее всего, появится новая рабочая сила — вместо мигрантов доставлять грузы начнут люди, которые раньше сотрудничали с иностранными компаниями, объявившими об уходе из России. Из-за этого следует ожидать снижение фонда оплаты труда — одной из основных статей затрат в логистике. Условно, зарплата курьеров снизится, потому что окажется достаточно претендентов на их место.

Будут новые вызовы. Например, теперь не получится обновить транспортные парки из-за прекращения поставок от ключевых производителей. Дело в том, что 80% крупногабаритного груза в России доставляли на тягачах Man, Mercedes, Scania. Со временем отсутствие запчастей скажется на росте стоимости доставки. Придется пересаживаться на китайские или корейские автомобили.

Возможно, будут перебои с доставкой груза. Если оценивать товарные запасы по всей цепочке сбыта, три-четыре месяца бесперебойных поставок импортных товаров у нас есть.

«Уже сейчас чашка кофе в заведениях подорожала на 30—70 ₽»

Мы обжариваем и поставляем кофе более чем 300 компаниям России, в том числе в «Самокат» и «Вкусвилл».

Аватар автора

Илья Сорокин

основатель компании «Сибаристика»

Мы покупали зеленое зерно у трейдеров, которые до февраля возили его морем из Роттердама или Гамбурга до Санкт-Петербурга. В феврале 85% всех грузоперевозок в питерском порту приостановились. Как мне объяснили партнеры, это связано с тем, что крупные контейнерные операторы перестали работать с Россией. Среди них CMA CGM и MSC, которые входят в топ-3 логистических компаний мира.

Например, вчера один из трейдеров сообщил, что не сможет растаможить наш контейнер с кофе — корабль транспортной компании Hapag-Lloyd не стал заходить в порт Санкт-Петербурга, а встал на якорь неподалеку «до принятия перевозчиком решения о его дальнейших действиях».

Прежние логистические цепочки сломаны. Экспортеры кофе, например Бразилия и Колумбия, готовы отгружать товар, а мы — покупать. Но европейские компании отказываются везти зерна. Они говорят, что на них сильно давят местные власти, и боятся за свой бизнес.

Наши трейдеры рассматривали китайских поставщиков. Груз шел бы на два месяца дольше, зато стабильно. Но китайцы отказали. О причинах могу только догадываться — боятся санкций или заявленный объем показался не интересен. Возможно, часть трейдеров попробует наладить поставки через Турцию. Сколько это будет стоить, пока сложно сказать. Но уже сейчас чашка кофе в некоторых заведениях подорожала на 30—70 ₽.

Стоимость зеленого кофейного зерна подскочила на 70—100% за килограмм из-за трудностей в логистике и роста доллара. Причем большинство трейдеров теперь продают зерно не по курсу Центробанка, а по курсу покупки валюты в их банке, а это — 115—140 ₽ за 1 $ на данный момент.

Вместе с зернами дорожает и упаковка, которую мы закупаем в Китае. Раньше килограммовый пакет для кофе стоил 30 ₽, а теперь — 45 ₽. Проблем с поставками нет, но есть задержки на одну-две недели. Это связано с тем, что товар в Китае ставят на карантин, говорят поставщики. На последующие заказы ожидаем рост цен до 50% из-за повышенного спроса. Часть российских обжарщиков кофе раньше покупали упаковку у украинской компании «Арис-пак» и теперь ищут поставщиков.

В перспективе мы планируем переключиться на российских производителей, но они тоже во многом завязаны на импорте. Например, компания «Импресс АРТ», которая печатает пакеты для кофе, покупает пленку и краски за границей. Стоимость их услуг уже увеличилась на 50%. По оплате выходит столько же, сколько везти упаковку из Китая.

«Продавать бургер за 1000 ₽ бессмысленно»

Сеть здорового питания Avocado Point появилась в 2017 году, сейчас работает пять точек в Москве и Санкт-Петербурге. Все блюда мы готовим на основе авокадо, которое нам доставляли из Южной Америки и Африки.

Аватар автора

Элина Осипова

основатель сети кафе Avocado Point

Импортные продукты дорожают каждый день. Около 60% позиций в барах были завязаны на импорт. Кроме авокадо нам доставляли креветки из Китая и Бангладеша, а тунец из Японии.

Проблем с поставками пока нет, но из-за курса рубля стоимость продуктов выросла почти в два раза. Например, килограмм авокадо стоил 400 ₽, а сейчас — 700 ₽. Манго, которое мы добавляли в салаты — 1000 ₽ за килограмм вместо 600 ₽. Подорожал даже мурманский лосось, килограмм которого теперь стоит дороже на четверть — 2115 ₽ вместо 1350 ₽.

С февраля люди стали реже ходить в кафе. Если раньше пять точек за день делали 250 000 ₽, теперь — 100 000 ₽.

Проходимость упала втрое, а выручка — в два раза.

Мы сократили меню на 40% — отказались от блюд с дорогими ингредиентами, с поставками которых могут быть перебои. Одним из самых продаваемых блюд в баре считался боул с тунцом — больше его не будет.

Перестали готовить все низкомаржинальные блюда. Один из них — аво-бургер с начинкой из слабосоленого лосося, кремчиза с травами и салата с руколой. Вместо булочек повара использовали дольки авокадо.

Себестоимость блюда без учета зарплат, электричества и амортизации оборудования выросла в два раза. В 2019 году она составляла 250 ₽, теперь — 500 ₽. Продавать бургер за 1000 ₽, чтобы отбить затраты, бессмысленно — покупать будут редко.

По максимуму перешли на дешевые аналоги в закупке. Например, вместо черри в салат кладем обычные помидоры. Чтобы не повышать стоимость блюд и постоянно не перепечатывать меню с новыми ценниками, сократили порции в среднем на 20%.

Пришлось отказаться от старой бизнес-концепции. Раньше я мечтала открыть сеть баров, в которых гости смогут попробовать авокадо из разных стран. Теперь делаем ставку на доступные блюда. Например, драники и английский завтрак с сосисками. Главное, чтобы выглядело красиво и было вкусно. Авокадо теперь будет только в топингах. Конечно, это уже другой бизнес.

Павел ХрамкинРасскажите, ощущаете ли на себе перебои с доставкой в Россию? С какими проблемами столкнулись?
  • МихаилЕстественно! Китайцы 3-ю неделю не могут (боятся) высылать комплектующие для наших печатных плат. Вначале рубль упал - мы готовы заплатить в 2 раза, далее говорят , что не работает логистика - наш посредник готов прям сейчас со склада у них забрать, теперь вот отмазываюся тем, что у них вспыхнул коронавирус и опять не могут отгрузить..... Боятся и ждут, что будет в мире дальше, другого объяснения у меня нет, т.к. на денежки они очень как падки))7
  • Sol InvictusМихаил, у Китая на западном рынке завязаны 80% экономики. На кой пёс им ссориться ради россии с теми странами, где они по-настоящему деньги поднимают?3
  • МихаилSol, Да это всё понятно! Вопрос был с какими проблемами кто столкнулся - мы столкнулись. Вернее вся Россия.3
  • Yuri GМихаил, логисты неделю назад говорили, что Шанхай на 2 недели на карантине1
  • Sergey Averyanov>Вряд ли сейчас все мгновенно перейдут на отечественные микропроцессоры «Эльбрус». Конечно не перейдут, ведь производились они на мощностях TMCS которая уже остановила их производство. А внутри самой РФ есть мощности только для 65нм техпроцесса, а это уровень примерно двадцатилетней давности.11
  • Павел ХрамкинМихаил, расскажите, как решаете.0
  • МихаилПавел, Никак. Не отгружают. Альтернатив таких микросхем и т.п. нет. Ждём.4
  • AKSergey, дома стоит древний комп как раз с таким тех процессом. Для большинства задач его хватает, кроме особо нагруженных. Другое дело, что даже если и есть своё производство, оно просто не сможет обеспечить нужных объёмов + свои аппаратные особенности не позволят существующий софт запускать без сбоев.4
  • Анастасия ДарийМы во Владивостоке занимаемся таможенным оформлением товаров из КНР, когда морские линии объявили свои стопы мы , конечно, два дня курили и смотрели перед собой невидящими глазами)) но начали раздувать ранее хилое направление автодоставки, сейчас наращиваем, перевозчиков в принципе достаточно, видим в этом достаточно перспективное решение. Всем сил, фантазии и оптимизма, ребят! Что уж тут.22
  • Павел ХрамкинАнастасия, а есть заторы на дорогах? Насколько цена автодоставки выросла у вас?0
  • Владимир АлексеевПавел, а мы как все - сидим и ждем! Только чего пока не ясно. Партнерам предложил расширять сотрудничество с Турцией.0
  • Анастасия ДарийПавел, нет, наоборот, из-за курса сейчас общий грузопоток упал, отсюда и некоторое снижение от перевозчиков, они повышают цены когда есть большой спрос. Плюс лес не выходит, чтобы транспорт не стоял - едут по адекватным ценам, не ломят. Думаю, когда все придут сюда за европозамещением, будет скачок цен, но пока этого не наблюдается2
  • Романну вот а смысл было писать эту статью? необходимо сделать паузу и не пороть горячку. Бородатый дядя из СДЭК, конечно, рад свалившейся на голову рыночной доли в перевозках, но качество обслуживания и таможенного декларирования надо бы, мягко говоря, подтянуть. про отношение к партнерам у "Озноба" уже написаны километры материалов. Всем терпения и выдержки!3
  • РоманАнастасия, оставьте почту вашу пожалуйста.0
  • Sol InvictusВладимир, да всё ясно, чего все ждут.-1
  • ДанилА мы в нашей кофейне CoffeeWood пока держим цены. Вообще, не многие кофейни пока подняли. Федеральная сеть кофеен Surf, мини-сеть Фильтр. Но не на 30-70 рублей. Меньше. Мы все боимся. Боимся потерять последних посетителей. Ко мне уже на Блохина, Петроградка - не бедный район - приходят люди, которые стали пить кофе раз в неделю или даже реже. Никто не говорит вслух это слово. Но я читаю между строк. Дорого. Sibaristika, привет! мы варим на вашем кофе. А наш арендодатель на столько проникся им, что повёз несколько пачек Blue Magic в подарок на Кавказ. А зерно, да, у всех подорожало на 30-50%. Молоко, которое мы берём, подорожало на 50% - с 65 руб. до 95 руб. за 900 грамм (((5
  • ИгорьМякину: предложение заполнить склады по максимуму - верно, но для компаний с хорошей финансовой подушкой (наличие собственной оборотки), а вот если ты сидишь на овердрафте (даже на 50% от требуемой оборотки) - это прямой путь к банкротству!1
  • 2
  • Sergey AveryanovViktor, да, они самые. Я ещё слышал, что у них само производственное оборудование для 65нм вроде европейское, так что если с ним будут сложности (а без сервиса это только вопрос времени) то даже 65нм реликтов не будет.1
  • Линда ЛиПо части доставки электронной компонентной базы - организовали компанию в Китае, которая закупает отовсюду, откуда получается достать - с европейских стоков, с китайских заводов-производителей и т.п., далее товар из Китая поставляется в Россию, в компанию, которая не находится под санкциями и не связана с ВПК, а уже потом эта организация-прокладка поставляет закупленное через Китай заказчику. Такая схема. Импортозаместиться в России возможно только по пассивным элементам (опционально, проблемы начинаются, когда требуется аналог CAPAX) и, пожалуй, разъемам.4
  • КотямбаДанил, вчера была в cofix 0.2 кофе стал 100р, 0.3 - 150р. Я мягко говоря офигела2
  • Антон ВагановПроблемы с вывозом из Европы сложных товаров колоссальные. Таможня нн выпускает товары «двойного назначения», пока не будет доказано обратное. Этим занимаются профильные департаменты в министерствах стран, через которые производится экспорт (страны Балтии). А там - в министерствах - завал, поэтому ответы приходят очень слабо. Объем отгружаемых товаров по группам «оборудование», «аппаратура», «инструменты» и комплектующие к ним планомерно упал в 3-4 раза на последние 3-4 недели. Логисты из России говорят о том, что Европа сама «стреляет себе в ногу» или «портит отношения», вот только проблема в том, что европейцев - людей, не политиков - тошнит от того, что россияне делают вид, что ничего не происходит. И это стало важнее бизнеса.3
  • Антон ВагановПавел, мы занимаемся логистикой на территории Литвы. Да, многие поставщики сказали, что не будут с Россией и россиянами взаимодействовать, в частных беседах связывая это с тем, что россияне заняли пассивную позицию, относительно всего мира. "Тошнит" - это слабое обобщение всего услышанного. Вот такие реакции.3
  • Николай БолдыревОщущаем. Владею цветочным магазином. Цены у поставщиков выросли, ассортимент упал. Импортных цветов в предложении в разы меньше . Поставщик в нашем городе не может перевести деньги брокеру на аукцион в Голландию. Более крупные с Краснодара какой-то импорт везут, но в разы меньше. Народ пока цветы покупает....1
  • ЕленаАнастасия, добрый день! И мне перешлите, пожалуйста, ваш мейл, для возможного обсуждения вопросов логистики/оформления импорта из Китая.0
  • Анастасия ДарийЕлена, будем рады сотрудничеству!0
  • Павел ХрамкинНиколай, держитесь!1
  • Владислав ВолковАнастасия, добрый день. Можно пожалуйста Вашу электронку.0
  • Маша РомановаЛинда, мне кажется с точки зрения электронно компонентной базы у России почти нет никаких альтернатив,а если и есть то цены конские и компоненты ненадёжные0
  • Маша РомановаАнтон, офигенная позиция,а что делать нам в такой ситуации,если мы не поддерживаем эту войну и за митинги сажают?многие против,но пока большинство ватников за,у нас нет никаких шансов.Да,больно это говорить,но я надеюсь что скоро в большинства откроются глаза.А лично я не хочу быть изгоем только из за одного деда маразматика0
  • TeaBroНиколай, интересно какие сейчас варианты по оплате есть. У нас клиенты из Латвии не могут картой на сайте оплатить. Банк говорит, что есть еще 49 стран с которых эквайринг не пройдет.0
  • Николай БолдыревTeaBro, про варианты пока нечего сказать. Наш магазин розничный. Проблемы у оптовиков у которых мы закупаемся. У нас потерялись клиенты из-за границы, которые на PayPal оплачивали.0
  • Анна ЧубаковаАнтон, скажите, пожалуйста, у вас в Литве есть своя компания? Или вы организуете перевозки по Литве из РФ, если еще занимаетесь этим?0