Что выгоднее в 2022 году: купить или подписаться на авто
Когда я писал на эту тему в прошлом году, я не планировал к ней возвращаться: все было очевидно.
Владеть автомобилем несколько лет оказалось в 17 раз выгоднее, чем подписываться на него. На вторичном рынке автомобиль спустя четыре года стоил дороже, чем в момент покупки. В комментариях к статье читатели написали, что подержанный автомобиль некорректно сравнивать с авто по подписке в дорогой комплектации, которое можно обновлять каждый год.
Кроме того, в расходах не учитывалось страхование от угона и ущерба, а техобслуживание я проводил самостоятельно. Еще сервис подписки заработал в 2020 году, поэтому стоимость услуги можно было оценивать только с этого периода.
В 2022 году новые автомобили, запчасти и расходники на них резко подорожали. Некоторые заводы приостановили конвейеры, а автосалоны поставили продажи на паузу. Не исключено, что в этих условиях подписаться на автомобиль выгоднее — и это стоит проверить.
Чтобы максимально сблизить условия, попробуем рассчитать, во сколько обойдется содержание автомобиля в первый год после покупки, и сравним сумму со стоимостью подписки. Кроме того, мы узнаем, за сколько автовладелец сможет продать свой автомобиль через год. Для объективности я учту все пожелания и предложения читателей прошлогодней статьи.
Покупка нового автомобиля из автосалона
Рассмотрим покупку новой машины на примере популярного в России кроссовера — автомобиля Хендай Крета второго поколения. Его рекомендованная розничная цена в комплектации «Лайфстайл» с полным приводом и автоматической коробкой на июнь 2022 года — 2 315 000 ₽.
К сожалению, в ситуации с ограничением поставок и дефицитом автомобилей купить его по этой цене можно только в официальном шоуруме, но и то лишь в теории: с 3 марта 2022 года там не было ни одной машины. В дилерских центрах к этой сумме обязательно прибавят стоимость дополнительного оборудования, страховок и помощи на дорогах.
Реальная цена такого автомобиля с дополнительным оборудованием у официального дилера в июне 2022 года — 2 900 000 ₽: часто на автомобиль устанавливают сигнализацию, защиту радиатора и картера двигателя, делают антикоррозийную защиту кузова, а в салон и багажник кладут оригинальные резиновые коврики.
Первоначальные вложения
После покупки автомобиль нужно зарегистрировать в ГИБДД. Госпошлина за выдачу регистрационных знаков — 2000 ₽, за свидетельство о регистрации ТС — 500 ₽, еще 350 ₽ — за внесение изменений в ПТС. Если пользоваться госуслугами, можно сэкономить 955 ₽.
В автосалоне покупателю предложат оформить страхование по полису ОСАГО, чтобы можно было самостоятельно выехать из автосалона на дороги. Расчет стоимости полиса индивидуален и зависит от места регистрации владельца, стажа, аварий по прошлым полисам, КБМ и других факторов.
Страховые компании, скорее всего, повысят стоимость страховки из-за подорожания запасных частей. Средняя стоимость полиса ОСАГО для Хендай Креты — 7000 ₽. Еще нелишним будет оформить страховку от угона и ущерба. Ее цена тоже зависит от множества факторов и рассчитывается по-разному, но в среднем все обходится в 50 000 ₽ в год.
Расходы на содержание и владение
За год эксплуатации нужно проходить обязательное техобслуживание по времени или по пробегу. В июне 2022 года цена на стандартное ТО у официального дилера — сюда входит замена масла и масляного фильтра — 17 458 ₽.
За владение автомобилем нужно платить транспортный налог, в каждом регионе — своя ставка. Например, годовой налог в Москве для автомобиля Хендай Крета с двигателем 149 л. с. — 5215 ₽.
Второй комплект резины автовладельцу придется покупать за свой счет, обычно это зимняя. Некоторые автовладельцы предпочитают покупать колеса в сборе, чтобы сэкономить на шиномонтаже. В этом случае кроме дисков и покрышек для Креты еще потребуются датчики давления в шинах. Оригинальный датчик — 2500 ₽, комплект — 10 000 ₽. Штампованный диск для Креты — от 2400 ₽, поэтому за четыре диска придется заплатить 9600 ₽. Один из самых доступных комплектов зимних шин для этой машины стоит от 30 000 ₽. Шиномонтаж и сезонное хранение — в подарок. Таким образом, комплект зимних колес обойдется автовладельцу в 50 000 ₽.
Непредвиденные расходы
Несмотря на то что новый автомобиль на гарантии, у владельца могут возникнуть непредвиденные расходы. Например, официальный дилер признает случай негарантийным. Такое случается с недобросовестными дилерами или когда поломка происходит по вине автовладельца.
Скорее всего, новой машине в первый год все же не грозят никакие серьезные поломки, поэтому предположим, что автовладелец не столкнется с такими проблемами. А затраты на царапины на кузове и сколы на лобовом стекле компенсирует страховка.
Остаточная стоимость авто
Новая Крета появилась на российском рынке в 2021 году, поэтому на вторичном рынке уже можно найти объявления о продаже авто с пробегом. Обычно автомобили не продают через год после покупки. Чтобы максимально приблизить ситуацию к условиям подписки, предположим, что автовладелец все же продаст автомобиль через год. Если взять больший промежуток времени, то из-за инфляции цена продажи будет даже выше изначальной стоимости покупки нового авто. Цена продажи и покупки в течение одного года более справедлива. Подержанное авто не может стоить дороже нового.
На сайтах объявлений о продаже можно найти Крету второго поколения с пробегом около 12 000 км. Автомобили 2021 года с таким пробегом продают за 1 800 000—2 300 000 ₽. Возьмем для расчета среднюю цену — 2 000 000 ₽. Таким образом, автовладелец продаст автомобиль на 315 000 ₽ дешевле, чем стоил новый.
Где оформить подписку на авто
По программе «Киа-флекс» можно подписаться на автомобиль на срок от одних суток до года. Чем дольше срок подписки, тем меньше платеж. Самый доступный автомобиль в линейке — Киа Рио. Годовая подписка с ограничением 30 000 км стоит 41 488 ₽ в месяц. Подписчик должен быть старше 25 лет с опытом вождения от трех лет. В этот сервис подписки можно сдать свой автомобиль не старше трех с половиной лет и получать ежемесячный доход.
«Хендай-мобилити» работает через официального дилера марки. Сервис предоставляет только новые автомобили для подписки на срок от одних суток до полугода. Самая доступная модель в линейке — Хендай Элантра. Полугодовая подписка с ежемесячным пробегом 2500 км обойдется в 48 900 ₽ в месяц. Ограничение по возрасту — 25 лет, по водительскому стажу — три года.
«Яндекс-драйв» предоставляет автомобили не только для каршеринга, но и для подписки. Например, почти новый автомобиль Фольксваген Поло можно арендовать на месяц за 24 000 ₽. Платить можно еженедельно, ежемесячно или единоразово — за весь срок подписки. Цена на подписку зависит от множества факторов: пробега автомобиля, срока аренды, типа страховки, количества доступных авто. Пока услуга доступна только в Москве и Санкт-Петербурге. Водитель должен быть старше 21 года с опытом вождения более двух лет.
«Сберавтоподписка» пока работает только на территории Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, но перемещаться на авто можно по всей территории России. В автопарке — новые машины из автосалона и машины с пробегом не старше года. Подписку можно оформить на срок от полугода до трех лет. Подписчик должен быть старше 21 года с водительским стажем категории B более года. Те же требования распространяются на трех дополнительных водителей, которые могут пользоваться авто.
«Сберавтоподписка» берет страховой депозит и возвращает его по окончании подписки, если с авто все в порядке. Трехлетняя подписка с пробегом не более 30 000 км за весь период на самый доступный автомобиль Лада Гранта обойдется в 26 700 ₽ в месяц. Чем меньше срок аренды и ограничения пробега, тем больше ежемесячный платеж. Например, полугодовая подписка на эту же модель с ограничением пробега 15 000 км стоит уже 38 050 ₽.
«ВТБ-лизинг» предоставляет машины по подписке на срок от шести месяцев до двух лет. Кроме Москвы и Санкт-Петербурга подписка работает в Краснодаре, Казани и Екатеринбурге. Все автомобили по подписке новые, без пробега. Самый доступный автомобиль из автопарка — Лада Веста. Двухлетняя подписка с ограничением пробега 40 000 км стоит 31 500 ₽ в месяц.
Еще подписку на свои модели открыли другие марки авто: Ауди, Шкода и УАЗ. Количество сервисов подписки, которые собирают автопарк из различных марок авто, тоже растет.
Подписка на примере Хендай Креты
Самый доступный тариф «Хендай-мобилити» для подписки на автомобиль Хендай Крета второго поколения в комплектации «Лайфстайл» стоит 50 900 ₽ в месяц. За месяц на авто можно проехать до 2500 км, а за каждый дополнительный километр придется доплатить 10 ₽. Неиспользованный пробег переносится на следующий месяц.
На выбор есть две комплектации: «Лайфстайл» и «Престиж». «Престиж» стоит на 2000 ₽ в месяц дороже. Это самая роскошный вариант: салон отделан кожей, в крыше — панорамное окно, у пассажиров сзади — свой центральный подлокотник и подогрев сидений, а еще авто оборудовано передними датчиками парковки, системой камер кругового обзора и обогревом лобового стекла.
Автомобили в подписке — всегда самые комфортные, чтобы арендаторам все понравилось. Но в покупке дорогие комплектации не пользуются спросом: люди предпочитают экономить на дополнительных улучшениях.
Все автомобили по подписке уже зарегистрированы в ГИБДД, за них уплачен транспортный налог. Еще в стоимость годовой подписки входят комплект зимней резины и два шиномонтажа. Кроме того, обслуживание автомобиля проводит официальный дилер, и машина застрахована не только по полису ОСАГО, но и по каско.
За все остальное подписчику придется платить так же, как при владении автомобилем: заправка топливом, платные парковки и дороги, штрафы и штрафстоянки.
Самое приятное здесь то, что по подписке арендатор получает новый автомобиль каждый год. Такой сценарий сложно выполнить при покупке машины, ведь больше всего расходов приходится на первый год эксплуатации.
Расходы на автомобиль в первый год без учета амортизации — 717 523 ₽
Дополнительное оборудование | 585 000 ₽ |
Страхование | 57 000 ₽ |
Зимняя резина | 50 000 ₽ |
Техобслуживание | 17 458 ₽ |
Налоги | 5215 ₽ |
Регистрация | 2850 ₽ |
Расходы на автомобиль в первый год без учета амортизации — 717 523 ₽
Дополнительное оборудование | 585 000 ₽ |
Страхование | 57 000 ₽ |
Зимняя резина | 50 000 ₽ |
Техобслуживание | 17 458 ₽ |
Налоги | 5215 ₽ |
Регистрация | 2850 ₽ |
Прибавим к этой сумме амортизацию автомобиля за год — 315 000 ₽. Владелец автомобиля потратит на содержание и владение 1 032 523 ₽ за первый год, или 86 043 ₽ в месяц. Со временем расходы на содержание будут сокращаться, так как первый год после покупки — самый затратный.
Сравним ежемесячные расходы по подписке с содержанием авто: подписка вышла дешевле на 35 143 ₽. Кроме того, освобождаются первоначальные средства на покупку машины, если они есть. Можно попробовать их приумножить и получить дополнительный доход: открыть вклад, купить недвижимость и сдавать ее в аренду, инвестировать в ценные бумаги.
В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil