Как оформить поверку счетчиков
ЖКХ
660K
Фотография — Ivan Kameniaka / iStock

Как оформить поверку счетчиков

195
Аватар автора

Ирина Половодова

юрист

Страница автора

У каждого прибора учета есть межповерочный интервал — период, когда счетчик по умолчанию считается действующим.

Первую поверку проводит производитель — он указывает ее дату в техническом паспорте. Когда срок истекает, нужно заменить счетчик или проверить его точность.

Обычно стоимость поверки счетчика и покупки нового примерно одинаковая. Но если прибор учета дорогой, потребители выбирают поверку вместо замены.

Что такое поверка счетчиков

Любой счетчик нужно периодически поверять. Эта процедура позволяет удостовериться, что прибор считает правильно и его показаниям можно верить. Водосчетчики обычно поверяют раз в 3—5 лет, современные электросчетчики — раз в 15—20 лет.

Если счетчиков вовсе нет, плату считают по нормативу. В каждом регионе он свой, но, скорее всего, платить придется больше  .

Если счетчик есть, но его вовремя не поверили, управляющая организация первые три месяца посчитает плату по средним показаниям за прошлые полгода. А потом возьмет норматив, да еще и с повышающим коэффициентом 1,5. Поэтому лучше следить за датами поверки — это обязанность владельца жилья  .

Поверку проводят аккредитованные фирмы или ИП. Мастер приходит в квартиру, подсоединяет эталонный счетчик и, например, проливает некоторое количество воды. А потом смотрит, совпали ли показания. Если да, то все нормально — выдается свидетельство о поверке.

Другой вариант поверки — снять водный счетчик в присутствии сотрудникаили водоканала, чтобы тот зафиксировал показания в акте, и отнести счетчик на поверку в организацию. Если прибор исправен, можно установить его на место и снова пригласить представителя водоканала или УК на опломбировку.

Например, в Орске специалисты по поверке не приходят на дом и счетчики поверяют в единственной в городе аккредитованной организации в течение трех-четырех дней  .

Так может выглядеть свидетельство о поверке счетчика
Так может выглядеть свидетельство о поверке счетчика

В свидетельствах есть ссылка на постоянные данные о результатах проверок и номер записи текущей.

В феврале 2023 года Минстрой разъяснил, что, если прибор прошел поверку, это подтверждает, что он был исправен и ранее. Поэтому с даты окончания поверки и до новой поверки надо считать по показаниям, а не по нормативу  .

Но лучше все же избегать таких ситуаций и проводить поверку вовремя.

Что делать после поверки

Ничего. Организация, которая провела поверку, обязана сама внести данные о ней в федеральную государственную информационную систему Росстандарта — ФГИС «Аршин».

Данные о поверке любого счетчика можно узнать онлайн. Поставщик энергоресурса и управляющая организация сверяются с этой системой, дополнительно извещать их о поверке не нужно.

У потребителя останется подтверждение поверки: специалист может нанести знак поверки на счетчик, внести информацию в технический паспорт и выдать свидетельство о поверке. Если не попросить, подтверждающих документов могут и не дать, но это не влияет на последствия. Данные все равно появятся в «Аршине»  .

Так выглядят данные о поверке в информационной системе Росстандарта. Источник: fgis.gost.ru
Так выглядят данные о поверке в информационной системе Росстандарта. Источник: fgis.gost.ru

Если хотите подстраховаться, сфотографируйте документ о проведенной поверке счетчика. Если у вас прямой договор с водоканалом, энергосбытом или межрайгазом, найдите на их сайте специальный раздел, куда можно добавить документ о поверке или замене приборов учета, и отправьте поставщику подтверждение.

Если платите через УК или ТСЖ, свяжитесь с ними по электронной почте.

Что еще почитать по теме:

Больше материалов о покупке квартир и домов, обустройстве и ремонтах — в нашем телеграм-канале «Свой угол». Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить: @t_nedviga

Ирина ПоловодоваПоверяли счетчик? Расскажите, как все прошло:
  • Дмитрий НиконовЕще бы обязали их самих делать эти поверки.60
  • ЕленаСделала проверку в феврале, отправила в УК по электронной почте и всё3
  • AlexanderСамый большой квест это найти счётчик в аршине. По крайней мере в первый раз. Полнотекстовый поиск работает криво, а поиск по значению иногда сделан так, что фиг поймёшь что имел ввиду производитель. + ограничение даты поверки не помогает, так как в паспорте она отличается от той что в аршине на 2 дня, и именно за ту дату в аршине у этого производителя было поверено более 10000 счётчиков, поэтому полнотекстовый поиск не показывает ровно ничего. как быстро понять что номер на счётчике 17_123456 надо вводить как 17пробел-123456 В целом отправлял полгода назад в УК не доки, а ссылку на аршин и это прокатило.12
  • KonДмитрий, Тогда, скорее всего, за эту услугу придется платить в тарифе на эл энергию или воду.9
  • ТраблшутерПоверял. Пришёл мастер с чемоданчиком, выписал новые поверочные сертификаты и ушёл, не открывая чемоданчик))23
  • Синий зайОх, я проходила этот квест недавно. Прелести добавляет то, что отделы моей УК раскиданы по трём станциям метро, и надо было: 1. отнести сертификат поверки в дом.управу (что это вообще?) - одна станция метро; 2. потом в этой дом.управе забрать какой-то акт и отнести его вместе с сертификатом в бухгалтерию, которая работает или с 9 до 11, или с 16 до 19 (другая станция метро). Так мало того. Чтобы сдать это всё в бухгалтерию, оказалось, что нужна справка по форме 9 (зачем?), поэтому пришлось ехать в паспортный стол, который находится на третьей станции метро. И только после всех этих манипуцляций у меня только приняли (!!!) эту стопку документов. Показания счётчиков, к слову, изменились через 3 месяца и только после того, как я написала кучу жалоб, потому что посчитать норматив по повышенному коэффициенту один месяц они мне не забыли, конечно же (до этого в личном кабинете горело "Счётчик неисправен" с какого-то фига). В общем, это какой-то тихий ужас, как страшный сон вспоминаю все эти приключения. В 2027-м мне нужно оба счётчика менять, и я искренне надеюсь, что либо система как-то всё же усовершенствуется, либо я перееду в другое место, где УК сидит в одном здании или, фиг с ним, хотя бы на одной станции метро :)11
  • Таля КовалёваПоверяла. Столкнулась в феврале 2023 с тем, что мне пришлось доказывать председателю ТСЖ и ТГК, что они должны рассчитать за период между окончанием срока и новой поверкой по среднему потреблению (ПП 354), а не по своим хотелкам. На словах говорилось одно, а как в гис жкх подала обращение - так сразу другой ответ.5
  • Михаил БрусенцовМы граждане являемся покупателями продукта будь то в магазине или на рынке и к весам никакого отношения не имеем, покупая бензин на заправке мы не имеем отношения к счётчику а лишь оплачиваем за приобретение продукта по показанию счетчика, таке же и с прибором учёта воды, его установку, контроль за работой, поверку должна проводить организация поставщик продукта, а мы покупатели продукта должны производить оплату за продукт и к приборам учёта не должны иметь никакого отношения это прорегатива поставщика продукта, чем он и должен заниматься не обременяя приобретателя, вот так должно быть при здравомыслии и по справедливости!47
  • Михаил БрусенцовДмитрий, они и обязаны это делать!0
  • Сергей ФилипповПросто за проверяющими нужно следить чтобы не срывали пломбы, и правильно опломбировали счётчики. А то порой срывают пломбу, и говорят мол пломба сорвана давай за 500 р опломбирую.4
  • РоманИгорь, в Москве поверку делали? можете поделиться контактами? Он внёс данные в систему аршин?1
  • Alexandre FingertС поверкой проблем не было. Регистрация Акта поверки в УК потребовала нескольких посещений. Сотрудников там много, гоняют от одного к другому. Мало того что я заплатил и за счётчики, и за поверку, нашёл правильного поверщика, так я ещё должен ходить бесплатно к людям, которые получают зарплату, и не знают, где какие документы находятся. Не знают, к кому обратиться за поверкой. На мой взгляд, поверка счётчика - типичная навязанная услуга, как и сам счётчик. Учёт воды - чей бизнес? Не мой, я за это денег не получаю, почему на и ответственность, и материальные затраты, и хлопоты, кому Акты показа, чтобы они их не потеряли? Какой водяной Чубайс всё это выдумал?!11
  • Alexandre FingertМихаил, именно так! Кому это можно и нужно доказать?! Чем сбытовая компания отличается от магазина?! Просто немного другой товар. Это всё равно что иметь свой кассовый аппарат или терминал, чтобы оплачивать товар курьеру. Вот к чему приводит полное отсутствие конкуренции на рынке сбытов. К регулирует эту деятельность?! Кто этот водяной Чубайс?!15
  • Виталий РожковСделал поверку. Отослал копию на мос.ру - отказали. Отослал второй раз отказали. Третий раз отказали. Оказалось,в аршине в поиске не находит (даже с фильтрами) счетчик (не у меня одного) . Пришлось самому листать до числа поверки, искать свой счетчик, делать скрин, ссылку ,и все с копией отсылать в бухгалтерию УК. Вот только тогда все прошло нормально. Итог: Аршин глючит,а те кто проверяет искать толком не будет , если поиск не выдает ,то считай не сделал, хотя виноват сайт Аршина3
  • Кристина ЯврумянЕлена, у меня всё также прошло, отправила по электронной почте в УК и они мне прислали подтверждение, что все данные получены. А вот с поверщиком были проблемы, он пытался убедить нас в том, что у нас нет каких то обязательных фильтров и пломб и предлагал их за какие-то нереальные деньги. На вопрос о законе, в котором эта обязанность указана, он ответить не смог, поэтому мы отказались.4
  • Вячеслав КвасовЭто словами не передать! Высший пилотаж бюрократии.У меня поверка прошла в срок и по рекомендации самим поставщиком водоснабжения. Далее протокол поверки(положительный) мною был направлен в УК. Через четыре месяца стали приходить сообщения что у меня нет этой поверки и мне стали начислять по нормативу + 1,5 как штраф. Пришлось взять ноги в руки и собирать все челобитные и доказывать что ты нормальный человек. На данный момент ведётся перерасчёт по счётчикам. Надеюсь что колоссальное потраченное мною время и нервы не прошло даром.3
  • Нинапришёл срок поверки водосчётчика , пришёл поверщик из организации Городской центр учёта и экономии ресурсов , вызывали по тел 495 212 17 79 . Отказался делать поверку , принудил поменять счётчик , взял за один 5тыс 500 р . Оформил без чека , чек прислаи позже по настоянию нашему . После всего мы засомневались в сумме оплаты и позвонили к эту контору где нас грубо послали . Зашли на сайт , а там замена стоит 2 тыс 500 руб. Мошенническая контора Городской Центр Учёта и Экономии Ресурсов грубо разводит на деньги . Адрес имеет только юридический Общество ограниченной ответственностью ОГРН 1127747149551 Москва . Моя заявка 254209 18 апр 2023 год !4
  • ГеннадийПочему говорите об УК, а не о поставщиков услуг ( водоканал, теплосети, энергия)? Управы на них нет! Проверили СХВ, результаты есть в "Аршине", копию документа поверки передали в Водоканал, они говорят - ждите нашего спеца, придет убедится, что пломба на месте! Себя считают истиной в последней инстанции! А жилец суетись, волнуйся, доказывай...4
  • user2362510Михаил, Это очень верно. И это надо предложить ГД через к-л депутата (каждый же выбирал депутата в ГД). Только есть опасность в произвольной настройке (поверке) счетчиков продавцом. Все-равно нужен учет (контроль) со стороны потребителя.0
  • Никитазав, есть такая штука как срок эксплуатации. По его окончании счётчик нужно менять, без вариантов3
  • Елена ЧередилинаНикита, так возможный срок эксплуатации 12 лет у любого счётчика, а вовсе не 4, как многие думают)3
  • О МИгорь, так это же хорошо, а то разведут хз чего. У меня газовый счётчик чтобы поверить, раскурочили всё что можно, чтобы открутить подводку от плиты, а затем вернуть взад, т.к., у них не было насадки на конфорку.4
  • О ММихаил, "вот так должно быть при здравомыслии" - это если счётчики все вынести на площадку.0
  • user2504851Alexander, Я тоже недолго помучалась. 😄 Потом ввела только год поверки и номер счётчика и вся информация вышла сразу же на экран.3
  • Валерий ПоповичПроверять счетчики надо, но почему это делать должны покупатели товара, а не продавцы? Может ещё и в магазин ходить со своими весами и регулярно ещё и проверять их? Это всё равно как пришел в магазин взял арбуз, а тебе говорят давай весы сейчас его взвесим. И ещё спросят документ о проверки весов. Не дурдом ли?5
  • Валерий ПоповичМихаил, когда у нас в городе стали ставить счетчики за деньги я перестал давать показания не переставая их оплачивать. А проверяющим показания стал говорить что счетчик моя собственность и показаний давать не буду. И если им нужны показания пусть ставят рядом свой счетчик и снимают показания хоть каждый день. Это я про электричество. В настоящий момент установка электросчетчика бесплатна. И проверка тоже.6
  • user2505426В связи с огромным количеством фактов злоупотреблений со стороны УК в ЖКХ необходимо делать поверку УК ежеквартально и данные о результатах этой "поверки" (Со стороны всех соотв. "Органов") размещать на сайте госуслуг. Нет подтверждения нормальности УК - не оплачивать никакие счета, выставленные этими УК. Вот тогда все встанет на свои места и потребитель услуг ЖК сферы будет оплачивать не воздух, как сейчас, а реальные услуги.2
  • valКристина, очень интересно, откуда такие бешеные расценки на сантехнические работы ? Ведь их нормо-час дороже , чем в нефтегазовой промышленности ! А снять электросчётчик и установить новый на прежнее место занимает минут 10 у любого человека, но эта радость оценивается в 2500 рублей !2
  • Андрей Д.Михаил, писал об этом ещё в 2014 году: http://proza.ru/2014/06/24/19360
  • АлександрНу во-первых, на фото не СВИДЕТЕЛЬСТВО, а АКТ ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ, свидетельств как таковых сейчас нет - вместо них запись во ФГИС Аршин... Во-вторых, часть населения не имеет доступ в Интернет или не умеет им пользоваться - каким образом наши УК узнают о проведенной метрологической поверке? Правильно, только на личном приеме граждан в этой самой УК. Лучше бы решили вопрос об автоматической передаче данных по поверенным ИПУ из ФГИС Аршин в МФЦ или в ресурсоснабжающие организации, производящие начисления за ЖКУ. Всё остальное - ни о чём.3
  • АлександрДмитрий, они не имеют право этого делать - только аккредитованные организации могут проводить проверку приборов учёта. В Москве только три Жилищника имеют необходимую аккредитацию и то не факт, что жители захотят делать в Жилищнике - могут найти и дешевле, и быстрее, и в у доброе время....4
  • АлександрМихаил, не обязаны! Читайте действующую нормативно-правовую базу!0
  • АлександрРоман, таких организаций целая куча - есть АНО "Ассоция метрологических организаций Москвы", посмотрите там - все с аккредитацией, все вносят в Аршин .0
  • AlexanderАлександр, Это работает с полнотекстовым поиском ровно до тех пока в выборке полученной таким способом меньше 10к*. Соседям с другой датой первоначальной поверки естественно оперативно нашел. На другой квартире есть нормальные счётчики где достаточно было просто убрать год, там естественно с полпинка нашлось(это простой случай). Плюс пробел в серийном номере вообще разработчиками полнотекстового поиска не предусмотрен. *) кажется поиск реализован через elasticsearch с этим его max_result_window по-умолчанию2
  • Михаил БрусенцовАлександр, Нормативно-правовую базу создали под монополиста и в его пользу переложив обязанности монополиста на граждан страны, нормативы как совершенно устаревшие и неоправданные должны быть пересмотрены в пользу граждан страны!Михаил Брусенцов 21.04, 15:51 Это решение Верховного суда обыкновенная отмазка и не более того, необходимо пересмотреть и заменить все нормативы в пользу потребителей, граждан страны, а не в сторону монополиста который обнаглел до беспредела, необходимо перевести все водопроводные и канализационные коммуникации в полное подчинение и принадлежность к поставщику (водоканалу), а именно: колодцы должны быть на балансе поставщика, откачка грунтовых вод, очистка колодцев и их ремонт, установка счётчиков, пломбировка, проверка и поверка, замена должны производиться поставщиком продукта, причём за счёт поставщика, а потребитель продукта должен своевременно оплачивать за продукт по квитанциям поставщика продукта, мы же покупатели продукта в магазине не имеем никакого отношения к месту установки весов и к их исправности и поверке, точно так же на автомобильных заправочных мы оплачиваем за топливо и не отслеживаем поверку, установку и ремонт насосов и счётчиков, мы покупатели продукта, так же должно быть и с водоканалом, обнаглевшим монополистом переложившим свои обязанности на потребителей, это что же получается, потребитель должен следить за колодцем? Открывать люк, откачивать воду и лезть в колодец снимать показания счётчика (прибора учёта) и это как правило на проезжей части улицы или дороги, это странно выглядит и в здравой голове совершенно не укладывается, прибор учёта находится в этом колодце и как и колодец так же должен быть на балансе поставщика (водоканала) и именно этот вопрос должен Верховный суд предложить пересмотреть и обновить нормативы не в пользу монополиста, а в пользу потребителей продукта, граждан страны! И вот этот вопрос должна рассмотреть Государственная Дума и предложить изменить Министерством ЖКХ пересмотреть все существующие и устаревшие нормативы в пользу граждан страны!8
  • Дарья ВасильевнаМихаил, Вам известно о существовании прямых договоров и о роли ТСЖ и УК в этом случае? Перестаньте вводить людей в заблуждение, пожалуйста.1
  • Дарья ВасильевнаМихаил, Ваши пожелания благие, но всего лишь пожелания. Давайте отделять желаемое от действительности, а не дурить людям головы0
  • Дарья ВасильевнаМихаил, Вы правильно сказали: к приборам учёта имеет отношение Поставщик. Осталось усвоить, кто и в каких случаях им является. Ход мыслей верный, вот только в правовом государстве принято обсуждать Закон до его принятия, а после - исполнять, нравится или нет, пока он не будет изменен. А утверждать, что белое - это чёрное - некорректно.1
  • step51Дмитрий, они тебе и сделают все что угодно, но только за твой счет в тройном размере. Не меньше 3000р за один счетчик. Вот так и живем!0
  • ТимурKonnovallov, так это лучше, чем сотни мошенников, обманывающих бабушек. А так всё ясно: бабушка платит только сколько насчитал счётчик, и в эту сумму входит и обслуживание этого счётчика. Мы же не платим дополнительно оператору связи за оборудование и ПО для биллинга. Мы платим только за минуты и гигабайты.17
  • ТимурАлександр, пусть сами управляющие компании заключают договоры с поверяльщиками и сами платят деньги. А жилец пусть платит только по тарифу за литры.10
  • РоманАлександр, организаций, которые поверку делают действительно полно, но вот таких организаций,думаю не так много - Пришёл мастер с чемоданчиком, выписал новые поверочные сертификаты и ушёл, не открывая чемоданчик))1
  • Галина МидикоЯ считаю, что поверка счетчиков как и их установка, - это обязанность ресурсоснабжающих организаций! А поверка - это просто выкачка денег из населения! Почему не работает счетчик, который должен работать, согласно заявлениям завода-изготовителя, например, 10 лет? Почему он не показывает работу? А расплачивается Потребитель, а не завод...4
  • Галина МидикоМихаил, размечтались вы, однако! Они уже не знают что придумать чтобы с нас еще денег скачать! Люди - новая нефть! Мы заплатили какаой-то ОООшке, а ОООшка - налоги! Вот и деньги из воздуха!2
  • Виктор ОсиповДмитрий, и за их счёт2
  • Alexander KlypinAlexandre, конкуренция на этих рынках отсутствует. Действуют , только монополисты. Например в Москве это ОАО МОЭК, ГУП МОСВОДОКАНАЛ, ГУП ЭКОТЕХПРОМ, МОСЭНЕРГОСБЫТ. Они устанавливают для нас тарифы и правила работы с потребителям. А муниципальные власти все это поддерживают и обеспечивают поддержку монополистов. Потребителю доказать свою правоту можно только через суд. Особенно нагло ведут себя ОАО МОЭК и ГУП ЭКОТЕХПРОМ. Их тарифы не поддаются обьяснению и явно заввшены. Особенно удевительно выглядят так называемые НОРМАТИВЫ, на основании которых производятся начисления оплаты за вывоз мусора ( так называемые "обращение с ТКО"), не научное понятие, введенное в норматианые документы на основании которого оплата за мусор вырастает в разы по сравнению с оплатой по фактическому сбору и обработке ТКО.4
  • Виктор БондаренкоТраблшутер, Точно так же и у меня проходила поверка как то - пришел написал и ушел. Вопрос - кому нужна такая поверка и кому нужны такие законодатели, которые принимают законы, которые раскручивают инфляцию и вредят населению? Пусть лучше посчитают - сколько вреда наше стране нанесли не капающие краны, а миллионы гектаров сожженного леса! Сплошь ворье ходит бумажки пишет и деньги собирает а властям безразлично! Живем как в концлагере - рыбу не лови - браконьером станешь, бревно из леса не тащи - в тюрьму посадят, грибы и те не собирай не храни, а то 9 лет светит! У нас отобрали родину! Вот все и разъезжаются. Учителей уже не хватает и это только начало4
  • СветланаТимур, а дедушек не обманывают мошенники?0
  • Alex RichРоман, всё к кому обращались приходят просят включить воду, смотрят!!! Ого! КРУТИТСЯ!!! 5-10 сек и заполняют бумагу 2 минуты и уходят за 950₽!1
  • Наталья КаташоваAlexander, полностью согласна, у нас вовремя проведена поверка, но УК не передала сведения о поверке в МОЭк, выяснилось с большим опозданием и сейчас расчетный отдел МОЭК отказывают в перерасчете. Хотя на основании этой статьи должны были в Аршин взять. А ЭКОТЕХПРОМ вообще начисляет оплату на 4 чел, хотя старший сын у нас военнослужащий служит и прописан в Ставрополе, но они ссылаются, что он собственник. Насколько это правомерно?0