Что делать, если валят на экзамене?

34
Аватар автора

Арсений Тит

спросил в Сообществе

Учусь в вузе на третьем курсе и не могу сдать один экзамен из-за постоянных придирок преподавателя. Что делать? Уже начал подозревать, что так он намекает на взятку. Но платить я, разумеется, не собираюсь.

Студенты часто жалуются, что их валят на экзаменах. Но бывает трудно найти границу между предвзятостью и принципиальностью преподавателя. И даже если вам нарочно занижают оценку, доказать это будет сложно.

Какие есть требования при проведении экзамена

В каждом вузе есть локальные нормативные акты, где указан порядок проведения аттестации студентов. Документы могут называться по-разному, например «Положение о проведении экзаменов» или «Регламент по осуществлению контроля успеваемости учащихся» 

.

В локальных актах указана периодичность и формы контроля успеваемости: зачет, контрольная работа, тест, устный опрос, коллоквиум, презентация. Также в них закреплена система, по которой оценивают знания студентов, количество вопросов в билете, порядок продления сроков промежуточной аттестации и ликвидации академической задолженности.

Вуз разрабатывает такие положения сам, опираясь на требования федеральных государственных образовательных стандартов. Также при их составлении учитывают мнение студсовета.

Положение о проведении экзаменов разрабатывает кафедра, согласовывает декан факультета, а потом утверждает проректор по учебной работе. Кроме того, документ должны завизировать в методическом отделе.

На экзамене преподаватель должен придерживаться требований, закрепленных в нормативном акте. Например, если он грубит или задает вопросы, не касающиеся учебной программы, студент вправе подать жалобу на имя ректора и попросить заменить экзаменатора.

Вот, например, требования при проведении экзаменов в Омском государственном медицинском университете. Источник: omsk-osma.ru
Вот, например, требования при проведении экзаменов в Омском государственном медицинском университете. Источник: omsk-osma.ru
В Высшей школе экономики промежуточная аттестация студентов по направлению «Дизайн» проходит дистанционно. Источник: hse.ru
В Высшей школе экономики промежуточная аттестация студентов по направлению «Дизайн» проходит дистанционно. Источник: hse.ru

Что делать, если преподаватель валит на экзамене

Изучите регламент вуза по проведению аттестации. Возможно, экзаменатор нарушает его: задает больше дополнительных вопросов, чем положено, или при затруднении с ответом не разрешает взять второй билет и подготовиться.

Положение о проведении текущего контроля успеваемости Алтайского государственного университета. Источник: asu.ru
Положение о проведении текущего контроля успеваемости Алтайского государственного университета. Источник: asu.ru

Поговорите с преподавателем. Попробуйте вежливо и конструктивно привести аргументы, почему считаете, что требования к вам выходят за рамки учебной программы. Возможно, преподаватель задает много вопросов, потому что старается вытянуть вас на оценку выше.

Обратитесь к заведующему кафедрой или в деканат. Составьте список вопросов, которые вы считаете некорректными, и аргументируйте вашу позицию. В качестве доказательств можно представить запись экзамена на диктофон или привлечь в свидетели одногруппников.

Обратиться лучше через старосту. Особенно если преподаватель придирается ко всей группе.

Попробуйте обжаловать оценку. Каждый вуз прописывает в положении о проведении экзаменов порядок подачи апелляции. Обычно нужно подать апелляцию на имя заведующего кафедрой — но сделать это надо в день объявления результатов аттестации.

Перечислите все нарушения при проведении экзамена и объясните, почему не согласны с оценкой. Апелляцию напишите в двух экземплярах: один отдайте в деканат, второй оставьте себе, но попросите секретаря поставить на вашей копии отметку о принятии и дату. Если жалобу откажутся принимать, направьте ее на имя декана заказным письмом с уведомлением о вручении.

Обращение должны рассмотреть не позднее следующего дня после подачи. Для этого создают апелляционную комиссию, куда входят заведующий кафедрой и экзаменатор. Если экзамен был письменным, завкафедрой и экзаменатор разберут работу в присутствии студента. Если устным — рассмотрят лист устного ответа.

По итогам комиссия выносит решение, изменить оценку или отправить студента на пересдачу.

Положение об апелляционной комиссии Государственного гуманитарно-технологического университета. Источник: ggtu.ru
Положение об апелляционной комиссии Государственного гуманитарно-технологического университета. Источник: ggtu.ru

Обратитесь в суд. Решение апелляционной комиссии можно обжаловать — направьте иск в районный суд.

В Твери студент медицинского вуза обратился в суд, чтобы признать итоги промежуточной аттестации недействительными и отменить приказ ректора об отчислении. По мнению студента, он правильно ответил на вопросы, а оценку ему занизили намеренно из-за предвзятого отношения.

В качестве доказательств он представил листы с экзаменационными ответами. Экзамен состоял из трех этапов, но за него ставили одну оценку. Студент указал, что это противоречит внутреннему положению об оценке успеваемости вуза.

Суд не нашел противоречий 

: первые два этапа оценивали в формате «зачтено / не зачтено», а оценку ставили только на третьем этапе тестирования. После того как комиссия отклонила апелляцию студента, тот не пересдал экзамен — и был отчислен за академическую неуспеваемость.

Второй пример, о котором уже рассказывали в Тинькофф Журнале, дошел до Верховного суда. Студент четвертого курса Тюменского государственного университета получил на зачете оценку «хорошо». Не согласившись с ней, он обратился в апелляционную комиссию вуза. Комиссия признала нарушения в ходе экзамена, но вместо исправления оценки назначила пересдачу.

Студент счел это нарушением процедуры и оспорил решение комиссии в суде. Три инстанции отказались принимать иск к рассмотрению, посчитав, что спор касается исключительно оценки, а суд не может определить, верно ее поставили или нет.

Верховный суд счел, что студент не просил исправлять его оценку, а указывал на нарушения работы апелляционной комиссии, и направил дело на повторное рассмотрение.

В Магадане студента отчислили из вуза за неуспеваемость. Он подал апелляцию в деканат, а после отказа обратился в суд. По мнению студента, экзамен проходил с нарушениями: на нем присутствовали только три члена комиссии, а председателя не было. Это противоречило локальному документу вуза об аттестации учащихся.

Две инстанции отказали в удовлетворении иска. Областной суд встал на сторону студента 

— решение экзаменационной комиссии признали незаконным, так же как и приказ ректора об отчислении.

Обратитесь в полицию. Если преподаватель напрямую требует заплатить за экзамен, можно обратиться в правоохранительные органы. Но привлечь педагога к уголовной ответственности получится, только если у вас есть доказательства вымогательства.

Учтите, что дача взятки тоже преступление. Подробно этот вопрос разбирали в другой статье в Тинькофф Журнале.

Что в итоге

Если преподаватель намеренно валит вас на экзамене, советую изучить локальные документы вуза с правилами аттестации студентов. Вы можете пожаловаться в деканат на нарушения процедуры и подать апелляцию в комиссию при кафедре. Кроме того, вы вправе опротестовать результаты экзамена в суде.

Тэги: учеба
А вас валили на экзамене? Расскажите как:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

Поскольку сама имела опыт преподавания в вузе, могу сказать, что не валят, а просто не пытаются вытянуть 😂
Очень часто достаточно маленького шажка в сторону и студент уже плывет, тк не разобрался в теме, а просто выучил то, что было написано в конспекте (если выучил). Вот сидишь и думаешь, что бы такое спросить, чтобы горе-студент смог ответить 🙈. Ну а кто-то не думает, а просто спрашивает. Но некоторым преподам важно, чтобы студенты понимали смысл того, что сдают, а не просто зачитали то, что успели списать.
В принципе, у нас на старших курсах разрешали пользоваться конспектами, тк вопросы были именно на понимание, то, что мы теоремы все напишем и докажем никто не сомневался, а вот в нюансах можно было далеко уплыть.

17
Герой

14.12.23, 16:57

Отредактировано

Татьяна, бывает и так, что студента не валят, а тянут изо всех сил, но он в силу хм... ограниченности знаний по предмету, даже не может сообразить, что вопросы элементарные и/или содержат подсказки.
Любой доп. вопрос воспринимается как "валит", хотя экзаменатор старался найти хоть что-то в этом вакууме, а потом недоумение насчет "что было не так в моем выступлении".

14

Anna, Но если здраво, вот какой резон преподавателю кого-то специально валить? Чтобы иметь удовольствие снова встречаться с этой бестолочью на пересдаче? Вот счастье-то.... Максимум-это преподаватель надеется, что товарищ всё-таки что-то выучить и к пересдаче хоть что-то знать будет. Совсем же ничего не знающим диплом давать как-то не очень хорошо, по отношению к тем, кто учится, а то дипломы у них потом одинаковые, а вот знания очень разные. Сплошная дискредитация вуза и во в целом получится.

7

Татьяна, чисто теоретически - личный конфликт либо просто неприязнь. Преподаватель тоже человек и не может быть на 100% объективен.
Но если студент знает, то маловероятно, чтобы его завалили. Препод понимает, что студент на самом деле заслуживает хорошей оценки, и студент это знает - напишет жалобу, подаст на апелляцию и получит свою оценку, а препод получит разбор полетов. А если присутствует элемент коррупции - то этим может не ограничиться.
Другое дело, если студент не знает. Но тогда оценка справедлива.

9

Anna, ну как часто студенты страдают, что их валят и как часто препод действительно испытывает неприязнь? Конечно она возможна, но скорее трояк влепит , типа поднасрать и бнз рисков для себя. Но в большинстве случаев вопрос именно в отсутствии знаний, но неготовности принять себя-не гения 🙈

4

Татьяна, меня один раз валили, потому что я не поняла намеков в течение семестра на взятку >_< Ну то есть, я потом, перед пересдачей, узнала, что оказывается, преподавательница ставит хорошо и отлично только найдя тонкие конвертики в зачетках, а у меня такого не было, мне даже в голову не приходило, что об этом нам завуалировано говорили на семинарах. Пошла проситься пересдать завкафедры, сдала на отлично сразу. А взяточницу потом через пару лет все-таки уволили. По-разному бывает((

2

Регина, ну если взяточниек, то гнать поганой метлой, а не конверты совать. Вообще говоря студенты сами ведутся. Вряд ли приличный вуз захочет иметь такого преподавателя в своем составе. У нас на факультете никаких взяток не было, знаю об одном случае попыток "задобрить" одного преподавателя (сдавать ему было мукой, тк ему интересно было не само решение, а твой ход мыслей и требовал объяснить каждую запятую). В общем девица на зачет принесла банальную шарлотку и вылетела с этой шарлоткой нафиг. В аспирантуре мы попали под "философию по твоей специальности" -нововведение было, в нашем случае "философия информатики" 🤦🏼‍♀️. Что это за хрень была не знали толком даже преподы, которые нам до этого философию читали, но нам приставили паренька с философского факультета, который по-сути в течение семестра нас готовил к кандиидатскому минимуму и рассказал,что от нас захотят услышать на каждый из вопросов. После экзамена мы ему подарок от всех сделали, но строго после экзамена, чтобы не дай бог не могло быть воспринято, как взятка. В общем нужно идти в вузы, где взятки не поощряются (а о таком известно широкой общественности становится быстро), тк если вдруг там и заведется что-то подобное, то в деканате быстро решится.

3

Татьяна, я с вами согласна. У нас самые адские экзамены были те, где можно было любыми конспектами пользоваться. Потому что без понимания темы, ответить было все равно нереально. Вопросы были составлены таким образом, что голые формулы и теория не помогали.

6
0

Есть такая преподавательская шутка: -Чем студент отличается от собаки? Собаку пнул, она убежала, а студента пнул, он опять придет пересдавать, и опять… Нет никакого смысла специально валить студентов на экзамене, это значит просто создавать себе дополнительную работу в виде пересдач, вплоть до комиссии. Конечно, есть преподаватели, которым конкретно этот студент «не нравится», все мы люди, но лично я к студентам, которые меня раздражают, ну наглые там слишком или шумные, стараюсь относиться особенно объективно и корректно, чтобы случайно не обидеть человека на эмоциях. Исключения - если студент не просто ничего не знает, а, так сказать, воинственно ничего не знает, но чего-то требует. Тут не поставить двойку -значит пустить под откос всю систему, другие-то студенты все видят и следующему курсу передадут, мол, этот препод всем ставит, можно на лекции не ходить и ничего не учить :) Сам-то я когда учился, еще советская система была, там к преподавателям с уважением относились, никакой деканат их не воспитывал на тему «это вы сами себе двойки ставите, не портите нам показатели». Ставит - значит, считает нужным.

11
0
Сообщник

14.12.23, 16:13

Отредактировано

Что же это за подход такой - ограничить число дополнительных вопросов, дать возможность вытянуть еще билет, чтобы сдать??? Такое не на каждом предмете допустимо, в технических - вообще противопоказано, такой "спец" потом опасен для общества.
Чтобы не "валили", отправляя на пересдачу - надо добросовестно учиться. За свои два высших образования мне зловредный препод один раз только достался, гонял нас немилостиво, учила его предмет как для спасения жизни и все равно получила 4. Сейчас вспоминаю его добрым словом, мне неожиданно пригодились эти знания через много лет, а также пригодилась привычка всегда быть готовой к разным "экзаменам" в жизни. И понимаю, что 4 была вполне себе заслуженная, так как не было основательного понимания предмета, он же свой предмет очень любил.

9

Шевалье, гаденькое чувство от таких "ресурсных" псевдо краснодипломников. Наглость заменяет знания и обесценивает красный диплом. Обидно за тех, кто пашет и честно получает пятерки.

9
0

Никогда не валили. Если студент добросовестно посещает лекции, делает домашку и участвует в семинарах, обычно и отношение нормальное. Не такое как к тем, кто преподавателя на экзамене видит второй раз в жизни.

4

Звезды, Давичо ?!
А если дисциплина не имеет вообще никакого отношения к получаемой специальности ? В среднем треть дисциплин по любой специальности можно смело выкидывать, а треть переводить на факультативную основу. Люди ж не идиоты тратить время на всякий бред с учётом поездок в университет туда и обратно. Помимо прочего, содержимое нужных дисциплин зачастую подменяется либо подаётся в крайне устаревшем виде, что сплошь и рядом.

К тому же следует учитывать ещё и тот факт, что преподавателей при приёме на работу НЕ проверяют, как минимум, на психологическую нормальность и по части риторики. В итоге, типовой студент часто сталкивается с асоциальными существами или людьми, попросту не умеющими выражать свою мысль, отчего их слушать просто невозможно.

Если что, я — студент столичного федерального университета, топового.
Такие дела.

4

Звезды, не забывайте, что, когда на курсе 150+ студентов, преподаватель просто физически может не знать всех в лицо. Я имею прежде всего преподавателя, по предмету которого есть только лекции для всего курса и промежуточная аттестация, — то есть ни семинаров, ни коллоквиумов, ни лабораторных, ни ещё-чего-нибудь по группам. Многие даже в таких случаях посещаемость не учитывают.

0
0

Помню анекдот. Студент пришел сдавать экзамен. Преподаватель по журналу понял, что посещаемость у студента была нулевая. В качестве первого дополнительного вопроса преподаватель спросил у студента свое ФИО. «Вот ведь валит» подумал студент и сразу покинул аудиторию.

4
0

Идите на пересдачу. Там обычно принимает комиссия, как минимум из двух преподавателей

4
Герой Т—Ж

14.12.23, 18:50

Анастэйша, ничего не понял. Если вы также отвечали на экзамене, то это не "завалили", а "заслуженно отправили на пересдачу".

3

Boris, меня не отправили на пересдачу на экзамене, у меня как раз другая ситуация, чем описано в статье. в этом и дело, что я сдала экзамен заведующему, я материал знала хорошо. а препод всю дисциплину меня пытался прессовать и считал, что я недостойна оценки.

2
0

Мы в такой ситуации шли сдавать в котёл дежурному преподавателю.

2

Татьяна, отличное иллюстрация понимания возможности тестов в высшем образовании от "сама имела опыт преподавания в вузе" 🤦🏻‍♀️

2
0

>Изучите регламент вуза по проведению аттестации. Возможно, экзаменатор нарушает его: задает больше дополнительных вопросов, чем положено, или при затруднении с ответом не разрешает взять второй билет и подготовиться.

Изучите и увидите, что студентов еще жалеют

1

Boris, поддержу, понятно, что автора обидели, но при этом толи автор отвлекался, описывая ситуацию из личной жизни, толи считает, что ее читают исключительно близкие друзья, которые пережили с ней экзамен, да и вообще знают детали жизни автора, преподавателя и злополучной лаборантки. Перечитала несколько раз сообщение и не поняла фразу "я была в шоке, а та самая лаборантка еще оказалась его женой". Тема не раскрыта. До этого в сообщении не было сказано ни слова про "ту самую лаборантку". Чего сразу в шоке то? "Люди встречаются, люди влюбляются, женятся..." (с)

1

Карина, мне понравилась идея анонимной сдачи письменных экзов. Где это у вас так было реализовано ?

0

Артем, ну из трех университетов в Голландии и Англии, в которых я поучилась, — такое было везде. Слышала, правда, от других студентов, что итальянцы, как и вузы РФ, очень любят устные экзаменовки, но лично проверить не довелось. Может есть тут те, кто в итальянских университетах учился, подскажут как там.

0

Комментарий удален пользователем

Mary, анекдоты про "студента пнул, он опять придет пересдавать" — это как к собакам. То, что вытворял там дедушка из последнего рассказа внизу страницу — это скотское отношение. Рассказы про "не поставить двойку -значит пустить под откос всю систему" — это про козлов отпущения.

1

Сообщество