Что не устраивает
В школах царит устаревшая модель педагогического влияния на детей. С первых дней обучения детям прививают модель, согласно которой ученик должен соответствовать четким требованиями, его действия всегда будут оцениваться, после чего ребенок получит обязательную обратную связь с критикой или похвалой.
Как в самой таковой обратной связи нет ничего плохого, только до тех пор, пока критика и похвала носят объективный характер и не формируют у ребенка вечное ощущения того, что его собственные мысли не имеют право существовать. В школах зачастую происходит подавление личности как со стороны учителей, так и со стороны одноклассников. 11 лет в России ребенок находится в особой среде, в которой он больше вынужден подчиняться обстоятельствам, чем развивать понимание своего Я. Если бы было иначе — это был бы идеал школьного образования, где каждый ребенок находясь в обществе может перенимать информацию и опыт, при этом оставаясь собой. Но такое невозможно и не нужно. Формирование личности происходит и за счет трудностей и различия «плохого» от «хорошего».
Если бы в школе была только проблема подавления личности ребенка, такую проблему было бы легко решить. Однако подавление в школах неразрывно связано с навязыванием мнения важности оценки знаний ребенка, которые он получает в процессе обучения. Стандартные категории оценок 5,4,3,2 ( с + или -) ставят на пьедестал пирамиды под названием «школа». Возможно сейчас малышам из начальной школы ставят оценки позже или учат сначала интересоваться самими знаниями и навыками, которые можно получить. Но предыдущие поколения учились ради цифры в дневнике и журнале, а потом и в аттестате. Важна была только цифра, а не умения ребенка, это ужасно.
В итоге из школы дети, а точнее уже юноши и девушки, выходят со страхом самостоятельного принятия решений, незнанием важных для дальнейшей жизни правил (отсутствие финансовой грамотности и знаний о своих правах и обязанностях в качестве гражданина), неспособностью понять свои достоинства и возможности. Да, у детей есть родители, которые также учат ребенка и помогают ему встать на ноги, но такой институт, как школа получается не до конца оправдывает свой 11 летний срок пребывания в жизни ребенка. Тем более что школа оказывает сильнейшее воздействие на маленького человека и по сути формирует одну из частей его целой личности.
Как исправить
Решить такую проблему можно изменив подход к педагогике, реализуемой в школе, а также сократить количество оценок в течение обучения. Важнее для ребенка понять, кто он такой, какие у него таланты и к чему есть склонности. Нужно дать больше свободы ума детям, а не пытаться запихнуть их в субъективные рамки.
Научить ребенка базовым знаниями, которые пригодятся в жизни: как люди ищут работу (многие дети начинают работать уже в школе и часто нарываются на мошенников или платят за трудоустройство), основы финансовой грамотности, несложная юридическая информация (что такое пенсия, налоги),ответственное обращение с животными, забота об экологии и другое. Уделять внимание развитию творческих способностей и не обесценивать их по сравнению с математикой и историей.
Что касается оценок, считаю, что было бы эффективнее проводить промежуточные оценки знаний, без ежедневного выставления оценок у доски. Домашние задания также оценивать меньше, но исправлять ошибки и обсуждать их вместе с классом без акцента на человеке, который эти ошибки допустил. Каждый ребенок будет понимать свои слабые стороны и сильные, этому важно научить.
"Что касается оценок, считаю, что было бы эффективнее проводить промежуточные оценки знаний, без ежедневного выставления оценок у доски."
В некоторых университетах применяется похожая система оценивания и она, к сожалению, не спасает ситуацию
Какая-то густая мешанина разрозненных мыслей, мало связанных с реальностью, из которых здраво звучит только необходимость обучения детей финграмотности и основам своих прав, как гражданина. Насчет остального...
Школа дает человеку минимальный уровень необходимых знаний, и в его рамках оценивает. Развитием того, к чему ребенок более расположен должны заниматься родители, путем своего наставления, и системы кружков.
Проблема же идет в самих родителях, которые не приемлют что их сын троечник, или ненавидит химию, не хочет в универ, или самый ужасный вариант, когда "хорошиста" ругают за то, что не отличник, а еще бы лучше, что бы был круглым отличником.
У меня кузен в школе учился средне по всем предметам, кроме математики и физики, ему просто они очень нравились. В какой-то момент он увлекся программированием, родители отдали его в кружок, там он с головой ушел, и оценки просели еще сильнее... кроме математики и физики. Но родители видя, как сын увлечен, не стали настаивать, что бы он подтянул знания, или тем более бросил. В итоге спустя почти 20 лет он сейчас работает в крупной компании в Англии, ушел туда с яндекса.
Еще у нас государство и общество очень сильно убило среднее профессиональное образование, и пойти тем же токарем в ПТУ после 9 был зашквар, зато отбомбить 11 классов, провалить экзамены в институт и пойти консультантом в Эльдорадо нормально.
Про страх самостоятельного принятия решений из-за школы, это уже смешно.
Дмитрий, Про страх самостоятельного принятия решений из-за школы, это уже смешно.
но это же правда, это прям пестуется в школе. попробуйте написать сочинение по литературе вразрез с озвученным в учебнике или учителем мнением - офигеете.
ivan, писал в свое время, вполне прокатывало.
Я вот знаете, пару недель назад ходил себе рубашку покупать, пока стоял выбирал, рядом нарисовалась мать со здоровенным сыночкой-корзиночкой лет 15, которая активно сама выбирала ему одежду, закончив это "смотри какая отличная рубашка, сходи померь", а сыночка пассивно стоял рядом, явно уже свыкнувшись с этим подходом. Сдается мне, что это намного сильнее рушит характер, чем сочинения в школе.
Дмитрий, мне отказывались в своё время аттестат выдавать за личное мнение по поводу героев Мастера и Маргариты, выраженное в сочинении. реально просто не аттестовывали по литературе не смотря ни на какие пятёрки за год и в четвертях.
так что отнюдь, отнюдь.
Проблема современного образования (в России) состоит в том, что все делается "для галочки". Педагоги тонут под ворохом требований и бумаг, скидывают все на родителей. Дети быстро перенимают манеру перекладывать ответственность на кого-то другого, все равно кого. Итог - получить знания можно только у тех людей, кто обладает методикой. Ну, или выработать ее самостоятельно.