«Никому ничего не надо»: 6 проблем российского образования

Мнения читателей Т⁠—⁠Ж

63

К российской системе образования в последние годы все больше претензий.

Эксперты отмечают нехватку финансирования и проблемы с подготовкой преподавателей, а школьники и студенты — большую нагрузку и бесполезные знания. Мы спросили у читателей, какие недостатки они видят в современном школьном и вузовском образовании, и выделили шесть основных проблем.

Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.
Лейбл заголовка
Проблема № 1

Бюрократия

Проблема школ, по крайней мере в Москве, — попытки Министерства образования последние лет десять все стандартизировать и взять под свой контроль. Как только школы смогут сами распоряжаться полученным бюджетом, составлять образовательные программы, назначать зарплаты, выбирать поставщиков услуг, решать, когда и какое оборудование менять и закупать, а у учителей будет возможность преподавать свой предмет так, как они считают нужным, — сразу появится здоровая конкуренция, а значит, и повод у каждой школы и учителя становиться лучше, чтобы привлекать лучших учеников.

Так видится это мне, окончившему школу полтора года назад и знающему не понаслышке, как сильно мешает рука Минобра администрации, учителям и ученикам.


Любой чиновник уверен: стоит чуть ослабить контроль — и ленивый нерадивый учитель или доцент тут же перестанет учить. Бесконечные отчеты, индивидуальные и коллективные планы, программы, фонды оценочных средств, аттестации, ФГОСы, аккредитации и эффективные контракты бессмысленно поглощают время и снижают мотивацию к работе.

Самое обидное, что все это никто никогда не прочтет, потому что не в человеческих силах посмотреть столько макулатуры. Я однажды поговорил с коллегой — преподавателем из Польши. Спросил, какие у них там учебные программы. Говорит, на двух-трех листочках помещается примерное содержание курса, а дальше за качество обучения отвечает преподаватель. У нас это 50 страниц программы, еще 25 страниц фонда оценочных средств плюс аннотация — итого страниц 100. Если я в программе напишу, что преподаватель обязан по часу в неделю играть на балалайке на лекции, на это никто никогда не обратит внимания, кроме того несчастного, кто после меня попытается курс читать. А может, и он не заметит.

Корни консервативности системы образования лежат именно в государственности, когда основная цель менеджмента многих вузов — красиво отчитаться, а не открыть новые интересные направления, кафедры и привлечь на них людей, чтобы заработать больше денег. Ведь при госфинансировании и так заплатят — отчеты важнее, целесообразнее сохранять «статус-кво».

Вроде бы что-то там делается, кто-то кого-то обучает, дипломы штампуются и выдаются, молодежь не ошивается по улицам и не бунтует, а сидит в стенах и что-то там изучает. Для государства важен именно сам процесс, а результат, в общем-то, второстепенен. Хорошо, если «по бумагам» красиво отчитаются, но это не критично. Тут не как в бизнесе, где важен именно результат, а не процесс, потому что иначе компания разорится. Поэтому в российских госвузах можно еще 100 лет не менять учебные планы, не привлекать крутых преподавателей с достойной оплатой, последними внедрять новые технологии, не подстраиваться под быстро меняющийся мир и оставаться на уровне конца 80—90-х.

Лейбл заголовка
Проблема № 2

Устаревшие знания и методики

Классно-урочная система устарела на 300 лет. Даже онлайн-курсы с 15-минутными лекциями в разы эффективнее пар и уроков. Это давно доказано наукой. Классические методы обучения — это дрессировка и схоластика. Как результат, большинство людей на уровне нейронных связей потом ненавидят сам процесс обучения. И никакие дотации государства на получение цифровых профессий тут не помогут. Хотя переучиться с курьера на программиста можно за полтора года по вечерам, если процесс не вызывает отторжения на уровне рефлексов. Особенно актуально для старшего поколения.

Нужны постепенные фундаментальные реформы. Пока есть только ЕГЭ — луч света в темном царстве. ЕГЭ разделяет тех, кто учит, и тех, кто проверяет результат их работы. Это необходимое, но недостаточное условие для обеспечения качества.


Проблема в устаревшей системе. Никто не учит вас быть профессионалом, который в дальнейшем пойдет работать по специальности. Вас грузят тоннами неприменимой на практике теории об устаревших технологиях и методиках, которые в нормальных компаниях уже с 2000 года перестали использоваться.


Самое «удачное» в нашем образовании — это старый материал. Например, на курсах по личной эффективности, которые я недавно проходил, у одного лектора я слушал материалы пяти-, а то и десятилетней давности. Вы серьезно? В области управления временем за десять лет ничего не изменилось? Дэвид Аллен и Глеб Архангельский по-прежнему актуальны? Так вы так и скажите. Зачем я трачу на вас время, если вы ничего больше не знаете? А новые принципы управления есть, просто лекторы не в курсе.

И таких примеров множество. В итоге на курсы я иду только в крайнем случае — если мне нужны азы, база. Углублять знания, как оказалось, проще самому, изучая хорошие книги.

И я понимаю, почему у нас в стране нет Илона Маска. Потому что на электрофакультетах учат, видимо, по технологиям позапрошлого века, где образцами выступают разобранные телевизоры «Горизонт» с ламповыми схемами. Зачастую преподаватели сами не владеют актуальными знаниями. Они из года в год читают одно и то же, невзирая на изменение технологий и появление новых знаний.

Лейбл заголовка
Проблема № 3

Оторванность от практики

Школа должна готовить к жизни, а не к поступлению в вуз. Вуз должен готовить к работе, а не давать разрозненные знания, которые крайне тяжело усвоить без практического применения. Пример: мало кто понимает условные логарифмы на языке математики. Если после урока про логарифмы на уроке труда дети будут собирать звуковой динамик из магнита, проволоки и втулки от туалетной бумаги, что такое логарифм, станет понятнее в тысячу раз. В вузе то же самое, просто на более высоком уровне.


Я окончил экономический. Вопрос: зачем мне, будущему экономисту, на первом курсе института концепция современного естествознания? Та же биология, но в другой подаче. Можно сказать, что наша система образования дает широкий кругозор. Но я его уже расширил, окончив 11 классов. Я к вам пришел учиться тому, чем планирую зарабатывать. Зачем мне, экономисту, изучать траву и животных? Как мне это поможет в работе?

В итоге за пять лет профессиональные предметы можно было уместить максимум в три семестра — полтора года. Да-да, полтора года. Из них очень важный предмет «налоги и налогообложение» — всего полгода. Оставшиеся три года — это бесполезные знания в виде ботаники, истории, теории денег, экономической теории уровня девятого класса и прочей чуши.

Зато у нас не было ни одного адекватного предмета, где нас учили бы прикладному ПО, владению «Экселем», чтению законов и решению сложных экономических задач. Все это я делал сам, дополнительно изучая кучу материала.

Лейбл заголовка
Проблема № 4

Преподаватели

Главная проблема образования — учителя. Именно они формируют детское восприятие школы и изучаемого предмета. «Злой учитель — плохой предмет» — такая конструкция закрепляется на долгие годы, а может, и на всю жизнь и несет за собой не самые приятные последствия. При словосочетании «злой учитель» чаще всего представляется пожилая женщина. Люди по своей сущности — консерваторы, от этого никуда не деться. И, думаю, не стоит объяснять, как же сложно приходится двум разным поколениям. Казалось бы, ответ прост: нам нужны молодые специалисты! Но откуда им взяться, если зарплата и условия заставят даже оптимиста заплакать. Как это исправить? Сделать профессию желанной. Но для этого нужно и время, и много сил.


В России проблема с любым образованием — школьным, высшим, профессиональным — в том, что в учителя лезут те, кто ни хрена не понимает в обучении и не владеет знаниями.

У меня за спиной школа и вуз — красный диплом и золотая медаль. Куча дополнительных сертификатов и дипломов как по основной профессии, так и во вспомогательных сферах. И вот что я вынес: у нас преподают те, кто плохо разбирается в предмете. В результате из 40 минут лекции, которую читает такой человек, к теме относится 10—20 минут, остальное — вода, всякие ненужные истории, картинки и прочие пожиратели времени.


На школу не пойми что возлагается. Родители учеников думают, что учителя должны взять воспитание и формирование ребенка полностью на себя, из-за этого дома выстраивают у ребенка странное видение школы и учителя. А школа вообще никак не пытается заинтересовать учеников в каком-либо предмете. Будет замечательно, если за все школьные годы вам попадутся два-три нормальных учителя, которые разожгут интерес к предмету, и вы всю жизнь будете их помнить. Но по большей части школа запоминается тем, что там стараются максимально подавить твое «я», а не помочь ему сформироваться.

Лейбл заголовка
Проблема № 5

Неадекватное распределение нагрузки

Меня напрягает проталкивание идеи «30% знаний вы получаете на уроке или паре, остальные 70% — на самоподготовке». Понятное дело, что в учебные часы все не запихнешь, но процентное распределение неадекватное.

Дополнительно — особенно столько времени — человек будет сидеть только над тем, что ему интересно. То есть студенты — над профильными предметами, если сами, конечно, направление выбирали, а школьники… Большинство — ни над чем. Кроме того, пока в школах не будет индивидуального подбора предметов, строить программу с упором на самоподготовку бессмысленно.

А вообще, уроки или пары идут как раз в то время дня, когда большинство людей наиболее настроено на максимальное восприятие информации. Так почему его вдруг надо использовать всего на 30%? Как потом, вечером, когда хочется отдыхать, впихнуть в себя остальные 70%?

Ну и вишенка на торте — «грамотная» организация отдыха. В универе у меня был семестр, когда по понедельникам было шесть пар — с 09:00 до 21:00. Где мне, простите, нужно было взять примерно 36 часов на самообразование? При условии, что в остальные дни недели пар хоть и было меньше, но они тоже были.

Лейбл заголовка
Проблема № 6

Недостаток мотивации и включенности

Самая большая проблема — в недостаточной мотивации. Как у учеников — учиться, так и у учителей — преподавать. На паре ты можешь все полтора часа сидеть и слушать вместо лекции охренительные истории из жизни препода. Непонятно, то ли из-за большой нагрузки и низкой оплаты труда преподаватели просто таким образом на парах отдыхают, то ли среди них тоже достаточно любителей похалявить. А ученики или студенты, как правило, учатся и выполняют задания лишь на тот минимум, который позволит их не отчислить. За четыре года получения высшего образования видела очень мало людей — могу по пальцам пересчитать, — которые пришли в вуз за чем-то большим, чем диплом.


Проблема в том, что никому ничего не надо. Ученикам не надо учиться, родителям не нужно как-то наставлять своих чад на путь истинный, учителям не надо вовлекаться, а завучам и директорам требуются не реальные результаты, а больше правильно написанных бумажек.

Потому что нет целей и банально причин что-то делать. Смысл учиться, стараться, если бюджетных мест с каждым годом все меньше и меньше, а доход твоих родителей не позволяет оплатить хороший вуз? Смысл дальше учиться, если зарплата по региону — 15—20 тысяч рублей, а шанс продвинуться и преуспеть очень мал? Как по книжке «Гении и аутсайдеры» — повезет только тем, кто окажется в нужное время в нужном месте. Смысл преподавать и вовлекаться, если ученикам ничего не надо? Ты выставил оценки, они списали, номинально все хорошо.

И вот эта тема вузовского образования. Три бюджетных места. У Пети обеспеченные родители, занимаются чадом с детства, развивалки-кружки, потом репетиторы. Петя старается, поступает на бюджет. А у Васи — мать-одиночка, никаких кружков, вид из окна — тухлая пятиэтажка под снос, интернет — и то с перебоями, репетиторов нет. Вася не понимает, зачем пыхтеть и стараться, он жизни за пределами двора не видел. На бюджет он не поступит никогда, а на платное образование денег нет. И даже если у Васи чисто интуитивное стремление к хорошей жизни и тяга к знаниям, ему придется на своем горбу, в хреновых условиях, в коммуналке с глюканутым инетом и пьющими соседями учиться и как-то развиваться, в то время как Петя родился на всем готовеньком. И таких Вась — почти вся страна.

Тогда уж либо всем платно, либо всем бесплатно.


Главная проблема в том, что детей не учат учиться. Все, чему их учат, — «запоминай больше, отвечай четче». Чем это отличается от принципа работы грузчиков «бери больше, кидай дальше»?

Ну и, конечно, полное непонимание того, зачем все это вообще надо, и отсутствие какой-либо мотивации. Да и откуда ей взяться, если ты приходишь, например, в химическую лабораторию в школе, а тебе говорят: «Реагентов на опыты нет, но вообще в теории должно получиться что-то примерно вот такое. Все, пока, завтра контрольная».

Чему вы научились за годы, проведенные в вузе? Поделитесь своими впечатлениями о высшем образовании
Теги: учеба
Какие проблемы российского образования вы считаете главными?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

1) старые методички (я учился по методичке 1999 года в 2015 году по c++). От преподавателей слышал что новую методичку некому утверждать - это очень сложно и ни у кого нет ни времени ни сил;
2) преподаватели зачастую не работают в сфере, которую преподают и не знают что в мире происходит. Я учился на заочке и рассказывал преподавателям что такое git, что на серверах преимущественно Linux стоит, что существует что то кроме office 2003 и т.д. А они на меня как на какого-то колдуна смотрели и не верили что так бывает;
3) вседозволенность учеников/студентов. Им постоянно говорят что обучение - сфера услуг и учителя им должны. А ещё ученик спокойно может послать учителя в пешее эротическое (недавно вживую слышал). И учитель не может просто выгнать ученика из класса;
4) отсутствие престижности профессии - учитель сейчас и учитель лет 35-40 лет назад по разному воспринимается;
5) бюрократия - учителя (особенно классные руководители) дофига всяких бумажек заполняют, которые потом никто не читает (хотя, если учителя надо сместить - найдут какую нибудь неправильно заполненную бумажку);
6) много учителей, по которым видно что они неверно выбрали профессию. Далеко не каждый победитель олимпиады по математике может стать хорошим учителем математики и т.д.
7) куча лишних предметов - не понимал, зачем мне в течении трёх лет философия на технической специальности.

31
Герой реалити

+2

03.12.21, 21:33

Влад, первый пункт прямо с языка сняли, старые методички - это, конечно, песня... Но и учителя, которые не могут отклониться от методички сорокалетней давности, тоже тот ещё романс...

11

Влад, вот самое интересное, это падение престижа учителя и образования вообще.
И в СССР учителя не были олигархами. Но престиж профессии и в городах был высоким, а в сёлах это были Первые Люди в Городе.
Учителям верили безоговорочно. Они врать или что-то плохое делать не могли.
Моя тетя рассказывала, что к ней как-то пристал в школе учитель физики. И это заметили ее одноклассницы. И всем все рассказывали.
Девочек даже не затыкали: никто им не верил. Пустили слух, что моя тетя в физика влюбилась, и все.
Сейчас учителя - не Проводники Знаний. И не Авторитеты. Они даже замечание за опоздания ученикам не делают.
Я не за произвол Учителей.
При этом вот... Часто вижу, что родители ожидают школы, что их детей там и воспитают, и научат. Но без замечаний.
А так-то не бывает.

6
Герой

05.12.21, 05:15

Отредактировано

Аглая, вы задаёте вопрос на который сами и отвечаете. В падении престижа професси виноваты сами учителя- ваш же пример физика. Просто люди стали об этом говорить. Чикатило учителем был, ещё рукль Чергида

10

Ляля, А ещё, в те времена не занимались фальсификациями на выборах.
Какой тут авторитет, когда массовые фальсификации совершаются руками именно учителей.

0

Влад, 3 года философии в вузе? 6 семестров?.. У нас было 2 семестра.

1

Яна, у меня так было в колледже) 3 из 4 лет под разными названиями была философия...
В универе только год было (из трёх)

1

Влад, философский колледж?)

1

Яна, информационных технологий...
На системного администратора учился

1

Влад, сурово у вас там.

1

Влад, п 7)- это чтоб из вас Доктор Зло не вырос- подкованый технически злодей

1

Костямба, хорошо что сейчас истории КПСС (или её аналога) нет, как лет 35 назад)
Мне кажется что задумка у этого предмета была похожая, но результат мы все знаем)

0

Аглая, ну так у нас кроме Москвы, есть еще остальная большая Россия.

23
0

Главная проблема в неквалифицированных кадрах. Многие учителя предпенсионного и пенсионного возраста. Многим их работа не нравится. Они не любят учить детей, они ненавидят свою работу. Но уволиться тоже не могут - больше ничего делать не умеют, да и никуда их больше не возьмут.
А новых людей набрать сложно:
1. Смешные зп;
2. Коллектив пенсионного возраста часто не принимает молодых специалистов. Еще чаще пытается давить своим возрастом, учить вновь прибывших, относиться к ним неуважительно.

Я не говорю, что все такие. Но их много, если не большинство.

Яркий пример: будучи преподавателем на частных курсах я смог за 2 часа объяснить материала на 2 месяца школьных занятий. Да, это была маленькая группа в 5 человек, а не 25-30 как в школах. Но у меня нет профильного образования, я просто передал свои знания детям. Ну ладно, дети мотивированны были намного сильнее своих одноклассников. Тема мотивации - отдельный разговор.

Так что мой совет всем школьникам 7 класса и старше:
учитесь сами, благо сейчас есть интернет и безграничные знания(а не тикток).
Тупые вы никому не нужны, а учителя не особо горят желанием вас учить.

21

ВКВ, в Москве полно молодых учителей и нормальные зарплаты, а проблемы все те же. Я после МГУ два года работала в школе, потом защитила диссер и ушла в науку и вузы. Нервов треплют в разы меньше, у меня несравнимо больше свободного времени и з/п на 50% больше. Зачем тем, кто поумнее (простите), при таких условиях работать в школе? Где ты пришел домой в среднем в 5 вечера (потому что заставляют брать дополнительные часы к 35 уже существующим), а потом ты до 12 переписываешься- перезваниваешься с родителями? А еще терпишь натуральное хамство со стороны администрации, родителей, детей. Я нигде не слышала столько мата, сколько слышала за время работы в школе, куда детей, кстати, отбирают в 5 класс (лучшая школа района). За всю свою взрослую жизнь я плакала пару раз — можно догадаться где.

4
0

Такое отношение к высшему образованию, с слегка инфантильными жалобами в стиле «зачем мне философия», «методичка прошлогодняя» сформировалось из-за того, что в советское время их, во-первых, было организовано безумное количество под плановую экономику, и поступление в ВУЗ как не было событием в жизни человека, так и не стало им сейчас, а во-вторых, сам университет вместо полузакрытого клуба интеллектуалов, на территории постсоветского пространства превратился в сначала в пролетарское училище для подающих надежды комсомольцев, а в постиндустриальную эпоху, где мы и находимся сейчас - в училище таких же офисных «пролетариев», которые не вполне понимают зачем они там, если им Эксель не преподают. Эксель, Карл.

Конечно, и к системе, и к преподавательскому составу тоже есть свои вопросы, но грубо говоря, это всё-таки место где получают классические знания, которые не устаревают ни за 20, ни за 50 лет. И после получения которых, не стоит вопрос, идти ли в офис, или может всё-таки стать баристой.

19
0

Я может очень узко скажу, но мне видится отсутствие преемственности. Моя сестра учится в 9 классе. Скоро ОГЭ. Хочет сдавать биологию и географию. Обычная дворовая школа, где она учится в Москве выпускает положение о профильных 10-11 классах, где пишет, что для поступления в наши классы нужно:
а) написать мотивационное письмо, где один из вопросов для ребенка 15 лет: "Почему вы достойны у нас учиться?"
б) сдать профильные экзамены для одного из 4 классов. Наши экзамены не подходят ни под один профиль. И вот я сестра почти отличница, участница нормальных олимпиад не может пойти в 10 класс школы, в которой до этого училась 9 лет. Причина - она не сдает химию, которая нужна для профильного естественно-научного класса. Но мы же не виноваты, что только в нем у них биология изучается на профильном уровне 4 раза в неделю.
А все из-за чего: администрация думает, что при поступлении в вуз химия может только с биологией сочетаться. Другие экзамены: не, не слышали. Почему не дать детям базовый набор дисциплин по ФГОС, а остальные предметы, которые можно изучать на профильном уровне, дать возможность им выбирать самим вне рамок каких-то классов, которые были придуманы непонятно кем 10 лет назад?

17

Екатерина, у меня так брата в 2016 году переводили.
Мальчику 11 лет, родители хотят в обычную дворовую школу перевести чтобы поближе к дому. Прописка там же.
Пришёл отец с ребенком, навстречу вышла какая то рыжая баба (потом от секретаря узнали что это завуч) и начала говорить при ребенке что он не потянет их высокие стандарты и т.к. по английскому у него тройка - он ущербный и будет тянуть показатели класса вниз.
А ещё надо было сдавать экзамены по русскому/математике/английскому чтобы перевестись. Представляю какого это в лицо услышать в 11 лет...
Я потом долго смеялся и злился т.к. я эту же школу в 2009 году заканчивал и это была самая обычная дворовая школа с нормальными учителями и руководством.
От своего бывшего классного руководителя узнал что после укрупнения и смены руководства началась такая политика. В школе стали рады в основном богатым родителям.

14

Влад, Завуч конечно дура... Вот только отстающий ученик в классе очень сильно мешает учиться более развитым детям (учитель вынужден равняться по отстающему).
P. S. Это так. Общие рассуждения. Ваш ребёнок конечно к отстающим не относится...

1

Влад, ДА, директора школ (особенно гимназий всяких), любят богатых родителей, ибо имеют "спонсорскую помощь". Детям богатых родителей, прощается всё. Ах да, директора гимназий, ещё денежные поборы с родителей устраивают, под благовидным предлогом. А учитель вечно крайний и за зарплату всем должен, как земля колхозу. Вот вам и все просвещение.

0

Екатерина, я Вам сочувствую.
Но Вы описали безобидный пример.
1) для ребёнка 15 лет и правда вопрос: «Почему Вы достойны у нас учиться?» - странный. Однако через лет 10 При приеме на работу ей нужно будет отвечать на такой же «умный» вопрос. (Меня саму он бесит, он тупой, но это жизнь.)
Лично меня мучили этим вопросом При приеме в универ. И стоит быть готовой.
2) Если Вам нужно поступление в определенную школу или класс - нужно серьезно заниматься самой или с репетиторами, не уповать на школьную программу.
Я понимаю, что все хотят, что бы все знания были даны в школе. Они и даны, но определённого уровня. Думаю, это не только тупое правило, но и создание конкурса, что бы уменьшить поток желающих.

5
Герой реалити

+2

03.12.21, 21:27

Аглая, увы, не всегда. И не потому, что не понимают важности образования, а в силу того, что в этой самой "большой России" многим МРОТ за счастье, т.к. работы просто нет.

17
Герой Т—Ж

+7

03.12.21, 22:12

Отредактировано

Татьяна, вот Вы написали, и я задумалась: да, я не права.
Ведь есть установка из СССР, что образование должно быть бесплатным. Это и от бедности, но не только: я вспомнила дневник коммерческого директора с доходом в миллион в месяц. И он тоже не платил ни за кружки, ни за школу, ни за няню. Так что - да, Вы правы.
Все лучшее- детям, но не все так просто.

4
0

Российское образование может подготовить разве что участников олимпиад и интеллектуальных марафонов. Оно как Уроборос - лучше всего готовит таких же учителей, как и были.
Школа и ВУЗы дают (за редким исключением) знания, крайне далекие от практики.
Нам преподают химию - но не объясняют где она используется. В головах людей до сих пор полное непонимание как работают консерванты и зачем они нужны, хотя казалось бы - мы их потребляем каждый день.
Нам рассказывают про закон кулона, но не сводят это к практическим знаниям. Хотя казалось бы - разве не полезно будет узнать, почему в США 110в, а в Европе - 220в. Связать физику, историю и практику воедино. Показать детям вкратце всю цепочку получения знаний человечества и их применение.
Рассказывать детям о том как работают банки и биржи, обучить их базовой финансовой грамотности. Заодно рассказать о том как работает налоговая, право на наследство.

Жизнь и работа - это не знания отдельно взятых предметов, как нам преподавали. Это коктейль, который хорошо бы научить готовить еще в школе. Научить людей тянуться к знаниям, научить получать эти знания, давать ТАКУЮ базу и ТАК, чтобы люди уходили слегка "голодными" и заполняли эти пробелы по собственному желанию.

P.s. И система баллов тоже мне не ясна. Человек или усвоил тему, или нет. И в конце учебы - не одинаковый список предметов и оценок, а большой список отдельных тем.

13
0

« Я окончил экономический. Вопрос: зачем мне, будущему экономисту, на первом курсе института концепция современного естествознания? Та же биология, но в другой подаче. Можно сказать, что наша система образования дает широкий кругозор. Но я его уже расширил, окончив 11 классов. Я к вам пришел учиться тому, чем планирую зарабатывать. Зачем мне, экономисту, изучать траву и животных? Как мне это поможет в работе?»

Как раз после таких студентов я и ушёл из преподавания исключительно в науку.

Сейчас студенту нужны не университеты, а ПТУ,где им дадут не образование, а квалификацию чтобы в офисе могли делать свою конкретную работу.

8

Airat, вот я также не понимаю, почему многие не способны ознакомиться с понятием "университет". Я так посидела в университете и поняла, что сделала ошибку - нужно было идти в колледж по своему профилю.

8

Тута, после вуза не берут на работу, а вы хотите после колледжа. Людям работа нужна, кто хочет развиваться, будет сам это делать. Очень было бы полезно сделать лишние предметы факультативами.

2

Венстом, я сталкивалась с выпускниками вузов и колледжей по профессии - бухгалтер. В колледжах была именно рабочая практика, ребята видели и 1С и все реально используемые в работе документы. То есть это был уровень, молодого готового специалиста. А выпускники вузов, что-то о чем-то слышали, ничего не пробовали, уровень: знаю ничего обо всём.
Я сама бросила учебу на экономическом факультете, после того как мне выдали учебник по трудовому кодексу 90-х годов в 201х, а преподаватель по таможенному праву, не могла ответить на обычный вопрос о практике ввоза товара, но хотела чтобы мы зубрили кода тн вэд.

2
0

Из того, что я вижу: школа в СССР учила детей сама. Травмировала, мучила, но учила она сама. И воспитывала.
В СССР учителя имели другой статус сам по себе. Я это не идеализируют, совсем. Но это факт.
Из того, что я вижу Сейчас школа сама по себе знаний не даёт, они даются... У репетиторов, родителей и так далее. Но чаще всего не даются вообще.
Из того, что я вижу - образованный и развитый молодой человек 18-23 лет слишком часто воспитывался обеспеченным отцом и домохозяйкой.
Сейчас воспитание ребёнка предполагает как минимум одного неработающего взрослого. Это, как правило, мама.
Нет, ну иногда бывают няни, бабушки или гениальные дети, которые сами все учат. Но это нынче уникум.
В СССР же все было для работы.

7

Аглая, да, про статус так и есть, и вообще про положение учителя, последние лет 10 у учителей стало вообще сильно меньше прав, защиты, пошла диктатура родительства, во многом слепая.

6
Герой реалити

+2

04.12.21, 20:05

Анна, по поводу статуса учителей хочу сказать то, за что многие коллеги готовы меня линчевать. Однако в падении этого самого статуса в немалой степени виноваты сами учителя. Когда лет 20 назад появилось словосочетание "образовательные услуги", начались стенания, не смолкающие по сей день. "Ах, что значит "услуги"!?!, Ах, нас приравняли к прислуге!!!" В этом плаче здравого смысла - ноль. Так устроена экономика, что ты либо товар создаёшь, либо услуги оказываешь. Во всяком случае, я никогда не встречала юристов, которых бы возмущали словосочетания "адвокатские услуги" или "нотариальные услуги". А некоторые учителя со своим статусом носятся как с писаной торбой, что просто вызывает ответную негативную реакцию.

8

Татьяна, согласна, да, я тоже учитель и мне нормально, что это услуга. Как и медицина.
А ещё мы, некоторые, любим День Учителя, некая есть сакральность, хотя повара, строители - такая же важная работа).

3

Аглая, московская зп для Москвы еще куда ни шло, а вот в остальной стране...

6
Герой реалити

+2

04.12.21, 22:28

Аглая, без любви к своему делу и к тем, ради кого ты его делаешь вообще ничего доброго сделать нельзя. Но это не отменяет того, что в экономике человек либо создает товары, либо оказывает услуги. И это именно работа такая. Это и юридически закреплено. И я не вижу в этом ничего для себя оскорбительного. В личных делах моих учеников лежат договоры на оказание образовательных услуг. Не на посев разумного, доброго, вечного. И это, поверьте, не мешает эмоциональному контакту. Кстати, любить всех моих учеников я не могу. (Справедливости ради отмечу, что этого не могут и те, кто услуги не оказывает, а выполняет великую миссию). Более того, есть ребята, которые мне могут быть неприятны. Они же личности, а значит, у них могут быть личностные установки, которые я категорически разделить не могу. Но у меня есть обязательства и перед этими детьми. И я эти обязательства выполняю в полной мере.

6
Сообщник

04.12.21, 13:42

Алексей, у советских педагогов есть один большой плюс, программа в то время не была перенасыщенной и они давали конкретно то, что нужно, и привыкли это делать и в новых условиях (чтобы не париться). Таким образом. дети и получают качественное образование. Так уж вышло. что у моей дочери три учителя за период начальной школы, и все разного возраста. И именно педагог 72 лет учит качественно, потому что спрашивает только то, что дает, и дает только то, что нужно. И каши в головах у детей нет. Но это редкий случай.

4
0
Герой

07.12.21, 04:49

Отредактировано

В большинстве своём согласен. Но с некоторыми утверждением можно поспорить. Адин автор писал, что школа должна готовить к жизни, а вуз - к работе. Как раз второе утверждение ошибочно. К рынку труда должны готовить колледжи (техникумы), вуз же должен готовить людей для науки, на то это и высшее образование. Пока у нас в стране куча посредственных выпускников вузов, которые идут на низкоквалифицированные должности мы и будем слышать о бесполезности вышки и "зачем нам высшая математика". В общем, выпускников вузов слишком много и столько рынку труда не требуется, поэтому многие будут невостребованы, знаний колледжа им бы хватило и не тратили бы свои силы и чужое время на излишнее образование.
Второй момент, уже другой автор писал что "зачем мне, экономисту, биология". Зачем экономисту биология не скажу, а вот на вопрос, который подслушал как-то на улице "зачем юристу природоведение" ответить смогу. Учебное заведение заранее не знает в каких сферах будет применять свои знания сегодняшний студент, поэтому готовят с запасом. Понятное дело, что 90% пойдёт в общепринятые направления: гражданское право, семейное право, уголовное и так далее. Но может найтись человек, который будет делать карьеру в редких направлениях: интеллектуальное право или в экологи и недропользовании, вот во втором случае, чтобы не быть бестолочью в сфере, в которой работаешь, и нужна дисциплина, которая казалась бесполезной

4
0

Все просто, мы не знаем какие специалисты нам нужны. С какими компетенциями. А точнее даже не так. Нам не нужны специалисты с компетенциями, выше базового школьного образования. Где им работать? Где все это применять? А дети, в свою очередь, понимают, что наличие диплома (любого) никак не помогает тебе лучше жить в России. Вот и выходит, что система образования не знает чему учить, ученики не понимают, зачем им это, государство не понимает, зачем на это тратить деньги. Все сопротивляются существующей системе.

3
0

Проблем много.
Но часто все сводится к тому, что виноваты во всем учителя - устаревшие и выгоревшие. А от чего они выгорают? От безумных родительских чатов, где обитает публика, подобная основной массе здешних комментаторов. От не менее безумных требований чиновничества с их отчётами и планами. От убогих курсов, на которые заставляют ходить. От тупых акций вроде «возложи виртуальную гвоздику».
Не надо гнать на учителей, виноваты все участники образовательного процесса. Когда каждая сторона возьмёт на себя ответственность за нынешнюю ситуацию и пожелает изменить ее - тогда дело сдвинется с мертвой точки.

3
0
Герой

06.12.21, 17:23

Отредактировано

Переходя из школы в вуз, столкнулась с двумя разными, но одинаково уродливыми сторонами нашего образования. В школе, понятно, казарменная обстановка: по звонку сели, встали, поели (удивляться, что школа не развивает индивидуальность, не надо — почитайте, по какому принципу и почему именно так устроены школы, заводы, больницы, тюрьмы у Фуко в «Надзирать и наказывать», найдёте много интересного). Другой момент вуз. Система та же — по звонку начинай и заканчивай + почитай академические ритуалы + самомотивируйся. Но дополнительно в этой, теперь уже изощрённой, дедовской системе приходилось терпеть чудачества преподов. Один вместо материала рассказывает байки. У другого авторский семинар по непролазной ахинее. Третий за «настоящих» специалистов считает только парней, а девушки потом выйдут замуж, им углубляться ни к чему. Четвёртому надо понравиться, чтобы получить зачёт. В целом я с осторожностью отношусь к «оптимизации» образования в сторону сервиса наравне с другими сервисами. Особенно высшее образование от этого страдает: люди выпускаются из высшей школы с нулевым пониманием своих прав, каких-то основ гуманности, навыков критического и системного мышления. Но и текущее состояние образования в настолько глубоком кризисе, что ловлю у себя чувство выученной беспомощности и ощущение невозможности перемен)

2
0

Основная проблема - старые методики и устаревшее оснащение классов и лабораторий.
Когда училась в вузе (на минуточку, на факультете ИТ), в комп классе открываешь ворд, открываешь Эксель и все, комп виснет намертво 🤦‍♀️ Завис комп при сдаче лабы по с++ - незачёт 🤦‍♀️
Все желание учиться отбили.

2
0
Герой Т—Ж

+3

05.12.21, 06:28

В школах хорошо, если 30% учителей горящие, а остальные выгоревшие. При всей этой бюрократии и низкой оплате труда надо обладать внутренним стержнем из алмаза, чтобы не выгореть. И да, я встречала таких учителей, и до сих пор иногда встречаю.
Будучи сама преподавателем, ни за какие коврижки не пойду работать в школу. Не только детей там загоняют в рамки для удобного управления, но и учителей.
Уж лучше я буду работать с минигруппами подростков и взрослых и наслаждаться процессом совместно с ними.

1

Аглая, Прожить можно и на 30 тысяч в москве. А жить - уже не получится

1
0

"А у Васи — мать-одиночка, никаких кружков, вид из окна — тухлая пятиэтажка под снос, интернет — и то с перебоями, репетиторов нет. Вася не понимает, зачем пыхтеть и стараться, он жизни за пределами двора не видел. На бюджет он не поступит никогда, а на платное образование денег нет."
Из окна дома моего детства открывался вид на кладбище. Это не помешало поступить в вуз на бюджет. Как и в целом отсутствие денег и уж тем более интернета, который я впервые увидала только на 1-м курсе вуза.

1
0

Бред о всеобщем равенстве.
Полноценное высшее образование способны получить 3-5% людей.
Так же как и полное среднее - 40-50%.
Подгоняя всех под равенство, власти мешают развиваться тем, кто действительно способен учиться и реализоваться в дальнейшем.
Стобальники с Северного Кавказа это отдельная боль...
P.S. Преподавал в высшей школе ещё четверть века назад. Правда с большими перерывами.

1
0

Тут несколько людей пишет про «Зачем мне в ВУЗе философия и биология если я учусь на [вставьте нужное]». Это лишь демонстрирует что люди не понимают зачем они поступили в ВУЗ. Экономистов и бухгалтеров и в ПТУ/Колледже готовят. Причём бывает не плохо (не часто). ВУЗ это не про работу. Это про исследования и науку, про эксперта, который может связать разные дисциплины и сделать изобретение в своей теме. Обучение бывших школьников- побочный продукт.

1
0

Образование не соответствует потребностям роста и развития учащихся, деформирует их мотивационную сферу, наносит вред здоровью и личности (проф. Зайцев, Канал "Воз сена")

0
0

Каких результатов ждать от ВУЗов с 20-15-летними компьютерами на XP и телевизорами 1998 года выпуска?
С преподавателями, которые не умеют их включить-выключить, с учётом того, что сами же преподают "информационные технологии" в той или иной проф.сфере?
От ВУЗов, где на всех местах - от ректоров до сторожей трудоустроены "крёстноотцовые" поколения: мужья-жёны, сыновья-дочери, племянники, внуки...?
С деканатами, в которые и студенты, и преподаватели войти могут только на цыпочках и полушёпотом, если, конечно, застанут кого-нибудь на рабочем месте.
В дипломах давно надо завести графу, в которой будет указано, во сколько он в итоге обошёлся выпускнику - так работодателю легче ориентироваться, полного идиота он берёт или сносного.
В том, что оба закончат условный ВУЗ, сомневаться не приходится - с пятидесятой пересдачи сдают все.
ВУЗ, где скорее преподаватель уйдёт по собственному желанию, чем студент, "пишущий" диплом у декана.
Тянем-потянем...
Toxic, одним словом.

0
0

Вижу , много мнений в статье написано людьми, которые в принципе не принимают обучение в классическом виде- могут только урывками усваивать информацию, когда им «удобно». Люди, дело в вас , а не в системе. Она унифицирована под среднестатистического ученика,а вы идите на свои курсы и в спецшколы. По поводу устаревания образования - так было, к сожалению, всегда. Институт опаздывал и в советское время на пять лет, а образование естественным наукам в Ссср считалось одним из лучших в мире. Курсы и платное образование дают нужный результат , даже я , когда поступал в институт, посещал репетиторов, ЕГЭ еще не было, а в обычной школе не давали нужного уровня математики. Я и сейчас учусь, считаю это нормально. И нормально , что мои дети посещают различные кружки. Не нормально - то, что сейчас в учебниках. Особенно история, литература. Извращение понятий, гиперболы , уменьшения в угоду политике - это путь к деградации. Ведь дети - будущие учителя , чему они научат сами, если их так учат?

0
0

Вы все правильно говорите
Я когда учился в школе могу по пальцам пересчитать нормальных и профессиональных учителей
все остальные же постоянно унижали и оскорбляли учеников ни за что
а многие даже нормально не припадают.

0
0

10.01, 04:14

Отредактировано

Проблемы там такие:
1) Плановая экономика в образовании - ситуация когда для руководства школы/вуза вместо обучения учеников становится важнее составление планов и заполнение разнообразной отчетности, которую они перекладывают на преподавателей. Причем все эти планы имеют свойство постоянно расти в ущерб реальному состоянию дел.
2) Низкие зарплаты приводят к тому что создается дефицит учителей и преподавателей вузов.
При низкой ставке оплаты труда учителям чтобы хоть немного заработать денег приходится брать по 2,5 ставки - что означает переработки и выгорание, и эта ситуация с переработками и дефицитом кадров никак не способствует качественному образованию.
3) Финансирование школ и вузов в зависимости от количества учащихся приводит к тому что заведение заинтересовано в том, чтобы набрать максимальное число учеников и никого не отчислять. А скученность и большие группы не позволяет ученикам нормально развиваться, потому что дети там банально друг другу мешают. Ну и отдельные агрессивные хулиганы, которых никто не выгоняет, создают такие проблемы как травля и побои тех кто слабее их.
4) Опять же оплата за часы - чем больше часов проводит студент и школьник за уроками тем будет больше зарплата у преподавателя, поэтому нагрузки на учащихся растут - при том что реальной необходимости тратить такое количество сил и времени на изучение тех или иных предметов может и не быть (это к вопросу о ненужных предметах).
5) Претензии к содержанию учебников - дело даже не в том, что они зачастую устаревшие, а в том что одни и теже ложные утверждения и ошибки кочуют из одного учебника в другой. И похоже что у тех кто их пишет нет заинтересованности в том, чтобы их исправлять. Причем это касается не только гуманитарных дисциплин, но и в математике и в точных науках тоже самое.

То есть все эти проблемы обусловлены тем как собственно организован сам процесс образования - как некий колхоз, где выполняют планы и производят ненужную продукцию.
Получается дефицит специалистов и много никому не нужных выпускников вузов.

0

Сообщество