Как живется в районе Купчино

Как живется в районе Купчино

Спальном районе Петербурга, который давно не окраина

49
Аватар автора

Филипп Урбан

любит свой район

Страница автора
Аватар автора

Ира Юльева

сфотографировала район Купчино

Страница автора

Я живу в Купчине почти с рождения. Раньше это была городская окраина с пяти- и девятиэтажками, а также единственной станцией метро. Теперь — зеленый и удобный для жизни район.

Купчино — большой спальник на юге Санкт-Петербурга. Строительство жилого района начали в середине 60-х, а закончили в 80-х.

Старожилы делят Купчино на старое — часть до проспекта Славы, что ближе к центру Петербурга — и новое — от проспекта Славы до кольцевой автодороги — КАД. Разница между этими микрорайонами почти незаметна, просто их строили в разное время.

Фиолетовую линию метро, Фрунзенский радиус, который проходит через все Купчино, начали строить в 80-е, а потом на три десятилетия заморозили. КАД еще не построили. Район с населением 300 000 был с четырех сторон зажат железными дорогами. По проспекту Славы проходил единственный сквозной проезд. На отшибе — единственная станция метро «Купчино» на границе с Московским районом.

Из-за транспортных проблем бум уплотнительной застройки начала 2000-х обошел район стороной. Строительство жилья вели точечно, не обошлось без долгостроев. Из-за дефицита энергомощностей разрешения на строительство больших объектов застройщикам давали неохотно. Новые дома долго не могли сдать в эксплуатацию и подключить к электросетям, а во дворах молотили стационарные газовые генераторы.

Мне кажется, что статус «медвежьего угла» пошел Купчину на пользу. Ведь если бы линию метро построили по плану, скорее всего, сегодня здесь стояли бы стены высоток под завязку забитых однушками и студиями. Но район развивался по другому сценарию. Сейчас тут пять станций метро, удобные выезды во все стороны, много парковой зелени, рукотворных водоемов и почти нет уплотнительной застройки.

Въезд в Купчино со стороны центра по Бухарестской улице. По обеим сторонам магистрали — два 1000⁠-⁠квартирных экспериментальных дома длиной во весь квартал. Их называют Купчинскими воротами, построены в 70⁠-⁠е, на верхних этажах — двухуровневые квартиры
Въезд в Купчино со стороны центра по Бухарестской улице. По обеим сторонам магистрали — два 1000⁠-⁠квартирных экспериментальных дома длиной во весь квартал. Их называют Купчинскими воротами, построены в 70⁠-⁠е, на верхних этажах — двухуровневые квартиры
Архитектура уплотнительного периода. Жилой дом 2009 года постройки на углу проспекта Славы и Бухарестской улицы похож на гигантский ледокол с двухуровневыми пентхаусами наверху. Если бы метро открылось на 20 лет раньше, сегодня мы бы наблюдали нагромождения таких высоток
Архитектура уплотнительного периода. Жилой дом 2009 года постройки на углу проспекта Славы и Бухарестской улицы похож на гигантский ледокол с двухуровневыми пентхаусами наверху. Если бы метро открылось на 20 лет раньше, сегодня мы бы наблюдали нагромождения таких высоток

Почему я здесь живу

В 1970 году родители получили двухкомнатную квартиру в новенькой типовой девятиэтажной панельке 606-й серии. В нашем подъезде часть квартир получили творческие работники — члены Союза писателей и Союза кинематографистов. Соседи жили дружно, ходили друг к другу в гости, вместе отмечали Новый год. Отец иногда брал меня на работу в редакцию, а сосед — на студию научно-популярных фильмов.

С точки зрения взрослых, квартира в Купчине была почти ссылкой. Но в детстве все воспринималось иначе. Дома вокруг были новыми, за окнами кипели стройки. Почти пустая квартира с паркетом-елочкой и самодельными книжными стеллажами из досок казалась огромной. До ближайшей станции метро приходилось добираться в переполненном львовском автобусе, где всегда было тепло и уютно пахло бензином. Телефоны были не во всех квартирах, зато у последней парадной стояли телефонная будка и очередь к ней.

Мы с женой и младшим сыном по-прежнему живем в Купчине в той же квартире.

Это вид из моего окна: Яблоневый сад, за ним — Белградская улица, Витебская железная дорога. За ней — Московский район
Это вид из моего окна: Яблоневый сад, за ним — Белградская улица, Витебская железная дорога. За ней — Московский район

Где находится

Во Фрунзенском районе Петербурга шесть муниципальных округов, пять с половиной из которых — Купчино — это 3/4 Фрунзенского района. То есть это почти одно и то же, поэтому официального статуса у Купчина нет, но я для удобства буду называть его районом. По данным на 2023 год здесь живет около 414 тысяч человек.

Несколько лет назад представители общественности предлагали переименовать Фрунзенский район в Купчинский. Это было бы логично, но инициатива плавно сошла на нет.

На юге Купчино упирается в КАД, граничит с Московским районом с запада, с Невским — с востока, Колпинским и Пушкинским — с юга. За КАД начинается Пушкинский район, который известен на всю страну как жилой район Шушары.

Раньше Шушары были совхозом, а теперь это огромный район высотных новостроек закадья. С его появлением Купчино утратило статус окраины — район приобрел репутацию благоустроенного, а цены на квартиры заметно подросли по сравнению с другими спальниками.

Заблудиться в Купчине сложно. От центра ведут пять улиц — Белградская, Будапештская, Бухарестская, Пражская и Софийская
Заблудиться в Купчине сложно. От центра ведут пять улиц — Белградская, Будапештская, Бухарестская, Пражская и Софийская

С севера на юг расположены так называемые укрупненные кварталы, которые спланированы в советское время: примерно полкилометра в ширину и около полутора в длину. В каждом — по три или четыре двора, в пешеходной доступности школа, детский сад и автобусная остановка с небольшим торговым центром — в народе такие называли стекляшками.

Плюс таких кварталов в том, что по пути к школам и детским садам не надо пересекать транспортные магистрали. Минус — до остановок общественного транспорта из некоторых домов идти далеко.

История и интересные места

Бывшая деревня. Название Купчину дала одноименная образцовая деревня на 60 дворов, которая располагалась посередине главной правительственной трассы 19 века — первой в России железной дороги, которая соединяла Санкт-Петербург с резиденциями Царского Села.

Попечителями деревни были зажиточные купцы, а местное самоуправление — Купчинское общество — построило земскую школу, в которой учились ребята из соседних деревень, мощеную дорогу до Петербурга и деревянную церковь в русском стиле. Деревня пережила войну, но в 60-е началась массовая застройка и ее ликвидировали.

На месте Купчинского сквера была деревня
На месте Купчинского сквера была деревня
А вместо автозаправки в конце Белградской улицы стояла пятиглавая деревянная церковь с часовней. В годы войны купола снесли, чтобы они не стали ориентиром для вражеской артиллерии, а потом разобрали и сам храм
А вместо автозаправки в конце Белградской улицы стояла пятиглавая деревянная церковь с часовней. В годы войны купола снесли, чтобы они не стали ориентиром для вражеской артиллерии, а потом разобрали и сам храм
Деревня Купчино на карте 1913 года. Источник: etomesto.ru
Деревня Купчино на карте 1913 года. Источник: etomesto.ru

Улица Турку — несостоявшийся Южный обводный канал, который должен был соединить Финский залив с Невой — стать альтернативным маршрутом для морских судов.

Когда началась застройка Купчина, от промышленного судоходства отказались, но в генплане Ленинграда 1966 года остался канал шириной 25 м, глубиной 2,5 м и протяженностью 15 км. Сейчас вместо него — улица Турку. Это объясняет, почему она такая широкая.

Улица Турку — несостоявшийся морской канал, а сейчас — широченный бульвар. А ведь у меня за окнами могли проноситься экскурсионные речные трамвайчики
Улица Турку — несостоявшийся морской канал, а сейчас — широченный бульвар. А ведь у меня за окнами могли проноситься экскурсионные речные трамвайчики

Карьеры кирпичного завода. Обширная зона у метро «Проспект Славы» с ухоженными парками и прудами была территорией кирпичного завода. Его построили в 30-е, он проработал до 2011 года, а затем на его месте возвели ЖК «София». Эти высотки на фоне водных гладей стали узнаваемым видом Купчина.

Жилой городок кирпичного завода на Южном шоссе почти растворился в ландшафте монолитных новостроек, но сохранился. Перед войной здесь были двухэтажные деревянные бараки для рабочих. При поселке были просторная школа, детский сад, столовая, баня, клуб.

После войны бараки снесли. На их месте появились двухэтажные восьмиквартирные типовые коттеджи в стиле сталинского неоклассицизма — было шесть, осталось два. А также две пятиэтажки редкой серии 1-527 с наружными стенами из крупноформатных кирпичных блоков — они и сегодня смотрятся добротно.

Высотки ЖК «София»: вид от станции метро «Проспект Славы»
Это один из двух сохранившихся коттеджей в жилгородке при кирпичном заводе. После войны такие дома в Ленинграде строили на заводских окраинах рядом с фабричными проходными. Вышел из дома — и уже на работе
В рабочем городке кирпичного завода сохранились два дома редкой, но замечательной серии типовых пятиэтажек: планировки квартир как у хрущевок, но потолки 2,7 м, а стены — из качественного керамического кирпича. Этим домам 60 лет, а нормативный срок службы таких зданий — 150 лет
На бывшей территории кирпичного завода возвели ЖК «София»

Экология

Вредных производств в Купчине нет. Основной загрязнитель атмосферы — выхлопы грузового автотранспорта. Но большегрузы, которые въезжают в город по Московскому шоссе, обходят Купчино стороной.

Экологическая обстановка приемлемая, но есть три неприятных момента:

  1. В районе очень много тополей, поэтому в середине лета по нему разносится тополиный пух.
  2. Весной, когда снег растаял, а зелень еще не проклюнулась, в Купчине пыльно.
  3. Зимой коммунальные службы злоупотребляют антигололедными реагентами, а грязный и насыщенный химией снег оказывается на газонах.
Качество воздуха в Купчине обычно характеризуется как «хорошее» и «приемлемое» — темно- и светло-зеленые цвета на карте. В центральной части СПб и соседнем Московском районе воздух хуже из⁠-⁠за перегруженности транспортом. Источник: breezometer.com
Качество воздуха в Купчине обычно характеризуется как «хорошее» и «приемлемое» — темно- и светло-зеленые цвета на карте. В центральной части СПб и соседнем Московском районе воздух хуже из⁠-⁠за перегруженности транспортом. Источник: breezometer.com

Преступность

Я застал разгул криминала 90-х в Купчине. Приходилось наблюдать и перестрелки за окнами, и драки у магазинов, и милиционеров на велосипедах — потому что патрульные уазики ломались, и их не на что было чинить и заправлять.

В те годы у Петербурга была репутация криминальной столицы. Сейчас все до неузнаваемости изменилось: Купчино — безопасный район. Я чувствую себя в абсолютной безопасности на улицах, в садах и парках в любое время суток.

Все подъезды отремонтированы и оснащены домофонами. У входных дверей и на домах — камеры видеонаблюдения. Во всех парковых зонах работает уличное освещение. Трущобных кварталов и заброшек, которые привлекают деклассированных граждан, здесь нет. Ну а случайный пьяный дебошир может встретиться в любом районе.

Транспорт

Метро. Его строительство сопровождалось трудностями и скандалами, подземную часть несколько раз подтапливало.

В районе пять станций метро: «Бухарестская», «Международная», «Проспект Славы», «Дунайская» и «Купчино». Почти от любого дома до метро — не больше 20 минут пешком. Например, я за 15 минут дохожу до станции, а через полчаса — уже на «Адмиралтейской» рядом с Невским проспектом.

Трамваи, автобусы, троллейбусы. По Бухарестской улице проходит трамвайная линия. Она дублирует линию метрополитена и связывает Купчино с центром. Можно выбирать — ехать на метро или 25-м трамвае, который идет до Московского вокзала, то есть почти до Невского проспекта.

В соседние районы — Невский и Московский — можно добираться на автобусах и троллейбусах. В Купчино заглядывают около десятка троллейбусных и четырех десятков автобусных маршрутов. Например, на 74-м автобусе можно доехать до площади Восстания и Невского проспекта, на 12-м — махнуть через Неву на правый берег. Интервалы в пиковое время — не больше 10 минут, в вечернее и выходные — до 20. Правда, из-за пробок в снегопады или периоды дорожных ремонтов поездка может затянуться.

Так выглядит наземный вестибюль станции метро «Проспект Славы». Напоминает полузатонувший плавучий ресторан
Так выглядит наземный вестибюль станции метро «Проспект Славы». Напоминает полузатонувший плавучий ресторан
Трамвайная линия проходит через Бухарестскую улицу, дублирует линию метрополитена
Трамвайная линия проходит через Бухарестскую улицу, дублирует линию метрополитена

Электрички. Недалеко от моего дома — платформа «Проспект Славы» Витебской железной дороги — первой в России. В 1837 году она соединила Санкт-Петербург с Царским Селом. Сейчас тоже можно сесть на электричку и поехать в Пушкин или Павловск — к паркам и дворцам.

Автомобили. Для них есть выезды на КАД по Витебскому проспекту и Софийской улице. С Московским и Невским районами Купчино соединяют Проспект Славы и Дунайский проспект.

До центра на машине можно долететь за 15 минут, в утренние часы пик — за 30—40 минут, но в самом центре придется долго искать свободное парковочное место, которое обойдется в 100 ₽ в час. Чаще всего те, кто работает в центре, ездят туда на метро и общественном транспорте.

Если надо быстро доехать до центра, но город стоит в пробках, машину часто оставляют у «Волковской» — и дальше на метро. Здесь всегда есть свободные парковочные места. А еще можно подъехать прямо к наземному вестибюлю станции, если надо кого-нибудь встретить — не знаю, где еще в Питере есть такая роскошь.

Если надо быстро доехать до центра, но в городе пробки, машину оставляют у «Волковской» — и дальше на метро
Если надо быстро доехать до центра, но в городе пробки, машину оставляют у «Волковской» — и дальше на метро

Самое большое транспортное неудобство Купчина — внутриквартальные проезды. Они узкие, неудобные ни для автомобилистов, ни для пешеходов. По вечерам вся территория плотно заставлена ночующими у подъездов машинами. Тротуаров нет. Когда проектировали укрупненные кварталы, никто не предполагал, что в Купчине будет столько машин.

Внутриквартальные проезды порой напоминают лабиринты с тупиками стихийных автостоянок. Подъехать к пятиэтажке в глубине квартала непросто даже на маневренной легковушке, а для курьеров, водителей мусоровозов, грузовиков из строительных магазинов такие кварталы — кошмарный сон.

В восемь утра встречаются два автопотока: жильцов здешних домов, которые спешат на работу, и родителей, которые везут детей в школы и садики. Все спешат, нервничают, ругаются. А к девяти снова воцаряется привычная для спальных районов тишина.

В районе много парковой зелени, а вот состояние внутриквартальных проездов — так себе
В районе много парковой зелени, а вот состояние внутриквартальных проездов — так себе

Недвижимость в Купчино

Старое Купчино. В этой части района представлены все поколения советских панелек: пятиэтажки 502-й и 507-й серий, а также девятиэтажные брежневки 606-й и 602-й серий. Площади кухонь в домах, которые проектировали в 60-е, — около шести квадратных метров, комнат — от девяти до 17 м². На кухнях — газовые плиты. Девятиэтажки отличаются от пятиэтажек только наличием лифтов и мусоропроводов.

Купчинские пятиэтажки — это не совсем хрущевки. Риелторы иногда называют их пятиэтажными брежневками: в них раздельные санузлы и улучшенные по сравнению с первым поколением планировки, но неважные звукоизоляция и теплозащита.

С годами панельки стали выглядеть неприглядно: когда-то белоснежная фасадная плитка пожелтела и осыпалась. Город занимается этим. Несколько лет назад у моего дома был капитальный ремонт фасадов — теперь они оштукатурены и дом выглядит как новый. Его 50-летний возраст выдают только окна: в некоторых квартирах сохранись крашеные деревянные рамы.

Так выглядит девятиэтажка 602⁠-⁠й серии после капремонта фасада
А это точно такой же дом, до которого очередь пока не дошла
Пятиэтажка 507⁠-⁠й серии: уже не совсем хрущевка

Еще в пятиэтажках почти нет однушек, а двухкомнатные квартиры в основном со смежными комнатами. Девятиэтажки проектировали чуть позже, когда совмещать комнаты уже не допускалось. Но площади кухонь и комнат — такие же.

Высота потолков в таких домах — два с половиной метра. Но есть еще один стандарт того времени — шаг поперечных стен в 3,2 м. Из-за этого комнаты узкие — около трех метров в ширину — и вытянутые от окна к двери.

Около трети домов старого Купчина — кирпичные, в основном многоподъездные девятиэтажки. Кардинальных планировочных отличий от панелек нет.

Единственный тип дома, который выбивается из общего ряда, — это так называемые точки Надежина — одноподъездные кирпичные девятиэтажные дома. Их запустили в серию в 1962 году одновременно с хрущевками, но они сильно от них отличаются.

Все межквартирные стены — несущие, из массивного кирпича, шахта лифта и мусоропровод — в середине подъезда и не соприкасаются со стенами квартир. Окна во всех квартирах — на две стороны. В таких квартирах тихо и больше солнца. Тот случай, когда строили для людей.

Есть дома и следующих поколений. В середине 70-х здесь построили первый экспериментальный дом 137-й серии. У меня там жил одноклассник, мы любили подняться на лифте на последний этаж и любоваться панорамой города — даже Исаакиевский собор был виден. Сейчас, конечно, нет.

Точка Надежина на Будапештской улице. Я считаю, что этот проект опередил время
Точка Надежина на Будапештской улице. Я считаю, что этот проект опередил время
Экспериментальный дом на Белградской: потолки — 2,7 м, шаг поперечных стен — 3,6 м. Комнаты более просторные, в кухнях появились электроплиты. На верхнем этаже планировали разместить детский сад
Экспериментальный дом на Белградской: потолки — 2,7 м, шаг поперечных стен — 3,6 м. Комнаты более просторные, в кухнях появились электроплиты. На верхнем этаже планировали разместить детский сад

Купчино — не самый дешевый спальник. Когда заработало метро, квартиры подорожали. Однушки 29—31 м² в старых девятиэтажных панельках в 20 минутах ходьбы от метро «Международная» на «Циане» предлагают от 5,5 до 6,5 млн рублей. Если дешевле, то это убитая хрущевка или первый этаж. Однушка дороже шести миллионов, скорее всего, будет в доме с обновленными фасадами или кирпичном.

Есть двушки по цене однушек: самые дешевые варианты — от 5,9 млн рублей. Обычно это квартиры площадью 43—46 м² со смежными комнатами в панельных пятиэтажках. Двушки с раздельными комнатами стоят 6,5—10 млн рублей — зависит от состояния квартиры и близости к метро. Самые дешевые — в девятиэтажках 602-й серии, дорогие — в точках Надежина и относительно новых кирпичных домах.

В домах современной постройки есть просторные двухкомнатные квартиры до 70 м², стоят до 15 млн рублей.

Трешки — от семи миллионов рублей за хрущевки 41 м² и до 15 миллионов за 74 м² в монолитно-кирпичном доме 2004 года.

Двушки в Купчине стоят от 5,5 до 6,5 млн рублей. Источник: spb.cian.ru
Двушки в Купчине стоят от 5,5 до 6,5 млн рублей. Источник: spb.cian.ru
Трешка по цене однушки. Источник: spb.cian.ru
Трешка по цене однушки. Источник: spb.cian.ru

Новое Купчино. В отличие от старого Купчина, здесь почти нет пятиэтажек и мало кирпичных домов, зато почти везде есть тротуары. Основная застройка — более свежие девятиэтажки улучшенных планировок: с более просторными кухнями — от семи до 11 м².

В конце 70-х вдоль четной стороны Бухарестской улицы южнее проспекта Славы начали расти дома 137-й серии — не экспериментальные, а рядовые. Они выглядят непрезентабельно, но планировки квартир соответствуют сегодняшнему комфорт-классу: большие кухни и высокие по сравнению с хрущевками потолки. Однокомнатные квартиры там — от 5,5 млн рублей.

На бюджет 5,5—7 млн рублей можно выбирать из нескольких десятков вариантов. При тех же ценах однушки в новом Купчине в среднем больше по площади — 34—35 м².

Цены на типовые двухкомнатные — от 6,5 млн рублей за 44 м² в 602-й серии до 10 млн рублей в домах 137-й серии. Трехкомнатные — от 7,7 млн рублей в брежневских панельках и до 15 млн рублей в панельных и монолитно-кирпичных домах поновее.

Цены на однушки в ЖК «София» — самом масштабном проекте новой застройки района — около 10 млн рублей. Жильцы дальних от метро корпусов жалуются на неважную звукоизоляцию, сложности с парковками, проблемы с местами в школах и детских садах. Зато в пешей доступности станция метро и шикарные парки с прудами.

Однокомнатная 137⁠-⁠й серии. Источник: spb.cian.ru
Квартиры 137⁠-⁠й серии ценят за высокие потолки и просторные кухни, но по стоимости за квадратный метр они ушли недалеко от брежневок. Источник: spb.cian.ru
Однокомнатную квартиру 38,4 м² с видами на воду в ЖК «София» предлагают за 9,8 млн рублей. Источник: spb.cian.ru
Самые дешевые квартиры в новом Купчине — в девятиэтажках 602⁠-⁠й серии. Источник: spb.cian.ru
Так выглядит дом 137⁠-⁠й серии
Так выглядит дом 137⁠-⁠й серии
ЖК «София» — самый масштабный проект новой застройки в Купчине
ЖК «София» — самый масштабный проект новой застройки в Купчине

Новостройки. Первичного рынка жилья в районе нет. Новое строительство с 2023 года не ведется, и, насколько мне известно, пока не планируется.

Последний корпус ЖК «Новое Купчино» сдали в эксплуатацию во втором квартале 2022 года, и он уже заселен. Источник: spbguru.ru
Последний корпус ЖК «Новое Купчино» сдали в эксплуатацию во втором квартале 2022 года, и он уже заселен. Источник: spbguru.ru

Аренда. В Купчине предложений не очень много. Я хорошо знаю рынок аренды, потому что сам сдаю доставшуюся по наследству двушку. Сначала она была в убитом состоянии и много лет сдавалась в аренду работникам Софийской овощебазы. Теперь я делаю там ремонт с заменой всего: от полов и труб до мебели.

Цены на съемные квартиры такие:

  1. Убитая однушка или двушка с останками мебели — 15 000—18 000 ₽ в месяц, контингент съемщиков соответствующий.
  2. Квартира в состоянии «бабушкин ремонт»: 20 000 ₽ в месяц — однушка, 25 000 ₽ — двушка или трешка.
  3. Однокомнатная или двухкомнатная со свежей меблировкой, качественным ремонтом и бытовой техникой — 30 000—40 000 ₽ в месяц, зависит от качества обстановки.

Куда водить детей

Школы. В Купчине больше сорока школ. Все, кроме двух, построены в советское время. С одной стороны — это сильный педагогический состав, давние традиции и преемственность поколений: дети ходят в ту же школу, что и родители, часто — к тем же педагогам. С другой — старые и требующие ремонта школьные здания.

В моем квартале шесть детских садов и три общеобразовательные школы: одна английская, другая — с углубленным изучением физики, третья — лицей с углубленным изучением химии и биологии. Ни у сына, ни у его «коллег» по детскому саду не было проблем попасть в ближайшую к дому школу. По этой причине частные школы здесь не приживаются.

Я нашел только два частных учебных заведения в нашем районе — мусульманскую Восточную гимназию с оплатой 243 000 ₽ в год и «Эпиграф» — 400 000 ₽ в год. Для сравнения, в соседнем Московском районе частных школ больше десятка.

Это 311⁠-⁠я школа с углубленным изучением физики. Там учился я, а теперь и мой сын
Это 311⁠-⁠я школа с углубленным изучением физики. Там учился я, а теперь и мой сын
Школьное крыльцо прямо напротив нашего подъезда. В моем детстве заборов вокруг школ не было — можно было забежать домой на перемене. Теперь этот путь стал в три раза длиннее
Школьное крыльцо прямо напротив нашего подъезда. В моем детстве заборов вокруг школ не было — можно было забежать домой на перемене. Теперь этот путь стал в три раза длиннее

Детские сады. А вот в ближайший детский сад сын попал со второй попытки: сначала комиссия определила его в садик в дальнем конце Купчина, но порекомендовала сразу же подать заявление на перевод в ближайший к дому, если освободятся места. Ждать пришлось около двух месяцев.

Ситуация с детскими садами в Купчине заметно лучше, чем в соседних районах, поэтому частные садики — не слишком распространенное явление. Они стоят от 27 до 30 тысяч рублей в месяц.

Колледжи и вузы. В районе есть один вуз — Гуманитарный университет профсоюзов со студенческим городком на улице Фучика, а также несколько заведений среднего профессионального образования:

Еще есть учебно-лабораторный корпус Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения (СПбГИКиТ) и учебно-тренировочная база Института противопожарной службы МЧС.

Студенческий городок Гуманитарного университета профсоюзов
Студенческий городок Гуманитарного университета профсоюзов

Творчество и спорт. Неплохо обстоит дело с детским досугом и дополнительным образованием на бюджетной основе. Например, в моем квартале есть Центр творчества и образования Фрунзенского района (ЦТО), который расположен в бывшей общеобразовательной школе. В соседнем квартале — Дворец детского и юношеского творчества — ДДЮТ.

Оба заведения бюджетные и с широким набором секций и кружков: музыкальные, хореографические и театральные студии, робототехника для малышей и веб-дизайн для подростков.

В ЦТО кружки и секции в основном бесплатные, но попасть в них непросто: заявки на учебный год надо подавать летом через Госуслуги. В ДДЮТ много платных программ: шахматы, робототехника для малышей — 2800 ₽ в месяц, комплексные образовательные программы для дошкольников — 8000 ₽ в месяц.

Есть две музыкальные школы — обе предлагают бюджетные и коммерческие программы за 3000—10 000 ₽ в месяц.

Спортивная жизнь представлена десятками секций, которые арендуют спортзалы в торговых центрах. Особо хочу отметить спортшколу Олимпийского резерва «Купчинский Олимп» с 25-метровым бассейном. Стоимость посещения — от 600 ₽, персональное занятие с тренером — до 2000 ₽.

Медицина

Медицинская инфраструктура была сформирована в советское время. Есть два медучреждения федерального значения: филиал МНТК «Микрохирургия глаза» им. Святослава Федорова и НИИ Скорой помощи им. Джанелидзе.

Скорая помощь приезжает в течение 10—15 минут. Практически в каждом укрупненном квартале есть бюджетные поликлиники с полным спектром бесплатных услуг по полисам ОМС. Обычно это типовые советские трехэтажные кирпичные здания.

В детском консультативно-диагностическом центре ведут прием по ОМС по направлениям от участковых педиатров, а также на платной основе: первичный — от 2200 ₽, повторный — от 1200 ₽, зависит от категории специалиста.

В НИИ Скорой помощи два приемных отделения: одно в старом корпусе — для токсикологических, психиатрических и ожоговых пациентов, остальных принимает новый корпус. Источник: emergency.spb.ru
В НИИ Скорой помощи два приемных отделения: одно в старом корпусе — для токсикологических, психиатрических и ожоговых пациентов, остальных принимает новый корпус. Источник: emergency.spb.ru

Рынок труда

Купчино — типичный спальный район: здесь нет ни производств, ни респектабельных офисных центров. Основные вакансии в жилых кварталах обеспечивают предприятия торговли, ЖКХ и сферы услуг.

Больше всего шансов найти работу в своем районе у тружеников автосервиса и тех, кто неравнодушен к гаражной жизни и техническому творчеству. Но подавляющее большинство жителей ездит работать в центр или другие районы.

Основные рабочие места для жителей Купчина — в деловой зоне между улицами Салова и Фучика. Источник: spb.hh.ru
Основные рабочие места для жителей Купчина — в деловой зоне между улицами Салова и Фучика. Источник: spb.hh.ru
В деловой зоне, которая выросла из советского черного рынка автозапчастей, теперь много авторынков, авторазборок, складов запчастей. Есть приличные и недорогие клубные и сетевые автосервисы и тюнинговые ателье
В деловой зоне, которая выросла из советского черного рынка автозапчастей, теперь много авторынков, авторазборок, складов запчастей. Есть приличные и недорогие клубные и сетевые автосервисы и тюнинговые ателье

Супермаркеты и торговые центры

С торговыми площадями все в порядке. Среднеформатные торговые центры у автобусных остановок — это до неузнаваемости перестроенные советские магазины-стекляшки и разросшиеся вокруг них торговые зоны. В Старом Купчине работает ТРК «Рио» на улице Фучика.

Закупаться продуктами на неделю удобнее всего в круглосуточной «Ленте».

Гипермаркет «Лента» на Бухарестской улице. В 2003 году, когда такой формат торговли был в новинку, как⁠-⁠то я пришел туда ночью за покупками, а домой уехал на новом велосипеде
Гипермаркет «Лента» на Бухарестской улице. В 2003 году, когда такой формат торговли был в новинку, как⁠-⁠то я пришел туда ночью за покупками, а домой уехал на новом велосипеде

Тем, кто делает ремонт, удобно покупать материалы и инструменты в «Петровиче» на Софийской. Например, сейчас я делаю ремонт в квартире на Загребском проспекте и раз в несколько дней подъезжаю к круглосуточному пункту выдачи интернет-заказов за очередным мешком сухой строительной смеси, краской и мелочевкой из инструментов. Это удобно и не занимает много времени.

Невская овощебаза на Софийской улице — визитная карточка района. Несмотря на то что она в первую очередь обслуживает оптовиков, розничному покупателю тоже есть чем поживиться.

Коммерческая застройка у метро «Купчино» пережила все стадии градостроительной эволюции. В 90-е там был бескрайний рынок с ларьками, который постепенно теснили разноформатные торговые павильоны.

Перевод торговли в цивилизованное русло был стихийным процессом. Это сказалось на архитектуре комплекса — главная торговая зона Балканского округа напоминает гигантскую колонию экзотических грибов. Практически все павильоны соединены переходами на уровне второго этажа, поэтому здесь легко заблудиться, а поход за покупками порой напоминает увлекательный квест.

Группа торговых комплексов у метро «Купчино»
Группа торговых комплексов у метро «Купчино»

Где вкусно поесть

Шесть лет назад, когда я перестал ходить в офис и перешел на дистанционную работу, хорошо изучил местные кафетерии и кондитерские. Отвел ребенка в детский сад, выпил кофе с булочкой со сливками — и домой к компьютеру.

В «Булочной Ф. Фольчека» на Белградской кофе стоит 70 ₽. Он так себе — соответствует цене, поэтому предпочитаю заваривать дома. Общепит соответствует спальному району: нет ресторанов и классических столовых, где можно съесть полноценный комплексный обед из трех блюд.

Зато почти в каждой торговой зоне есть кафетерии со средним чеком 250 ₽ и больше 20 точек с шавермой — от 350 ₽. Есть очень неплохие заведения, где чисто и вкусно.

Из сетевых ресторанов — четыре «Токио-сити» с японской кухней, средний чек — 700 ₽, четыре «Евразии» с чеком 900 ₽ и три «Додо-пиццы» — 600 ₽.

Из заведений с живой музыкой и банкетным меню я бы отметил кафе «Печора» на Белградской улице и «Чистые пруды» на Димитрова. Оба предлагают кухню с кавказским акцентом и приличный шашлык из баранины. Можно заказать банкет прямо на берегу самого большого купчинского карьера, средний чек — от 1000 ₽.

Парки и зеленые зоны

Яблоневый сад. По вечерам иногда гуляем в Яблоневом саду под окнами. В моем раннем детстве это был совхозный сад, который ликвидировали в 1968 году. О нем напоминают только три трехэтажных кирпичных дома серии 1-528-КНП. После войны таких кормовых садов для животноводческих хозяйств в южных пригородах Ленинграда было много — в Купчине, в Невском и Московском районах.

Теперь здесь красивый и ухоженный парк с прудами, скамейками, освещенными дорожками и детским городком.

На том месте, где сейчас мой дом, располагались обширные угодья совхоза «Ударник». Почти половину квартала занимал Яблоневый сад. От него осталась треть. В северной части выкопали пруды, в южной, в которую перемещали грунт, появились живописные холмы.

Теперь это любимое место отдыха для жителей окрестных домов. Здесь зимой катаются на санках и ватрушках. Есть детский городок, спортплощадка и кольцевая асфальтированная трасса, по которой гоняют на роликах и велосипедах.

Яблоневый сад уплотнили, но благоустроили: разбили дорожки и цветники, высадили крупномеры, сделали освещение
Это моя панелька 606⁠-⁠й серии на Белградской улице с отремонтированными фасадами и окнами на Яблоневый сад
Прямо внутри квартала панелек — аккуратные трехэтажные домики бывшего совхоза
Если наложить современную карту на генплан 1955 года, можно увидеть, что на территории Купчина таких садов было много. Источник: etomesto.ru
Если наложить современную карту на генплан 1955 года, можно увидеть, что на территории Купчина таких садов было много. Источник: etomesto.ru

Купчинский сквер на Белградской улице располагается на том месте, где была деревня Купчино. Центральная аллея, которая ведет через сквер, когда-то была ее главной улицей. Теперь здесь парковая зона с небольшим озерцом, фонарями и дорожками — место печальное и не слишком ухоженное.

Купчинский лес — настоящий народный музей под открытым небом, который создали местные жители. Работает на общественных началах. Тут расположен ДОТ № 204 оборонительного рубежа «Ижора», отголосок военного прошлого. Основная экспозиция хранится на складе, ее привозят только в дни экскурсий.

Купчинский сквер — не очень ухоженная парковая зона с заросшими дорожками
Купчинский сквер — не очень ухоженная парковая зона с заросшими дорожками
ДОТ № 204 оборонительного рубежа «Ижора». Активисты Купчина сделали здесь народный музей, это спасло ландшафт купчинского леса от уплотнительной застройки
ДОТ № 204 оборонительного рубежа «Ижора». Активисты Купчина сделали здесь народный музей, это спасло ландшафт купчинского леса от уплотнительной застройки

Парковая зона у станции метро «Проспект Славы» — это два парка: Парк интернационалистов и Парк героев пожарных. В последнем водные глади карьеров кирпичного завода занимают больше половины площади.

Это самое атмосферное и красивое место в Купчине. Летом здесь можно искупаться и порыбачить, работает парк водных развлечений, сауна. В кафе «Чистые пруды» можно арендовать домик-беседку с видом на воду.

Воднолыжный клуб «Купчино вейк парк». Летом здесь многолюдно, осенью — тишина
Воднолыжный клуб «Купчино вейк парк». Летом здесь многолюдно, осенью — тишина

Кратко о районе Купчино

  1. В Купчине нет новостроек. Купить квартиру можно только на вторичном рынке. Основной жилфонд — квартиры в панельных домах — преимущественно девятиэтажных брежневках.
  2. В районе пять станций метро. Из самого дальнего уголка можно дойти до метро за двадцать минут. Добраться до центра — за 15—30 минут. Ходят автобусы, троллейбусы и трамваи.
  3. В районе хорошо развита социальная инфраструктура. Школы, поликлиники, среднеформатные торговые центры — в шаговой доступности. Очередей на запись нет.
  4. Это зеленый район с благополучной экологической обстановкой. Здесь много парков и водоемов, а уровень преступности низкий.

Похвалите или поругайте район, где живете. И помогите читателям сориентироваться, насколько он удобный

Живете в Купчине? Расскажите про плюсы и минусы:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество