«Привести хрущевку в порядок не проблема»: архитектор о застройке городов и красоте фасадов

«Привести хрущевку в порядок не проблема»: архитектор о застройке городов и красоте фасадов

Как сделать наши города удобными для жизни

42
Аватар автора

Илья Заливухин

архитектор-градостроитель

Аватар автора

Андрей Ненастьев

интересовался подробностями

Страница автора

До конца 1980-х застройка велась по планам, в которых учитывали озеленение и доступность инфраструктуры. C тех пор многое изменилось.

На улицах стало больше автомобилей, а у жителей появились совершенно другие потребности. В большинстве случаев советский жилой фонд устарел и стал проблемой, но новая застройка не решает их и плодит новые. Нередко дома возводятся без единого подхода, девелоперы не занимаются развитием инфраструктуры — в городах становится неудобнее жить.

Мы поговорили с архитектором-градостроителем, разработчиком стратегий развития городов и агломераций Ильей Заливухиным о том, как сделать жилые территории удобнее.

Рассылка Т—Ж о квартирах и домах
Лайфхаки о покупке, ремонте и съеме жилья — в вашей почте раз в две недели. Бесплатно

Почему в старых дворах так много деревьев, а в новых их даже не сажают?

В 60-е годы строительство развивалось вокруг концепции города-сада. Это когда дома окружены зеленью, а в глубине квартала есть вся инфраструктура: школы, детские сады, поликлиники. На этой концепции основывалась идея строительства массового дешевого жилья. Чтобы уменьшить эффект от простоватого вида хрущевок, их решили растворить в зелени. Микрорайонная планировка предполагала создание целых рощ во дворах.

В 90-е началась автомобилизация, и концепция города-сада перестала работать. Дворы заполонили автомобили. Но городские власти и по сей день пытаются совместить несовместимое: при массовой застройке требуют обеспечить по одному машино-месту на каждую квартиру и озеленить дворы. В итоге у застройщика не получается ни то ни другое.

Сейчас деревья в таких дворах часто выше самих хрущевок, и управляющие компании обрезают ветки, чтобы в квартирах было не так темно. Источник: sunhome.ru
Сейчас деревья в таких дворах часто выше самих хрущевок, и управляющие компании обрезают ветки, чтобы в квартирах было не так темно. Источник: sunhome.ru
И даже зимой заметно большое количество деревьев в старых районах
И даже зимой заметно большое количество деревьев в старых районах

Проблема шире: для каждой социально-экономической ситуации должна быть своя пространственная стратегия. Люди покупают машины, потому что иначе не могут выехать из новых районов, где высотные дома понастроили буквально в поле. Если бы социальная и транспортная инфраструктура района была готова, можно было бы заменить парковки зеленью.

Еще озеленение перестало восприниматься как часть инженерной инфраструктуры, сейчас это скорее необязательный бонус. Все забыли, что это целая система управления климатом, которая минимизирует количество пыли, снижает шум, прячет от ветра, поглощает вредные выбросы. В СССР были комплексные стратегии озеленения — даже в маленьких городах.

Это проблема не только властей, застройщиков и архитекторов. В городах много историй, когда общественность борется с вырубкой деревьев — причем часто это старые растения, от которых, наоборот, нужно избавиться. То есть ни у властей, ни у простых людей нет понимания, что такое инженерная экологическая инфраструктура в городе, зачем она нужна и какие задачи решает.

Двор новостройки в Саратове. Зелени нет совсем. Неуютно, хотя дома новые. Источник: тренд-с.рф
Двор новостройки в Саратове. Зелени нет совсем. Неуютно, хотя дома новые. Источник: тренд-с.рф

Как можно привести хрущевки в порядок?

Начну издалека. В 90-х прошла приватизация жилья, которая будет создавать нам проблемы еще очень долгие годы. В Восточной Европе ее не проводили — ни в Чехии, ни в Словакии, ни в Восточной Германии, ни в Венгрии ее не было. Там инвесторы выкупили дома и трансформировали их в арендный фонд, а жители платят за наем. Инвестор содержит дом в порядке: может в любой момент отремонтировать фасад и инженерные системы, починить балконы, убрать или надстроить этаж.

Посмотрите на опыт Восточной Европы: на первых этажах пятиэтажек окна заменили на двери, сделали выходы из квартир в частные садики. Верхние этажи оформляют как элитное жилье с собственным выходом на террасы, а «посередине» дома обычные квартиры.

В нашей стране после приватизации хрущевка на сто квартир — это минимум 100 долей в собственности. С таким количеством владельцев даже решения по текущим вопросам станут проблемой, не говоря уже о капремонте дома. Второй вопрос — деньги. Средств фондов капремонта не хватает, дополнительные взносы люди платить не хотят.

С точки зрения архитектуры привести хрущевку в порядок не проблема. Застройка 60-х годов отличалась от сталинской: тогда был развит декор, который выходил на улицу и формировал ее облик. Идеология сталинской застройки — укрупненные кварталы, застройка шла вдоль улиц. В 1955 Хрущев выпустил указ об устранении излишеств в проектировании и строительстве. На смену старой концепции укрупненной квартальной застройки пришла идея города-сада, о которой я уже говорил выше. Суть микрорайона 60-х — простые дома в окружении деревьев с детским садом и школой в центре.

На основании этой концепции существующие микрорайоны сейчас можно реконструировать. Самое простое — заменить устаревшие коммуникации и утеплить фасады. В большинстве случаев это оптимальное решение. Современные фасады пятиэтажных жилых домов в окружении благоустроенных дворов и деревьев смотрятся отлично.

Также возможно устройство выносных балконов-террас, эксплуатируемых кровель на последних этажах и частных двориков для квартир на первых этажах. В некоторых случаях в мегаполисах, например рядом с метро в Москве, возможно даже увеличение плотности застройки микрорайонов — с ориентацией на подземный общественный транспорт.

У этой хрущевки в Петербурге не так давно покрасили фасад. Примерно так здание и выглядело в советское время
А это хрущевка в эстонском городе Тарту после реконструкции. Всего здесь хотят привести в порядок 42 таких дома и одновременно с этим решить проблемы энергосбережения. Источник: tartu.postimees.ee
Хрущевка в Калининграде после обновления фасада. Местные власти добились, чтобы все балконы выглядели одинаково, и это большой плюс. Источник: vk.com

За что архитекторы так любят разноцветные вентфасады?

Вентфасад — это система из облицовочных материалов, которые крепятся на каркас к стене. Такой фасад не надо красить: его легко собрать из уже окрашенных элементов и можно легко комбинировать цвета. Но на самом деле не все архитекторы любят такой вариант.

Фасадные решения должны быть осмысленными и дополнять общую планировку района. А когда нет качественной инфраструктуры, попытка сделать цветные фасады — это как съесть «Сникерс», чтобы перебить аппетит. Один раз еще ничего, но нельзя же все время питаться батончиками.

За рубежом используют цветные фасады, но, например, в Норвегии это малоэтажные дома до трех этажей — разноцветные домики, которые выглядят органично. Для фасадов у высотной застройки я бы выбрал монохромные решения. Но надо смотреть на типологию конкретного района.

Красить старые дома в яркие цвета можно — но очень дозированно. Это актуально, к примеру, для детского сада, но не для школы и уж точно не для жилого дома.

Новый жилой комплекс в Москве. Такие фасады бросаются в глаза на рекламных проспектах, но в жизни быстро утомляют. Источник: rocketmedia.pro
Новый жилой комплекс в Москве. Такие фасады бросаются в глаза на рекламных проспектах, но в жизни быстро утомляют. Источник: rocketmedia.pro

Население многих городов уменьшается. Для кого строят столько жилья?

Дома строят и продают, поскольку нужно обеспечить загрузкой строительные компании и выдавать ипотечные кредиты. Это противоречит мировой практике, когда 50% жилья арендное — social housing. Социальное жилье от государства делают качественным и разнообразным. За рубежом в том числе есть небольшие бюджетные дома для людей с невысоким доходом. Арендовать такие позволяют тем, кому они необходимы для работы. Лучшие архитекторы сегодня заняты проектированием именно социального жилья.

Нам тоже необходимо качественное социальное жилье под аренду, и оно должно быть связано с инфраструктурой города. Строительному комплексу нужна работа, но в инфраструктурных проектах ее непочатый край. Не обязательно строить коммерческое жилье на продажу: потом оно стоит пустым. Можно возводить спортивные объекты, больницы, инженерную и транспортную инфраструктуру. Строительство инфраструктуры — это наиболее эффективное решение для экономики страны.

Если есть возможность распорядиться 5—6 млн рублей и в городе уже готова инфраструктура нескольких районов, человек скорее купит или построит частный дом. Не нужно возводить многоэтажки в полях и продавать квартиры только потому, что это выгодно строительным компаниям.

Почему школы, садики и больницы строят по остаточному принципу?

Девелопером территории должен быть город, потому что застройщик не может заниматься всей инфраструктурой: у него просто нет на это денег. Не с дольщиков же собирать на детские сады, школы и дороги. В СССР строили социальную, инженерную и транспортную инфраструктуру пропорционально объемам возводимого жилья. Арендные квартиры давали бесплатно. Это принципиально иная модель.

Сегодня застройщику выделяют свободный участок, чтобы строить дома сразу там. Застройщик не будет прокладывать туда линию метро и вести дороги, это должен делать муниципалитет. Но процессы не синхронизированы, да и у города просто нет лишних средств на создание инфраструктуры. Если посмотрите на новые районы наших городов, вы ужаснетесь: там иногда нет даже дорог.

Думаю, проблема в постановке целей и самой модели работы. Людям нужны не квадратные метры и количество выданных ипотек, а комфортные условия для жизни и работы. И если исходить из этого, то стоит ограничить новую застройку и посмотреть на уже существующие городские территории.

Например, большой простор для развития малоэтажного жилья — земли садовых некоммерческих товариществ, СНТ, в городах и вокруг них. Там можно постепенно развивать инфраструктуру: построить детский садик и школу, проложить коммуникации и качественные дороги. Объявить СНТ зоной ИЖС, чтобы люди могли полноценно жить в своем доме в городе и пригороде.

Поля с многоэтажными новостройками — это противоестественно. Жить там неудобно и некомфортно.

Огромные территории прямо внутри городов заняты щитовыми дачными домиками. Раньше это были садоводческие кооперативы, сейчас они называются СНТ. Источник: smartik.ru
Огромные территории прямо внутри городов заняты щитовыми дачными домиками. Раньше это были садоводческие кооперативы, сейчас они называются СНТ. Источник: smartik.ru

Каким в идеале должен быть пригород большого города?

Только малоэтажным. Высотки в пригороде, так называемый многоэтажный пригород, — худшее, что может случиться с частным сектором. Молодые семьи начинают переезжать туда, старые районы еще больше стареют и деградируют. При этом в пригороде нормальной жизни тоже нет: инфраструктура, как правило, отсутствует, по любому поводу придется ездить в центр.

Развитие частного сектора не грозит переселением — в отличие от массовой застройки.

На первый взгляд, в пригороде массовую застройку осуществлять проще, но внутри городов есть огромные территории заброшенных заводов — иногда прямо в центре. Стоит заняться реорганизацией этих территорий. Для этого и был создан механизм комплексного развития территорий, КРТ, когда застройщик на аукционе берет квартал и строит там все, включая часть инфраструктуры.

Но высокая стоимость земли и отсутствие комплексного подхода к анализу и развитию инфраструктуры привели к тому, что строительство продолжают в чистом поле. Сегодня в большинстве случаев под КРТ понимают многоэтажную застройку в пригородах. А это означает отсутствие изменений.

Переделывать пригороды в новые городские районы реально только в растущих городах, таких как Москва, Санкт-Петербург или Краснодар. Но это требует очень серьезной продуманности и комплексных решений в развитии социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры. В такой ситуации ее необходимо продумывать в первую очередь.

Больше материалов о покупке квартир и домов, обустройстве и ремонтах — в нашем телеграм-канале «Свой угол». Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить: @t_nedviga.

Замечаете градостроительные проблемы у себя в городе? Расскажите о них:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество