Часто школу вспоминают как беззаботное время. Но порой детей там ждут не самые приятные вещи — например, жестокость сверстников и безответственное отношение взрослых.
Недавно автор Т—Ж рассказала, как защищает права своих детей в школе. В комментариях мнения читателей о борьбе родителей с недобросовестными учителями и хулиганами разделились: одни считают, что это лишь навредит ребенку, а другие жалеют, что в школьные времена за них никто так не заступался. Изучили мнения сторон и собрали главные аргументы за и против.
Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.
👎 Против: если за ребенка все будут решать родители, он вырастет несамостоятельным
Родители, которые защищают своих детей и не дают их в обиду, — большие молодцы. Но как они приучат детей к самостоятельности? Есть ситуации, в которых родителям не нужно вмешиваться, достаточно помочь ребенку разрулить все самостоятельно.
Мне кажется, что дети во многом перенимают отношение родителей к ситуации. Если последние воспринимают школу исключительно как обязанность и гестапо, с которыми нужно сражаться, то не удивительно, что детям там будет неинтересно.
Жизнь — штука непростая, и школа — ее модель. Дети сталкиваются с разными ситуациями: где-то родители обязаны вмешиваться, а где-то это только во вред.
Не будут же родители с начальником разбираться, который наорет на выросшего ребенка, что ему шрифт не понравился в отчете? Школа отчасти для того и нужна, чтобы проходить подобные ситуации в лайт-формате. Да, неприятно, обидно, когда за добросовестную работу огребаешь, но, увы, жизнь — не розовый пони.
👍 За: ребенку важно понимать, что он не один и его могут защитить
У меня в 90-е чего только не было в школе… Сначала я жаловалась родителям, потом классному руководителю. В итоге всем надоело решать мои проблемы, так что мне пришлось решать их самой, часто неправильно или безрезультатно.
Само наплевательское отношение взрослых к тебе в такие моменты накладывает отпечаток на всю оставшуюся жизнь: если самые близкие наплевали на тебя, то и ты затем наплевательски относишься к себе. Ощущение, что ты никому не нужен, безразличен, — это становится препятствием. Боишься всего — за тебя ведь некому заступиться. Для взрослых проблемы ребенка кажутся мелочью, а для ребенка это вся его жизнь.
Мне сейчас трудно отстаивать права моих детей, конфликт для меня — это самый большой страх из детства. Окружение считает меня стрессоустойчивой, а я просто избегаю конфликтов как могу.
Отстаивают свои права не те, кто обижен, а как раз те, кто знает, как хорошо, когда иначе. Мне очень повезло со школой и учителями, у меня нет никаких плохих воспоминаний об этом времени. И я буду счастлива, если у моего ребенка будет то же самое, даже если придется помочь.
Если за ребенка не будут бороться его родители, он остается один на один с проблемой. Если ребенок один на один с проблемой, он автоматически один на один против всего мира.
👎 Против: родители, которые постоянно вмешиваются в школьную жизнь, могут сделать только хуже
В моем классе в начальной школе была девочка, проблемы которой решала мама. С учителями разбиралась, с одноклассниками, переводила в параллельный класс и так далее. В итоге это только испортило отношение детей к девочке на все годы средней школы, с ней почти не общались: никому не хотелось разбираться со взрослой мамой, если что-то пойдет не так.
Многие говорят, что школа мало может сделать при конфликте учеников. Насколько я знаю, в США школа имеет право отстранить ученика от учебы на определенный срок за повторяющееся плохое поведение. И такой подход кажется адекватным, в том числе с юридической точки зрения. Да, у ученика есть право обучаться, но если его поведение не ущемляет права остальных учащихся, мешая их обучению. Жаль, что наши школы не могут так поступать.
👍 За: без вмешательства взрослых буллинг становится нормой
Большинство моих страхов и комплексов перешли во взрослую жизнь из школы. Конечно, к старшим классам многие вопросы решились, но в средних драки, буллинг, унижения — практически норма для этой страны. Ни за что не пожелаю такого своим детям.
👎 Против: отстаивание прав требует много времени и сил, которые есть не у каждого родителя
Я сама люблю всякие жалобы и претензии понаписывать, считаю, что людей нужно приучать в таком формате корректно взаимодействовать, а не по закуткам тихушничать и возмущаться нарушением своих прав.
Но если вы где-то работаете, на какие-то моменты в школе придется забить: не будет времени и сил, чтобы отстаивать права своих детей. Я вот тоже школу вообще всячески не люблю и максимально дистанцировалась от обучения дочери, участвую только формально и включаюсь, только когда есть какие-то серьезные проблемы. Как представлю, сколько нервов на это нужно затратить, хочется еще больше под одеялко :)
Очень надеюсь, что школа как система и институт будет меняться и приобретать гуманное лицо, а не этот оскал советского наследия.
👍 За: если не вмешиваться, в школе будут постоянно нарушать права детей
Раньше для поступления в первый класс надо было знать алфавит и 10 цифр, теперь надо ходить со своим адвокатом. У нас были постоянные сборы денег нереально активным родительским комитетом, весь состав которого я искренне ненавидела. В первом классе сразу сказала, что денег ни на что не дам, поэтому ненависть была взаимной.
Подарки ребенку начала покупать сама, потому что вручали их, выстраивая детей в шеренгу, и я не хотела, чтобы ребенка обходили. А подарки, выбранные родительским комитетом, наводили ужас и уныние. Помню, как брелок для ключей рассыпался в руках, а шоколадка оказалась в белом налете.
С администрацией один раз был открытый конфликт, когда в классе седьмом кто-то начал приносить вшей, а руководство школы стыдливо молчало. Меня тогда до глубины души поразило, что никто не пошел возмущаться или жаловаться. Не помню, куда я тогда обращалась, по-моему, сразу в мэрию, но школу, к счастью, закрыли на карантин, а потом наняли медсестру, чтобы ходила по классам и осматривала детей.
Окончил школу почти шесть лет назад. Родителям особо некогда было разбираться в моих школьных проблемах, вмешивались они только в исключительные. Впрочем, мать была прокурором и научила разбираться со многими ситуациями. Некоторые все еще четко помнятся.
Во-первых, как и почти везде — поборы. Наш классный руководитель, завуч и замдиректора в одном лице ежемесячно трясла с учеников то 200 ₽, то 500 ₽ пожертвований в фонд школы. Они как бы были добровольными, но классный руководитель часто прибегала к психическому давлению, что переведет неплательщиков в самую убогую школу в районе, для «отсталых», что заправлять классный принтер будет их слюнями и слезами.
Мать объяснила, что оснований для этих поборов нет и ничего мы сдавать не обязаны. Когда классрук переключалась на меня, я спрашивал, что если взносы идут в фонд школы, то почему этот фонд юридически не зарегистрирован, как положено. Обычно этого хватало, чтобы она сменила тему, а когда нет, то говорил, что прокуратура будет рада проверить взятки в фонд, которого по факту нет. Ведь заносы денег учителям в «фонд» без регистрации по закону считаются взяткой. Сначала одноклассники недоумевающе смотрели на мои споры с классным руководителем, потом многие также перестали сдавать деньги.
Во-вторых, школа рисовала оценки для статистики. В какой-то момент я стал замечать, что в электронном дневнике появлялись оценки, которых я не получал, боле того, иногда в дни, когда меня и в школе-то не было. Оценки эти были далеко не всегда положительными. Личные попытки узнать от учителей, за что они, заканчивались ответом: я сам должен знать, за что получал оценку.
Сначала я проигнорировал это, но, когда по одному из предметов средний балл в один день упал с 4,8 до 3,7, вмешаться пришлось матери. Ей учителя и завуч отвечали, что понятия не имеют, так как оценки были выставлены давно. Когда мать сказала, что затребует через департамент образования все отчеты о моих проделанных заданиях и работах на уроках, за которые появились оценки, в тот же вечер из нарисованных оценок пропали все отрицательные. Уже ближе к выпуску одна из учителей призналась, что их заставляли рисовать оценки для определенной планки отчетов по школе.
Допускаю, что все проблемы решались быстро в основном из-за того, что моя мама — прокурор. Но главным было создать прецедент для остальных: пока я и моя мать не стали разбираться, другие попросту не собирались проявлять инициативу. Потом мнение одноклассников и их родителей поменялось, они стали поднимать вопросы на собраниях — как классных, так и родительских.
Не стоит думать, что несправедливая двойка ни на что не влияет. Таким образом учителя-самодуры воспитывают в человеке заниженную самооценку, комплекс жертвы, ощущение выученной беспомощности. Приучают воспринимать мир с точки зрения «кто сильнее и авторитетнее, тот и прав». Жалею, что, когда мой сын был школьником, у меня не было ни времени, ни сил, ни уверенности в себе для борьбы со школьной системой. Российская школа в большинстве случаев — это натурально концлагерь, воспитывающий ощущение бесправности.
👎 Против: бороться со школьной системой бесполезно
Бороться со школьной системой почти бессмысленно. Она, как вся наша страна, просто перемалывает любого человека.
Бессмысленная трата времени. Если произошел единичный конфликт, можно попробовать разобраться с родителями или школой. Но если речь идет уже о системе, значит, надо менять школу.