Многие считают, что у меня скандальный характер. Я не согласна и называю это борьбой за справедливость.

У меня две дочери. За шесть лет учебы в школе у них крали вещи, учителя необоснованно занижали оценки, а агрессивный одноклассник плевал в лицо.

Я много раз писала жалобы в администрацию школы и комитет по образованию, вызывала полицию и инспектора по делам несовершеннолетних, а еще дважды обращалась в прокуратуру. До суда дело пока не доходило, но если понадобится, то пойду и туда. Так я защищаю права своих детей.

Расскажу, в какие ситуации я вмешивалась, куда писала жалобы и как на это реагировало руководство школы.

Какие права есть у детей и родителей в школе

Хотя право на бесплатное школьное образование самое известное, это не единственное, что гарантирует закон школьникам и их родителям. Чтобы было проще отстоять свои права, нужно о них знать. Перечислю основное, чего могут потребовать родители в школе.

Ознакомиться с лицензией, уставом, приказами и положениями школы. Если возникает спорный вопрос, можно попросить руководство школы показать документ, который его регулирует. Я делала так не раз: запрашивала планы уроков, критерии оценки домашних работ по некоторым предметам и документы, подтверждающие квалификацию педагогов.

Узнать, как учат детей. Каждый учитель разрабатывает учебные программы по своему предмету. Родители могут с ними ознакомиться. Я делала такие запросы в администрацию школы, и мне присылали программы на электронную почту — просто и быстро. Еще рабочие программы можно найти на сайте школы, но иногда их забывают обновлять.

Проверять оценки и успеваемость. Если по поводу оценок есть сомнения, можно попросить школу провести повторную аттестацию с независимой комиссией. Я так делала, расскажу об этом дальше в статье.

Не платить за то, что должно быть бесплатным. Родителей часто заставляют сдавать деньги на учебники, ремонт школы или подарки учителям. Но это незаконно: обучение в школе бесплатное, а сдавать на что-то деньги родители могут только добровольно. Это касается в том числе рабочих тетрадей к учебникам: школа должна покупать их за свой счет, но родителям об этом не всегда сообщают.

Наша школа всячески дистанцируется от сборов в родительском чате. А во время собраний классный руководитель предлагает докупить дополнительные учебники только по желанию.

Защищать интересы детей. Несовершеннолетние дети не могут самостоятельно защитить себя. Поэтому писать заявление на обидчиков или разбираться по поводу заниженных оценок должны родители.

Права школьников прописаны в законе «Об образовании», а еще они регулируются Конституцией РФ и Конвенцией о правах ребенка. Прав много, я перечислю основные:

  1. Вместе с родителями выбирать школу, форму обучения и язык.
  2. Учиться по индивидуальному учебному плану, в том числе на дому, если есть медицинские показания к этому.
  3. Свободно выражать свои взгляды и убеждения.
  4. Развивать творческие способности и интересы.
  5. Отказаться от навязанных кружков и факультативов.
  6. Требовать возмещения вреда. Если одноклассник разбил телефон ребенка на перемене, за это тоже отвечает школа.

Самое, на мой взгляд, важное право для ребенка в школе — на уважение человеческого достоинства, охрану жизни и здоровья, защиту от физического и психического насилия, оскорбления личности. Если это право нарушают, то добиться справедливости сложнее всего, потому что границы психологического насилия очень размыты: для одних плевок в лицо — это недопустимо, для других — ничего страшного. У нас был такой случай, о нем я тоже расскажу в статье.

Что делать, если в школе нарушают права ребенка

Из своего опыта я знаю, что родители часто не хотят ввязываться в конфликты, даже если их ребенка обижают одноклассники, а учителя занижают оценки. Я не поддерживаю эту позицию и считаю, что школа может быть очень жестоким местом.

Вот что могут сделать родители, чтобы защитить ребенка:

  1. направить руководству школы обращение с просьбой не просто разобраться в ситуации, но и применить к учителям дисциплинарные взыскания, например объявить выговор;
  2. обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, если в школе она есть;
  3. использовать другие способы защиты прав и законных интересов. Например, обратиться с жалобами в комитет по образованию или прокуратуру, вызвать инспектора по делам несовершеннолетних и при необходимости подключить к решению проблемы школьного психолога.

Я пробовала все эти способы, кроме обращения в комиссию по урегулированию споров. В нашей школе она вроде бы есть — на сайт выложены документы, регулирующие работу комиссии. Но по факту они давно устарели. Например, там числятся учителя, которые уже уволились.

Мои дочери учатся в шестом классе в самой обычной школе в Санкт-Петербурге. Специально мы ее не выбирали — пошли в ту, что ближе к дому. Любви не случилось. Детям не нравится школа, а из-за конфликтов с классным руководителем им даже пришлось перейти в другой класс. У меня тоже есть претензии: учителя пропускают ошибки в работах учеников, требуют, чтобы в конце учебного года родители убирались в классах, а еще покупали принтеры и бумагу.

У нас с детьми хорошие отношения, поэтому они рассказывают мне, как прошел их день, жалуются, если в школе их обижают, и показывают, что пишут в школьных чатах одноклассники.

Часто я предпочитаю не вмешиваться и просто плыву по течению, потому что разборки отнимают много сил и времени. Но бывали ситуации, пропустить которые я не могла. Расскажу о них подробнее.

Ситуация 1

Учителя вели себя непрофессионально

Первая классная руководительница. Когда девочки пошли в первый класс, у нас было несколько стычек с классным руководителем. Ее сын учился в параллельном классе, но на продленку приходил в наш. В такие моменты классная превращалась из педагога в мать и подолгу делала домашние задания только со своим сыном. Другим ученикам она уделяла гораздо меньше времени и внимания.

На праздники мальчик тоже ходил не со своим классом, а с нашим. Это стало так привычно, что однажды классная велела родительскому комитету купить подарок и ему — на деньги, которые родители нашего класса сдавали для своих детей. Все решили, что «это тоже ребенок», и возражать не стали. Мальчик так и ходил к нам весь первый класс.

Еще классная руководительница передразнивала учеников, которые неправильно произносили слова. Например, рассказывала на собрании, как одна из учениц часто просится в «туилет», и требовала, чтобы родители «провели воспитательную работу». Остальные молчали: боялись, что классная начнет обижать и их детей тоже.

В начале первой четверти она отказалась помогать моей дочери искать потерянные вещи, потому что торопилась домой. После окончания учебного года учительница уехала в Москву, и мне частично стали понятны мотивы ее отношения к работе: она не собиралась тут задерживаться. Было неприятно осознавать, что для наших семилетних детей это был важный этап в жизни, а для учителя — только перевалочный пункт.

Вторая классная руководительница. Следующим классным руководителем у нас стала женщина средних лет и старой закалки. Когда кто-то из ребят громко смеялся или бегал, она ставила нарушителя перед классом, отчитывала и говорила, что этот ученик виноват в том, что весь класс не пойдет на прогулку или перемену.

Восьмилетние дети ее боялись. Дочери порой звонили мне в слезах. Однажды я попросила учителя не применять гестаповские методы воспитания в начальной школе и быть помягче. Реакция была резкой: она заявила, что вообще не будет работать с нашим классом. Ситуацию разрулил завуч — предложил мне перевести дочерей в параллельный класс к молодой классной руководительнице. Я согласилась.

Это были первые годы в школе: у меня не было опыта общения с учителями, я не умела отстаивать права своих детей. Но больше всего боялась, что если кому-то пожалуюсь, то учитель начнет хуже относиться к моим дочерям. Сейчас, спустя годы, я понимаю, что учителя начальной школы активно этим пользуются. А еще тем, что маленькие дети не могут постоять за себя, а значит, их легко обидеть.

Будь у меня второй шанс, я бы действовала решительнее. Обязательно сделала бы первой учительнице замечание — и про передразнивание, и про постоянное присутствие ее ребенка в нашем классе. Возможно, даже не согласилась бы переводить своих детей в другой класс. А еще в письменной форме сообщила бы завучу, что учительница вымогает подарки для своего ребенка и ведет себя непрофессионально по отношению к детям.

Скорее всего, никто из родителей меня бы не поддержал. Но, по крайней мере, я была бы уверена, что поступила правильно.

Ситуация 2

У ребенка в школе пропадали вещи

В первом классе у дочерей в гардеробе были индивидуальные шкафчики, которые закрывались на ключ. Замки были хлипкими, к тому же дети часто забывали их закрывать. Поэтому неудивительно, что однажды у дочери пропали личные вещи: рейтузы, папка для рисования и что-то по мелочи.

Подобные шкафчики были у дочерей в начальной школе. Источник: evorastroi.ru
Подобные шкафчики были у дочерей в начальной школе. Источник: evorastroi.ru

Я попросила классного руководителя поискать все это вместе с ребенком, но она отказалась, потому что ее рабочий день заканчивался. Тогда я написала в полицию заявление о краже. Через несколько часов вещи нашлись. Завуч сказала, что шутники закинули их за шкафчик, а я поступила неадекватно и полицию вызывать не стоило. Потом приходил участковый и брал объяснения у меня и сотрудников школы. После этого меня впервые вызвали к завучу.

На таких встречах администрация школы, как правило, занимает оборонительную позицию: виноват или ребенок, или родители, которые плохо его воспитывают. Со мной разговаривали два завуча и представительница администрации школы. Суть беседы сводилась к тому, что надо быть терпеливее, детей много и учительница не успевает за всеми смотреть.

Со своей стороны я пыталась объяснить, что администрации придется со мной считаться: я не собираюсь менять школу и буду защищать своих детей. В итоге завучи дали мне свои мобильные телефоны для оперативного решения будущих проблем, и мы разошлись.

Второй раз школьная пропажа была крупнее — исчез телефон. В четвертом классе дочь дала его поиграть однокласснице и забыла забрать, когда уходила домой. Та просто оставила его на столе перед вахтой — там часто лежат потерянные вещи типа варежек.

Так как стол стоит даже не внутри школы, а между входными дверями, я решила, что искать телефон бессмысленно — скорее всего, кто-то его уже унес. Но на всякий случай попросила классную руководительницу поспрашивать у детей, вдруг кто-то видел.

Классная вместе с завучем просмотрели записи с видеокамер, и через неделю телефон нам вернули. Правда, отказались рассказывать, у кого он был все это время. Смартфон был целым и рабочим. Из него даже не вынули сим-карту, которую я сразу заблокировала.

Еще у детей в классе воровали карманные деньги, ручки, карандаши и даже еду из портфелей. Родители обсуждали это в общем чате, но дальше разговоров дело не шло.

Ситуация 3

Детям необоснованно занижали оценки

Я считаю, что оценивать можно только точные предметы, например математику. Если мои дети получают тройку по истории или биологии, чаще всего я думаю, что они что-то недоучили или не до конца сделали домашнее задание. Как можно оценивать ИЗО, музыку или технологию, не понимаю совсем. Поэтому оба моих обращения по поводу оценок были связаны с технологией — в мое время этот предмет называли «труд».

Учительница дала задание оформить тетрадь. Она не уточнила, что нужно применять разноцветные лоскутки и пуговицы: в электронном дневнике было указано просто «оформить первую страницу тетради» без дополнительных требований. Поэтому мои дочери сделали это в соответствии со своими представлениями о красоте.

В тот период дочкам нравились покемоны, поэтому тетрадь украшена соответствующе
В тот период дочкам нравились покемоны, поэтому тетрадь украшена соответствующе

В результате обе получили двойки. Это был пятый класс, начало сентября — желание учиться еще на максимуме. Дочери очень расстроились и не могли понять, почему учительница не оценила их красивые тетради, над которыми они трудились целый час. Были и другие девочки, которые оформили тетради на свой вкус, — им тоже поставили двойки.

Я решила уточнить критерии оценки этого домашнего задания и через электронную приемную на сайте школы обратилась к школьному руководству. Меня интересовало, на каком основании учитель ставит двойки за творчество и фантазию детей.

Я была очень зла, но старалась сохранять спокойный тон письма
Я была очень зла, но старалась сохранять спокойный тон письма

Результат был уже через несколько дней: двойки из электронного дневника пропали, а по телефону завуч объяснила мне, что так учитель настраивает детей на серьезное отношение к предмету. Комиссию не собирали, а письменные критерии оценки по творческим предметам и планы уроков мне предложили изучить в школе, в кабинете технологии. Для меня было важно, что вопрос с оценками решился, поэтому в школу я в итоге не пошла.

Никто не стал относиться к моим детям хуже из-за того, что я решила разобраться с заниженными оценками. Скорее наоборот, учительница стала более внимательной и перестала ставить оценки в воспитательно-поучительных целях.

Из-за оценок я спорила еще не раз. Например, в шестом классе у дочери снова возникли проблемы с технологией — я была не согласна с двумя оценками. По моему запросу ей продлили аттестацию за вторую четверть на две недели — школа может так сделать.

Сейчас я общаюсь со школой только официально и требую от них письменного ответа на все обращения. Администрация тоже научилась работать со мной — их ответы стали четкими, быстрыми и по делу
Сейчас я общаюсь со школой только официально и требую от них письменного ответа на все обращения. Администрация тоже научилась работать со мной — их ответы стали четкими, быстрыми и по делу
Ситуация 4

Школа нарушала права ребенка

В шестом классе я попросила классного руководителя пересадить одну из моих дочерей: сосед по парте показывал ей порнографические ролики и обзывал. Она обещала все решить. Но мест не хватало, поэтому дочь кочевала по классу и занимала места болеющих.

Спустя время я вновь пришла к учительнице. Тогда классная добавила третью парту в первом ряду, перегородив ею проход. По нормативам так делать нельзя.

В третий раз я обратилась уже к завучу и попросила проверить рассадку в классе. После этого третью парту убрали, за дочерью закрепили нормальное место, а список рассадки детей повесили около доски.

Это не наш класс, но похожий: кабинеты в старшей школе стандартны
Это не наш класс, но похожий: кабинеты в старшей школе стандартны

Но спустя некоторое время одноклассница принесла справку, в которой говорилось, что по медицинским показаниям ей нужно сидеть именно на месте моей дочери. Классная опять начала пересаживать Ксению с места на место. Тогда я обратилась в школу через электронную приемную на сайте. На этот раз потребовала официального ответа.

Ответ пришел через две недели — у дочери снова появилось свое место. Казалось бы, вопрос простой, но решать его пришлось официально в течение полутора месяцев.

Я все еще учусь писать жалобы без эмоций. В этом обращении я еще попросила заменить испорченную мебель — на это, кстати, тоже отреагировали
Я все еще учусь писать жалобы без эмоций. В этом обращении я еще попросила заменить испорченную мебель — на это, кстати, тоже отреагировали
Это официальный ответ на мое обращение. Наша школа любит делать из жертвы нарушителя, поэтому дочь попутно обвинили в том, что она пересаживалась сама
Это официальный ответ на мое обращение. Наша школа любит делать из жертвы нарушителя, поэтому дочь попутно обвинили в том, что она пересаживалась сама
Ситуация 5

Дети подвергались буллингу

Буллинг, или травля, может проявляться физически, когда ребенка бьют, толкают, портят вещи. Или психологически, когда обзывают или унижают. Сейчас подростки рисуют всякие фотожабы, снимают видео и рассылают все это в общие чаты.

Школа не любит признавать буллинг, чаще всего такие ситуации будут называть конфликтными и обвинять не только зачинщиков, но и жертву. Иногда дети не признаются в том, что их обижают в школе, потому что не хотят, чтобы их считали предателями и обижали еще больше.

Мои самые длительные и тяжелые разборки со школой случились из-за агрессивного поведения одноклассника дочерей. Он был крупным мальчиком, сильно матерился, толкался, ломал чужие вещи, хамил классному руководителю, бил других детей — в общем, вел себя отвратительно. Периодически родители в чате поднимали тему его поведения, но дальше разговоров дело не заходило.

Однажды этот мальчик начал терроризировать моих дочерей: сначала он поджидал их около школы и закидывал снегом, потом начал толкать и бить ногами, а закончилось все плевками в лицо. Причем плевал в лицо он не только моим дочерям, но и другим девочкам. Однако никто из родителей, кроме меня, не придал этому особого значения.

По моему опыту мамы и папы боятся письменно оформлять какие бы то ни было претензии и не готовы вмешиваться, даже если на словах поддерживают общую жалобу.

Входных дверей в нашу школу несколько, а вот выход только один. Поэтому если после уроков ребенка поджидает одноклассник, намеревающийся закидать снежками, то миновать угрозу не получится
Входных дверей в нашу школу несколько, а вот выход только один. Поэтому если после уроков ребенка поджидает одноклассник, намеревающийся закидать снежками, то миновать угрозу не получится
О том, что атмосфера в классе была не слишком здоровой, говорит даже классный чат дочерей
О том, что атмосфера в классе была не слишком здоровой, говорит даже классный чат дочерей

Сначала я пыталась обсудить поведение мальчика с его мамой по телефону, но та ответила, что не видит проблемы. После этого я письменно обратилась в администрацию школы. Меня вызывали на беседу с завучем, социальным педагогом и папой мальчика. Школа даже создала независимую комиссию для расследования нашего случая. В итоге нарушителя, а заодно и моих детей поставили на внутришкольный контроль, а с классом начал работать школьный психолог.

Так я узнала, что на внутришкольный контроль ставят не только неблагополучных детей. Школа самостоятельно определяет правила такого контроля и прописывает их в положении. Насколько я понимаю, при дальнейших разборках это характеризовало бы моих детей как задир и нарушителей, но если дети ведут себя адекватно и семья благополучная, то постановка на внутришкольный учет ни на что не влияет. Хотя, конечно, звучит обидно, особенно если дети выступают в роли пострадавших.

Руководство школы очень хотело, чтобы я прекратила эти разборки, поэтому всячески пыталось на меня повлиять, в том числе путем постановки дочерей на контроль. На моих детей тоже давили: их вызывали в кабинет завуча и обвиняли в сквернословии, пока я не запретила делать это без моего присутствия.

После второго плевка дочерям в лицо я поняла, что школа не может или не хочет решить этот вопрос. Тогда обратилась в отделение полиции, а также написала жалобы на бездействие школы в комитет по образованию и прокуратуру. Еще вызвала инспектора по делам несовершеннолетних: он может поставить ребенка на учет и регулярно проверять его поведение. В нашем случае я не ждала особой помощи — скорее хотела, чтобы хулигана, его родителей и заодно школу просто припугнули.

Администрация школы обязана вызвать инспектора по первому требованию родителей, но, как правило, не спешит это делать. В нашем случае завуч убеждала меня, что дело не стоит внимания инспектора, мол, «это же не наркотики».

Мне не хотелось тратить время, поэтому я сама вызвала инспектора через электронную приемную на сайте полиции. Кратко описала ситуацию и потребовала, чтобы инспектор пришел в школу. Мне ничего не ответили, но со школой связались и назначили время встречи.

Во второй докладной записке я по пунктам перечисляю, что уже сделала для решения вопроса, — это добавляет моему обращению вес
Во второй докладной записке я по пунктам перечисляю, что уже сделала для решения вопроса, — это добавляет моему обращению вес

Все разговоры — личные и телефонные — я записывала на диктофон. Докладные оформляла входящими номерами, чтобы заставить школу шевелиться и отвечать. Когда у обращения есть входящий номер, администрация школы не сможет его «потерять» — она будет обязана ответить в течение 30 дней. Если номера нет, всегда можно сказать, что и обращения не было.

В какой-то момент я предложила социальному педагогу водить агрессивного ученика за руку и постоянно корректировать его поведение. Но администрация школы сказала, что это невозможно: социальный педагог один, а учеников в начальной школе 800. Мама неуправляемого ученика несколько раз присутствовала в школе на уроках. Но результаты были кратковременными: мальчик пару дней вел себя нормально, а потом все начиналось сначала.

Родители одноклассников меня не поддерживали. Большинство считало, что в плевках в лицо нет ничего особенного, поэтому никто не вмешивался. Меня даже осуждали за то, что из-за моих жалоб наказали нашего классного руководителя — ей объявили выговор.

Все решилось само собой: школы перешли на дистанционное обучение. А после четвертого класса мальчика перевели в другую школу. После того как он проучился с моими дочками 2,5 года, я наконец вздохнула с облегчением. Сейчас дети в классе живут достаточно мирно.

Оценивая эту ситуацию сегодня, я понимаю, что у школы мало возможностей решить такую проблему. Без согласия родителей перевести ученика в другую школу или класс невозможно. Даже беседа с инспектором — суровой женщиной в форме — никак не пугает современных детей.

Позже директор сетовала, что не может ощутимо влиять и на работу учителей. Она вправе объявить выговор или отправить на курсы повышения квалификации. Санкции посерьезнее, например лишить премии или уменьшить зарплату, директору недоступны.

Что делать родителям, если ребенка буллят в школе: советы психолога

Аватар автора

Никита Карпов

клинический психолог

Буллинг негативно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка и его самооценке, повышает риск депрессивных и тревожных расстройств, может отрицательно отразиться на успеваемости.

Если ребенка буллят в младшей школе, то родителям всегда надо действовать: идти к учителю, директору, администрации, в следственный комитет и так далее. В крайнем случае менять школу. В подавляющем большинстве случаев младшеклассник сам с травлей не справится.

С ребенком подросткового возраста нужно действовать аккуратнее — важно согласовать действия с ним, чтобы не испортить отношения. Подросток уже имеет право сам принимать решения, у него есть собственные мотивы и желания.

Например, может быть так, что одни ребята буллят, но в этом же классе учится кто-то, в кого подросток влюблен, и он не хочет в другую школу даже под страхом смерти. В таких случаях для отношений с ребенком может быть опасно устраивать разборки и забирать его из школы. Надо искать варианты, как поддержать его и помочь.

Во-первых, надо поддержать подростка эмоционально: выслушать, пожалеть, разделить с ним его чувства и переживания. Также обсудить с ним ситуацию, поискать варианты, что он может сделать, как себе помочь. Возможно, найти тренинг по уверенному поведению или посмотреть вместе фильм про буллинг. Например, недавно вышел «Я встретил тех, кто меня травил».

В любом случае родителям важно обозначить, что они готовы помочь и включиться в ситуацию по полной программе, а также убедиться, что подросток попросит помощи, когда она понадобится. Возможно, стоит вместе с ним обсудить критерии, когда родителям уже точно пора подключаться.

Хотя, конечно, многое зависит от стадии буллинга. Так, если ребенок уже в депрессивно-тревожном состоянии, ему нужна более активная помощь. Подростка нужно изъять из ситуации, дойти с ним до психотерапевта или психиатра, чтобы помочь справиться с этим состоянием. Потом, когда ребенок будет в порядке, стоит обсудить с ним, что он хочет делать дальше: бороться, если у него есть ресурс, или просто сменить школу и забыть как страшный сон.

Ситуация 6

Учителя пренебрежительно относились к обучению ребенка с инвалидностью

По состоянию здоровья одна из моих дочерей учится дома. У нее есть инвалидность, и по закону школа должна организовать надомное обучение: утвердить индивидуальный учебный план и поручить учителям дистанционно заниматься с ней один на один.

Отменить уроки нельзя — можно только перенести. Согласно нормативным документам если учитель заболел, то в течение трех дней ему обязаны найти замену.

Так выглядит индивидуальный учебный план дочери на текущий учебный год
Так выглядит индивидуальный учебный план дочери на текущий учебный год
Это полный перечень нормативных документов, которые регулируют обучение дома
Это полный перечень нормативных документов, которые регулируют обучение дома

Подозреваю, что у нашей школы на надомном обучении всего один ребенок — мой. Поэтому учителя не могли грамотно встроить уроки Алины в свой рабочий график: в первой четверти они постоянно опаздывали, переносили занятия, часть уроков не проводили вовсе.

Какое-то время я пыталась мирно решить этот вопрос через классного руководителя и завуча. Но ситуация не менялась. Последней каплей стала тройка по технологии, которую учительница поставила Алине за плохо переписанное задание из тетради сестры. За полгода учительница ни разу не разговаривала с Алиной, ничему ее не обучала, не обсуждала домашние задания. И в итоге поставила «удовлетворительно» за чертежи выкроек и шитье на машинке, которое дочь осваивала самостоятельно. С такой несправедливостью я смириться не смогла.

Я написала жалобу о нарушении прав на образование ребенка с инвалидностью в школу, прокуратуру и комитет по образованию. Это очень серьезное обвинение — за ложные жалобы родителя могут даже привлечь к административной ответственности. Поэтому меня вызвали лично и в прокуратуру, и в комитет. Я представила доказательства своих слов: скрины опозданий, переписку, свои просьбы, оценки в тетради.

В переписке учительница пыталась переложить на мои плечи проблему с поиском удобного времени для проведения урока. Но к тому моменту я уже научилась правильно отвечать
В переписке учительница пыталась переложить на мои плечи проблему с поиском удобного времени для проведения урока. Но к тому моменту я уже научилась правильно отвечать

Школа отреагировала оперативно. Все занятия Алины, вплоть до физкультуры, ИЗО и музыки, сейчас проводятся в срок, никто не опаздывает, электронный дневник учителя заполняют хорошо. Именно этого я и добивалась.

Но, насколько я знаю, прокуратура еще не закрыла наше дело окончательно, да и комитет по образованию до сих пор разбирается.

Это первый лист из ответа прокуратуры. Надзорники посчитали мою жалобу обоснованной, нашли нарушения и заставили администрацию района решать этот вопрос
Это первый лист из ответа прокуратуры. Надзорники посчитали мою жалобу обоснованной, нашли нарушения и заставили администрацию района решать этот вопрос

Кому и в каком порядке жаловаться

Благодаря пережитому у меня накопился большой опыт общения с руководством школы: я знаю, чего требовать, как это делать и в какие вышестоящие инстанции идти, если проблема не решается. Поделюсь своим алгоритмом действий.

По закону жалобу можно направить хоть сразу президенту. Обращение там зарегистрируют, но все равно перенаправят для рассмотрения в самый низ бюрократической иерархии. Поэтому в решении вопросов со школой я придерживаюсь следующего порядка.

Первая ступень — классный руководитель. Он общается с детьми, родителями и руководством школы и на деле может многое. Например, привлечь школьного психолога и пообщаться с родителями, если причина обращения — агрессивное поведение ученика, собрать конфликтную комиссию.

Вторая ступень — администрация школы. Она возьмется за дело, если учитель не смог не захотел помочь. Обычно от лица школы выступает завуч.

Ситуацию должны взять на контроль и предложить способы решения конфликта. Если предложенное не устраивает, нужно настаивать на своих вариантах развития событий.

На этом этапе можно предупредить завуча и классного руководителя, что если ничего не изменится, то вы готовы идти дальше. Школа очень не любит внимание со стороны вышестоящих органов, поэтому есть шанс, что решение проблемы начнут искать активнее.

Третья ступень — надзорные ведомства: комитет по образованию, полиция, прокуратура — в зависимости от ситуации. Например, если речь о пропавшей вещи, нужно писать заявление в полицию, а если ребенку занижают оценки — в комитет по образованию. Можно писать сразу в два ведомства. Когда права на обучение моего ребенка с инвалидностью нарушили, я писала и в комитет по образованию, и в прокуратуру.

Надзорные ведомства могут вызвать вас и попросить разъяснить ситуацию. Нужно быть готовым подтвердить свои слова доказательствами: документами, скринами переписок, записями разговоров. Остановить или замять обращение на этом этапе не получится.

Я сознательно не включила в этот список родителей одноклассников. По моему опыту, даже если причина конфликта в конкретном ребенке, общаться с его мамой и папой бессмысленно. Скорее всего, разговор будет на повышенных тонах и ни к чему не приведет. Отчитывать чужих детей нельзя. Правильнее воздействовать на нарушителя через учителей и надзорников.

Как правильно написать жалобу

Установленных правил и форм для написания нет. Но есть ряд рекомендаций, которых стоит придерживаться. Вот что нужно указать в жалобе:

  1. Наименование учреждения, в которое подаем жалобу, его адрес. Здесь же — данные отправителя: ФИО, контактный телефон, электронную почту и фактический адрес проживания.
  2. Причину обращения — ее нужно описывать без эмоций и по делу. В своих первых жалобах я часто отступала от этого правила: использовала много восклицательных и вопросительных знаков, пыталась взывать к совести и здравому смыслу. Постепенно поняла, что со школой это не пройдет: там работают закаленные люди, которые равнодушны к чужим чувствам.
  3. Ссылки на законодательство. Они необязательны, но от этого жалоба станет более убедительной. Скажу честно, я их не добавляла — на результат или скорость ответа это не влияло. Родители не обязаны знать все нормативные акты, по которым работает школа. Более того, в ответе администрация школы сама должна перечислить нужные документы. Еще можно указать перечень инстанций, в которые уже пришлось обращаться ранее, — тоже для веса.
  4. Результат, которого хотите добиться. Можно добавить свои предложения. Например, привлечь к решению проблемы школьного психолога или инспектора по делам несовершеннолетних, если речь о плохом поведении ученика.
  5. Доказательства, если они есть: скрины переписок, копии прежних обращений.
  6. Дату и, если речь идет о письменной жалобе, подпись.
Пример жалобы, в которой учтены рекомендации: ситуация объяснена, ссылка на законодательство добавлена, требования четкие, тон письма сдержанно-официальный
Пример жалобы, в которой учтены рекомендации: ситуация объяснена, ссылка на законодательство добавлена, требования четкие, тон письма сдержанно-официальный

После этого нужно передать жалобу лично или через интернет. Почту в расчет уже не беру: это долго и бумаги могут потеряться.

На сайте нашей школы есть электронная приемная — через нее я обычно отправляю жалобы и обращения руководству школы. Это удобно: мгновенно приходит подтверждение и можно не переживать, что обращение затерялось или угодило в спам. В регионах на сайтах школ электронная приемная есть не всегда — в этом случае обращение можно направить на школьную электронную почту.

У руководства есть 30 дней, чтобы дать официальный ответ. Если этого не произошло, можно смело жаловаться в комитет по образованию. Меня школа ни разу не игнорировала. Зачастую отвечали гораздо раньше — в течение двух недель.

С жалобами в надзорные органы все то же самое: есть возможность подать обращения дистанционно — через электронную приемную на их официальных сайтах или отправить на электронную почту.

За годы общения с администрацией школы я усвоила одно главное правило: все серьезные вопросы нужно решать только письменно. Тратить время на разговоры — вживую и по телефону — зачастую бессмысленно. С бумагами надежнее. Если проблема повторится или решение не устроит, то на руках останется подтверждение того, что вы пытались что-то сделать. Это придает вес, когда приходится обращаться уже в вышестоящие инстанции.

Официального ответа или отказа тоже лучше требовать на бумаге. Руководство школ любит связываться с родителями по телефону и попытается решить вопрос устно, но я советую попросить письменного ответа. В нем должно быть указано, что именно учитель и руководство школы сделали для решения вашего вопроса. Отказать в письменном ответе школа не имеет права.

Как ко мне относятся другие родители и учителя

Репутация в родительском чате и администрации школы у меня не очень. То, что я называю борьбой за справедливость, многие считают скандальным характером. Меня это уже не задевает.

Раньше я очень эмоционально реагировала, когда детей обижали, — мне хотелось разнести школу. Сейчас дочери стали старше, а я — спокойнее и расчетливее. У меня есть мобильные телефоны завуча и директора, сегодня они готовы помочь мне с любыми вопросами. Но в школьной жизни я все равно участвую минимально — сдаю деньги на нужды класса, и на этом все.

Для меня гораздо важнее другое: дочери знают, что я всегда буду их защищать. А еще, что чужие родители не могут их отчитывать. И что школа — это не концлагерь и никто там не имеет права их обижать.

Я защищаю права своих детей, но при этом слежу, чтобы и их поведение не провоцировало конфликты. У нас есть правила: в школе нельзя никого бить, обзывать, портить чужие вещи и хамить учителям. Когда дочери рассказывают мне о плохом поведении одноклассников, я часто акцентирую на этом внимание и спрашиваю: «Надеюсь, вы этого не делали?» Например, не смеялись во время фильма о снятии блокады Ленинграда и не топтали чужие куртки в гардеробе. Я хочу, чтобы мои дочери уважительно относились к тем, кто их окружает, и выросли порядочными и справедливыми.

Да, школа не любит таких родителей, как я. Но в редкие моменты просветления ее руководство понимает: мои требования помогают им навести порядок и лучше организовать учебный процесс.

Памятка для родителей школьников

  1. У школьников и их родителей есть не только обязанности, но и права. Они прописаны в федеральном законе «Об образовании», Конституции РФ, Конвенции о правах ребенка.
  2. Если права ребенка нарушаются, то родители имеют право защищать их: обращаться с жалобами в комитет по образованию или прокуратуру, вызывать инспектора по делам несовершеннолетних, подключать к решению проблемы школьного психолога. При необходимости идти в полицию, прокуратуру, суд.
  3. Не нужно прыгать через головы и сразу писать жалобу в высшую инстанцию. Правильнее попробовать решить вопрос с классным руководителем. Если результата нет, выходить на администрацию школы. Комитет по образованию, полиция, прокуратура — уже третья ступень.
  4. Эмоции и куча вопросительных и восклицательных знаков в жалобе — это лишнее. Нужно придерживаться официального стиля, четко формулировать, на что жалуетесь и какого результат ждете, — так быстрее получится что-то изменить.
  5. Чтобы отправить жалобу директору, необязательно идти в школу. Это можно сделать через электронную приемную на сайте школы или написать на школьную электронную почту.
  6. Все серьезные вопросы нужно решать письменно. Также требовать от школы официального письменного ответа или отказа: если проблема повторится или решение не устроит, на руках хотя бы будет подтверждение, что вы обращаетесь с жалобой не в первый раз.
  7. За ложные жалобы могут привлечь к административной ответственности. Поэтому если обращаетесь в полицию или прокуратуру, то лучше иметь при себе доказательства своих слов: скрины переписок, копии обращений, записи телефонных разговоров.
  8. Не нужно бояться, что после того, как вы напишете жалобу, к ребенку начнут придираться, занижать оценки и вообще не дадут спокойно учиться. Обычно все происходит с точностью до наоборот: учителя становятся внимательнее и стараются, чтобы проблема больше не повторилась.
  9. Защищать права своего ребенка сложно, это делают очень немногие: требуется много времени и сил. А еще есть риск прослыть скандальной мамочкой. Тут нужно решить, что для вас важнее: ребенок или репутация.
  10. Школа может быть очень жестоким и неприятным местом, поэтому обязанность родителя — всегда поддерживать и защищать своего ребенка.

Обложка — fizkes / iStock
Юлия Семенюк
Расскажите, как вы решаете школьные конфликты:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0
Ирина Шипилова

Автор, вы, без шуток, молодец! Хотя, версию противной стороны тоже интересно было бы заслушать.

---
Вы как-то очень избирательно зацензурировали документы. При сопоставлении, можно вычислить большинство имен.

79
Юлия Семенюк
Автор статьи

16.03.22, 17:05

Отредактировано

Ирина, каждая сторона утверждает, что права. Чаще всего в школьных конфликтах не выясняют, кто прав или виноват, цели обычно другие. Вы, наверное, не поверите, но я не люблю ругаться и хотела бы поменьше общаться со школой :-)))

21
Ольга

Юлия, а как быть когда заставляют сдавать на тпо??? И родители на это закрывают глаза и сдают

0
Юлия Семенюк

Ольга, я понимаю, почему так происходит. Родители не хотят тратить время и покупать пособия, не хотят разбираться в том, что школа должна предоставлять, а что - не должна. А еще не хотят, чтобы у их детей чего-то не было. Еще, наверное, не хотят показаться жадными.

Честно - я тоже сдавала. Мне было очень важно, чтобы дети не оказались единственными, у кого нет каких-то пособий или тетрадей.

Моя мама (ей в этом году 65 будет) до сих пор вспоминает, как ей родители не давали 20 копеек на занятия по ритмике, и она была единственная, кто сидел в сторонке.

6
Ольга

Юлия, мы решили с подружкой сложится напополам и часть отксерить

3
0
BookwormA

Т.к. у меня нет детей школьного возраста, судить или комментировать не буду.
Но вами, автор, я впечатлена! Даже не знала, что так можно. Кем вы работаете?)

47
Юлия Семенюк

Анастасия, фриланс. Когда в офисе была руководила продажами :-) суровый дух во мне воспитала школа и больница. Только тут я поняла, что если не защищать свои интересы, ничего хорошего не будет.

45
Парампампам

Юлия, тысяча +

2
Юлия Семенюк

Александра, нет уроков по 10 минут в неделю, их группируют и проводят обычные уроки по 45 минут. Например, труд проводят раз в 4 недели. А вот что можно успеть за урок зависит только от учителя. Хочет или не хочет учитель работать с надомниками - это его обязанность, а не свободный выбор. Те, кто хотят свободного выбора, не работают в школе. Уборщица не может выбрать, мыть ей пол или нет. Точно так же она не может перестать мыть пол после дождя или когда на улице слякоть.

Конечно, я тоже нарушаю правила. Но если я буду нарушать правила на работе, работодатель не будет со мной сотрудничать. Почему в школе должно быть иначе?

Жить - штука очень непростая, поэтому детей надо беречь и не погружать в застенки гестапо с 7-летнего возраста.

36
Юлия Семенюк

Prue, я понимаю Вашу позицию, и она совпадает с позицией 90% родителей в нашем классе. В принципе плевки в лицо тоже можно не замечать - ну а чё тут такого. Родители мальчика примерно так и сказали "вах-вах, ужас-ужас, да он просто шутил и не попал, да и не в вашу дочь целился, а в другого ребенка". На мой взгляд - все это несправедливость, унижение ребенка в школе, и с этим надо бороться, потому что нынешние "впечатлительные" дети ненавидят школу. А родители чаще всего не успевают задуматься об этом. А детям я объясняю другое - что нельзя оценивать, как ты нарисовал картину, потому что живопись очень разнообразна. И если кому-то не нравится кубизм, кому-то другому он нравится. Нельзя не пускать в туалет на уроке, потому что это может быть связано со здоровьем, а не с желанием сбежать. Ну и так далее..

35
Юлия Семенюк

Александра, нет, не пойду. Взрослый ребенок самостоятельно решит, нужна ли ей работа, где начальник на нее кричит из-за шрифта. Но если взрослый ребенок придет и спросит мое мнение, я посоветую искать другую работу. И да, я поддержу ребенка материально.

Не надо быть терпилой, и тогда жить будет вполне комфортной.

Я думаю, что и начальников таких было бы меньше, если бы были несогласные.

35
0
Системный инженер

Юлия, вы молодец, не даёте детей в обиду. Хотя кажется, в некоторых случаях проще не заморачиваться - ещё из-за двойки по труду разбираться... Проще сказать ребёнку - да пофиг, ничего страшного, странная учительница. С другой стороны, может взыграть принципиальность - за что двойка, если требований не было, что за несправедливость?
Родители, для которых плевки в лицо их детям - "а что такого" - это, конечно, даааа....

35
Юлия Семенюк

Системный, согласна с Вами - быть принципиальной во всем очень трудозатратно и неэффективно. Сейчас дети повзрослели, они реагируют не так бурно, и мне проще не вмешиваться. А раньше, когда они очень переживали и плакали, я прям не могла стоять в стороне. Тут еще вопрос свободного времени - я прям понимаю, что если работала бы в офисе, забила бы на многое, а может и вообще не знала бы о каких-то вещах.

18
Юлия Семенюк

Ольга, нет, не любят и никогда не любили. Им там неинтересно.

Я не вижу смысла разговаривать с учителями лично, потому что чаще всего это смахивает на уговоры, а родитель находится в роли просителя. У нас в классе есть родители, которые ходили к каждому учителю, знакомились, приносили конфеты, разговаривали об успеваемости - никогда этого не понимала.
Я вижу задание в дневнике, дети его сделали. Дальше я вижу оценку и читаю рабочую программу. Учитель не должен так оценивать это задание. У учителя есть начальник, который и должен разбираться в этой ситуации, чтобы больше она не повторялась в других классах.

Во время моего последнего конфликта со школой директор меня спросила - почему Вы не пришли ко мне, почему не рассказали о том, что происходит. Поэтому я искренне считаю, что оказываю школе услугу, когда сообщаю о неподобающем поведении учителей, а не беседую с ними.

Приведу Вам другой пример - тот же учитель технологии на уроках пьет чай с печеньем и другой едой. Ну вроде почему бы нет, учитель тоже человек. Ну а дети + не люди что ли? Слюной заливаться. Об этом тоже надо было с учителем говорить? Я просто упомянула это в разговоре с завучем - все, дети больше не в слюнях.

Это хорошо, что у Вас другой опыт и отлично, что у детей нет проблем в школе. Я искренне рада за родителей и детей, которые мирно проходят всю школу.

Странно, что читатели так буквально воспринимают текст о комиссии. Это официальная формулировка школы, потому что просто отменять оценки они не имеют права. Нельзя просто взять и удалить что-то из дневника, потому что это документ.

30
Юлия Семенюк

Александра, да нет, я как раз понимаю, что Ваша позиция не совпадает с моей - так бывает. Я привожу аргументы в защиту своей позиции, не перехожу на личности, не проявляю агрессию :-)

Не срача ради - я ничего не имею против увольнения учителей и нигде об этом не писала и не говорила. Но я против работы в первом классе как в перевалочном пункте. И я бы хотела, чтобы в начальной школе у детей был один учитель, а не каждый год новый, но при этом я совершенно отчетливо понимаю, что школа не может это гарантировать.

Возиться с первоклассниками и помогать им - это работа учителя. И зарплату учитель начальных классов получает не только за уроки - посмотрите должностные инструкции.

Заранее извиняюсь, я дальше Вам отвечать не буду - это неконструктивно.

29
0
Родинка под носом

Большинство моих страхов и комплексов перешли во взрослую жизнь из школы.. конечно, к старшим классам большинство вопросов решилось , но в средних - драки, буллинг, унижения - это практически норма для этой страны. Ни за что не пожелаю такого своим детям.

29
Юлия Семенюк
Автор статьи

20.03.22, 10:45

Отредактировано

Родинка, я из своей школы не помню унижений и драк, наоборот были достаточно теплые отношения между мальчиками и девочками. Мальчишки провожали девочек до дому, оберегали. Я сменила 5 школ из-за разных жизненных обстоятельств - и ко мне очень хорошо относились как к новенькой. Последняя школа была непростая - гимназия, там было много детей из очень обеспеченных семей. И я помню, как постоянно чувствовала себя неловко перед одноклассниками, потому что жили мы достаточно бедно, одевались в секонд-хенде, и не могла себе позволить многое из того, чтобы было у одноклассников. И вот этот комплекс точно остался со мной до взрослой жизни. Наверное, поэтому я никогда не мечтала отдать детей в крутую школу..

Еще я очень хорошо помню, как боялась учительницу по математике, потому что она ругалась и орала, а я просто не могла понять, какие-то задачи.

И да - я тоже очень хочу, чтобы мои дети через такое не проходили.

15
Наталья

Родинка, А почему вы решили, что это существует только в нашей стране? В любой есть эти проблемы.

5
Юлия Семенюк

Prue, это не была ирония, и я не пыталась Вас поддеть или задеть. Я просто пересказала то, что слышала от родителей одноклассников. Я не знаю, как объяснить, что дело не в оценке, а в самоуправстве и несправедливости. Для меня - это все события одного порядка, собственно поэтому я про туалет и живопись сказала :-) для меня это все несправедливость и унижение, которых быть не должно. Дети - это такие же люди, как и взрослые. А школа - это работа. Вот прикиньте, выполнил человек какой-то проект, а заказчик говорит - "не, это полное фуфло, не буду платить". Разве человек просто молча уйдет? Или всё-таки начнет выяснять детали? Ну или прикиньте в офисе а туалет не пустят или по часам заставят туда ходить. Вы понимаете мою глобальную мысль? Или все так же об оценках? (Вот здесь ирония в последнем предложении)

27
0
Артур
Герой

16.03.22, 14:35

Отредактировано

Мне кажется дистанционное обучение + внешкольные кружки - это был бы для вас (как и для большинства россиян) самый правильный путь в этой ситуации.
Бороться со школьной системой почти бессмысленно, она, как вся наша страна, просто перемалывает любого человека.

23
Юлия Семенюк

Артур, я только за, но, к сожалению, у моих детей не хватает мотивации на самостоятельное обучение. Они могли бы учиться, если бы я все время присматривала и проверяла, а у меня нет на это сил и желания тоже нет. Дочь моей подруги во время коронавирусных ограничений заканчивала школу, и я ее спросила - не хочет ли она учиться дальше дистанционно. Вполне себе взрослая девочка 17 лет, отличница сказала - да что Вы, я вообще не смогу, очень быстро все заброшу. Моим детям всего 12...

28
Юлия Семенюк

Александра, надомное обучение сейчас огранизовано в дистанционном формате - никто никуда не ходит. И дело тут даже не в оплате, а в отношении к этому труду. На мой взгляд свою работу надо делать хорошо или искать другую работу, если уже нет сил делать хорошо. По поводу труда - это от вседозволенности, которой тоже в школе быть не должно. Учитель не может ставить оценки за цвет глаз или оформление, потому что есть правила, и из надо соблюдать. И чаще всего в школе все начинается именно с мелочей, которые потом накапливаются как снежный ком.

21
0
Не Он
Герой Т—Ж 🏆🏅💫

А теперь, пожалуйста, какие есть обязанности у детей.
И как защитить права учителей, когда малолетние самизнаетекто ведут себя неподобающе

20
Юлия Семенюк

What, с этим я тоже согласна и понимаю, что учителя практически никак не могут справиться с малолетними хамами. Это огромная проблема современной школы и воспитания детей. Я не знаю, как защитить права учителей, и я не знаю, что им делать, когда дети грубят, отказываются давать дневник и прочее. И я правда считаю, что это очень тяжёлая и плохо оплачиваемая работа, но они ее выбрали сами и потому должны делать хорошо. А дети не выбирают, ходить ли в школу, не выбирают предметы и учителей - это их обязанность. К сожалению среди учителей много тех, кто просто не может найти другую работу и самоутверждается за счёт детей, особенно пока они маленькие. Потому что старшеклассников так просто не пообижаешь. Я считаю, что вся система среднего образования у нас отстаёт от реальности. Мы живём в новом мире, но все время вспоминаем "а вот в мое время".
Но кстати я бы с удовольствием почитала статью на тему "как защитить свои права, если ты учитель, а ученики - хамы".

63
Tasha Metress

Юлия, статью по вашей последней фразе писать не буду - отвечу просто: есть такие обычные человеческие качества, как доброта, отзывчивость и чувство юмора - они растопят сердце любого ученика- хама...

2
Дарья Гречанникова

Tasha, не правда. Не растопят. Это идеалистичный мир. Ребёнок плюёт в лицо другим детям, родителям плевать, учитель может погрозить пальчиков, вызвать родителей, обратиться к завучу и социальному педагогу. Всё. И никакой тут чувство юмора и отзывчивость не помогут.
Я шла в профессию с мыслью, что да если любить детей, то всё получится. Но это идеальная картинка, в жизни всё намного сложнее. И безнаказанность ведёт к таким последствиям.
Я за мягкой методы, но иногда необходимо наказание и ребёнок должен понимать, что могут быть последствия агрессивного поведения. А если последствий никаких, то дети и продолжают так себя вести.
Я люблю свою работу и благодарна судьбе, что например, таких ситуаций у меня не возникало. Но если возникнет, я наверное, побегу из школы, роняя тапки.

4
tashabayer78

11.01, 17:00

Отредактировано

Дарья, я написала то,что основно на моем собственном, вот уже 23-летнем, опыте работы учителя в обычной общеобразовательной школе. У меня именно так все эти годы складываются отношения с ребятами, даже самыми "трудными". И именно такие ребята (причем в большинстве) , став взрослыми, приходят навестить меня накануне 1 сентября , Дня учителя или моего Дня рождения - и это огромный показатель лично для меня. Со многими выпускниками я дружу на протяжении десятилетий: вместе ходим на концерты,в театры,на выставки... А самый 'неуправляемый школьный хам, гроза всей школы, гопник', стоящий на учёте в ПДН , а ныне владелец автомастерской, несколько лет назад в течение полугода дежурил ночами у моей больничной кровати, давая возможность моим родителям и дочери отдохнуть хотя бы ночью. Другие выпускники, безусловно, тоже навещали. А этот мог позволить быть ночью в больнице, потому что сам на себя трудится и утром ему не надо спешить на работу. И спрашивается: оно ему надо было ? Ради чего он тратил свое время на чужого человека?
Вот такой вот "идеалистичный мир" существует в моей реальной жизни. Это самый яркий пример. А "по мелочи" их очень много можно привести в пример.

2
Дарья Гречанникова

tashabayer78, ну значит все остальные педагоги, кого хамы ни во что не ставят, просто непрофессионалы и нечего им делать в школе. Достаточно лишь любить всех детей и, конечно же, он вдруг сразу же осознают, что плевать в других не стоит, и курить по туалетам не нужно.
Я не сторонник жëстких мер, но я убеждена, что любви недостаточно. Если ребёнок нарушает все нормы, не уважает окружающих, применяет насилие, должны быть санкции. А санкций в современной школе нет никаких.

2
0
miss Leo

Автором я восхищена, но сколько же нужно на это времени и энергии, даже не представляю 🙈

18
Юлия Семенюк

Леона, знаете, это как с зачеткой - сначала ты работаешь на зачетку, а потом она на тебя. Я очень надеюсь, что теперь мы со школой будем хранить вежливый нейтралитет. Они не будут грубо нарушать правила, а я - разбираться по мелочам. Дети, к счастью, подросли и тоже могут в каких-то ситуациях за себя сами постоять - главное, чтобы это не переходило в хамство и неуважение.

11
miss Leo

Юлия, да, я понимаю о чем вы говорите. Я сама люблю всякие жалобы и претензии понаписывать, считаю, что людей нужно приучать в таком формате корректно взаимодействовать, а не по закуткам тихушничать и возмущаться нарушением своих прав. Но вы правильно где-то написали в комментариях, если бы работали в офисе, может быть на какие-то моменты забивали, и здорово, что есть время и силы отстаивать права своих дочерей. Я вот тоже школу вообще всячески не люблю и максимально дистанцировала себя от обучения дочери, участвую только формально, и включаюсь только когда есть какие-то проблемы, но не в такой мере как вы. Как представлю, сколько нервов на это нужно затратить - хочется еще больше под одеялко )))
Очень надеюсь, что школа как система и институт будет меняться и приобретать гуманное лицо, а не этот оскал советского наследия.

6
Юлия Семенюк

Мария, в смысле приучаю? им 12,5 лет, они вполне самостоятельные - готовят еду, убирают в квартире, делают домашнее задание, меняют постельное белье, ну и так далее.

Если честно, я не заметила негатива в комментариях. Есть мнения, отличные от моего - это нормально, иначе и быть не может. Но судя по опросу, большинство читателей предпочитают защищать и поддерживать своих детей.

Конечно, дети перенимают позицию родителей. К сожалению, мне нечем восхищаться в нынешней школе. Но детям там неинтересно не из-за моей позиции, а из-за школьной программы и особенностей преподавания.

Я не вмешиваюсь во всех остальных ситуациях :-) когда они получают тройки по предметам, которые можно объективно оценить, когда ссорятся с друзьями, когда получают замечания в дневник, когда выбирают - участвовать или нет в общественной жизни, когда выбирают себе дополнительные занятия и можно продолжать этот список еще долго.

Я вмешиваюсь, когда детей унижают, оскорбляют, или школа грубо нарушает правила.

18
0
Инфантильные брыли

20.03.22, 11:18

Отредактировано

Автор - Вы большущая молодец!!! Не слушайте этих, простите за выражение, терпил, которые могут вас даже осуждать - у них просто самих кишка тонка вступать в бой за права своего ребёнка!!!! Горжусь вами! Сил вам, терпения и ресурса!!!! Вы - мой герой

17
Юлия Семенюк

Инфантильные, всегда есть разные мнения - мы же не в вакууме живем. Я очень стараюсь слушать и принимать мнения, отличные от моего.

Спасибо за пожелания :-)

5
0
כסף לפנים

Окончил школу почти 6 лет назад, родителям особо некогда было разбираться в моих школьных проблемах, вмешивались они только в исключительные. Впрочем, мать была прокурором и научила решать многие ситуации, некоторые из них прям четко помнятся все еще

1. Как, наверное, почти везде - поборы. Наш классный руководитель, завуч и замдиректора в одном лице, ежемесячно трясла с учеников, то 200, то 500 рублей пожертвований в фонд школы. Они как бы были и добровольными, но классрук часто прибегала к психическому давлению, что переведет неплательщиков в самую убогую школу в районе, для "отсталых", что заправлять классный принтер будет их слюнями и слезами.
Мать объяснила, что оснований на эти поборы нет, и ничего мы сдавать не обязаны. Когда классрук переключалась на меня, я говорил, что если взносы идут в фонд школы, то почему этот фонд юридически не зарегистрирован, как положено. Обычно этого хватило, чтобы она сменила тему, а когда нет, то говорил, что прокуратура будет рада проверить взятки в фонд, которого по факту нет. Ведь заносы денег учителям, в "фонд" без регистрации по закону считаются взяткой. Сначала одноклассники недоумевающе смотрели на мои споры с классруком, потом многие так же перестали сдавать деньги.

2. Школа рисовала оценки для статистики. В какой то момент стал замечать, что в электронном дневнике появлялись оценки, которых я не получал, более того иногда в дни, когда меня и в школе то не было. Оценки появлялись далеко не всегда положительные, личные попытки узнать от учителей за что они, заканчивались ответом якобы я сам должен знать за что получал оценку. Сначала я проигнорировал это, но когда по одному из предметов средний балл в один день упал с 4.8 до 3.7 вмешаться пришлось матери. Ей учителя и завуч отвечали, что понятия не имеют, так как оценки были выставлены давно. Когда мать сказала, что тогда затребует через департамент образования все отчеты по моим проделанным заданиям и работам на уроках, за которые появились оценки, то в тот же вечер из нарисованных оценок пропали все отрицательные. Уже ближе к выпуску, одна из учителей призналась, что их заставляли рисовать оценки для определенной планки отчетов по школе.

3. Одна из учителей неформально отказывалась вести у нашего класса уроки. Они числились в ее и нашем расписании, но в начале нашего урока она просто демонстративно вставала и уходила, в конце приходила собирала домашнее задание и давала новое, на этом ее учительские способности заканчивались. Родители требовали от директора отстранить ее от преподавания в нашем классе, директор обещала все решить, по итогу при наблюдении директора преподаватель нормально провела два урока, и все продолжилось. Далее родители обращались в районную администрацию и департамент образования, для представителей оттуда она так же провела несколько нормальных уроков, а далее продолжила игнорировать наш класс. Это продолжалось до конца учебы, и с этой проблемой ничего решить так и не смогли. Уволить учителя директор и департамент образования не могли, ибо при них уроки она проводила идеально, другие классы не жаловались на нее, да и еще она имела кучу учительских наград и учеников олимпиадников.

17
Юлия Семенюк

כסף, а Вас не задевало, когда она переходила на личности и спрашивала деньги лично с Вас?

Сейчас школа всячески дистанцируется от сборов денег, в начальной школе мы даже подписывали какие-то бумаги, что школа ничего с нас не вымогает. Деньги собирает родительский комитет, а на что они их тратят - это вроде как их личное дело.

С мамой-прокурором, наверное, сложно спорить :-))

8
כסף לפנים

Юлия, в школе даже не задумывался, почему деньги трясли с детей, а не напрямую с наших родителей. Сейчас в принципе понятно, что на детей было проще надавать и родители вряд ли бы ходили разбираться из-за 200-500 рублей

Насчет мамы прокурора тоже допускаю, что все проблемы решались быстро, в основном, по этому. Но главное было создать прецедент для остальных, как с деньгами и оценками, пока я и моя мать не стали разбираться, другие попросту не собирались проявлять инициативу в этом, потом мнение одноклассников и их родителей сменилось, стали поднимать вопросы на собраниях, как и классных, так и родительских, что за фонд школы такой, что за оценки о которых учителя не могут отчитаться детям и тд

10
Биполярная Звезда

20.03.22, 14:30

Отредактировано

Prue, зря вы думаете, что несправедливая двойка ни на что не влияет. Таким образом учителя-самодуры воспитывают в человеке заниженную самооценку, комплекс жертвы, ощущение выученной беспомощности, приучают вопринимать мир с точки зрения: "Кто сильнее/авторитетнее, тот и прав"
Автор, Вы большая молодец, я восхощаюсь Вами и жалею, что когда мой сын был школьником, у меня не было ни времени, ни сил, ни уверенности в себе. Российская школа в большинстве случаев - это натурально концлагерь, воспитывающий ощущение бесправности. Такие родители, как Вы, и двигают прогресс в этих заведениях.

16
0
Екатерина

Это полный кошмар. Обнаглевшая администрация школы, вы молодец, что не закрыли глаза на все, как остальные мамаши. Раньше для поступления в первый класс надо было знать алфавит и первые 10 цифр, теперь надо ходить со своим адвокатом.
У нас были только постоянные сборы денег нереально активным родительским комитетом, весь состав которого я искренне ненавидела. В первом классе сразу сказала, что денег ни на что не дам, поэтому ненависть была вполне взаимной. Подарки ребенку начала покупать сама, потому что вручали их, выстраивая детей в шеренгу, и я не хотела, чтобы ребенка обходили. А подарки, выбранные родкомом, наводили ужас и уныние. Помню, как брелок для ключей рассыпался в руках, а шоколадка оказалась в белом налёте. С администрацией один раз был открытый конфликт, когда классе в седьмом кто-то начал приносить в школу вшей, а администрация стыдливо молчала. Меня тогда до глубины души поразило, что никто не пошел возмущаться или жаловаться. Не помню, куда я тогда обращалась, по-моему, сразу в мэрию, но школу, к счастью, закрыли на карантин, а потом наняли медсестру, чтобы ходила по классам и осматривала детей.

14
Юлия Семенюк

Екатерина, деньги я сдавала, я даже как-то приходила класс убирать в начальной школе... Я даже не возмущалась, когда моим детям не дарили подарки, потому что они родились летом - и как-то всегда сложно с поздравлениями таких детей.

Меня больше всего поразило, что когда я обратилась к родителям, чьи дети тоже пострадали от этого мальчика, они все отказались идти разбираться. И подписывать жалобу тоже отказались. Более того они сказали, что я настраиваю родителей против друг друга, а дети сами виноваты. После этого я перестала общаться в родительском чате.

13
Екатерина

Юлия, мне тоже так говорили. И что воду баламучу, и преувеличиваю, и доучиться ребенку спокойно не дадут. Больные на голову.

9
0
Alexander Mig

Что ж, круто. Школа и правда может быть очень жестоким местом.

13
0
Дмитрий Сергеев

Юлия, вы молодец! Побольше бы таких принципиальных родителей как вы!

13
0
Надежда Антонова

Юлия, полностью поддерживаю Вас.

У меня в 90-е чего только не было в школе... Сначала я жаловалась родителям, потом классному руководителю. В итоге всем надоело решать мои проблемы, и мне пришлось решать их самой, часто неправильно или безрезультатно.

Само наплевательское отношение взрослых к тебе, в такие моменты, накладывает отпечаток на всю оставшуюся жизнь - если самые близкие наплевали на тебя, то и ты затем наплевательски относишься к себе. Ощущение, что ты никому не нужен, безразличен - это становится препятствием, боишься всего - за тебя ведь некому заступиться. Для взрослых проблемы ребёнка кажутся мелочью, а для ребёнка, на данный момент, это вся его жизнь.

Мне сейчас трудно отстаивать права моих детей, конфликт для меня - это самый большой страх из детства. Окружение считает меня стрессоустойчивой, а я просто избегаю конфликтов как могу. Спасибо Вам за вашу статью!

13
0
Elona

Дорогие учителя, если Вы тоже прочитали эту статью, хочу поделиться своим открытием: самый лучший способ усмирить хамоватого ученика - стать ему другом. А родители в первую очередь - наши главные союзники. Восхищаюсь всеми, кого жизнь привела работать в школу. Это тяжелый труд. И главное, ученики - учениками, родители - родителями, администрация - администрацией, а берегите своё здоровье.

11
0
Анастасия

Позиция автора понятна, но почти у каждой истории, особенно про оценки, наверняка есть вторая сторона. Например, могу предположить, что оформление тетрадей могло обсуждаться в классе подробнее, со всеми требованиями, а плохие оценки были в воспитательных целях, чтобы ученики переделали. Можно говорить, что учитель пишет задание в электронном дневнике, и там деталей не было, но внимательность учеников к поставленным задачам не стоит сбрасывать со счетов. К тому же, в тексте не упоминается, сделал ли кто-то это задание правильно, если да, то оно, скорее всего, было озвучено полностью.

В моем классе в начальной школе тоже была девочка, проблемы которой решала мама. С учителями разбиралась, с одноклассниками, переводила в параллельный класс и т.д. В итоге это только испортило отношение детей к девочке на все годы средней школы, с ней почти не общались - никому не хотелось разбираться со взрослой мамой, если что-то пойдет не так. Надеюсь, подобная ситуация не случится с вашими детьми.

И где-то в комментариях было обсуждение, что школа мало что может сделать при конфликте учеников. Насколько я знаю, в США школа имеет право отстранить ученика от учебы на определенный срок за повторяющееся плохое поведение. И такой подход кажется адекватным, в том числе с юридической точки зрения, да у ученика есть право обучаться, но если его поведение не ущемляет права остальных учащихся, мешая их обучению. Жаль, что наши школы не могут так поступать.

10
Биполярная Звезда

Анастасия, оценки должны выставляться не как учителю от настроения захотелось, а согласно разработанному Положению об оценивании, и что-то я сомневаюсь, что в этот документ можно внести пункт "В воспитательных целях"

9
Юлия Семенюк

Анастасия, двойки получили 2/3 девочек (у мальчиков технология проходит отдельно). Двойки в воспитательных целях учитель ставить не должен, потому что воспитывают детей родители, а в школе учат.

У меня двое детей в одном классе - им изначально проще, и они больше общаются друг с другом. Поэтому историю "про не будет друзей из-за мамы" применить сложно. Ну а потом дети растут и вряд ли отношения в начальной школе остаются такими же в старшей школе. И есть ещё один момент - я всегда спрашиваю детей, хотят ли они, чтобы я вмешалась.

По поводу отстранений - я только за была бы. Но в нашей школе это невозможно, как и выбор интересных курсов и многое другое.

9
Юлия Семенюк

Андрей, не-а, ваще не смущает!

10
Юлия Семенюк

Сергей, педагогическое - да, есть. У меня даже опыт работы есть и запись об этом в трудовой книжке.

А теперь открою Вам глаза - у многих работающих в школе учителей среднее образование, а у тех, у кого высшее - иногда оно непрофильное. И эта информация доступна на сайте школы - там всегда можно посмотреть, кто учит ребенка.

Про Вашу стихию, опыт и общее впечатление делать выводы не буду, я же вежливая, и на личности не перехожу.

9

Сообщество